Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематические элементы содержания: краткая характеристика





Социальные отношения.

3.1. Социальная стратификация и мобильность. Основные понятия: социальная дифференциация, страта, социальная стратификация, рабство, каста, сословие, класс, социальная мобильность, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, индивидуальная социальная мобильность, групповая социальная мобильность, межпоколенная социальная мобильность, социальный лифт, маргинальность, маргиналы.

 

Социальная дифференциация (от лат differentia – различие) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Страта (от лат. stratum – слой, настил) – реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Социальная стратификация * (от лат. stratum – слой, настил и facere – делать) – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. (*Данное понятие ввёл в научный оборот российско-американский социолог и культуролог П. А. Сорокин (1889–1968).

Стратификация имеет две существенные характеристики: 1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям; 2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

 

Исторические типы стратификационных систем (Наименование системы. Её сущность):

1) Рабство. Рабство – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод. Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.

2) Кастовая система. Каста – социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Существует детальная регламентация в деятельности каждой касты.

3) Сословная система. Сословие – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Права и обязанности каждого сословия определяются законом и освящаются религией.

4) Классовая система. Класс – большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передаётся по наследству.

 

Наиболее распространённые подходы к анализу социальной структуры общества – стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».

Страта различается по: • уровню доходов; • основным чертам образа жизни; • включённости во властные структуры; • отношениям собственности; • социальному престижу; • самооценке своей позиции в обществе.

Класс различается по: • месту в системе общественного производства; • отношению к средствам производства; • роли в общественной организации труда; • способам и размерам получаемого богатства.

Основное различие стратификационного и классового подходов: в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учёта не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жёсткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой.

 

Социальная стратификация:

1) является методом выявления социальных слоёв данного общества;

2) формирует представление о социальном портрете этого общества.

 

Социальная мобильность (от лат. mobilis – подвижный) – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Виды социальной мобильности:

1) Вертикальная. Движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

2) Горизонтальная. Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

3) Индивидуальная. Перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других.

4) Групповая. Перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

 

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности (социальными лифтами): • социальный статус семьи; • физические и умственные способности; • получение образования; • военная служба; • вступление в брак; • смена места жительства; • гражданская война; • иностранная интервенция; • военный переворот.

 

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью (от лат. marginalis – находящийся на краю), под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределённое состояние социального субъекта. Маргиналы – индивиды и группы, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоёв и структур. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.

 

Социальная мобильность – показатель степени открытости общества (Тип общества. Проявление социальной мобильности):

1) Открытое общество. Высоко ценится достигаемый статус, относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другу.

2) Закрытое общество. Предпочтение отводится предписанному статусу, затруднён переход из одной социальной группы в другую.

 

3.2. Социальные группы. Основные понятия: социальная общность, социальная группа, малая группа, большая группа, первичная группа, вторичная группа, номинальная группа, реальная группа, формальная (официальная) группа, неформальная (неофициальная) группа, социальная структура общества.

Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Появление социальных групп: 1) связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности; 2) вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Виды социальных групп (Основания для классификации. Наименование группы. Её сущность. Примеры социальных групп):

1) Ч исленность: А) Малая группа. Небольшое число людей (от 2–3 до 20–30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.

Б) Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Нация, класс, страта и др.

2) Характер взаимодействия. А) Первичная группа. Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Группа друзей, сверстников, соседей и др.

Б) Вторичная группа. Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

3) Факт существования. А) Номинальная группа (социальная категория). Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения. Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист» и др.

Б) Реальная группа. Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.

4) Способ организации и регулирования взаимодействия. А) Формальная (официальная) группа. Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. Школьный класс, спортивная команда «Спартак» и др.

Б) Неформальная (неофициальная) группа. Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др.

 

Членство в группе оказывает непосредственное влияние на поведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.

 

Социальные группы Социальные слои Социальные общности Социальные институты
→ Социальные отношения ←

 

3.3. Молодёжь как социальная группа. Основные понятия: молодёжь, особенности социального положения молодёжи, социально-психологические качества молодёжи, неформальные молодёжные группы.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет*), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств. (* Некоторые исследователи включают в молодёжь людей до 30 лет.).

Особенности социального положения: • Переходность положения. • Высокий уровень мобильности. • Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. • Активный поиск своего места в жизни. • Благоприятные перспективы в

профессиональном и карьерном плане.

Социально-психологические качества: • Неустойчивость психики. • Внутренняя противоречивость. • Низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение). • Стремление выделиться, отличаться от остальных. • Специфическая молодёжная субкультура.

 

Типичным для молодёжи является объединение в неформальные группы.

Признаки неформальных молодёжных групп:

1) Возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации.

2) Обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки).

3) Наличие иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом.

4) Самоорганизация и независимость от официальных структур.

5) Относительная устойчивость, определённая иерархия среди членов группы.

6) Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

 

Типы самодеятельности молодёжи (Наименование типа. Его характеристика):

1) Агрессивный. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярен в среде подростков и молодёжи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.

2) Эпатажный (от фр. è pater – поражать, удивлять). Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям, как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, причёске, так и в духовных – искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативный. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которое становится самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальный. Направлен на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политический. Направлен на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

 

Ускорение темпов развития общества → возрастание роли молодёжи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодёжь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

3.4. Этнические общности. Основные понятия: этническая общность, род, племя, народность, нация, национальность, этническое (национальное) самосознание, национальные интересы, межнациональная дифференциация, межнациональная интеграция.

 

Предпосылки складывания этноса: 1) Общность территории → необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка). 2) Общность языка. 3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. ↓

 

Этническая (от гр. ethnos – народ) общность (этнос) – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей (род*, племя, народность, нация), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. (* Ряд учёных не считает род этносом, так как он входит в состав более крупного целого–племени. Они полагают, что род предшествовал этносу, отличался немногочисленностью и не имел самостоятельной культуры.). ↓

 

Виды этносов:

1) Род. Группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

2) Племя. Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

3) Народность. Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

4) Нация. Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

 

Производным от понятия «нация» является термин «национальность», который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Этническое (национальное) самосознание – чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Этнонациональные общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации- государства. Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о её новом качественном состоянии.

 

Две стороны национальных интересов. Национальные интересы:

1) Необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень

экономического развития.

2) Необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

 

Основные тенденции развития наций в современном мире:

1) Межнациональная дифференциация. Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах. Формы: • самоизоляция в целом;

• протекционизм в экономике; • национализм в различных формах в политике и культуре; • религиозный фанатизм, экстремизм.

2) Межнациональная интеграция. Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. Формы: • экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС)); • транснациональные корпорации (ТНК); • международные культурные и народные центры; • взаимопроникновение религий, культур, ценностей. → ↓

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.

 

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Основные понятия: межнациональные отношения, этническое смешивание, этническое поглощение (ассимиляция), культурный плюрализм, этносоциальный (межнациональный) конфликт, этноцентризм, национализм, шовинизм, геноцид, культура межнациональных отношений, культурная инфраструктура.

Межнациональные отношения:

1) Отношения между разными национальностями внутри одного государства.

2) Отношения между разными нациями-государствами.

Формы отношений: 1) Мирное сотрудничество. 2) Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

 

Способы мирного сотрудничества (Наименование способа. Его сущность):

1) Этническое смешивание. Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

2) Этническое поглощение (ассимиляция (от лат. assimilatio – уподобление)). Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции.

 

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский → формирование культурного плюрализма, при котором представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Этносоциальный (межнациональный) конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

 

Возможные причины межнациональных конфликтов:

1) Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

2) Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

3) Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

4) Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения.

5) Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

6) Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

7) Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и др.).

8) Особенности бытового поведения.

9) Специфика политической культуры народа.

 

Главной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о её превосходстве. Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные → многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений → неадекватное чувство опасности, угрозы.

Для появления межэтнических конфликтов необходимы определённый сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей → чувства растерянности и дискомфорта у людей, обречённости и даже потери смысла жизни → на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания → происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплочённости, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации [(от лат. discriminatio – различение, разделение) – умаление прав] и обособления от «них», «чужих» → возможно возникновение национализма.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма: 1) Этнический. Борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

2) Державно-государственный. Стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счёт малых народов.

3) Бытовой. Проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (от гр. xenos – чужой и phobos – страх).

 

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм. Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений гос-го национализма является геноцид. Геноцид (от гр. γένος – род и лат. – caedo – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост (от гр. holos – всеобщий и kaustos – сжигающий) – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939–1945).

 

Пути разрешения межнациональных проблем:

1) Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

2) Овладение всеми людьми культурой межнациональных отношений, что подразумевает безусловную реализацию прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности, национального самосознания каждого народа, его языка, обычаев и исключает малейшее проявление насилия, национального недоверия, вражды.

3) Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

4) Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

5) Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

 

3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ. Основные понятия: национальная политика в РФ, основные направления национальной политики в России, основные принципы национальной политики в России.

 

Национальная политика в РФ – система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документы, определяющие национальную политику в нашей стране: Конституция РФ, «Концепция национальной политики РФ» (1996 г.).

 

Основные направления национальной политики в России:

1) Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.

2) Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.

3) Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.

4) Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Сев. Кавказе.

5) Поддержка соотечественников, проживающих в государствахучастниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

 

Основные принципы национальной политики в России:

1) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

2) Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

4) Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

5) Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

6) Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

7) Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

8) Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

9) Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

10) Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных

традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

 

3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения. Основные понятия: социальный конфликт, субъекты конфликта, предмет конфликта, причина конфликта, повод для конфликта, стадии конфликта, виды конфликтов, способы разрешения конфликтов, условия успешного разрешения социального конфликта, функции социального конфликта.

 

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт,– предмет конфликта. Причина конфликта: Объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Повод для конфликта: Незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта. Повод бывает как случайным, так и специально созданным. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

 

Возможные причины социальных конфликтов:

1) Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.

2) Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации. 3) Религиозные различия. 4) Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.), проявляющиеся в его поведении.

 

Стадии социального конфликта (Наименование стадии. Её характеристика):

1) Предконфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение; стремятся преодолеть его, понять причины конфликта; оценивают свои возможности; выбирают способ воздействия на противника.

2) Собственно конфликт. Недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. специальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

3) Разрешение конфликта. Завершение инцидента, устранение причин конфликта.

 

Классификации социальных конфликтов (Основания для классификации Виды конфликтов):

1) Длительность: Долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.

2) Охват: Глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные.

3) Источник возникновения: Объективные, субъективные, ложные.

4) Используемые средства: Насильственные, ненасильственные.

5) Форма: Внутренние, внешние.

6) Влияние на ход развития общества: Прогрессивные, регрессивные.

7) Характер развития: Преднамеренные, спонтанные.

8) Сферы общественной жизни: Экономические (производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

9) Тип отношений: Внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни, внутрии межгрупповой (социально-психологический) уровни, внутринациональный и международный (социальный) уровни.

 

Способы разрешения социальных конфликтов:

1) Компромисс (от лат. compromissum – соглашение спорящих сторон) – решение проблемы через взаимные уступки сторон.

2) Переговоры – обмен мнениями с целью решения проблемы.

3) Посредничество –использование третьей стороны в заочном решении проблемы.

4) Арбитраж (от фр. arbitrage – третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.

5) Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

 

Пути выхода из конфликта (Наименование пути. Его сущность):

1) Реставрация. Возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учётом новой ситуации.

2) Невмешательство (выжидание). Надежда на то, что «всё само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определённых условиях может быть плодотворным.

3) Обновление. Активный выход из конфликта путём отказа от старого, развития нового.

 

Условия успешного разрешения социального конфликта:

1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта: выявление существующих противоречий, интересов, целей. 2) Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. 3) Совместный поиск путей преодоления конфликта → использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и др.

 

Функции социальных конфликтов:

1) Позитивные: • Информирование о наличии социальной напряжённости. • Стимулирование социальных изменений. • Снятие социальной напряжённости. 2) Негативные: • Создание стрессовых ситуаций. • Дезорганизация социальной жизни. • Разрушение социальной системы.

 

3.8. Виды социальных норм. Основные понятия: социальная норма, обычаи, традиции, нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, функции социальных норм.

Социальная норма (от лат. norma – правило, образец, мерило) – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм:

1) Являются общими правилами для членов общества.

2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

3) Направлены на регулирование общественных отношений.

4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

5) Возникают в процессе исторического развития.

6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

7) Не зависят от воли и желания людей, т. е. объективны.

8) Занимают определённое положение в социальной регуляции.

9) Выступают мерой общественно значимого поведения.

 

Виды социальных норм * (Наименование вида. Его сущность):

1) Обычаи. Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

2) Традиции. Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.

3) Нормы морали. Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д.

4) Правовые нормы. Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

5) Религиозные нормы. Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

6) Политические нормы. Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.

7) Эстетические нормы. Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

(*Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные).

 

Функции социальных норм: 1) Регулируют общий ход социализации. 2) Интегрируют личность в социальное окружение. 3) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения. 4) Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. 5) Контролируют отклоняющееся поведение.

 

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

1) Дозволение. Указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.

2) Предписание. Указание на требуемое действие.

4) Запрет. Указание на действия, которые не следует совершать.

 

3.9. Социальный контроль. Основные понятия: социальный контроль, санкции, формальные негативные санкции, неформальные негативные санкции, формальные позитивные санкции, неформальные позитивные санкции, внутренний контроль (самоконтроль), внешний контроль, совесть, надзор, методы социального контроля.

Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы (См. 3.8. Виды социальных норм) и санкции.

 

Санкция (от лат. sanctio – ненарушимое постановление) – любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

Виды санкций:

1) Формальные: А) Негативные: Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др. Б) Позитивные: Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

2) Неформальные: А) Негативные: Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др. Б) Позитивные: Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.

 

Формы социального контроля:

1) Внутренний (самоконтроль): Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

2) Внешний: Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

 

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости → возникновение чувства вины → муки совести. Совесть – проявление

внутреннего контроля. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В РФ созданы специальные органы для осуществления социального контроля: Прокуратура РФ, Счётная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового

контроля и др. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, всё большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п., называют надзором. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

 

Методы социального контроля (Наименование метода. Его сущность):

1) Изоляция. Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

2) Обособление. Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

3) Реабилитация. Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

 

3.10. Свобода и ответственность*. Основные понятия: свобода, ситуация выбора, ответственность.

Свобода есть там, где есть выбор. Ситуация выбора – это предпосылка свободы, свободного действия. Сам же выбор определяется рядом факторов: целевыми установками, характером практической деятельности, знаниями.

Свобода: 1) Отсутствие внешнего принуждения. 2) Самоограничение. 3) Ответственность.

 

Отклонения человека от установленных социальных норм → определённая реакция со стороны общества. Негативное отклонение → социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание ещё называют ответственностью человека за свою деятельность и её последствия.

 

Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда речь идёт о

чувстве ответственности, долга → сознательная готовность человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.

(*См. 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности),

 

3.11. Отклоняющееся поведение и его типы. Основные понятия: отклоняющееся (девиантное) поведение, формы девиантного поведения, делинквентное поведение, группа риска.

 

Отклоняющееся (девиантное) (от лат. deviatio – отклонение) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основные формы девиантного поведения: 1) Пьянство. 2) Наркомания. 3) Преступность.

4) Проституция. 5) Самоубийство (суицид). 6) Гомосексуализм.

 

Делинквентное (от лат. delinquens – совершающий проступок, буквально: преступное) поведение – нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.

Делинквентное поведение: Абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Девиантное поведение: Относительно, так как принадлежит к моральным нормам данной социальной группы.

 

Некоторые объяснения причин девиантного поведения (Объяснение девиации. Его сущность):

1) Биологическое. Люди по своему биологическому складу предрасположены к определённому типу поведения. Причём биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.

2) Психологическое. Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врождённый характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.

3) Социологическое: А) Концепция аномии (от фр. anomie – беззаконие). Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. Б) Теория стигматизации (от гр. stigma – клеймо, пятно). Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.

 

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Распространение первого обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные слои общества.

 

Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определённые слои молодёжи.

Девиантное поведение может носить позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

 

Необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения: 1) в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жёсткие запретительные меры; 2) в отношении таких девиаций, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуется организация разных видов социальной помощи – открытие кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. п.

 

3.12. Социальная роль. Основные понятия: социальная роль, ролевой набор, основные (типичные) социальные роли, ситуационные социальные роли, ролевое поведение, внутриролевой конфликт, межролевой конфликт, личностно-ролевой конфликт.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на определённый статус*. (* Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением). Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

Социальная роль – это своего рода образец поведения обладателя определённого статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией.

 

Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли.

Ролевой набор: 1) Основные (типичные) социальные роли: Семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли. 2) Ситуационные социальные роли: Роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.

 

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

 

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

1) Биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли.

2) Характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения.

3) Личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли.

4) Структура группы, её сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

 

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определённые трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей → в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними противоречий и конфликтных отношений.

 

Виды ролевых конфликтов (Наименование вида. Его сущность):

1) Внутриролевой. Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).

2) Межролевой. Конфликт, возникающий в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).

3) Личностно-ролевой. Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

 

3.13. Социализация индивида. Основные понятия: социализация, агенты социализации,

первичная (ранняя, начальная) социализация, вторичная (продолженная) социализация,

социальная адаптация.

 

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.

 

Виды социализации (Линии сравнения):

Date: 2015-06-08; view: 1529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию