Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной текст лекции





ЛЕКЦИЯ, ТЕМА Организационная культура

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ЛЕКЦИИ:

1. Организационная культура: понятие и функции.

2. Объективные и субъективные элементы организационной культуры.

3. Управление организационной культурой. Взаимодействие менеджмента и организационной культуры.

4. Типы организационных культур.

 

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

1. Организационная культура: понятие и функции.

 

Понятие «культура» означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», и выражается в формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных благах, передаваемых из поколения в поколение.

 

Особой разновидностью культуры является организационная культура.

 

Организационная культура — совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения участников организации. Сегодня — это главный фактор конкурентоспособности организации.

 

Организационная культура включает:

1) культуры основных подразделений организации;

2) культуры основных сфер деятельности организации;

3) культуру каждого участника организации.

 

Функции организационной культуры:

1) охранная — создание барьера от нежелательного влияния на организацию (реализуется через различные запреты или ограничивающие нормы);

2) интегрирующая — формирование у людей чувства единства, общности, принадлежности к организации;

3) регулирующая — поддержание необходимых норм поведения в организации;

4) коммуникационная установление контактов между людьми;

5) адаптивная — обеспечение вхождения в организацию новичков, взаимное приспособление людей друг к другу и к организации;

6) ориентирующая — направление деятельности участников организации в необходимое русло;

7) мотивационная — создание стимулов к добросовестному, эффективному труду;

8) воспитательная — выработка профессиональных и деловых качеств;

9) формирующая имидж — создание благоприятного образа организации в глазах окружающих.

 

Условия формирования организационной культуры:

— взаимодействия участников организации;

— внешние условия (исторические и национальные традиции, религии, культуры других стран и народов)

 

Организационная культура — это сложная категория, — в силу ряда причин:

1) 1-я причина: организационная культура состоит из культур отдельных подразделений или направлений деятельности (субкультуры — когда мирно существуют, контркультуры — когда противоречат друг другу).

 

Виды контркультур:

— оппозиция ценностям доминирующей культуры,

— оппозиция структуре власти доминирующей культуры,

— оппозиция образцам взаимодействия доминирующей культуры;

 

2) 2-я причина: культуры различаются по своей силе, которая определяется:

§ глубиной проникновения,

§ широтой охвата участников организации,

§ ясностью ценностей и норм.

 

С этой точки зрения выделяются:

— бесспорная культура:

ü минимум основных ценностей и норм;

ü тотальный контроль их соблюдения;

ü закрытость, т.е. нежелание видеть собственные недостатки, «выносить сор из избы»;

ü подавление участников организации, препятствование их инициативе и творчеству;

ü сохранение показного единства;

 

— слабая культура:

ü отсутствие общеорганизационных ценностей и норм, т.е. у каждого участника организации они свои;

ü открытость, т.е. ценности и нормы организации легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию;

ü разъединение людей, противопоставление их друг другу, затруднение процесса управления организацией;

— сильная культура:

ü разумное количество ценностей и норм;

ü открытость, которая предполагает: гласность, свободу диалога между всеми участниками организации и посторонними лицами;

ü активное освоение нового;

 

3) 3-я причина: культура помогает управлять людьми (например, вежливая просьба руководителя будет быстрее и с большей готовностью выполнена, чем грубый приказ).

 

2. Объективные и субъективные элементы организационной культуры.

 

Организационная культура складывается из:

объективных элементов — это материальные условия деятельности организации;

субъективных элементов — это поведение людей.

 

В совокупности эти элементы формируют имидж организации (обобщенный элемент организационной культуры).

 

Организационная культура

 

Объективные элементы культуры организации:

1) торговая марка — это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя (продавца) или группы производителей (продавцов) и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.

Существуют четыре типа обозначений торговых марок:

фирменное имя — это слово, буква или группа слов или букв, которые легко произносятся,

фирменный знак, либо символика, либо эмблема, либо марочный знак — это часть торговой марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например символ, изображение, отличительная окраска и др.,

торговый образ — персонифицированная торговая марка,

товарный знак (знак обслуживания) — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или сочетание их, обеспеченные правовой защитой;

2) цвета;

3) интерьеры;

4) планировка помещений;

5) стиль одежды персонала, т.е. униформа.

 

 

Субъективные элементы культуры организации.

1. Организационные ценности — это свойства предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами поведения участников организации, признаваемые большинством из них.

Примеры организационных ценностей:

— цели;

— характер внутренних отношений;

— дисциплина;

— исполнительность;

— новаторство;

— инициатива;

— профессиональная этика и др.

 

Примечание:

Мнение западных специалистов — сегодня более актуальны такие ценности, как:

— коллективизм;

— ориентация на потребителя;

— личное творчество;

— служение обществу.

 

2. Философия организации — это система организационных ценностей, которая:

— отражает восприятие организацией себя и своего предназначения;

— задает главные направления деятельности организации;

— формирует подходы к управлению;

— создает основу имиджа организации.

 

3. Обряд — это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.

Примеры обрядов:

— принятие в трудовой коллектив новичка;

— проводы на пенсию и др.

 

4. Ритуал — это совокупность регулярно проводимых обрядов, оказывающих психологическое влияние на участников организации с целью привития организационных ценностей.

 

5. Образы, легенды и мифы — отражают в нужном аспекте историю организации, унаследованные ценности, портреты ее выдающихся участников.

Предназначения данных категорий:

— информируют («каков руководитель», «как руководитель реагирует на промахи», «может ли простой сотрудник стать руководителем» и др.);

— снижают неопределенность;

— советуют, учат, направляют поведение персонала;

— создают образцы для подражания.

6. Обычаи — это формы отношений, воспринятые из прошлого без каких бы то ни было изменений.

Примеры обычаев:

— обычаи гостеприимства;

— обычаи уважительного отношения к старшим по возрасту и др.

7. Нормы и стиль поведения участников организации — это отношение друг к другу, внешним партнерам, осуществление управленческих действий, решение проблем.

 

8. Традиции — это ценности, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее.

Особенности традиций:

— могут касаться как конкретных действий, так и всех сторон жизни организации;

— учитывают конъюнктуру окружения.

 

9. Лозунги — это призывы, в краткой форме отражающие задачи организации.

 

10. Менталитет — это образ мышления участников организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием.

 

Имидж организации — это образ организации, результат синтеза людьми отдельных проявлений культуры в некое целое, обеспечивающее доверие к данной организации и ее продукции.

 

Функции имиджа:

1) адаптивная — облегчает вхождение организации на рынок;

2) демонстративная — показ достижений;

3) рекламная — привлечение внимания окружающих.

 

Особенности имиджа:

— имидж динамичен;

— меняется под воздействием обстоятельств и новой информации;

— создается целенаправленными усилиями;

— зависит от каждого участника организации.

Виды имиджа:

внешний — это восприятие организации окружением (реклама, цены, атрибутика и др.)

внутренний — это впечатления, которые остаются у клиентов от общение с участниками организации.

 

Примечание:

Важным методом формирования имиджа является пабликрилейшнз — это работа по связи с общественностью, которая включает:

— исследование общественного мнения, статистических данных, документов и публикаций;

— подготовка аналитических записок, информационных и рекламных материалов;

— работа с журналистами, проведение пресс-конференций;

— налаживание отношений с потребителями, органами власти и управления.

 

3. Управление организационной культурой. Взаимодействие менеджмента и организационной культуры.

 

Управление организационной культурой предполагает:

1) создание организационных ценностей и норм поведения;

2) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

3) осуществление ненавязчивого руководства;

4) разработка системы мотивации;

5) обучение персонала необходимым навыкам;

6) вовлечение коллектива в процесс создания имиджа организации;

7) широкое использование символики, обрядов, ритуалов;

8) организация информационного обмена внутри и вне организации;

9) подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается;

10) внутренний контроль за организационной культурой со стороны менеджеров.

 

Date: 2015-06-08; view: 826; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию