Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Венгрия. Процесс эволюции венгерского правящего режима начался в 1956 г, сразу же после подавления советской армией антикоммунистической народной революции в этой





 

Процесс эволюции венгерского правящего режима начался в 1956 г, сразу же после подавления советской армией антикоммунистической народной революции в этой стране. Правительство Яноша Кадара, пришедшее на смену репрессированному кабинету министров Имре Надя, с одной стороны, было марионеточным и диктаторским, но, с другой, оно извлекло уроки из революционных событий и делало все возможное, чтобы не допустить их повторения.

Первой сферой, где были подорваны устои тоталитаризма, была идеология. Кадар на пленуме ЦК ВСРП в 1962 г. резко осудил сталинизм и его сторонников в Венгрии. Он стремился к проведению прагматичной политики, основанной не столько на коммунистических догмах, сколько на интересах правящей группировки, которая осознавала, что стабилизация ее положения зависит от нахождения разумного баланса сил в обществе.

Второй важный шаг по пути детоталитаризации режима был сделан в области экономической политики. В 1968 г. был введен в действие так называемый Новый экономический механизм, который предполагал внедрение в «народное хозяйство» определенных элементов рыночных отношений и квазичастной собственности. Венгерский вариант реформирования социалистической экономики представлял собой, пожалуй, самый радикальный в Восточной Европе эксперимент, давший несомненные позитивные результаты. Например, разрешение рабочим на законных основаниях часть времени работать на небольших частных предприятиях ликвидировало монополию государства как главного работодателя, насытило рынок товаров и услуг, увеличило доходы граждан. В результате этого, 3/4 населения Венгрии оказалось вовлеченным во «вторую экономику», доходы от которой составляли 2/3 доходов, получаемых гражданами в «первой экономике». Сложился рынок частного жилья. К 1984 г. 55% новых домов строились в стране частными фирмами и были доступными для купли и продажи.

Определенные подвижки происходили и в сфере правовых отношений. В 1982 г. было принято новое законодательство, которое легализировало частную собственность и сферу «второй экономики». Это решение имело двоякое значение. С одной стороны, оно сужало возможности контроля партии-государства над гражданами, открывало перспективы для развития правовых отношений. Однако, с другой стороны, оно создавало колоссальные возможности для злоупотреблений в среде правящей коммунистической номенклатуры, которая стремилась к упрочению своего положения через приобщение к теневой экономике и превращению власти в собственность.

Таким образом, если в соседних странах наблюдался процесс постепенной деградации и гибели коммунистической системы, то в Венгрии происходила попытка адаптации этой системы к изменяющимся условиям существования. Ключевую роль в данном процессе играла «вторая экономика» и «номенклатурный капитализм», постепенно вытесняющие социалистические общественные отношения. Политический переход к демократии начался в Венгрии только в 1989 г., экономический же транзит к рынку почти на десять лет опередил его.

Эта особенность венгерского варианта системных преобразований объясняет и еще один интересный феномен: до 1987 г. в стране фактически отсутствовала организованная политическая оппозиция режиму Кадара. Слабым было и автономное от властей гражданское общество. Тем не менее, к середине 80-х годов попытки решать экономические проблемы страны с помощью полумер оказались несостоятельными. Резко обострилась проблема внешнего долга. Венгрия вышла на первое место в мире по такому показателю, как отношение внешней задолженности к валовому национальному продукту.

В свою очередь, экономические трудности повлияли на политическую стабильность. Внутри ВСРП укрепилось реформаторское течение во главе с Имре Пожгаи, которое выступало за дополнение экономических реформ радикальными политическими преобразованиями. Осенью 1987 г. при поддержке реформаторов ВСРП в стране сформировалось первое оппозиционное движение: «Венгерский демократический форум». Эта организация занимала консервативно-националистические позиции. Через год возникло более либеральное течение, которое получило название «Федерация молодых демократов», а осенью 1988 г. либеральные журналисты, экономисты и интеллектуалы объединились в «Союз свободных демократов». Эти политически ориентированные организации были новыми партиями, возникшими в условиях зрелого пост-тоталитаризма. Под их влиянием в Венгрии был принят Закон об общественных объединениях, который впервые в послевоенной Восточной Европе легализировал многопартийную систему. Данным законом воспользовались традиционные политические партии (Мелких частных хозяев, Христианско-демократическая и Социал-демократическая), возобновившие свою деятельность в стране после долгих лет перерыва.

Во второй половине 80-х годов в Венгрии зародились и организационно оформились элементы гражданского общества, выступающего против коммунистической монополии на власть. Прежде всего, следует назвать ряд экологических организаций, организовавших кампанию протеста против строительства плотины на Дунае. Большую роль играли многочисленные клубы интеллигенции, проводившие дискуссии и издававшие нелегальные книги и журналы. Объединение независимых юристов готовило экспертные заключения по законодательству и законопроекты для будущего демократического парламента. Независимые профсоюзы, несмотря на их малочисленность и слабость, пытались помогать стать на ноги рабочему движению, действуя по примеру польской «Солидарности».

Таким образом, к концу 80-х годов социально-политическая ситуация в Венгрии изменилась коренным образом:

Во-первых, произошли фундаментальные геостратегические перемены. Стало очевидным, что Советский Союз в новых условиях уже не в силах повторить агрессию, которую он совершил против Венгрии в 1956 г.

Во-вторых, в стране сложился класс «номенклатурной буржуазии», стремившейся к правовому закреплению своих экономических позиций.

В-третьих, возникло и окрепло гражданское общество и политическое общество, которые видели выход из экономического кризиса в радикальных демократических реформах.

В-четвертых, в значительной степени изменились настроения людей, разочаровавшихся в политике перестройки, осуществляемой коммунистами и рассматривающих социально-экономическое и политическое устройство стран Западной Европы в качестве модели для Венгрии.

Все это послужило толчком для объединения усилий реформаторов из ВСРП и структур гражданского общества для начала решительных преобразований политической системы страны, перехода от ее либерализации к революционной демократической перестройке.

В январе 1989 г. реформаторское крыло коммунистов одержало окончательную победу над ортодоксами. На пленуме ЦК была одобрена резолюция Пожгаи, содержащая новую оценку событий осени 1956 г., как демократической народной революции и призыв к переговорам с оппозицией с целью выработки условий перехода к демократии. Политическая оппозиция со своей стороны смогла объединиться и предложить своим более умеренным партнерам из ВСРП четкий план проведения свободных и справедливых выборов. Вскоре начались трехсторонние общенациональные переговоры с участием правительства, объединенной политической оппозиции и демократических профсоюзов. Результатом их стали следующие решения:

1. Провести свободные парламентские выборы в 1990 г.

2. Определить с помощью референдума форму правления (парламентская или президентская республика).

3. Изменить действующую Конституцию парламентским путем.

В отличие от Польши, переговоры властей и оппозиции были направлены не на передел власти в стране, а на выработку приемлемых для большинства общества демократических правил игры. Первоначальные попытки коммунистов-реформаторов отвоевать для себя пост сильного президента, провалились после того, как на референдуме большинство избирателей проголосовало за проведение парламентских выборов перед президентскими. Это дало возможность демократическим партиям завоевать большинство мест в высшем законодательном органе страны и избрать президента парламентским путем, с помощью косвенных выборов.

В результате парламентских выборов в марте 1990 г. в Венгрии было сформировано некоммунистическое коалиционное правительство во главе с премьер-министром Анталом. Это событие знаменовало собой завершение процесса перехода власти в руки демократических сил и начало этапа консолидации демократии.

 

 

6. 2. Тема «Создание сценария перехода к демократии в Беларуси»

 

Цели:

• закрепление знаний предпосылках демократии, моделях и формах демократического транзита;

• углубление знаний об особенностях политического процесса в Беларуси;

• обучение навыкам прикладного политического анализа и прогнозирования;

• обучение навыкам совместной работы в группе.

 

Метод:

Группа делится на три подгруппы, каждая из которых должна оценить уровень зрелости предпосылок демократии в Беларуси, провести анализ реальной политической и социально-экономической ситуации и, опираясь на полученные данные, разработать свой сценарий перехода Беларуси к консолидированной демократии в рамках одной из предложенных преподавателем форм транзита (трансформация, замещение или смешанная форма). Разрабатывая сценарий, подгруппа должна использовать все возможные аргументы в пользу его реализации, а также аргументы против возможных критиков.

Итоги работы в подгруппах должны быть представлены вниманию всех участников. После презентаций подгрупп ведущий начинает общую дискуссию о том, какой из представленных сценариев в наибольшей степени соответствует ситуации, сложившейся в Беларуси, а какой из них остается в сфере чистой фантазии. На первом этапе дискуссии представители подгрупп отстаивают свои концепции, используя при этом все возможные аргументы в их защиту. На втором этапе совместными усилиями всех участников необходимо стремиться к разработке наиболее реального и оптимального для Беларуси сценария. В заключение следует комментарий ведущего и подводятся общие итоги занятия.

 

Материалы:

Ватманы, маркеры, скотч

 

Время проведения:

4 час.


Тема 8. Гражданское общество и правовое государство

Date: 2015-06-08; view: 453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию