Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из камня и дерева





Верхний замок (детинец) — укрепленный центр Полоцка XI— XVII вв., занимал площадь более 9 га на правом берегу Западной Двины, при впадении в нее р. Полота. Замок был окружен валом и деревянными стенами с 9 боевыми башнями (XVI в.). Самая большая — Красная (Королевская) башня была каменной, остальные — деревянные. В середине XI в. здесь был построен Софийский собор, в XII в. — храм архангела Михаила, а в северной части замка -тт. княжеские палаты. За крепостными стенами находилось 130 дворов богатых горожан, двор воеводы, два монастыря. Жилая застройка города формировалась стихийно. Извилистые узкие улицы были вымощены бревенчатыми мостовыми на лагах.

Верхний замок известен по гравюрам и литературным источникам XVI—XVII вв. и археологическим исследованиям советского периода. Археологами выявлено множество артефактов: изделия из железа, кожи, керамики, стекла и кости, ювелирные украшения, уникальная каменная иконка «Константин и Елена».

Верхний замок был сожжен в 1563 г. в ходе Ливонской войны, затем восстановлен по приказу царя Ивана IV Грозного, захватившего Полоцк. В августе 1579 г. замок был разрушен при осаде Полоцка войсками Стефана Батория, отвоевавшего город, затем восстановлен. Верхний замок как административный и оборонительный центр города существовал до XVII в. Нижний замок (Стрелецкий) был построен по приказу царя Ивана IV Грозного на месте Великого посада, восточнее Верхнего замка, после взятия Полоцка русскими войсками в 1563 г. Он занимал площадь 6 га, был укреплен рвом, валом длиной около 600 м, деревянными стенами и башнями. С восточной стороны замок примыкал к Верхнему замку и соединялся с ним мостом.

Полоцкий историко-археологический Национальный заповедник В 1967 г. в Полоцке был основан историко-археологический заповедник в составе территорий Верхнего и Нижнего замков и Со­фийского собора. В 1985 г. в заповедник включены все памятники археологии, истории и культуры города, а также краеведческий музей. В 1990 г. заповедник получил статус республиканского, в 2000 г.—Национального заповедника.

Сейчас его площадь составляет около 1,8 кв. км, число экспонатов превышает 82 тыс.

В составе комплекса заповедника находятся объекты древних и средних веков, нового и новейшего времени: Заполотье — селище I тыс. до н. э.; селище и городище VI—VIII вв.; Верхний и Нижний замки; Спасо-Евфросиниевский женский монастырь; фундаменты храма-усыпальницы XII в. и комплекса Бельчицкого Борисоглебского монастыря; Свято-Богоявленский мужской монастырь; Братская школа XVIII в.; так называемый дом Петра I; Евфросиниевская церковь XIX в. и Крестовоздвиженская церковь XIX—XX вв.; остатки бывшего иезуитского коллегиума.

В Национальном заповеднике действуют музеи: белорусского книгопечатания, истории архитектуры Софийского собора, музей- библиотека Симеона Полоцкого, краеведческий, боевой славы, музей- квартира Героя Советского Союза 3. Туснолобовой-Марченко, музей традиционного ручного ткачества Поозерья, стационарная выставка Прогулка по Нижне- Покровской», а также детский и природно- экологический музеи.

 

5. Назвать особенности гродненской архитектурной школы. Охарактеризовать техник} возведения Коложской, Пречистенской и Нижней церквей в Гродно.

ГАШ представлена тремя церквями в Гродно, недостроенной церковью в Волковыске, храмами в Новогрудке, Минске и др.городах. ГАШ - сформирование и строительство памятников относятся к 12в.

Характерные черты ГАШ:

1. Использование в ровнослойной кладке плинфы (плоского кирпича)вместе с отшлифованными камнями и декоративной плиткой;

2. Наличие кувшинов (горшков)-голосников, в мурованных в стены для лучшей акустики;

3. Использовались фрески и мозаики для украшения;

4. Использовался декоративный природный камень (колотые, отесанные, полированные валуны), геометрические композиции из полихромных майоликовых плиток;

5. Покрытие крыши свинцом;

6. Пол выкладывался плиткой жёлтого, зеленого, коричневого цвета.

> Гродненская Борисоглебская (Коложская) церковь-памятник каменной древнерусской архитектуры — образец самобытной архитектурной школы, сложившейся в Гродно в XII в. Церковь построена во 2-й половине XII в. из кирпича на высоком правом берегу Немана, рядом с Замковой горой, близ Старого замка. Ее особенностью является широкое использование местных строительных материалов, керамики и элементов народного прикладного искусства. Название церкви считается связанным с именами князей — основателей храма Бориса и Глеба Всеволодовичей. Церковь была восстановлена в начале XVI в. после разрушения крестоносцами, а также в XVII в. Здание храма было также частично разрушено в 1853— 1859 гг. в результате оползней (часть западной стены и своды), затем снова частично обрушилось (южная сторона) в 1889 г. В конце XIX в. разрушенные части церкви были заменены деревянными, а все здание накрыто двускатной крышей с маленьким куполом.

До настоящего времени сохранились северная и часть западной стены, апсида со сводами и два западных межнефовых столпа. Замечательный памятник древнерусского и византийского церковного зодчества представляет собой 6-столпную крестообразную 3- апсидную 3-нефовую крестово-купольную базилику размерами 21,5 х 13,5 м с толщиной стен около 1,2 м. Фундамент храма глубиной 1,5 м сложен из валунов. Стены сложены из плинфы в технике равнослойной кладки, на торцах некоторых кирпичей имеются знаки. В верхней части стен — узкие оконные проемы с перемычками. Фасады церкви украшены вставками из неотесанных и полированных разноцветных валунов, цветными майоликовыми плитками 16 типов. Из плиток также выложены декоративные кресты на стенах.

В верхних частях стен и сводах имеется множество керамических кувшинов- голосников, улучшающих акустические качества храма.

Пол церкви первоначально был выложен из керамических глазурованных плиток различной конфигурации (фрагмент XII в. со­хранился в боковой апсиде). Древняя фресковая живопись на внутренней поверхности стен не сохранилась. Уникальный памятник древнерусской архитектуры нуждается в реставрации.

> Пречистенская церковь XII в. — один из ряда архитектурных памятников Гродненской школы зодчества. 6- столпный 3-нефный храм размерами 12,5 х 3,8 м имел 3-и прямоугольные в плане апсиды со срезанными углами. Столпы квадратного сечения также имели скошенные углы.

Стены метровой толщины были сложены насухо из плинфы. В апсиде они сохранились до высоты 1,5 м. В верхние части стен и своды церкви были вмурованы керамические кувшины-голосники. Стены опирались на фундамент с глубиной заложения 0.6 м, из небольших валунов.

Фасады здания декорированы лопатками, майоликовыми плитками квадратной и трапециевидной форм, вставками из отесанных полированных валунов. Пол храма был выложен майоликовой полихромной плиткой различной формы, аналогично рисунку пола Нижней церкви. Его остатки обнаружены в юго-западной части здания.

Пречистенская церковь была разрушена во время пожара около 1654 г. Остатки храма обнаружены археологами в 1980 г. на территории Гродненского монастыря базилианок.

> Сохранившиеся развалины Нижней церкви (XII в.) по композиции конструктивных особенностей и декоративному убранству близки к Борисоглебской церкви. Храм находился в центре Гродненского Старого замка.

Остатки западной и южной стен высотой 2—3,5 м, фрагменты подкупольных столпов и элементы декора были обнаружены под развалинами Гродненской Верхней церкви (XIV в.) в ходе археологических раскопок, проведенных в 1931—1937 гг. и 1949 г.

В 1183 г. церковь сгорела, о чем свидетельствуют найденные куски оплавленных в огне свинцовых листов крыши. В результате пожара и слабой конструкции фундамента до середины XIII в. церковь разрушилась. По остаткам стен можно заключить, что это было 6-столпное одноглавое здание размерами 16,8 х 11,6 м с 3-я апсидами (две боковые апсиды находились в толще восточной стены) и срезанными углами (как у подкупольных столпов) 3-нефный храм.

Стены были выложены из плитняковой плинфы со вставками из отесанных валунов, в их верхних частях вмурованы кувшины- голосники. Фасады и интерьеры декорированы вставками из полихромных майоликовых плиток и большими шлифованными камнями различного цвета, что придавало им живописность. Сохранились остатки пола из майоликовых плиток 17 видов различного размера, желтого, зеленого и коричневого цвета, сложного геометрического рисунка. Церковь не имела фресковой росписи. В юго-западном углу имелись кирпичные витые всходы, ведшие на хоры церкви.

Археологи обнаружили фрагменты богато украшенной стенки алтаря, позолоченные медные листы с выгравированными на них изображениями апостолов и святых в обрамлении кругов с растительным и плетеным орнаментами, остатки колокола с рельефной надписью и другие части предметов культа.

 

 

6. Дать краткую характеристику памятникам архитектуры XII века - Борисоглебской церкви в Новогрудке, Благовещенской церкви в Витебске.

Новогрудская Борисоглебская церковь — памятник архитектуры XII—XVII вв. Храм находится в историческом центре города, на ул. Почтовой. Архитектурно-археологические исследования особенностей древнего сооружения проведены археологами во 2-й половине XX в.

Первоначально здесь, на месте языческого капища, в 1-й половине XII в. была возведена православная церковь. По своему типу эта культовая постройка принадлежала к самобытной полоцкой архитектурной школе зодчества. Стены храма были сложены из известняковых квадров и плинфы, в них вмурованы кувшины-голосники, вокруг церкви позже была сооружена галерея из плинфы в технике муровки «со спрятанным рядом», характерным для полоцкой школы зодчества.

Интерьер церкви был расписан фресковой живописью, пол выложен майоликовой плиткой различной конфигурации. Крыша имела покрытие из свинцовых листов.

В начале XVI в. церковь полностью перестроена в оборонительный храм. Фрагменты стены первоначального здания стали частью фундамента новой Борисоглебской церкви. Было возведено 4-столпное здание зального типа, со сторонами 14 х 14 м, в плане близкое к квадрату, с 5-гранной апсидой. В 1-й половине XVII в. церковь подверглась реконструкции. Здание было достроено с западной стороны новой частью главного фасада с двумя зубчатыми башнями. Башни имели также бойницы и выполняли оборонительные функции.

В XIX в. фасады здания были значительно перестроены: пристроен притвор, завершения башен получили вид невысоких граненых шатров с маковками и кокошниками в основании, В 3-нефном интерьере храма сохраняются цилиндрические своды начала XVI в. Центральный неф завершен мурованным позолоченным иконостасом XVIII в.

Наиболее значительным памятником культовой архитектуры раннефеодальной эпохи на территории Беларуси является Благовещенская церковь в Витебске.

Храм построен в середине XII в. на левом берегу Западной Двины, на месте бывшего ремесленно- торгового посада Нижнего замка (ныне Площадь 1000-летия Витебска). Архитектура Благовещенской церкви представляла собой образец трансформации в местных условиях византийского зодчества, которое наряду с монументальным и прикладным искусством Византии. В 1129 г. шестеро полоцких князей династии Изяславичей были захвачены киевским князем Мстиславом Владимировичем и сосланы в Константинополь, откуда возвратились на родину в 1140 г. С собой они привезли греческих зодчих, которые построили Благовещенскую церковь, привнеся в древнерусскую архитектуру Полоцкой школы зодчества ряд специфических черт.

Церковь представляет собой тип 6-столпного крестово- купольного 3-апсидного храма на высоком цоколе, сложенного в технике, где горизонтальный ряд тесаных блоков из желтого песчаника чередовался с 2—3 рядами тонкой плинфы. Длина храма составляла 18 м (с апсидой — 21 м), ширина— 11м, толщина стен — 1-1,5 м. Внутреннее пространство церкви членилось на 3 нефа. Средний, наибольший, имел сводчатые перекрытия, боковые — крестовые своды. Боковые нефы оканчивались полуциркульными нишами. Апсида имела трапециеобразную форму, что является единственным случаем в древнерусском зодчестве. В западной части храма находились хоры, к которым вела лестница в толще фасадной стены.

Главным фасадом храм обращен к Западной Двине. Стены фасада были декорированы полуциркульными нишами переходившими в верхней части в плоские арки. К южному и северному фасадам были пристроены небольшие притворы.

Интерьер церкви был богато украшен фресками XII в., которые, однако, не сохранились. Фрагмент фрескового изображения воина с древнеславянскими буквами был снят с портала главного входа. Сейчас он находится в экспозиции Витебского областного краеведческого музея.

Архитектура Благовещенской церкви оказана заметное влияние на полоцкое зодчество XII вв первую очередь на планировку зданий и использование небольших дополнительных алтарей на хорах.

Церковь многократно подвергалась перестройке. В начале XVII в. она стала униатским храмом, в середине того же столетия перестроена. После двух перестроек в XVIII в. здание приобрело черты стиля виленского барокко. В 1812 г. французская армия устроила в церкви склад боеприпасов.

В 1831 г. храм был возвращен православной церкви. Во 2-й половине XIX в. храм подвергся реконструкции и приобрел характерные черты древне-русского стиля.

Благовещенская церковь уцелела во время Великой Отечественной войны, но была взорвана в декабре 1961 г. в ходе кампании борьбы с религией. В 1977 г. осуществлена консервация ее руин. В 1992 г. исторический храм был восстановлен (архитектор Г. Лаврецкий). В сентябре 1998 г. Витебскую Благовещенскую церковь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

7. Дать краткую характеристику Каменецкой башне, как примера оборонной архитектуры на территории Беларуси в XIII веке. Изложить историю название «Белая вежа». Перечислить башни аналогичные или близкие Каменецкой.

Каменецкая башня - один из главных символов Беларуси - уникальный памятник оборонного зодчества второй половины XIII в., сохранившийся до нашего времени в районном центре в 39 км на север от Бреста - в Каменце. Каменецкая оборонно-сторожевая башня известна как Белая вежа. Основал башню князь Владимир Василькович Волынский, потомок Владимира Мономаха, внук знаменитого Романа Мстиславовича и не менее знаменитого дяди — Даниила Галицкого. Город Каменец возник как пограничный опорный пункт князя Владимира Васильковича в борьбе против литовского князя Тройдена. В 1276 г. решено было заложить на реке Лесной "град". Для этого важного дела сюда был послан известный "градоруб" Алекса. Строили башню примерно 8-10 лет. Ипатьевская летопись. Итак, крепость была деревянной, а её главное укрепление - высокая башня - каменной.

Сохранность Каменецкой башни. Главная ценность Каменецкой башни в ее удивительной сохранности. Даже на внешней стороне стены сохранилась большая часть кладки возрастом более семи столетий. Стоит она так долго потому, что сделана из особого кирпича, который приготовлен из местной мелкозернистой глины. В специальных деревянных чанах ее перемешивали и взбивали. После этого глина становилась однородной, словно воск. Из нее формировали кирпич, а вдоль Лосны тянулась целая цепочка маленьких кирпичных заводиков, которые сутками обжигали кирпич для будущей башни. После обжига кирпич складывали квадратами и он "доходил" на солнышке еще 3—4 года. Второй секрет долговечности башни — известь. Цемента тогда не было. К строительству годилась лишь та известь, что гасилась в земле от шестидесяти лет до века. Пролежав в земле сто лет, она становилась мягкой и пластичной. Часть извести хорошей выдержки везли из самой столицы. В 1998 г. во время раскопок недалеко от башни нашли небольшое захоронение костей диких животных, среди которых были даже кости бобра. Когда замешивали раствор для кладки, к вековой гашеной извести добавлялась сухая негашеная, яичные желтки и кровь диких животных. Третий секрет - процесс укладки камня. Никогда не строили в дождь или даже в туманную, влажную погоду. На зиму строящуюся башню укутывали — плели солому или даже рогожку, чтобы мороз не прихватил мягкую еще кладку. Весной башню раскрывали и вновь начинали строить. С XIII века до наших дней на башне сохранился родной кирпич. Четвертый секрет — месторасположение башни. Искал для нее место Алекса. Он очень долго ходил, думал, плевал на палец, изучая розу ветров, и нашел-таки самое оптимальное для вечной башни место. И сегодня башня, точно новая. Располагается Каменецкая башня на высоком холме рядом с полноводной когда-то рекой Лесной. Остатки земляных валов и деревянных укреплений, окруженные с трех сторон рвом, а с четвертой - водами реки, были утрачены в XIX в. На 30 метров возвышается величественное строение. Коронованные прямоугольными зубцами мощные стены придают башне подобие большой шахматной фигуры - ладьи. Ниже зубцов просматривается выложенная красным кирпичом лента старославянского узора. Другие декоративные и конструктивные элементы носят отпечаток ранней готики и романской архитектуры.

Характеристика. Башня круглая, с наружным диаметром 13,6 м при толщине стен 2,5 м. Фундаменты, стены и свод башни выполнены из большемерного кирпича. Пять ярусов, или этажей, башни, прорезанные окнами-бойницами, соединялись между собой внутренней деревянной лестницей. Связь между отдельными этажами была не только по внутренней лестнице: с третьего яруса можно было добраться до верхней боевой площадки башни по каменным ступеням, устроенным в стене и освещенным двумя небольшими окнами. Общая площадь этажей превышала 300 кв. м, что позволяло во время обороны разместить на них много воинов. Строение башни - донжон. Строения типа Каменецкой вежи называются донжонами. Донжон - это главная вежа феодального замка, которая служила местом последней обороны и укрытием при нападении врага. Имела помещения для жилья и запасов провианта. Она стояла отдельно от других замковых строений и была рассчитана на круговой обстрел врагов. Такие Вежи характерны для средневековой европейской военной архитектуры. В X веке они распространились на северных и западных землях Европы, в XIII - в Польше, Венгрии, Чехии, Прибалтике. Появились донжоны и на территории современной Беларуси - в Гродно, Бресте, Турове, Новогрудке, Каменце, Полоцке. До наших дней сохранился один - каменецкий донжон.

Каменные и кирпичные донжоны - центры обороны крепостей. Они давали возможность защитникам вести прицельную стрельбу из луков и самострелов, обеспечивая дальний обстрел огромных территорий, были практически неприступными для осадной техники того времени. Интересна древняя кладка, которая применялась при строительстве Вежи. Для неё характерно чередование в каждом ряде «двух ложков и одного тычка». Этот наиболее древний в Европе способ называется вендским.

Каменецкую башню нередко называют Белой вежой. Повелось это с лёгкой руки краеведов XIX в., которые ошибочно считали, что в древности донжон белили. Фактически Каменецкая башня никогда белой не была. Белились только ниши, что размещаются на уровне пятого яруса. Истинный цвет обусловлен цветом кирпича - тёмно-красный и жёлтый. Древние мастера по одной грани сырого кирпича проводили пальцами и оставляли на ней продольные борозды и, называлось это «перчаткой». Предполагается, что эти борозды делались для лучшей прочности кладки. При кладке Каменецкой башни использовались и профильные кирпичи больших размеров, но только для декоративных элементов. Завершает башню декоративная полоса из четырёх рядов кирпичей, что поставлены под углом к поверхности фасада. Древнеславянский орнамент подчеркивает исконность местных строительных традиций.

Филиал краеведческого музея с 1960г. Каменецкая башня приспособлена для размещения филиала Брестского областного краеведческого музея. Ею экспонаты рассказывают о земле Каменецкой и о славном прошлом донжона. На первом ярусе башни представлены архитектура и устройство Каменецкого столпа в конце 13-го века (склады с бочками для воды и продуктов, а также запасов оружия) и триптих, посвященный основанию города. На втором и третьем ярусах демонстрируется экспозиция, составленная из археологических находок. Она показывает развитие экономики, культуры и политической жизни города, который являлся пограничным укрепленным пунктом Волынского княжества. На четвертом ярусе показаны оборонительные сооружения типа "донжон" (отдельно стоящая крепостная башня), возведенные по образцу Белой вежи в Западной Украине и Западной Беларуси, а также в Восточной Польше. Завершает экспозицию пятый ярус, где представлена оружейная мастерская 13-16 веков и ее продукция, широко использовавшаяся средневековыми рыцарями. Башня в Каменце представлена на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она притягивает в Брестскую область тысячи туристов. Лаконичные романтические и раннеготические формы никого не оставляют равнодушными.

 

8. Дать общую характеристику особенностей архитектуры XIV - XVI вв. Перечислить основные архитектурные стили этого времени. Раскрыть особенности возведения Любчанского, Кревского, Лидского замков.

Замок — сложный жилищно-оборонительный комплекс феодала с системой земляных, деревянных или каменных укреплений.

Строительство замков в XIV—XVIII вв. прошло ряд качественных этапов своего развития. Замки подразделялись на две группы: общегосударственного значения — великокняжеские, королевские цитадели (Гродненский Старый замок, Кревский, Новогрудский, Полоцкий и Витебский замки), а также замки частных собственников — магнатов (замок рода Радзивиллов в Несвиже, Гольшанский замок, Мирский замок), шляхты (Любчанский замок), церквей. Замки отличались надежностью своих укреплений, их способностью противостоять вражеским осадам. Многие замки были обнесены деревянными стенами (Гомельский, Могилевский, замки в Радошковичах, Пинске), другие монументальными каменными стеными (Новогрудский, Кревский, Лидский, Мирский, Быховский, Любчанский, Ляховичский, Смольянский.

В оборонительном зодчестве Беларуси в зависимости от местоположения прослеживаются два типа замков: «нагорные», построенные на возвышенностях, и «дольные» - на равнинной местности. Первые «нагорные» - использовали для усиления мощности и неприступности природные холмы, сложный рельеф, крутые берега рек. Замки этого типа возводились до XV в. Некоторые из них возникли как великокняжеские цитадели: Гродненский Старый замок, Кревский, Новогрудский, Полоцкий и Витебский замки. Возвышенный рельеф для строительства частных замков использовали также многие феодалы.

Замки более позднего периода (XVI в.) чаще относились к типу «дольных» и возводились на равнинной или низменной местности. Их окружали земляным валом, крепостными стенами с башнями и рвами с водой. За стенами замка находился детинец с постройками жилищно-хозяйственного и военного назначения.

В строительстве стен замков был распространен способ трехслойной кладки: с двумя кирпичными стенами и слоем бутового камня между ними. Нередко наружные стены возводили из камней- валунов на известковом растворе (Лидский, Кревский замки).

> Кревский замок — один из наиболее известных памятников белорусского оборонного зодчества 1-й половины XIV в., находится в д. Крево Сморгонского района Гродненской области. Замок построен после 1338 г. в два периода, на насыпном холме, окруженном рвом с водой князьями Великого Княжества Литовского князьями Гедимином и Ольгердом. Замок входил в оборонительную линию крепостных укреплений созданную против натиска крестоносцев.

Кревский замок в плане представлял собой неправильный четырехугольник, образованный каменными стенами на 2-метровом фундаменте. Стены шириной 2,5 м, высотой 11—12 м, внизу сложены из камней-валунов, вверху — из кирпича, с двумя угловыми башнями, расположенными по диагонали. Главная, северо-западная большая княжеская башня высотой предположительно в 4 этажа, почти квадратная в плане, выступает за периметр стен. Башня предназначалась для жилища князя, имела тюрьму-подвал внизу. Юго-восточная, также 4-этажная башня была пристроена позже к замковым стенам внутри двора. Окна башен и бойницы крепостных стен имели стрельчатую форму. Въездные ворота размещались в северной стене.

Памятник оборонного зодчества особенно пострадал во время Первой мировой войны 1914—1918 гг. Он более трех лет находился на линии фронта, подвергаясь артиллерийскому обстрелу как опорный пункт немцев.

В 1929 г. польские власти приняли меры по реставрации и укреплению некоторых частей замка.

В наше время остатки руин Кревского замка находятся в состоянии частичной консервации. Исторический памятник включен в туристский маршрут республиканского значения.

> Лидский замок (крепость) — памятник оборонного зодчества XIV—XV вв. в г. Лида Гродненской области. Крепость построена в 1330-е гг. великим князем литовским Гедимином. Она также входила в государственный оборонительный пояс, созданный на западных рубежах Великого Княжества Литовского. Замок поставлен на насыпном холме высотой 5—6 м. Подступы к стенам затрудняли болотистые берега речек Лидея и Каменка, с севера защищал ров, соединявший эти реки, шириной около 20 м. В XVI или XVII в. система предзамковых укреплений была дополнена с востока искусственным озером.

В плане замок представляет собой неправильный четырехугольник со сторонами свыше 80 м, с двумя угловыми прямоугольными башнями по диагонали (северо-восточная и юго-западная, восстановлены в последние годы). В замок вели двое ворот. Толщина крепостных стен внизу составляла 3 м, высота — до 12 м.

Верхняя треть стен замка с боевой галереей и бойницами, ее угловые части, обрамления проемов, декоративные пояса на фасадах, арки и своды сложены из кирпича. Остальной массив выполнен из полевого камня и крупных валунов, промежутки между которыми заполнены каменными осколками на известковом растворе. В архитектурном отношении в остатках замка встречаются элементы готического и романского стиля.

Лидский замок пережил множество осад и штурмов.

В конце XIX в. местные дельцы начали выламывать и продавать кирпич из стен замка. В 1920-е гг. частичные восстановительные работы провели польские реставраторы.

Перед началом Второй мировой войны на территории замка находился склад мин и артиллерийских снарядов.

В 1977—1985 гг. археологи А. Кравцевич и О. Трусов исследовали более половины площади замкового двора (3 260 кв. м), открыв новые факты истории Лиды и ее замка. Раскопки выявили множество остатков оружия и кавалерийской амуниции периода XIV—XVII вв. В собранную коллекцию артефактов входят также орудия труда (топор, серп, рыболовные крючки), бытовые предметы (разнообразные ножи, подковки для каблуков сапог, гвозди, двухзубые вилки, ножницы, кресала, замки, ключи, пряжки, подсвечник и проч.), вооружение (наконечники стрел для луков и арбалетов, шпоры), военное снаряжение. Среди деталей конской сбруи выделяется декоративная серебряная бляха с изображением птицы. Найден также медицинский инструмент XIV—XVII вв. для пускания крови. Среди находок — несколько десятков монет: солидов и грошей Речи Посполитой периода XVI—XVII вв. и др.

В 1986 г, в раскопе найдены небольшие весы со складным коромыслом. Археологами обнаружена разнообразная кухонная и столовая керамическая посуда: неглазурованная, глазурованная. Разнообразны находки стеклянной посуды: бутылки, кварты, фужеры, стопки и др. Обнаружены также изделия из камня (ядра XIV—XV вв.), кости (накладки и пластинки), двусторонний гребешок XIV в., две шахматные фигурки XV—XVI вв. и т. д.

В 1980-е гг. реставраторы восстановили завершения стен и северо-восточную башню замка, в которой разместился музей истории г. Лида. В последующие десятилетия в замке велись периодические реставрационные работы. В 2010 г. была закончена реставрация второй угловой башни, восстановлены деревянные галереи на стенах. На одной из стен переделана верхняя часть.

В последние годы Лидский замок стал местом проведения рыцарских фестивалей любителей средневековой истории.

> Любчанский замок — памятник дворцово-замковой архитектуры (XVI — 1-я половина XVII в.) в д. Любча Новогрудского района Гродненской области. Замок был основан в период, когда местечко Любча принадлежало Яну Кишке — виленскому книгоиздателю. Позже Любчей владели Радзивиллы.

Один из красивейших замков Беларуси был построен из камня и кирпича на укрепленном валунами высоком левом берегу Немана. Его территория с трех сторон окружена рвом шириной 30 м и глубиной 7—10 м, который соединяется с рекой. Четыре угловые башни замка, сложенные из кирпича и валунов, приспособленные для жилья и ведения артиллерийско-ружейного огня, вместе с крепостными стенами толщиной 1,3 м создавали замкнутое внутреннее пространство. До нашего времени сохранились две башни.

В 1655 г. замок был взят украинскими казаками под предводительством И. Золотаренко. В XVIII в. он утратил свое оборонительное значение. Согласно описанию 1813 г., в нем имелись только две башни, два моста соединяли замок с местечком и фольварком.

На территории замка в XIX в. находился дворец, который был разрушен во время Первой мировой войны. В 1947—1949 гг. его фундаменты и фрагменты стен использовали при строительстве здания средней школы. К замку примыкает парк пейзажного типа, заложенный в 1-й половине XVIII в.

Согласно новейшим исследованиям, архитектурный пласт XVI— XVIII вв. Любчанского замка имеет особое значение для белорусского и мирового архитектурного наследия, представляя нетипичный для нашего региона очень чистый, практически без элементов готики, ренессансный стиль. Определенную ценность представляет также усадебный ансамбль в стиле романтизма с парком.

В 2003 г. были начаты реставрационные работы под контролем Министерства культуры Республики Беларусь. За последние годы восстановлена Угловая башня замка. Ведутся реставрационные работы Брамной башни, гостиного двора, блиндажа времен Первой мировой войны 1914—1918 гг. Будут также восстановлены утраченные части жилого корпуса XIX в., подпорной стены от Немана, оборонительная стена, дворец Радзивиллов, главный и фольварковый мосты, а также выявлены и сохранены другие важные элементы архитектурного комплекса. Живописный «островок истории» привлекает многочисленных туристов.

 

9. Раскрыть особенности укреплений в строительства Мирского замка. Изложить историю и архитектурные изменения данного замка. Указать в хронологической последовательности имена владельцев уникального памятника архитектуры.

Мирский замково-парковый комплекс — выдающейся памятник белорусской архитектуры XVI — начала XX в. в г. п. Мир Кореличского района Гродненской области. Величественный замок- крепость расположен на равнине.

Он построен в 1520—1522 гг. магнатским родом Ильиничей для защиты от набегов татар-крымчаков и как оплот в междоусобной борьбе.

Мирский замок в плане представляет собой близкий к квадрату четырехугольник со стороной длиной около 75 м. По углам расположены четыре пятиэтажных башни высотой 25—27 м, выступающие за границы стен. Посередине западной стены расположена пятая, шестиэтажная башня с въездными воротами, перед которыми были подъемный мост и барбакан. Над воротами находилась кованая железная решетка, которая опускалась во время вражеской осады. Во втором ярусе башни размещалась часовня, в подземелье — тюрьма. На самом верху имелись окна для навесного боя, сбрасывания на врага камней или горящей смолы.

Башни замка имеют в нижней части четырехугольное сечение, выше — восьмиугольное и завершаются шатровым покрытием. Фундаменты башен и стен заглублены на 5 м. Декор башен основан на контрасте красных кирпичных стен и белых штукатуренных ниш с разнообразными арочными завершениями. Между собой башни соединены стенами, сложенными из камней и кирпича, высотой 13 м. толщиной внизу 3 м. Стены прорезаны орудийными бойницами. Замок был окружен земляным валом высотой до 9 м, у подножья которого находился ров с водой. В крепости существовал тайный подземный ход.

В июле 1555 г. замок стал административным центром Мирского графства, в нем были канцелярия и острог.

С 1568 г. замок принадлежал князьям Радзивиллам. В 1580—1590-х гг. замок был перестроен под княжескую загородную резиденцию: сооружен трехэтажный дворец, башни приспособлены под жилье, вдоль некоторых стен замка поставлены хозяйственные постройки. До 1616 г. Радзивиллами были надстроены еще два этажа в ренессансном стиле. Дворец имел более 40 комнат, украшенных мрамором, лепниной, шпалерами, наполненных различными произведениями искусства. Система отопления состояла из красивых кафельных печей и каминов, их дымоходы проходили в стенах замка. В башне-браме помещались часы с колоколами, перед входом имелся барбакан с отдельной брамой и рессансным резным порталом.

На протяжении своей многовековой истории Мирский замок много раз подвергался осадам, штурмам и значительным разрушениям. В

1655 г. крепость пережила осаду отряда украинского казацкого гетмана И. Золоторенко и войск московского воеводы А. Трубецкого, пострадала от артиллерийского обстрела шведов, которых привел к Миру князь Богуслав Радзивилл. Во время Северной войны 1700—1721 гг. шведы во главе с королем Карлом XII в апреле 1706 г. штурмом овладели замком, который затем был предан огню.

Восстановленный в начале XVIII в. Мирский замок снова был сильно поврежден в 1794 г. во время восстания под предводительством Т. Костюшко. После артиллерийского обстрела русское войско под командованием А. Суворова взяло штурмом этот оплот восставших. После третьего раздела Речи Посполитой (1795) замок пришел в упадок.

Наибольшие разрушения Мирский замок пережил после вторжения армии Наполеона I в Россию в 1812 г. В июле того же года у его стен произошел бой между французской кавалерией маршала Л. Даву и русской казацкой конницей атамана М. Платова. В продолжение кампании 1812 г. замок был опорным пунктом французской кавалерии. 10—11 ноября 1812 г. у его стен произошло кровопролитное сражение между русскими и французскими войсками. В ходе этой операции был взорван пороховой склад в северо-восточной башне, отчего она раскололась снизу доверху, а также разрушен и сожжен дворец.

В 1828 г. Мирский замок стал владением князей Витгенштейнов и постепенно разрушался. В 1870-е гг. на четырех его башнях были сделаны временные крыши. В 1891 г. замок был куплен князем Святополк-Мирским, частично восстановлен владельцами в 1920—1930-е гг. В XVII в. с северной стороны крепости, за замковыми валами, был создан регулярный парк в итальянском стиле, с системой аллей и боскетов, оранжереями и водоемами. В конце XIX в. устроен пейзажный парк площадью около 20 га, включивший в одной из своих частей остатки регулярного парка. В 1904 г. в парке была построена часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских — впечатляющее архитектурное сооружение в стиле модерн. Главный его фасад декорирован ризалитом и большим мозаичным панно «Христос Вседержитель» и объемным чеканным княжеским родовым гербом-картушем (архитектор Р. Марфельд). К востоку от комплекса находился фольварк, к югу — каскад прудов с водяными мельницами. За три километра от замка заложен зверинец для охоты.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в замке фашисты устроили еврейское гетто.

С 1969 г. в Мирском замке проводились частичная консервация и научные исследования, с 1983 г. — реставрация архитектурного памятника. До первоначального уровня подняты стены, отремонтирована юго-западная башня, выполнены другие необходимые работы. С 1992 г. замок является филиалом Национального художественного музея Беларуси. В апреле 1993 г. были открыты музейные экспозиции в юго-западной башне, в которой представлены артефакты, найденные на территории замка, а также муляжи старинного оружия.

В 1994 г. Мирский замково-парковый комплекс в котором отражены стили готики и ренессанса, совмещаются черты оборонной и дворцовой архитектуры, отнесен ЮНЕСКО к высшей категории памятников мировой культуры. В 2000 г. уникальное сооружение белорусского зодчества включено ЮНЕСКО в Список памятников всемирного наследия.

В 2003 г. была утверждена целевая программа реставрации, музеефикации и деятельности замкового комплекса «Мир» (автор — доктор искусствоведения Н. Высоцкая). В марте 2008 г. Министерством культуы Беларуси утверждена уточненная «Научная концепция музеефикации замкового комплекса "Мир"» (автор Е. Карпенко). Общая экспозиционная площадь музеефикации составила свыше 1418 кв. м, предусмотрена реконструкция служебных зданий на территории комплекса.

В декабре 2009 г. были закончены строительные работы в Восточном корпусе замка. В ноябре 2010 г., по окончании реставрации помещений в Северном корпусе, была завершена первая очередь реставрационных работ в Мирском замке. В декабре того же года открыты новые экспозиции: кроме уже действующей Юго-западной части и часовни-усыпальницы князей Святополк-Мирских можно осмотреть Северный корпус. Центральную. Северо-восточную и Северо-западную башни. Любители истории могут посетить 39 экспозиционных площадок. Осуществлена историческая реконструкция залов-экспозиций «Столовая изба» XVII в. и «Портретный зал» 1740—1741 гг. В них восстановлены лепные позолоченные потолки, установлены и реконструированы печи и камины, паркетные полы, декор стен. Среди уникальных экспонатов, представленных в экспозиции. — слуцкий пояс, шпалера «Охота на тура», турьи рога, пушечные ядра, древняя литавра и др.

15 декабря 2010 г. в присутствии высокопоставленных гостей из Литвы, Польши, России, Украины, Швеции состоялось торжественное открытие экспозиции «Замковый комплекс "Мир" XVI— XX вв.». К этому событию была выпущена специальная марка.

Реставрационные работы в Мирском замково-парковом комплексе продолжатся до 2013 г. Вторая и третья очереди работ предусматривают восстановление итальянского ренессансного сада, английского парка и пруда, в ходе четвертой будет выполнена реставрация дворца Святополк- Мирских и благоустройство территории, прилегающей к замку.

 

10. Перечислить новые черты замковой архитектуры XIV - XVIII вв. Охарактеризовать Несвижский дворцово - парковый комплекс - резиденцию князей Радзивилов.

Выдающимся историческим и архитектурным памятником XVI—XVIII вв. мирового значения является архитектурный, жилой и культурный комплекс княжеского рода Радзивиллов в Несвиже. Крупные земельные магнаты ВКЛ и Речи Посполитой в течение ряда столетий занимали высшие государственно-административные и военные должности и оказали большое влияние на историю и культуру Беларуси.

Каменный замок был заложен в 1583 г. князем Н. К. Радзивил- лом Сироткой к юго-западу от города, на месте предшествовавшего деревянного замка. На начальном этапе строительства в нем участвовал зодчий Дж. М. Бернардони.

В течение столетий Несвижский замок был важнейшим политическим и знаменитым культурным центром ВКЛ. В этой главной резиденции Радзивиллов хранились огромные художественные и исторические ценности. Многими из них и сегодня гордятся некоторые музеи стран-соседей Беларуси.

В 1706 г. замок был разрушен шведскими войсками Карла XII, но затем востановлен и перестроен в стиле барокко. За участие князя Д. Радзивилла в войне 1812 г. на стороне Наполеона I фамильные ценности древнего магнатского рода были вывезены из Беларуси и размещены в Эрмитаже и других музеях и библиотеках России, а замок долгое время находился в запустении.

В 1875 г. Радзивиллы возвратились в Несвиж. Дворцовый комплекс был реставрирован, в 1879 г. рядом с ним заложен парк пейзажного типа. В 1905 г. княжне М. Радзивилл удалось вернуть из Эрмитажа часть фамильного имущества. Однако в ходе военных катастроф XX в. многие исторические и культурные ценности рода Радзивиллов оказались в музеях России, Польши и других стран. Сегодня в архитектурном, жилом и культурном комплексе Радзивиллов, внесенном в 2005 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, сохраняются часть историко-художественных коллекций, декора интерьеров и другие артефакты. Ведется активная работа по их восстановлению и пополнению.

С 1997 г. в Несвижском замке осуществляются и близятся к завершению крупномасшабные реставрационные работы, после которых он предстанет обновленным историческим образцом европейской архитектуры XVI—XVII вв. В сентябре 2008 г. в замке в присутствии князя и княгини Радзивиллов был открыт первый пусковой комплекс дворцового-паркового ансамбля. В величественной анфиладе залов разместилась первая музейная экспозиция: «История строительства и реконструкции замка», «История архива и библиотеки Радзивиллов», «Интерьеры замка конца XIX — начала XX в.», выставка портретов из Несвижской картинной галереи, а также демонстрационный зал, предназначенный для проведения семинаров, лекций, видеопоказов.

В мае 2010 г. начал действовать второй пуской комплекс. Реставрированы въездной мост, оборонительные фортификационные сооружения с каналом, здания дворца с прилегающими галереями, каменица — наиболее старое дворцовое строение, в котором сохранились фрески трехсотлетней давности, и арсенал — всего 22 зала, из которых 12 интерьерных. В замке развернулась работа по созданию исторических интерьеров главных залов, а также княжеской кухни, сохранившейся с XVI в. в подвальных помещениях каменицы.

Несвижский дворцово-парковый комплекс богат роскошными пейзажными парками, уникальными по красоте и романтическому стилю, с каменными скульптурами, системой шлюзов, прудов, мостов и гранитными тумбами с цепями на набережных. В пейзажном парке замка в 1990-е гг. устновлены бюсты некоторых известных представителей княжеского рода Радзивиллов, В. Сырокомли, Дж. М. Бернардони, картографа М. Маковского, Я. Коласа, скульптуры ряда мифологических персонажей несвижских легенд, а также мемориальные вазы с символами сражений за свободу и независимость Беларуси.

В замке предусмотрены конференц-зал, небольшая гостиница, ресторан. Кроме ознакомления с богатой и разнообразной экспозицией туристы смогут также посетить сохранившиеся подземные ходы под залами дворца. Дворцово-парковый комплекс полностью будет открыт для туристов в 2011 г.

После завершения реконструкции дворца и создания современной инфраструктуры Несвиж станет центром туризма в Беларуси.

Кроме дворцово-паркового ансамбля в этом бывшем частновладельческом городе Радзивиллов сохранились многочисленные памятники истории и культуры Беларуси различных столетий. Среди них наибольшей известностью пользуется костел иезуитов (Фарный костел, архитектор Дж. М. Бернардони) — первый памятник архитектуры барокко на территории Восточной Европы. В крипте костела находится родовая усыпальница Радзивиллов, насчитывающая 70 саркофагов. Последним захоронением в усыпальнице стал прах князя Антония Радзивилла, привезенный из Лондона в 2000 г.

В 1912 г. в костеле была установлена мемориальная доска белорусскому и польскому поэту В. Сырокомле.

Ценнейшими архитектурными памятниками Несвижа также являются: бывшая башня городской брамы (башня-звонница) конца XVI — начала XVII в., городская ратуша (1598) с торговыми рядами, монастырь бенедиктинок (1589), Слуцкая брама (1610). а также типография, организованная белорусским гуманистом-просветителем, руководитеем реформационного движения в ВКЛ Сымоном Будным. В ней он издал в 1562 г. на белорусском языке свой знаменитый «Катехизис». В Несвиже Будному установлен памятник.

 

11. Дать краткую характеристику основам градостроительства и планировки городов Беларуси в XIV - XVII вв. Перечислить характерные городские здания этого периода. Назвать основные архитектурные особенности Несвижской и Минской ратуши.

Градостроительство — особый раздел архитектуры, связанный с планировкой и застройкой городов и поселков. Оно определяется уровнем общественно-экономического и культурного развития государства. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально­узловая, веерная), строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и др.

В Беларуси зарождение градостроительства было связано с возникновением укрепленных городищ и селищ. Большинство городов развилось из княжеских крепостей или поселений феодального периода. Многие города имели сложную планировочную структуру, которая подчинялась требованиям обороны и включала городские укрепления. На пересечениях городских стен или оград с важнейшими путями возводились мощные каменные ворота. В XIV—XVI вв. в большинстве городов формируются два центра: замок феодала и торговая площадь с торговыми лавками и приходской церковью.

Основной исторически сложившейся системой планировки была веерная, при которой улицы расходились лучами от торговой площади. Позже они пересекались поперечными улицами и переулками, в результате чего формировалась квартальная застройка. Древняя городская планировка почти полностью сохранилась в старой части Гродно, которая в 1988 г. была объявлена памятником градостроительства и культуры.

Интенсивное развитие экономики в городах и сельских поселениях сопровождалось ростом численности мастеров различных строительных специальностей, работавших в городах, местечках и фольварках.

Во 2-й половине XVI в. начался переход от средневекового зодчества к архитектуре нового времени. Под влиянием градостроительных идей ренессанса в XVI — начале XVII в. территория ряда частновладельческих городов при коренной реконструкции приобрела геометрические очертания. Развивалась стройная система ре­гулярной (правильной) квартальной планировки, в которой проявились два направления развития. Первое — город имел по периметру внешний мощный пояс оборонительных укреплений. Это было характерно для таких городов, как Слуцк, Речица, Старый Быхов. В другом варианте в городах Несвиж, Мир, Любча - замок магната имел обособленное от города местоположение.

Со второй половины XVI в. городская торговая площадь, преимущественно прямоугольной формы, становилась центром планировки города. По периметру площади и на близлежащих узких улицах находились высокие, прямоугольные в плане, плотно стоящие дома ремесленников и торговцев.

Большинство городов и местечек имели аграрный характер. В них на двор горожанина выделялся небольшой земельный участок, где возводились жилые и хозяйственные постройки, производственные помещения. Дома основной массы горожан имели облик крестьянских усадеб, их жители занимались сельским хозяйством и промыслами.

В усадьбах ремесленников и торговцев имелись мастерские, лавки, корчмы, пивоварни и другие хозпостройки, которые нередко совмещались с жильем. Иногда в городских усадьбах строили несколько жилых домов для больших семей. Основная масса горожан жила в деревянных избах, каменные дома встречались редко. Сти­листические черты деревянного зодчества оказали значительное влияние на каменное строительство.

С ростом посадов совершенствовалась планировка городов (Полоцк, Пинск, Могилев), улицы мостили камнем, прокладывали канализацию (Витебск). В XVI в. в Гродно был построен первый водопровод.

С конца XIV в. в городах Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк, Минск было введено Магдебургское право — западноевропейская система городского самоуправления. В XVI — 1-й половине XVII в. получили многие города и местечки. В них основным хозяйственным и общественным центром стала торговая площадь с ратушей в стиле ренессанса, вокруг которой возникали торговые ряды в виде ренес- сансной аркадной галереи. Архитектурные композиции городов постепенно приобретали открытый, общественный характер.

Промежуточной градостроительной формой между городом и деревней было местечко (от славянского «место» — город). В ВКЛ местечки появились в XIV в. и сформировались в XV—XVI вв.. возле мест постоянных ярмарок, на оживленных торговых перекрестках, в больших поселениях при замках, дворцах и усадьбах магнатов и богатой шляхты. В XV—XVI вв. на территории Беларуси было более 200 местечек. В составе Речи Посполитой население местечек имело право на торговлю, рынки и ремесла, выполняло обязанности поддержания дорог в исправном состоянии. Некоторые местечки возникали вместе со строительством замков или при замках, монастырях (Жировичи), на местах деревень (Мотоль). Обычно местечки не имели оборонительных сооружений. Их планировочную структуру определяли улицы — дороги. На перекрестках улиц формировалась торговая площадь с лавками, мастерскими, корчмой, пожарными, культовыми постройками. Крупные местечки имели радиальную планировку. Местечки, созданные на оживленных торговых путях, нередко имели регулярную планировку. В центральной части местечек дома часто объединялись с лавками и мастерскими, на окраинах располагались усадьбы сельского типа. В XIV—XVI вв. в Беларуси каменные дворцы феодалов строили внутри замков. В их архитектуре соединялись черты готики и ренессанса. Характерными примерами такого рода являются Гродненский Старый замок и Мирский замок, имеющие выразительный оборонительный характер.

Архитектура замков, построенных в стиле местного зодчества, в конце XVI в. и позже, обогатилась стилевыми чертами итальянского и нидерландского ренессанса. Многие замки приобретали облик роскошных дворцовых резиденций с большим числом помещений, богатым оформлением интерьеров и фасадов, ренессансным декором. Это характерно для Несвижского (конец XVI в.), Смольянского и Любчанекого замков, в которых воплотились характерные черты оборонного и светского зодчества*

Наружный декор замка был выполнен в стиле ренессанса. Импозантность дворцовой резиденции придавали большие окна с богатыми наличниками, винтовые лестницы, художественные камины, фресковые росписи жилых помещений.

С конца XVI в. в архитектуру Беларуси проникает стиль барокко, возникший на основе эволюционного развития ренессанса. Барокко (от итал. «странный, причудливый») отличается повышенной и подчеркнутой монументальностью, ансамблевостью, декоративной пышностью, вычурностью и пластичностью форм. В архитектуре барокко преобладают сложные криволинейные формы в планах и фасадах сооружений, широко применяются скульптурные и архитектурно-декоративные мотивы. При этом последние не подчиняются архитектуре, а стремятся как бы превзойти ее. Принципам раннего барочного стиля отвечают: здание бывшего Кобринского Спасского монастыря (XVI в.), костел и монастырь бригиток (1-я половина XVII в.) в Гродно, костелы в Дятлово (1624), д. Вишнево (1637—1641) Воложинскогорайона, синагога в г. Слоним (1642) и др.

Градостроительство Беларуси во 2-й половине XVII— 1-й половине XVIII в.

Архитектурно-планировочная структура городов страны в это время определялась системой оборонительных укреплений.

Особая роль в политической и общественной жизни городов принадлежала ратушам — центрам городского самоуправления, располагавшимся на торговых площадях. На этих доминирующих многоярусных сооружениях устанавливали городские часы, подвешивали колокол. В небольших городах ратуши находились в скромных по размерам зданиях.

> Характерным образцом гражданскорго зодчества являются Несвижская ратуша- самая старая из сохранившихся в Беларуси. Ее сооружение началось на рыночной площади города в конце 16 в - начале 17 века, после получения магдебурскага права.

Облик ратуши, дошедший до нашего времени, существенно отличается от первоначального. Здание было перестроено в 1752 г., в 1836 г. Вход в ратушу ведет через башню: отсюда можно попасть в помещения первого этажа и по одномаршевой лестнице подняться на второй этаж, где размещен зал магистрата (собраний).

С трех сторон ратушу окружают торговые ряды, образуя целостную и внушительную архитектурную композицию расположенную в середине городской площади. В плане торговые ряды складываются из системы повторяющихся ячеек-лавочек, типичных для построек такого рода. Внутренний П-образный дворик использовался для подвоза и разгрузки товаров. Фасады торговых рядов украшены арками, лопатками, а в аттиковой части — нишами. В архитектуре торговых рядов прослеживаются черты ренессанса, в то время как ворота во внутренний дворик барочные, а сама ратуша, утратившая снаружи все элементы и детали декора, напоминает образцы оборонного строительства.

Здесь в прежние времена проходили городские торжества и театральные представления. В настоящее время ратуша отреставрирована.

> Ратуша в Минске Минская ратуша в исторических источниках впервые упоминается в 1499 г. Предполагается, что здание ратуши было деревянным. Каменное здание ратуши соорудили в 1582 г. Первоначальный архитектурный облик каменной ратуши неизвестен. Архивные документы сообщают, что она сильно пострадала в 1640 году от пожара и была перестроена.

По прошествии 100 лет здание обветшало и было восстановлено в 1744 г. Еще через 50 лет ратуша вновь была перестроена. Автором проекта является губернский архитектор Федор Крамер. Строительные работы были завершены в 1797 г.

На плане города 1793 г. ратуша показана как прямоугольное двухэтажное сооружение с выступающей за плоскость главного фасада башней. Венчал ее сложный по форме купол. Ратуша имела на фасаде часы и колокол. В первой половине XIX века в здании ратуши находились суд, гауптвахта, полиция, архив, музыкальная школа, которой руководил известный минский музыкант и педагог. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр.

Минская ратуша была разрушена в 1851(1857) г. по личному приказу российского императора Николая 1 «для упорядочения застройки Соборной площади». В 2003г. ратуша восстановлена на своем историческом месте.

 

 

12. Охарактеризовать особенности дворцового комплекса в городе Гомеле. Раскрыть архитектурное и историческое значение Гомельского дворцово - паркового ансамбля.

Выдающимся памятником дворцово-парковой архитектуры 2-й половины XVIII — середины XIX в. является Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Он расположен в центре Гомеля, на высоком, правом берегу р. Сож, близ впадения в реку ручья Гомеюк, на месте древнего городища. Ансамбль включает дворец Румянцевых- Паскевичей, парк, Петропавловский собор и часовню с усыпальницей. Центральным объектом ансамбля является дворец в стиле классицизма — выдающийся памятник монументального гражданского зодчества Беларуси.

После 1-го раздела Речи Посполитой Гомельское староство и Гомель («деревня для увеселения в 5000 душ в Белоруссии») были пожалованы в 1775 г. Екатериной II известному полководцу, герою Русско-турецкой войны 1768—1774 гг., генерал- фельдмаршалу графу П. Румянцеву-Задунайскому. Дворец основан в 1777 г. на месте оборонительных сооружений и деревянного замка князя М. Чарторыйского, отказавшегося присягнуть на верность российской императрице.

Род графов Румянцевых владел им до 1834 г., когда сын полководца С. Румянцева заложил имение в казну. В следующем году оно было подарено царем Николаем I князю Варшавскому, графу Эриванскому, генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу за победы в войне с Турцией. До 1917 г. дворцово-парковый комплекс принадлежал роду Паскевичей.

Строительство дворца велось в несколько этапов: в 1777—1796 гг. возведен главный корпус; в 1800—1805 гг. построены два служебных флигеля с четырехколонными портиками ионического ордера; период 1837—1851 гг. после перехода дворца к Паскевичу отмечен реконструкцией и достройкой массивной четырехъярусной башни в псевдоготическом стиле. Дворец реконструирован в 1856 г. и 1919— 1920 гг., разрушен и сожжен в 1941—1943 гг., восстановлен и вновь реконструирован в 1969 г., а также в последнее десятилетие.

Главный корпус дворца — каменное двухэтажное здание с возвышенной центральной частью, завершенной куполом, имеет цокольный этаж, въездной пандус и обширную полукруглую террасу, выходящую в сторону парка. Главный фасад, обращенный к р. Сож, имеет шестиколонный портик. Стены дворца прорезаны большими окнами, декорированы пилястрами. Интерьеры были украшены живописью и лепниной. Квадратный накрытый куполом зал с нишами (гостиными) обрамлен рядами коринфских колонн, облицованных белым искусственным мрамором.

При жизни русского государственного графа Н. Румянцева во дворце были собраны многочисленные этнографические, нумизматические, минералогические коллекции, ценнейшие рукописи и богатейшая библиотека, оружие, ковры, гобелены, многие другие культурно-художественные ценности (так называемый Румянцевский музей), переданный после его смерти в 1826 г. государству. Основанная.в 1862 г. в составе Румянцевского музея библиотека была одним из наиболее популярных культурно- просветительских учреждений Москвы.

Князь И. Паскевич, наместник Царства Польского, установил на террасе близ дворцовой башни конную статую князя Ю. Понятовского (скульптор Б. Торвальдсен), национального героя Польши и маршала Франции (в исторической «битве народов» под Лейпцигом войска князя прикрывали отход армии Наполеона I. Сам погиб 19 октября 1813 г., раненным бросившись со своим конем в воды разлившейся р. Эльстер, не желая сдаться неприятелю).

Во время инспекционной поездки Николая I в Модлинскую крепость в 1840 г. сопровождавший его Паскевич попросил у царя памятник Понятовского, а затем поместил ценное произведение искусства в своей гомельской резиденции (в 1922 г. на основании советско-польского Рижского мирного договора памятник был перевезен в Варшаву). Дворец и аллеи парка украшали монумент Паскевича, мраморные скульптуры, трофейные турецкие орудия.

Дворцовый парк, заложенный в конце XVIII в., является наиболее сохранившимся в республике пейзажным парком с элементами романтизма. Он расположен вдоль р. Сож на протяжении 800 м, поделен на два участка огромным оврагом висячий мост через овраг соединяет старую и новую части парка. Лишь небольшая часть парка перед главным фасадом дворца имеет регулярный характер, включает партер с газонами и цветниками. В парке насчитывается более 9 тыс. деревьев 56 местных и экзотических пород (дуб, граб, клен, ясень, каштан, акация, рябина, сибирский кедр, японская лиственница, двулопастный гинкго, бальзамическая пихта, западноевропейская туя, веймутова сосна, маньчжурский орех и др.). В центральной части парка расположен романтичный пруд Лебединое озеро. В северной части парка поблизости от дворца находится каменный Петропавловский собор-пантеон, построенный в 1809—1819 гг. по проекту архитектора Дж. Кларка в стиле классицизма, по желанию и на средства графа Румянцева. В левом крыле собора находится могила графа Н. Румянцева, на которой установлена копия скульптуры итальянского скульптора Кановы «Богиня мира», выполненная российским скульптором;

В 1988 г. собор передан верующим. В 1990-е гг. над его входным портиком восстановлена двухъярусная четвериковая звонница с луковичной главкой, интерьер собора разрисован в стиле церковной живописи XVII в., поставлен деревянный иконостас. В 1993 г. при соборе создан Свято-Тихвинский женский монастырь.

Часовня с усыпальницей князей Паскевичей — памятник мемориальной архитектуры псевдорусского стиля, в традициях московской церковной архитектуры XVII в. Построена в 1870А—1889 гг. по проекту архитектора Я. Червинского, украшена керамикой, изготовленной местными мастерами под руководством художника- декоратора С. Садикова. Реставрирована в 1971 — 1975 гг. Внутренний зал с алтарем из черного камня украшен керамической плиткой с растительным орнаментом. Поблизости от часовни расположена небольшая каменная постройка с маленькой главкой над крышей — вход в усыпальницу где находятся мемориальные плиты с именами умерших представителей рода Паскевичей, на торцевой стене — мозаичное цветное панно с изображением двух ангелов.

Монументальный дворцово-парковый ансамбль, сформировавшийся в течение десятилетий, стал градоопределяющим центром Гомеля, от которого были радиально проложены основные улицы, сформирована большая городская площадь. Сейчас во дворце размещается областной краеведческий музей, парк служит местом отдыха горожан.

Наряду со строительством дворцов-усадеб в Беларуси развиваюсь строительство городских дворцов на главных улицах и площадях.

 

 

13. Перечислить характерные черты дворцово-паркового ансамбля XIX века. Дать краткую характеристику Жиличскому, Залесскому, Грудиновскому дворцово - парковым ансамблям дворцу Пусловких в Коссово.

Дворцово-парковые ансамбли XIX в. — уникальные территориальные объекты с расположенными на них дворцами, культовыми сооружениями, малыми архитектурными формами, служебными и хозяйственными и другими бытовыми постройками и натуральной или специально посаженной растительностью, с дорогами, аллеями, водоемами и т. п. Лучшие из них являются ценными масштабными и эмоционально-зрелищными образцами национального культурного наследия.

Уже в XVIII в. в Беларуси сформировался и распространился тип развитого барочного дворцово-паркового ансамбля. Для него были характерны глубина пространственного охвата, полуоткрытые парадные дворы, парки регулярного стиля с водоемами и малыми архитектурными формами, а также различные служебно-хозяйственные постройки.

Архитектура дворцово-парковых ансамблей конца XVIII — 1-й половины XIX в. развивалась на принципах стиля классицизма. В их планировке использовалась коридорная система помещений, в центре которой находились парадные апартаменты. Дворцово-парковые ансамбли этого времени имели преимущественно пейзажный стиль с характерной свободной планировкой окружающего пространства, художественным расположением композиционных элементов с целью имитации природного ландшафта. В XIX в. в ряде дворцово-парковых ансамблей существовали также парки смешанного типа, где регулярная структура соединялась с художественными пейзажными формами.

Жиличский дворцово-парковый ансамбль начала XIX в. включает дворец, парк и три искусственных водоема для рыбного хозяйства. Дворец построен в 1830-е гг. в стиле позднего классицизма как резиденция богатого шляхтича, представителя одного из древнейших и знатных родов Беларуси, предводителя дворянства г. Бобруйска И. Булгака. Проект дворца выполнил архитек­тор К. Подчашинский, автор многочисленных работ в Вильнюсе.

Дворец хорошо сохранился, хотя полностью была утрачена оранжерея.

Главный двухэтажный корпус П-образной конфигурации расчленен по фасаду пилястрами и украшен портиками коринфского ордера: шестиколонным на парадном фасаде, с фронтонами и невысоким бельведером над лестничной клеткой, и четырехколонными — на боковых фасадах. К северо-западному торцу7 главного корпуса позже было пристроено длинное крыло со встроенной дворцовой церковью, залами и жилыми комнатами с арочными окнами. Выразительность фасадов акцентирована классицистическим архитектурным декором. Дворец имел 100 комнат, богатые художественные коллекции, ценную библиотеку. Интерьеры многих помещений украшали лепнина, роспись, позолота, зеркала, декоративные вазы и картины (внутренне убранство утрачено в военное время).

Внутренний дворик дворца открывается в сторону пейзажного парка, созданного в 1830-х гг., площадью 18 га (вместе с плодовыми садами и рыбохозяйством — около 100 га). Парк расположен на равнине, имеет в плане форму прямоугольника, с трех сторон ограничен посадками липы и тремя живописными водоема с островками. Возле северного корпуса дворца сохранились фрагменты регулярного парка XVIII в. В пейзажном парке имеется 35 видов древесных и кустарниковых пород, в живописных композициях соединены посадки различных декоративных деревьев.

Залесский дворцово-парковый ансамбль — памятник архитектуры XVIII—XIX вв. (д. Залесье Сморгонского района). Принадлежал древнему магнатскому роду Огинеких, выводивших свое происхождение от Рюриковичей. С 1802 г. его владельцем был М. К. Огинский — государственный деятель Речи Посполитой, композитор и литератор. В составе усадьбы оранжерея, мельница, конюшня (XIX в.), беседка, часовня, а также два парка: французский регулярный с уцелевшими липовыми аллеями и хорошо сохранившийся английский романтичный. Ансамбль с 1990-х гг. находится на реставрации. Действует литературный музей-усадьба М. К. Огинского (создан в 1996 г., с 2001 г. — филиал Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси) — объект популярных туристских маршрутов.

Грудиновский дворцово-парковый ансамбль — памятник архитектуры позднего классицизма (д. Грудиновка Быховского района Могилевской области). Создан в 1-й половине XIX в. в бывшем имении Могилевского губернатора графа Д. Толстого. Центром композиции ансамбля является каменный двухэтажный квадратный в плане дворец на вершине холма. Здание имеет коридорную планировку, обширный вестибюль с лестницей, над которым находится парадный зал.

Парк площадью около 6 га — пейзажного типа с регулярной партерной частью, примыкающей к дворцу. Передний план парко­вой перспективы образует партер с фонтаном. В глубине парка в низине находится большой искусственный пр

Date: 2015-06-08; view: 851; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию