I
| Определите вид отношения между понятиями. Изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера)
|
| 1.
| Высшее учебное заведение. Университет
|
| 2.
| Живописец. Художник.
|
| 3.
| Юрист. Спортсмен.
|
| 4.
| Обвинительный приговор. Оправдательный приговор.
|
| 5.
| Общественная наука. История. Философия.
|
| 6.
| Юрист. Прокурор. Следователь. Адвокат.
|
| 7.
| Виновность. Невиновность.
|
| 8.
| Феодализм. Капитализм. Классовое общество.
|
| 9.
| Прямая линия. Кривая линия.
|
| 10.
| Партийность. Беспартийность.
|
II
| К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
|
| 1.
| Учебник.
| 6.
| Понятие.
|
| 2.
| Повесть.
| 7.
| Награда.
|
| 3.
| Форма правления.
| 8.
| Писатель.
|
| 4.
| Улика.
| 9.
| Комедия.
|
| 5.
| Завод.
| 10.
| Спортивная игра.
|
III
| Проверьте правильность приводимых ниже определений. Если определение правильно объясните почему, если не правильно, то укажите, в чем состоит ошибка.
|
| 1.
| Прямая – кратчайшая линия между двумя точками.
|
| 2.
| Логика есть искусство рассуждать.
|
| 3.
| Лирическое стихотворение есть стихотворение, выражающее личные чувства поэта.
|
| 4.
| Химия есть наука, которую преподают в школе.
|
| 5.
| Студент – учащийся высшего учебного заведения.
|
| 6.
| Феодал – крупный землевладелец.
|
| 7.
| Адвокат – юрист, имеющий высшее специальное образование.
|
| 8.
| Экономист – специалист широкого профиля.
|
| 9.
| Бутылка – стеклянный сосуд для хранения жидкости.
|
| 10.
| Треугольник – замкнутая прямолинейная трехсторонняя фигура с равными сторонами.
|
IV
| Определите вид суждения. Укажите распределены или нет субъект и предикат. Изобразите отношения между ними с помощью кругов Эйлера.
|
| 1.
| Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.
|
| 2.
| Российские писатели являются сторонниками мира.
|
| 3.
| Некоторые космонавты не являются героями России.
|
| 4.
| Все свидетели являются в народный суд по повестке.
|
| 5.
| 70 % всего мирового грузооборота перевозится морским путем.
|
| 6.
| Только талантливый оратор не говорит заученными фразами.
|
| 7.
| Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.
|
| 8.
| Ни один человек не должен страдать за правду.
|
| 9.
| Ни один вопрос студента не должен оставаться без ответа
|
| 10.
| Большинство подростков отличаются жаждой социальной активности.
|
V
| Выведите (если это, возможно) заключение из пары посылок. Объясните, какими правилами пользуетесь.
|
| 1.
| Ни один вор не честен. Некоторых нечестных людей удается уличить.
|
| 2.
| Ни один профессор не невежественен. Некоторые невежественные люди тщеславны.
|
| 3.
| Ни один лентяй не достоин славы. Некоторые художники – не лентяи.
|
| 4.
| Ни одни добрый поступок не является незаконным. Все, что законно, можно делать без страха.
|
| 5.
| Все необразованные люди поверхностны. Все эти студенты образованны.
|
| 6.
| Некоторые юридические законы оригинальны. Ни один юридический закон не принимается по заказу.
|
| 7.
| Некоторые лысые люди носят парики. У всех детей свои волосы.
|
| 8.
| Некоторые уроки трудны. То, что трудно, требует внимания.
|
| 9.
| Военные люди не пишут стихов. Ни один генерал не штатский.
|
| 10.
| Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы заняты полезным делом.
|
Каждый пример следует детально объяснить.