Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания теоретического тура для 9 классаВсероссийская олимпиада школьников по географии Региональный этап 2008/2009 учебного года Задания теоретического тура для 9 класса Вариант для «восточных» субъектов Российской Федерации [1] Задача 1. Ваня Первоцветов, внук известного геоботаника, разбирая архив своего деда, обнаружил несколько фотографий и записок к ним. Ванин дедушка любил фотографироваться на фоне типичных для разных районов деревьев, а также записывал интересные факты из истории тех мест, где побывал и сфотографировался. На найденных снимках ученый был сфотографирован перед бархатом, дубом, карликовой березой, лиственницей, осиной. В записках содержалась следующая информация: А. С этим городом связаны имена Ивана Москвитина, Семена Дежнева, Василия Пояркова, Витуса Беринга и других выдающихся первопроходцев и мореплавателей. Здесь находится интересный исторический памятник – «шахта Шергина». Она была создана в 1827-37 годах для добычи «подземной воды». Глубина шахты 116,6 м. Впоследствии шахта использовалась для изучения вечной мерзлоты. В городе расположен уникальный научно-исследовательский институт – НИИ мерзлотоведения. Б. Крупнейший из городов мира, расположенных за Северным полярным кругом. Один из важнейших транспортных, промышленных и научных центров российского Севера, где базируется единственный в мире атомный ледокольный флот. Без преувеличения город можно назвать «северными воротами» нашей страны. В. Возник как пограничный пункт на стыке возвышенности и равнины. Благодаря выгодному положению вблизи слияния двух рек стал важнейшим центром судостроения, где строились «струги, годные к мореходному делу» не только для военного, но и для торгового флота России. Здесь создавался первый большой флот России, а в 1772 году образовалось первое в стране «акционерное торговое общество для мореходства» с высочайше утверждённым уставом и правом заказывать мореходные суда в военных адмиралтействах. Г. Этот город, построенный рядом с древней столицей ханства, находился на караванной дороге из Средней Азии в Поволжье. Водные артерии связывали его с землями Крайнего Севера и далекого Востока. Именно здесь появились первые в Сибири православные храмы, водопровод, телеграф и железнодорожный вокзал. Отсюда отправлялись в плавание первые сибирские пароходы. Город был известен богатыми купеческими ярмарками и мастерством ремесленников. Д. Залив, на побережье которого расположен город, стал известен в Европе только в 1852 году благодаря французскому китобою, случайно оставшемуся здесь на зимовку. В 1867 году здесь побывал известный русский путешественник и географ Н.М. Пржевальский. Вот что он увидел: «Город вытянут на протяжении более версты по северному берегу обширной и глубокой бухты со всех сторон обставленной горами и потому чрезвычайно удобной для стоянки судов». Определите города, где собраны снимки, по названиям деревьев и по записям дедушки. Ответ оформите в виде таблицы
Задача 2. Установите, каким рекам – Висла, Кубань (верховья), Нил (верховья), Амур, Урал – соответствуют изображенные на рисунке 1 диаграммы внутригодового распределения стока (в % от годовой суммы). Какой основной источник питания характерен для каждой реки, и как это связано с особенностью внутригодового распределения стока?
Рисунок 1
Задача 3. Внимательно рассмотрите фрагменты топографической карты на рисунках 2а и 2б и ответьте на следующие вопросы. Рисунок 2а Рисунок 2б
Масштаб: в 1 см 250 м Горизонтали проведены через 5 метров
А. В какой природной зоне расположены изображенные на рисунках 2а и 2б участки местности? Б. Какие одинаковые экзогенные процессы формируют рельеф, характерный для этих участков? В. Проявления каких экзогенных процессов характерны только для каждого из участков в отдельности? Г. Назовите самый западный субъект Российской Федерации, для территории которого характерен рельеф, изображенный на рисунке 2б. Задача 4. В колонке II таблицы 1 приведены описания различных географических объектов. Каким терминам, имеющим народное происхождение: ерник, колок, полесье, сор, шибляк они соответствуют? Для каких природных зон на территории России типичны эти объекты? Ответ оформите в виде таблицы (переписывать содержание колонки II не нужно). Таблица 1
Примечание: Несколько объектов могут быть типичными для одной природной зоны. Один объект может быть типичным для нескольких природных зон. Задача 5. На графиках а – г рисунка 3 различными способами показана возрастная структура населения (условные обозначения: 1 – доля населения моложе трудоспособного возраста, 2 – в трудоспособном возрасте, 3 – старше трудоспособного возраста). Проанализируйте графики и ответьте на следующие вопросы. 1. На каком из графиков показана возрастная структура населения, не характерная ни для одного из субъектов РФ?
2. Какой из графиков соответствует современ-ной возрастной структуре населения:
а) Ингушской Республики,
б) Ямало-Ненецкого АО,
в) Рязанской области? Рисунок 3 Задача 6. В таблице 2 представлены данные по одной из отраслей обрабатывающей промышленности. Назовите эту отрасль и три субъекта Российской Федерации, занимающие первые три места по производству продукта, на выпуске которого она специализируется. Какие регионы Российской Империи лидировали по его производству 100 лет назад? Ответ кратко поясните. Таблица 2
Задача 7. Определите субъект Российской Федерации Х, если о других субъектах федерации, имеющих с ним общую границу (в таблице они обозначены буквами А - Г), известны следующие факты (см. колонку II таблицы 3). Ответьте на дополнительные вопросы, содержащиеся в колонках III и IV. Ответы запишите в следующей последовательности: Х – … (название субъекта). А – … (название субъекта); … (ответ на вопрос в колонке III); … (ответ на вопрос в колонке IV). Б – … (название субъекта); … (ответ на вопрос в колонке III); … (ответ на вопрос в колонке IV), и т.д. Таблица 3
[1] Все регионы, входящие в состав Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
|