Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физкультура в режиме дня





Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, и зачастую — за грань допустимого. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим».

Такой образ жизни может привести — и, увы, в ряде случаев приводит — к отклонениям в физическом развитии. Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение — вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка. Парадоксально, но ограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз весьма отрицательно: умственная работоспособность резко снижается, память ухудшается. Это известно давно, еще в прошлом веке К. Д. Ушинский писал: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы

383

физические упражнения... Гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, имеет большее значение для здоровья памяти, чем всевозможные мнемонические подставки».

Но хотя это известно давно, каждое новое поколение родителей склонно повторять одни и те же ошибки... В решающей степени от семьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что он получает в этом смысле в школе — уроки физкультуры, игры на переменах, физкультуры во время уроков, необходимо, но недостаточно. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой; возможности у семьи здесь весьма широки: утренняя гимнастика, «физкультминутки» во время выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки и вылазки на лыжах, туристические походы и плавание летом...

Утренняя зарядка Основное ее содержание — общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Всего подбирается 6—8 упражнений для различных групп мышц. Каждое упражнение выполняется вначале 4—6 раз, а в дальнейшем 10—12 раз. Зарядка более привлекательна для ребенка, приносит ему большое удовлетворение, а значит, и пользу, если упражнения выполняются с гимнастическими предметами: палкой, скакалкой, флажками, мячами.

Примерная продолжительность зарядки 8—10 минут. При малейшей возможности — на свежий воздух! Минимально допускаемая температура при этом: для учеников I—II классов — 6 °С, III — 10°С. При низкой температуре ребенку следует надеть шерстяной или лыжный костюм. Если зарядка

384

проводится в помещении, его придется хорошенько проветрить. Костюм для занятий должен быть легким, не стесняющим движений и пропускающим воздух.

Если есть возможность прибегнуть к помощи радио, транслирующего утреннюю зарядку, стоит это сделать (совсем хорошо, если вы сами будете заниматься вместе с ребенком). Но комплексы можно составлять самостоятельно (прибегая к помощи преподавателя физкультуры, заглядывая в газету с радиотелепрограммами, в которой такие комплексы публикуются, обращаясь в библиотеке к доступной литературе).

Сравнение полезности различных комплексов утренней гимнастики показывает, что лучше всего готовят ребят к предстоящему учебному дню те комплексы, в состав которых включается спокойный бег в среднем темпе на короткую дистанцию (вначале несколько десятков, затем до 400—600 м).

Рекомендуется на каждую 1—2 недели готовить два комплекса утренней гимнастики, с тем чтобы в понедельник, среду и пятницу выполнять упражнения одного из этих комплексов, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье — другого.

Упражнения, составляющие комплекс, выполняют в такой, например, последовательности:

1. Потягивание. Способствует формированию правильной осанки, улучшает деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

2. Упражнения для рук и плечевого пояса. Эти упражнения укрепляют мускулатуру, увеличивают подвижность в суставах.

3. Упражнения, укрепляющие мышцы туловища, создающие «мышечный корсет», предупреждающие нарушения осанки.

4. Повороты и вращения туловища. Эти упражнения увеличивают гибкость позвоночника, предупреждают сутулость.

5. Упражнения для ног. Укрепляют мышцы, увеличивают подвижность костей в суставах, улучшают кровообращение.

6. Прыжки и бег. Укрепляют мускулатуру нижних конечностей, улучшают кровообращение, дыхание, обмен веществ.

7. Ходьба в течение 1—1,5 минуты с постепенным замедлением темпа.

Предостерегайте ребенка от того, чтобы он, начав только выполнять по утрам зарядку, пытался сразу «добиться результата» в приседаниях, отжимании и т. п. Сдвиги будут не раньше, чем через несколько месяцев, но они будут обязательно, если, не пропуская ни дня, упорно выполнять упражнения, постепенно наращивая нагрузку.

Физкультурная пауза. Чтобы восстановить работоспособность во время приготовления домашних заданий, рекомендуется при появлении первых признаков усталости сделать перерывы и обязательно заполнить их несложными физическими упражнениями. Такая физкультурная пауза благотворно скажется на состоянии мозга, восстановит тонус мышц, поддерживающих правильную осанку, снимет напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от долгого письма пальцев

385

рук, — в общем, повысит работоспособность. И опять-таки вспомним о свежем воздухе: если только возможно, пусть ребенок оставит ненадолго помещение, где он занимается. Во всяком случае, комнату надо еще раз проветрить.

Физкультурная пауза включает 3—4 простых упражнения, в выполнении которых участвуют большие группы мышц. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Продолжительность всего комплекса 2—3 минуты. Вначале обычно выполняется упражнение на потягивание и прогибание. Затем одно-два упражнения для мышц рук, туловища и упражнение для ног. Можно добавить упражнение для пальцев рук или несложное упражнение на координацию движений. Для физкультурной паузы подбирают легкие, ритмичные движения. Большая физическая нагрузка или слишком быстрый темп движений могут не помочь, а повредить. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2—3 недели. Вот один такой примерный комплекс.

1-е упражнение. Исходное положение — руки к плечам. Отставить правую ногу назад на носок, руки поднять вверх, прогнуться, посмотреть на кисти руки, вернуться в исходное положение. То же, начиная с левой ноги.

2-е упражнение. Исходное положение — руки на поясе. Повернуть туловище налево, руки в стороны ладонями вверх, вернуться в исходное положение. То же, в другую сторону.

3-е упражнение. Исходное положение — основная стойка. Поднять вперед правую ногу, согнутую в колене. Руками прижать колено к груди, вернуться в исходное положение. То же, начиная с левой ноги.

4-е упражнение. Исходное положение — основная стойка. Поставить правую ногу вперед на носок, поднять руки вперед, сжимая и разжимая пальцы. Правую ногу в сторону, руки в стороны, продолжая сжимать и разжимать пальцы. Приставить ногу, опустить руки. То же, начиная с левой ноги.

Подвижные игры Если ребенок, вернувшись из школы домой и пообедав, сразу садится смотреть телепередачу, читать интересную книгу или отправляется в кинотеатр, не надо думать, что он по-настоящему отдыхает. Полноценный отдых — это смена деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребенку обязательно необходим активный отдых, подвижные игры.

Полезней всего для ребят те игры, которые равномерно развивают у них все группы мышц. Хорошо, когда дети играют весело, увлеченно. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», — подчеркивал А. С. Макаренко.

Что рекомендовать детям младшего школьного возраста из игр?

Дети 7—8 лет очень любят играть в прятки, жмурки, салочки, догонялки, игры со скакалкой, мячом, классы.

В 9—10 лет возможны игры с элементами силовых упражнений — «бой петухов», перетягивание каната для мальчиков. А разве нельзя организовать для ребят военную игру с ходьбой по пересеченной местности, крадучись, пригнувшись, ползком?

386

Из других игр можно назвать лапту, кегли, городки, бадминтон, настольный теннис.

Для ребят — и с их участием! — нужно устроить дворовую хоккейную площадку, небольшое футбольное поле, ведь футбол — любимейшая игра мальчишек.

Из зимних игр младшим школьникам больше всего подходят игры в снежки, взятие снежной крепости, катание на санях с горки. Игры на морозе проходят очень весело, развивают ловкость, силу, закаляют детей.

Там, где бывают снежные зимы, очень важно вовремя научить детей ходить на лыжах. Именно младший школьный возраст — лучшее время для выработки правильных навыков ходьбы на лыжах. В дальнейшем обучиться этому бывает гораздо труднее. В этом же возрасте ребят полезно научить бегать на коньках.

Надо позаботиться и о том, чтобы научить детей плавать. Плавание как нельзя лучше укрепляет и закаляет организм ребенка, весьма благоприятно воздействует на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. У занимающегося плаванием ребенка развивается хорошая координация движений, укрепляется нервная система, формируется правильная осанка, полноценный свод стопы. Само строение тела младших школьников способствует лучшему усвоению плавательных навыков, поэтому обучение проходит легко. В более старшем возрасте научить человека плавать значительно сложнее.

Хорошо в выходные дни отправляться всей семьей на лыжную или пешую прогулку, в лес, на речку, пруд, озеро. В этих совместных походах родители могут научить сына или дочь многим полезным навыкам: правильно ходить, верно подбирать одежду и обувь, смазывать лыжи соответственно погоде и т. д. Такие семейные вылазки неоценимы и в воспитательном смысле.

«К стартам готов». До недавнего времени младшие школьники могли только готовиться к сдаче норм ГТО. Теперь у мальчиков и девочек 7—9 лет есть своя, начальная ступень комплекса. Задачи ступени, название которой «К старту готов», — помочь детям приобрести навыки в выполнении физических упражнений, развить у них ловкость, смелость, координацию движений, привить им интерес к спорту.

Нормативы ступени «К стартам готов»

(для мальчиков и девочек 7—9 лет)

  Виды упражнений Серебряный значок Золотой значок
1. Челночный бег (3×10 м) (сек.) 10,0 9,5
2. Метание теннисного мяча в цель с 6 метров из трех попыток (кол-во попаданий)    
3. Кросс без учета времени (м)    
4. Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги на ногу) (м) 10,5 12,0

387388

5. Лазание по канату с помощью ног (м) 2,5 3,0
6. Ходьба на лыжах (км) *    
7. Плавание (любым способом) (м)    
8. Полоса препятствий (прилагается) (кол-во баллов)    
Примечание: на золотой значок необходимо выполнить все нормативы на уровне требований золотого значка.
* В бесснежных районах езда на велосипеде (км)

Date: 2015-06-08; view: 773; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию