Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика. Тематические элементы содержания: краткая характеристика





4.1. Понятие власти. Основные понятия: власть, политическая власть, разновидности политической власти, традиционное господство, легальное (рационально-правовое) господство, харизматическое господство, государственная власть.

 

Смысловые значения понятия «власть»:

1) Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти.

2) Способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет.

3) Механизм организации и регулирования совместной деятельности.

 

Политическая (от гр. politik – искусство управления государством) власть – право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

 

Признаки политической власти:

• Распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного гос-ва.

• Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

• Осуществляется через единый общегосударственный центр принятия политических решений.

• Использует самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).

• Действует на основе права от имени всего общества.

 

Разновидности политической власти: 1) Ветви: Законодательная, исполнительная, судебная.

2) Уровни: Центральная, региональная, местная. 3) Формы: Монархическая, республиканская.

Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов политического господства*, которые с ней связаны. (* Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером (1864–1920)).

 

Типы (системы) политического господства: (Линии сравнения: Правила (нормы), лежащие в основе господства. Глава системы господства (тип «господина»). Источник авторитета главы системы господства. Форма легитимности (от лат. legitimus – законный) системы господства. Доминирующий тип социального поведения).

1) Традиционное господство. Патриархальные или сословные нормы. Монарх или религиозный советник. Традиция или передача по наследству. Вера в установленный порядок вещей. Традиционное.

2) Легальное (рационально-правовое) господство. Рационально разработанные правила. Избранное должностное лицо или коллегиальный орган. Делегирование на основе принципа большинства. Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм. Инструментальное или целерациональное.

3) Харизматическое (от гр. charisme – милость, Божий дар) господство. Пророк, военачальник, демагог, лидер. Эмоциональное доверие «свиты» к лидеру. Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества лидера и в его идеи. Эмоциональное.

 

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде.

 

Основные принципы устойчивости политической власти:

1) Легитимность власти. Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений.

2) Результативность власти. Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население.

 

Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

 

Признаки государственной власти:

1) Носит публичный характер, т. е. выступает от имени общества.

2) Имеет суверенный (от фр. souverainete – верховная власть) характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими гос-ми (внешний суверенитет).

3) Ограничена территорией (базовое условие существования гос-ва). Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках гос-ва, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако гос-я власть является стержнем политической власти.

 

4.2. Государство, его функции. Основные понятия: государство, признаки гос-ва, форма гос-ва, форма правления, монархия, республика, форма государственно-территориального устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, функции гос-ва.

 

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

 

Основные признаки гос-ва:

1) Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница).

2) Публичный характер власти (несовпадение гос-ва и общества, особый аппарат власти и управления).

3) Суверенный характер власти (верховенство гос-ва внутри страны и его независимость во внешних отношениях).

4) Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).

5) Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию денег.

6) Обязательность членства в государстве.

7) Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

8) Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

 

Дополнительные признаки гос-ва: 1) Язык как средство общения на территории того или иного гос-ва. 2) Единая оборонная и внешняя политика. 3) Единые транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

 

Форма гос-ва – устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления – способ организации верховной гос-ой власти.

1) Монархия (от гр. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе гос-ва – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану), обычно получающему эту власть и передающему её в порядке наследования: А) Абсолютная (неограниченная).

Б) Конституционная (парламентская, ограниченная).

2) Республика (от лат. res – дело и public – общественный, всенародный) – форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями: А) Президентская. Б) Полупрезидентская

(смешанная). В) Парламентская.

 

Форма государственно-территориального устройства – способ взаимосвязи территориальных образований гос-ва, закреплённый конституцией:

1) Унитарное (от лат. unitas – единство) гос-во – единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

2) Федерация (от лат. foedus – союз, объединение) – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные органы государственной власти и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

3) Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, объединение) – форма межгос-го объединения, при которой гос-ва – субъекты конфедерации образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных формах, полностью сохраняя свою независимость.

 

Политический режим * – совокупность методов и способов осуществления в стране гос. власти и управления. (* См. 4.4. Типология политических режимов).

 

Функции гос-ва – основные направления деятельности гос-ва, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение:

1) Внутренние:

А) Политическая: поддержание политического господства, обеспечение политической стабильности, регулирование политической жизни (президенты, парламенты, правительства, силовые структуры).

Б) Организационно-правовая: нормотворчество, организация исполнения решений и законов, контроль, координация деятельности субъектов политической системы (парламент, правительство, контрольные органы, экспертные службы).

В) Социально-экономическая: определение содержания и осуществление экономической, социальной, бюджетно-налоговой (фискальной), денежно-кредитной (монетарной) политики, долгосрочное планирование и программирование, социальная защита (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта и т. д.).

Г) Культурная: выработка и осуществление политики в области образования и культуры (учреждения образования, культуры, органы информации и т. д.).

2) Внешние:

А) Оборонная: защита границ, территории страны от внешней угрозы и интервенции (вооружённые силы, разведка и контрразведка, пограничная служба).

Б) Дипломатическая: поддержание и развитие межгосударственных отношений, координация деятельности с другими гос-ми, международными организациями (министерство иностранных дел, посольства, консульства, представительства в международных организациях).

В) Внешнеэкономическая: осуществление внешней торговли, поддержка отечественного производителя, использование передового экономического и научно-технического опыта (министерства, внешнеэкономические органы, представительства).

Г) Силовая: осуществление вмешательства в дела других гос-тв, навязывание собственной воли (вооружённые силы, разведка).

 

4.3. Политическая система. Основные понятия: политическая система, институциональная подсистема, нормативная подсистема, функциональная подсистема, коммуникативная подсистема, культурно-идеологическая подсистема, политическая психология, политическая идеология, политическая культура, функции политической системы.

 

Политическая система – многофункциональный механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции.

 

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы (Наименование подсистем. Их состав):

1) Институциональная. Государство; политические партии; общественнополитические движения*; иные политические институты. (*См. 4.8. Политические партии и движения).

2) Нормативная. Политические принципы; политические традиции; нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике.

3) Функциональная. Формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

4) Коммуникативная. Совокупность связей и взаимодействий: А) между подсистемами политической системы; Б) между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.; В) между политическими системами различных стран.

5) Культурно-идеологическая. А) Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; Б) Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры; В) Политическая культура – система сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений.

 

Функции политической системы: 1) Определение целей, задач, путей развития общества.

2) Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. 3) Распределение материальных и духовных ценностей. 4) Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. 5) Согласование разнообразных интересов гос-ва и социальных общностей. 6) Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. 7) Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. 8) Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

 

4.4. Типология политических режимов. Основные понятия: политический режим, демократический политический режим, тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим.

 

Политические режимы (См. 4.2. Государство, его функции). (Линии сравнения: Формы. Социальная база. Государственное устройство. Партийная система. Оппозиция. Правовой принцип.

Права и свободы граждан. Отношение людей к власти. Экономика. Идеология. Карательные органы).

Типы режимов:

1) Демократический (от гр. demos – народ и kratos – власть). Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности. Правовое гос-во, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения. Многопартийность. Действует легально. Разрешено всё, что не запрещено законом. Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан. Участие граждан в формировании власти. Смешанная экономика, доминирует частный сектор; гос-ое регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер. Политический плюрализм. Строго подчиняются закону.

2) Недемократический:

А) Тоталитарный (от лат. totus – весь, целый). Опора на массовые движения люмпенизированных (от нем. Lumpen – лохмотья) слоёв населения. «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни. Господство одной партии. Отрицается. Запрещено всё, что не разрешено законом. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство. Показное слияние граждан с властью. Централизованная экономика, гос-ое планирование с милитаристской направленностью. Жёсткая производственная дисциплина. Существует единственная обязательная официальная идеология. Пронизывают все сферы гос-ва, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.

Б) Авторитарный (от лат. auroritas – власть, влияние, вес). Опора на традиционные социальные

институты – бюрократию, армию, церковь. Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путём жестокого контроля определённых секторов общественной жизни. Правящая партия огосударствлена. Её деятельность ограничена жёсткими рамками. Разрешено то, что не имеет отношения к политике. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов гос-ва, а не личности. Отчуждение рядовых граждан от власти. Обширный гос-ый сектор может уживаться с рыночной экономикой. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений. Важный элемент гос-го аппарата.

 

4.5. Демократия, её основные ценности и признаки. Основные понятия: демократия, признаки демократии, прямая (непосредственная) демократия, представительная демократия, условия существования демократии. Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – политический режим гос-ва, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Признаки демократии (Наименование признака. Его содержание):

1) Народ – источник власти (суверенитет народа). Граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу гос-ва, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.

2) Свободные выборы. Граждане сами, без какого-либо давления извне принимают решение на выборах.

3) Наличие независимых средств массовой информации (СМИ). СМИ доносят до граждан разные политические альтернативы и их вероятные последствия. В пределах разумного каждый член общества информирован по основным вопросам жизни общества и гос-ва.

4) Идеологическое многообразие и плюрализм мнений. Ни одна идеология не должна иметь преимуществ и не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

5) Многопартийность. В обществе существуют оппозиционные партии, которые критикуют и выявляют недостатки и просчёты в деятельности представителей государственной власти. Оппозиция всячески поддерживается и культивируется.

6) Широкие и гарантированные права и свободы граждан. Гарантии в реализации своих прав и свобод предоставляются всем гражданам. Личность достаточно социально защищена и имеет достойный уровень жизни.

7) Принятие политических решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства. В основе принятия решений лежит общая воля, вырабатываемая с помощью консенсуса (общего согласия), а если его достичь не удаётся, то принимается компромиссное решение (соглашение на основе взаимных уступок), устраивающее и большинство, и меньшинство.

8) Повышение значимости морали как средства социального регулирования. Люди становятся более гуманными и нравственными → значение морали в отношениях между ними возрастает.

 

Виды демократии:

1) Прямая (непосредственная) демократия. Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений (используется главным образом на уровне местного самоуправления).

2) Представительная демократия. Граждане опосредованно (непрямо) участвуют в принятии решений (через выбранных своих представителей (депутатов), главу гос-ва и др.).

 

Условия существования демократии:

1) Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.

2) Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека.

3) Высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

 

4.6. Гражданское общество и государство. Основные понятия: гражданское общество, структура гражданского общества, совокупность неполитических отношений, функции гражданского общества.

Гражданское общество – 1) сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти; 2) совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно- государственных структур.

 

Общности людей:

I) 1) Политические партии и лоббистские (от англ. lobby – кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.

2) Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).

3) Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.

4) Научные и культурные организации, спортивные общества.

5) Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.

6) Независимые средства массовой информации. 7) Церковь. 8) Семья.

II) Отношения между компонентами общества, имеющие негос-ый и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения).

III) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства гос-ва и др. сил.

 

Предпосылки возникновения гражданского общества (Наименование предпосылок. Их проявление):

1) Экономические. Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

2) Социальные. Большой удельный вес в обществе среднего класса.

3) Политико-правовые. Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

4) Культурные. Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

 

Соотношение гражданского общества и гос-ва. (Линии сравнения: Реализуемые интересы. Средства реализации. Связи и отношения между людьми. Основа):

1) Гражданское общество. Повседневные интересы индивидов. Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д. Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции. Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т. д.), с помощью которых он их реализует.

2) Государство. Общественные интересы социальных групп, классов, этносов. Конституция, власть, принуждение, право и т. д. Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения. Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

 

Функции гражданского общества:

1) Независимо от гос-ва располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.

2) Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь гос-ва и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.

3) Способствует формированию органов гос-ва, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и гос-ом, не позволяющей последнему узурпировать власть.

 

4.7. Политическая элита. Основные понятия: политическая элита, функции политической элиты, виды политических элит, критерии эффективности деятельности политической элиты, нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе.

 

Политическая элита (от фр. lite – лучшее, отборное) – группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

 

Причины существования политической элиты: 1) Необходимость профессионального управления обществом. 2) Неравенство способностей и возможностей людей. 3) Высокий социальный статус представителей элиты. 4) Политическая пассивность большинства населения. 5) Невозможность осуществлять полный контроль за действиями элиты.

 

Характерные черты политической элиты: 1) Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа. 2) Высокий социальный статус. 3) Значительный объём государственной и информационной власти. 4) Непосредственное участие в осуществлении власти. 5) Организаторские способности и талант.

 

Функции политической элиты:

1) Определение политической программы действий путём генерирования новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.

2) Осуществление на практике выработанного политического курса.

3) Укрепление стабильности и единства общества, обеспечение консенсуса по важнейшим вопросам, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

4) Эффективное представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы.

 

Классификация политических элит (Основания для классификации. Виды элит):

1) Отношение к власти: правящая, неправящая. 2) Уровень компетенции: высшая (общенациональная), средняя (региональная), местная. 3) Выражаемые интересы: профессиональные, демографические, этнические, религиозные. 4) Результаты деятельности: элита, псевдоэлита, антиэлита.

 

Критерии эффективности деятельности политической элит ы:

1) Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа. 2) Политическая стабильность общества. 3) Национальная безопасность. 4) Оптимальное соотношение между гражданским обществом и гос-ом.

 

Важнейшие нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе:

1) Организация власти → конкуренция различных элитарных групп между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти).

2) Избираемость народных представителей (депутатов) и главы гос-ва.

3) Профессионализация управления → компетентность и ответственность чиновничьего аппарата могут ограничивать произвол политического деятеля.

4) Организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп, движений и т. д.), борющихся за власть или за влияние на неё.

5) Режим гласности и информационной открытости власти (законодательство о СМИ, закрепляющее свободу массовой информации).

6) Развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти.

 

4.8. Политические партии и движения. Основные понятия: политическая партия, виды политических партий, функции политической партии, партийная система, типы партийных систем, политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение, виды политических движений.

 

Политическая партия [от лат. pars (partis) – часть, группа] – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание гос-ой власти или участие в её осуществлении).

 

Отличительные признаки политической партии:

1) Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

2) Носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека.

3) Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии.

4) Наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии).

5) Наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты- добровольцы.

 

Классификация политических партий (Основания для классификации. Виды политических партий): 1) Идеологическая направленность: социал-демократические, коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные, националистические. 2) Участие в осуществлении власти: правящие, оппозиционные (от лат. oppositio – противопоставление). 3) Характер членства: кадровые, массовые. 4) Шкала политического спектра: левые, центристские, правые. 5) Способ деятельности: реформистские, революционные.

 

Функции политической партии: 1) Борьба за власть в гос-ве и влияние на политику гос-ва. 2) Участие в осуществлении власти. 3) Участие в формировании власти. 4) Формирование общественного мнения. 5) Выражение интересов социальных групп. 6) Политическое воспитание. 7) Подготовка кадров политиков.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы партийных систем (Наименование партийной системы. Её сущность):

1) Однопартийная система. В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.

2) Двухпартийная система. В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти (например, Республиканская и Демократическая партии в США). Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти.

3) Многопартийная система. В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

 

Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение – добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

 

Отличительные признаки политического движения:

1) Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.

2) Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.

3) Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.

4) Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.

5) В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.

 

Классификация политических движений (Основания для классификации. Виды политических движений):

1) Идеологическая направленность: социально-политические (за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека; против расовой дискриминации), конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, антиядерные. 2) Количество участников: массовые, элитарные. 3) Шкала политического спектра: левые, центристские, правые. 4) Способ деятельности: революционные, контрреволюционные, реформаторские, консервативные.

 

4.9. Средства массовой информации в политической системе. Основные понятия: средства массовой информации (СМИ), функции СМИ.

 

Средства массовой информации – организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

Отличительные признаки СМИ: 1) Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств. 2) Неограниченный круг потребителей. 3) Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и др.). 4) Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер. 5) Движение основного информационного потока в одном направлении – от СМИ к потребителю.

 

Основные последствия появления СМИ в политике:

1) Прямое общение политических лидеров с населением → ненужность участия в этом процессе политических партий → потеря значения партий в политической системе.

2) Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.

3) Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

 

Функции СМИ (Наименование функции. Её сущность):

1) Информационная. Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение.

2) Формирование общественного мнения. Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.

3) Образование и социализация граждан. Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных гос-вах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события.

4) Осуществление общественного контроля за действиями власти. Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству.

5) Выражение общественных интересов. Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения.

6) Объединение граждан. Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения.

 

4.10. Избирательная кампания в РФ*. Основные понятия: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система, основные принципы демократического избирательного права, избирательная кампания, стадии (этапы) избирательного процесса в РФ, избирательный округ, избирательный участок, избирательные комиссии, предвыборная агитация, предвыборная программа (обещания).

(* См. 5.5. Законодательство РФ о выборах).

 

Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

 

Компоненты избирательной системы: 1) Избирательное право. Комплекс правовых норм о порядке выборов. 2) Избирательный процесс. Комплекс действий в процессе выборов.

 

Типы избирательных систем:

1) Мажоритарная (от лат. majorite – большинство) система – это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Достоинства: А) Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа. Б) Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, что позволяет при парламентских и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство. Недостатки: А) Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах. Б) Практически исключается возможность победы на выборах малочисленной партии. В) Частая нерезультативность выборов → либо повторное, либо альтернативное голосование.

2) Пропорциональная система – система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов

пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Достоинства: А) Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства. Б) Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий. Недостатки: А) Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателями, колько перед самой партией. В) Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны. Г) Появление в парламенте множества мелких фракций → препятствие принятию нужных решений.

3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система – это система определения результатов выборов, при которой часть мест в парламенте распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной системой. Достоинства: Формируется действительно представительный парламент. Недостатки: А) В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов. Б) Партии не отражают в полном объёме интересы своих избирателей.

 

Основные принципы демократического избирательного права:

1) Принцип равенства (все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права).

2) Принцип всеобщности (любой дееспособный гражданин имеет право избирать и быть избранным).

3) Принцип тайного голосования (все выборы проводятся тайно, избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе).

4) Принцип непосредственности (избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика).

5) Принцип состязательности (выборы проводятся на альтернативной основе).

6) Принцип гласности (общественность осуществляет контроль за проведением выборов).

7) Принцип свободы выборов (любой гражданин участвует в выборах добровольно).

8) Принцип ограничения срока выборов (выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин).

 

Многие учёные рассматривают понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» как синонимы.

Избирательный процесс – практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

 

Стадии (этапы) избирательного процесса в РФ:

1. Назначение даты выборов. Выборы Президента РФ назначаются СФ, а выборы ГД – Президентом РФ. В субъектах РФ дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Главы муниципалитетов назначают дату выборов представительного органа власти.

2. Образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные округа – территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Избирательный участок – территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

3. Формирование избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ → избирательные комиссии субъектов РФ → избирательные комиссии муниципальных образований → окружные избирательные комиссии → территориальные (районные, городские и др.) комиссии → участковые комиссии. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ, которая 1) помогает другим комиссиям, 2) контролирует их, 3) распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

4. Составление списков избирателей. Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Правом выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Согласно закону (2004 г.) партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов и иметь региональные отделения во всех субъектах РФ. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

6. Проведение предвыборной агитации. Предвыборная агитация – деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них. Предвыборная программа (обещания) – совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией. Она представляет избирателю основные направления по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

7. Голосование и установление результатов голосования. Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов. Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (7%), получают возможность сформировать фракции в ГД, федеральному списку кандидатов, получившему от 6 до 7% голосов избирателей, передаются два депутатских мандата, список, набравший от 5 до 6% голосов, получает один депутатский мандат. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России – Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

8. Финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели. Финансирование избирательной кампании осуществляется за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия (избирательное объединение) для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

 

4.11. Политический процесс. Основные понятия: политический процесс, виды политических процессов, субъекты политического процесса, стадии политического процесса.

 

Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

 

Особенности политического процесса:

1) Складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников – субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические

партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ).

2) Связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества.

3) Оказывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений.

4) Продолжается безостановочно с момента появления гос-ва.

 

Классификация политических процессов (Основания для классификации. Виды политического процесса(:

1) Масштаб. Внутриполитический, внешнеполитический (международный).

2) Значимость для общества. Базовый, частный.

3) Публичность принятия решений. Открытый, скрытый (теневой).

 

Цель (объект) политического процесса – политическая проблема.

 

Субъекты (участники) политического процесса:

1) Инициаторы. Те, кто заявляет проблему.

2) Исполнители. Те, кто способен обеспечить последовательное решение проблемы (властные институты, наделённые властью должностные лица, назначенные для этих целей люди из неправительственных организаций). → Выбор средств, методов и ресурсов для реализации политического процесса.

 

Стадии политического процесса (Наименование стадии. Её сущность):

1) Конструирование политической системы общества. Создание в ходе выигранной политической борьбы качественно новой (по своей сути, целям развития, режиму функционирования, влиянию на общество) государственности, политической системы в целом. Конструирование – это и постоянный процесс. Он систематически возобновляется, идёт непрерывно, представляя собой выражение согласия людей с установившейся политической системой, её принципами, институтами, нормами и т. п. Методы осуществления: вооружённое восстание, победа на выборах и т. д.

2) Воспроизведение компонентов и признаков политической системы общества. Это и повторение всех установившихся элементов и параметров политической системы, а также их видоизменение, обновление (в рамках одного общественного строя). Методы осуществления: свободные, тайные и прямые выборы, избрание, назначение, конкурсы и др.

3) Принятие и исполнение политико-управленческих решений. Это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества.

4) Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества. Методы осуществления: выборы, референдумы, отчётно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения и др., а также деятельность институтов, которые создаются специально для осуществления контролирующей деятельности (сеть государственных учреждений, структур партий, общественных движений и организаций, СМИ).

 

Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. – пока длится существование самой политической системы.

 

4.12. Политическое участие. Основные понятия: политическое участие, опосредованное (представительное) политическое участие, непосредственное (прямое) политическое участие, случайное (разовое) политическое участие, политическое участие «по совместительству», профессиональное политическое участие, формы политического участия, референдум, политическое отчуждение, политическая пассивность, политическая активность, абсентеизм, функции политического участия.

 

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений:

1) опосредованное (представительное) политическое участие – осуществляется через избранных представителей;

2) непосредственное (прямое) политическое участие – воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).

Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.

 

Виды политического участия:

1) Случайное (разовое) участие. Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

2) Участие «по совместительству». Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.

3) Профессиональное участие. Человек делает политическую деятельность своей профессией.

 

Формы политического участия:

1) Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

2) Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на её решения в пользу группы лиц.

3) Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных правовых актов и законов в органы власти.

4) Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на неё.

5) Выборы, референдумы (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан гос-ва по важному для него вопросу.

 

Основные типы политической деятельности:

1) Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

2) Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

3) Политическая активность–стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы.

Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

 

Функции политического участия: 1) Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений. 2) Удовлетворение стремления индивида к участию в различных

формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

 

4.13. Политическое лидерство. Основные понятия: политический лидер, функции политического лидера.

 

Политический лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) – член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.

 

Характерные черты политического лидера:

1) Наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.

2) Политическая воля, готовность брать на себя ответственность. 3) Популярность, умение нравиться людям, завоёвывать их симпатии. 4) Острый ум и политическая интуиция. 5) Организаторский талант и ораторские способности.

 

Классификация типов политических лидеров (Создана американским профессором Маргарет Дж. Херманн), (Наименование типа. Его характеристика. Примеры лидеров):

1) Лидер-знаменосец. Имеет собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования. Основатель партии большевиков и Советского гос-ва В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг.

2) Лидер-служитель. Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чём нуждаются его избиратели. Генеральные секретари ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко.

3) Лидер-торговец. Обладает способностью убеждать. Признания добивается знанием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить. Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган.

4) Лидер-пожарный. Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах.

 

В чистом виде указанные типы лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества от каждого типа сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах её политической карьеры.

 

Функции политического лидера:

1) Объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.

2) Выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности различных групп населения.

3) Определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач посредством принятия практических решений.

4) Инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения (возбуждение народного энтузиазма, создание определённых экономических стимулов).

5) Обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.

6) Обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности.

 

4.14. Органы государственной власти РФ. Основные понятия: орган государственной власти (государственный орган), органы законодательной власти в РФ, органы исполнительной власти в РФ, органы судебной власти в РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, судебная власть, Президент РФ, полномочия Президента РФ, основные функции Президента РФ.

 

Орган государственной власти (гос-ый орган) – часть гос-го аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию гос-ва в установленном им порядке.

 

Осуществление принципа разделения властей в РФ (Ветвь власти. Органы власти. Особенности формирования. Правомочия):

1) Законодательная. Двухпалатное Федеральное собрание: верхняя палата – Совет Федерации,

нижняя – Государственная Дума. В субъектах РФ – государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д. Выборность на основе всеобщего избирательного права (кроме Совета Федерации, который формируется). Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

2) Исполнительная. Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д. В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах). Путём назначений. Право организовать исполнение законов, вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства.

3) Судебная. Федеральные суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ и другие федеральные суды; суды субъектов РФ: конституционные (уставные) суды, мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом

государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка. Право на осуществление конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Date: 2015-06-08; view: 753; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию