Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Анализ читательских формуляров





Является специальным библиотечным методом изучения читателей. Хотя в подавляющем большинстве библиотек формуляры служат основным средством фиксации сведений о работе с читателями, подобные записи в них делаются не всегда. Между тем от этого во многом зависит результативность их анализа как методы изучения читателей.

В читательском формуляре регистрируется выданная литература и накапливаются сведения о содержании чтения. Но они, конечно, ограничены. В формуляре не отражается неудовлетворенный опрос читателя и литературы, которой пользуется он за пределами данной библиотеки (берет в других библиотеках или у знакомых и т.д.). По записям нельзя установить, какую литературу читатель запрашивал, а какую брал по рекомендации библиотекаря, или с книжной выставки, удовлетворен ли его спрос, прочитаны ли взятые книги.

Сведения о формуляре лишь частично отражают содержание чтения и совсем не отражают мотивов спроса, целей и результатов чтения, отношения к прочитанным книгам.

Чтобы преодолеть эту ограниченность, запись выданных книг иногда сопровождают условными знаками, указывают причину спроса (например, подчеркивают инвентарный номер книги, взятой читателем по рекомендации библиотекаря, ли ставят букву «Р»). В некоторых массовых библиотеках в формуляры читателей определенной группы вводят дополнительные графы. Здесь условными знаками отмечают причины, обусловившие выбор той или иной книги, мотивы спроса, реакции читателя на прочитанные книги.

Иногда используют также особые, аналитические формуляры, ы которых записи выданной литературы группируют по отраслям заний или по ведущим темам, на отдельных страницах отмечают характерные запросы, отказы, записывают результаты бесед с читателями, наблюдений над ними, индивидуальные планы чтения. Но ведение формуляров отнимает много времени.

Анализ читательских формуляров может быть ориентированным и углубленным; первый является составной частью обслуживания читателей (например, просмотр формуляра во время посещения читателем библиотеки или статистическая отработка ряда формуляров). Углубленный анализ проводится периодически или эпизодически. Он бывает индивидуальным и групповым.

Индивидуальный анализ формуляров отдельных читателей проводят ежегодно или раз в полугодие. Просматривая записи в формуляре, устанавливают, сколько всего книг, по каким отделам знаний, видам литературы, какие именно книги, в какой последовательности читатель брал за анализируемый период, сколько в среднем книг он брал в течении месяца или года. Это позволяет судить о направленности содержания чтения, его системе, характере. Но записи выданных книг не могут служить единственным основанием для серьезного суждения о читателе. Как сказано, сведения в формуляре ограничены. Их нужно анализировать одновременно с записями наблюдений и с другими материалами о читателе (отзывы о книгах, высказывания, учтенные во время массовых мероприятий и т.д.). В результате сопоставления содержания чтения с его мотивами делают выводы о круге читательских интересов, их содержании, развитии и устойчивости, намечается план дальнейшего руководства чтением. Его фиксируют на карточке, которую вкладывают в формуляр, а иногда – в личном дневнике библиотекаря.

Групповой анализ формуляров проводится по разному. Для выявления читаемости литературы на определенную тему подсчитывают по формулярам, сколько человек в группе брали в течении полугодия или года по одной книге на данную тему, сколько – по две, по три и так далее.

В некоторых крупных научных библиотеках взамен читательских формуляров используют регистрационные анкеты на карточках ( а в последнее время и на рейтеркартах, на перфокартах). В них фиксируют сведения о читателях, но не регистрируют выданные издания. Статистический анализ регистрационных анкет позволяет определить ведущие читательские группы, уточнить цели чтения и основные направления, по которым читатели ведут научную и самообразовательную работу.








Date: 2015-06-08; view: 667; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию