Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пертинентность — субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам





Естественно, что пользователи всегда оценивают информационные услуги с точки зрения пертинентности полученных сведений- Тогда хоте­лось бы предположить, что независимая экспертиза возможна хотя бы по критерию релевантности, но действительная практика информационного обслуживания намного сложнее.

Нерелевантность выдачи может объясняться отсутствием искомой ин­формации в документальном потоке в том виде, в каком ее ищет пользова­тель. В этом случае сотрудник СИ начинает расширять границы поисково­го предписания и выявлять сведения, используя родовые и ассоциативные связи. Иногда это приводит к нахождению ненужных материалов, т. е. к «шу­му»; в других случаях — к выдаче «неожиданно полезного»-, т. е. перво­начально не запрошенных, но ценных с точки зрения пользователя доку­ментов или фактических данных.

Теперь рассмотрим причины, но которым релевантная выдача оцени­вается пользователем отрицательно, т. е. не считается им пертинентной. Наиболее распространенными являются:

• предоставление пользователю уже известных ему сведении (из дру­гих источников или предыдущего опыта);

• неавторитетность, неубедительность информации для пользователя;

• несовпадение характера представленных сведений и степени их под­робности «системе ожидания» пользователя;

• несоответствие уровня сложности сообщения и подготовленности пользователя, его читательской компетентности.

Охарактеризуем эти причины более подробно- На оценку значимости, полезности, авторитетности информации влияют ценностные ориентации пользователей. Публикация может быть отвергнута только потому, что написана представителем научной школы, сотрудникомучреждения, мнения и взгляды которых не разделяются индивидом. И, наоборот, ин­формация. распространяемая от имени тех лиц, с которыми пользователь консолидирует себя, вызывает повышенный интерес. Сказанное распро­страняется и на журналы, тематические сборники, относимые к разряду «своих».

К отрицательной оценке потенциально полезных документов приво­дит и стремление найти в потоке информации «готовый» ответ или реко­мендацию, четко определяющую порядок действий. В этих случаях поль­зователю начинаег казаться, что в публикациях не учитывается специфика именно его условий деятельности или что они ориентированы на специа­листов иных предприятий (например, более крупных, лучше оснащенных, расположенных в научных и промышленных центрах и т. д.). Неумение и (или) нежелание переосмыслить чужой опыт, превратить чужие идеи в собственные «рецепты» приводят к тому, что процесс восприятия нового знания подменяется критикой автора, не отразившего те сведения, кото­рые ожидал найти читатель.

Другой не менее серьезной причиной отрицательных опенок является неподготовленность пользователя к освоению новой информации из-за ее сложности. Дело в том, что сообщения, которые человек относит к разряду профильных, соответствующих направленности его деятельности и реша­емым задачам, но которые ему непонятны, воспринимаются как опасность, угроза целостности картины мира, сформированной в его сознании. Поэтому от сложной, а значит и «опасной» информации стремятся защититься, отклоняя ее как ненужную. Подобная подмена представлений, приводя­щая к оценке непонятного как ненужного, присуща в принципе всем. Раз­личия проявляются в механизме контроля за собственным поведением. Для пользователя с низким уровнем информационной культуры это про­тиворечие останется незамеченным, а новая информация окажется необ­ратимо утраченной.

Связь и обусловленность информационных потребностей повседнев­ной жизнедеятельностью человека, быстрыми темпами изменения условий окружающей среды объясняют изменчивость, динамизм самих потребно­стей — пятую их особенность. Динамизм информационных потребностей целесообразно рассмотреть с двух позиций: с точки зрения его влияния на познающего субъекта и па организацию информационного обеспечения.

Усвоение нового знания всегда считалось делом трудным, творческим, высокоинтеллектуальным. Его облегчало наличие предшествующего опы­та человека, ранее накопленных умений и навыков- Однако быстрые темпы изменений условий жизни и трудовой деятельности заставляют не столько обновлять полученные прежде знания, сколько осваивать новые, широко используя при этом информацию многих смежных областей. Таким обра­зом, для пользователей динамизм информационных потребностей означа­ет усложнение познавательных процессов при увеличении объема сведе­ний, требующих освоения.

В связи с этим закономерно ужесточаются требования пользователей к оперативности, точности и полноте предоставляемой информации, а так­же к комфортности условий ее использования.Библиографические списки и указатели условиям комфортности уже не соответствуют. Более того, подобранным ив их основе полным текстам документов пользователи предпочитают дайджесты, фактографические и аналитические справки.

Динамизм информационных потребностей приводит и к невозможно­сти ориентироваться только на собственные фонды и справочно-лоиско-вый аппарат, неизбежно отстающие от нового спроса. Все большее значе­ние приобретают кооперация, взаимоиспользование информационных ресурсов, умение выявить специализированные и данной области библио­теки или центры информации, определить целесообразность приобрете­ния их продукции.

Изменения информационных потребностей связаны не только с внеш­ними условиями жизнедеятельности людей, но и с их ориентацией в проб­леме. По мерс усвоения нового знания, расширения профессионального и обще культурного кругозора человек начинает иначе «видеть» решаемую задачу, выявляет ее многообразные связи с другими областями.

Поэтому по мере углубления в проблематику запросы пользователей все более усложняются. Далее каждый вновь найденный документ, оце­ненный как пертинентный. будет способствовать возникновению новых потребностей. Таким образом, информация не столько снимает или умень­шает неопределенность, скол1,ко расширяет границы непознанного. Невоз­можность полного удовлетворения потребностей является поэтому их еще одной (четвёртой) отличительной особенностью.

Все перечисленные свойства информационных потребностей обуслов­лены социально-психологическими условиями жизнедеятельности чело­века. Есть. однако, одна особенность, связанная с экономической ситуаци­ей. По сравнению с базовыми потребностями людей в пище, жилище, безопасности, медицинской помощи, информационные потребности отно­сят к категории «отложенного спроса». Службы информации и НТБ нуж­ны и полезны, но не необходимы, а те сведения, без которых предприятие не в состоянии обойтись, могут быть получены из других учреждений. Именно поэтому в условиях кризиса службы информации страдают боль­ше других, первыми ощущая уменьшение финансирования и сокращение штата. Данное обстоятельство необходимо учитывать, стремясь усилить воздействие СИ на деятельность предприятия, «встраиваясь в эту деятель­ность. Кроме того, важно формировать в сознании руководства и персонала представление о СИ как о центрах образования, обеспечивающих свобод­ный и равный доступ к накопленным человечеством знаниям. «Отложенность» информационных потребностей иллюзорна и неминуемо приводит к пагубным последствиям в экономической, экологической и социаль­но-политической областях.

Выявление профессиональных информационных потребностей спе­циалистов предприятия начинается с анализа объективной составляющей потребностей, то есть определения границ предметной области, в рамках которой осуществляется деятельность организации. Быстрое вхождение в предметную область облегчает ознакомление с инженерными и библиотечно-библиографическими классификациями, рубрикаторами, а также с обзорно-прогностическими материалами, отражающими тенденции раз­вития отрасли или проблемы.

• с какой входной информацией пользователи работают сейчас; на­сколько ока их устраивает:

• какие информационные продукты (отчетные формы) должна пред­ставлять ИС на выходе.

Далее сведения, полученные на всех этапах, совмещаются в рамках рубрикатора информационных потребностей. Под совмещением имеется в виду устранение синонимии, установление родовидовых отношений меж­ду темами и последовательности их расположения. Иначе говоря, осуще­ствляются те же процессы, что и при создании любого контролируемого ИПЯ. Именно поэтому па данном этапе большую помощь оказывают все имеющиеся классификации: инженерные, приводимые в справочниках и монографиях; классификаторы; рубрикатор ГРНТИ; расширенная рубри­кация к отраслевым выпускам РЖ ВИНИТИ и т. д.

 

Рубрикатор информационных потребностей имеет следующую форму;

Тематика информационных потребностей   Абоненты обслуживания   Характер необходимой информации   Требования к качеству услуг  
               

Полнота и правильность отражения признаков информационных по­требностей проверяются затем путем экспертной оценки рубрикатора, кото­рый передается для ознакомления ведущим специалистам предприятия.

Опыт разработки подобных рубрикаторов, накопленный кафедрой информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, показал, что в ходе экспертной оценки дополняются и уточняются не столько сведения о тематике потребностей, сколько об абонентах, для которых эта тематика представляет интерес. С его по­мощью становится возможным уточнить содержание индивидуальных по­требностей, не заявленных при интервьюировании.

После внесения всех необходимых изменений и дополнений рубри­катор информационных потребностей становится основой для организа­ции системы информационного обеспечения предприятия. Разумеется, что в нем не могут быть учтены все потребности: в ходе разработок неиз­бежно возникают запросы, лежащие за пределами предметной области организации. Поэтому рубрикатор информационных потребностей, вклю­чая в основном сведения о стабильных потребностях, совпадающих с про­филем деятельности предприятия, может служить достаточно надежной основой для комплектования фонда, актуализации баз данных, текущего информирования, но не для выполнения разовых запросов.

 

Date: 2015-06-08; view: 1053; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию