Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядковый (ординалистский) подход определения полезности





В этом случае объяснить различные решения потребителя, принимаемые им при статичных условиях, позволяет принцип уравнивания взвешенных предельных полезностей.

Поведение покупателя на рынке при экономическом анализе целесообразно рассматривать поэтапно. Первый этап заключается в изучении предпочтений покупателя, при этом важно иметь критерии, по которым покупатели могут сделать выбор, предпочитая один товар другому. На втором этапе необходимо учитывать то обстоятельство, что покупатели сталкиваются с бюджетными ограничениями, т.е. они всегда лимитированы определенными доходами. В соответствии с законом спроса, именно цены на товар и услугу определяют количество покупаемых товаров. На 3-м этапе следует совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор.

Таким образом, учитывая потребительские предпочтения и бюджетные ограничения покупателей, становится возможным определить какие сочетания товаров и услуг покупатели выберут для покупки с тем, чтобы макс. удовлетворить свои потребности.

С целью объяснения предпочтений покупателя нужно сформулировать некоторые основные предположения, которые будут справедливы для большинства моделей в большинстве случаев.

1. У потребителей предпочтения уже сформировались. Покупатели могут сравнивать и классифицировать известные им товары и услуги, т.е. покупатель всегда имеет мнение о предпочтении товара А товару Б или Б вместо А или одинаково будет удовлетворен покупая либо А, либо Б.

2. Предпочтения транзитивны. Если для покупателя товар А лучше, чем товар

Б, а Б - лучше С, то А всегда лучше С.

3. Все товары для покупателей желаемы, но при одинаковой цене покупатели

всегда предпочитают большее количество данного товара меньшему.

Поведение покупателя на рынке при экономическом анализе целесообразно рассматривать поэтапно. Первый этап заключается в изучении предпочтений покупателя, при этом важно иметь критерии, по которым покупатели могут сделать выбор, предпочитая один товар другому. На втором этапе необходимо учитывать то обстоятельство, что покупатели сталкиваются с бюджетными ограничениями, т.е. они всегда лимитированы определенными доходами. В соответствии с законом спроса, именно цены на товар и услугу определяют количество покупаемых товаров. На 3-м этапе следует совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор.

Таким образом, учитывая потребительские предпочтения и бюджетные ограничения покупателей, становится возможным определить какие сочетания товаров и услуг покупатели выберут для покупки с тем, чтобы макс. удовлетворить свои потребности.

С целью объяснения предпочтений покупателя нужно сформулировать некоторые основные предположения, которые будут справедливы для большинства моделей в большинстве случаев.

1. У потребителей предпочтения уже сформировались. Покупатели могут сравнивать и классифицировать известные им товары и услуги, т.е. покупатель всегда имеет мнение о предпочтении товара А товару Б или Б вместо А или одинаково будет удовлетворен покупая либо А, либо Б.

2. Предпочтения транзитивны. Если для покупателя товар А лучше, чем товар

Б, а Б - лучше С, то А всегда лучше С.

3. Все товары для покупателей желаемы, но при одинаковой цене покупатели

всегда предпочитают большее количество данного товара меньшему.

До сих пор мы предполагали, что потребитель может соизмерить количественно полезности приобретаемых благ. Но эта предпосылка количественного подхода далека от реальной действительности. Допустим, вы решаете, что вам целесообразнее сейчас купить: джинсы или кроссовки? Вы сделаете свой выбор в пользу того товара, который представляется в данный момент более полезным (например, джинсы). Но вряд ли вы сможете сказать, на сколько процентов или во сколько раз они для вас полезнее, чем кроссовки. Задача окажется гораздо сложнее, если принять во внимание, что обычно соизмеряются не отдельные блага, а наборы благ. Более современным и реалистическим является порядковый (Ординалистский - от лат. ordinalis — порядковый) подход к изучению полезности, который логически вытекает из предшествовавшего ему количественного подхода.

Порядковый подход построен на предположении, что потребитель не соизмеряет полезности благ, а лишь ранжирует их по принципу: данное благо более полезно, или менее полезно, или равно по полезности другому благу. Ординалистский подход к теории потребительского поведения был предложен итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923), который выдвинул положение о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров (или наборов) по отношению к другим, выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. Идеи В. Парето были развиты русским экономистом Евгением Слуцким (1880- 1948).

Кривые безразличия. Основным инструментом анализа в порядковом подходе явились кривые безразличия, предложенные англичанином Фрэнсисом Эджуортом (1845-1926). Широкое распространение на Западе идеи ординализма получили после выхода в свет в 1939 г. книги английского экономиста Джона Хикса (1904-1988) «Стоимость и капитал». Хикс предложил заменить понятие «предельная полезность» другим — «предельная норма замещения». Вместо закона убывающей предельной полезности он выдвинул принцип снижающейся предельной нормы замещения. В рамках порядкового подхода принимается, что потребитель приобретает различные наборы, состоящие из двух товаров: X и Y. В этом случае для анализа может быть использовано двухмерное пространство.

Вернемся к нашему примеру с яблоками и апельсинами. Предположим, что наборы благ состоят из этих двух видов (см. табл. 5-2). При этом потребителю безразлично, какой из наборов выбрать. Они обладают для него одинаковой полезностью. Таблица 5-2

Определение предельной нормы замещения. Вернемся к нашему примеру с яблоками и апельсинами. Предположим, что наборы благ состоят из этих двух видов (см. табл. 1). При этом потребителю безразлично, какой из наборов выбрать. Они обладают для него одинаковой полезностью.

Таблица 1

наборы яблоки (Х),шт. Апельсины (У), шт. ΔХ ΔY Предельная норма замещения
А       –5 1,25
В       -5 0,83
С       –5 0,63
D       –5 0,5
Е          

На основании данных, содержащихся в табл.1, построим кривую безразличия (рис. 1), отложив на осях системы координат количества единиц обоих товаров, входящих в наборы.

Кривая безразличия. Кривая безразличия i показывает все комбинации апельсинов и яблок, обладающие одинаковой полезностью. Поэтому потребителю безразлично, какую из комбинаций выбрать. Кривая i имеет отрицательный наклон, так как уменьшение потребления апельсинов сопровождается увеличением потребления яблок. Она является выпуклой, так как ее наклон, выражающий MRS апельсинов яблоками, уменьшается.

 

 

 

0 5 10 15 20 25 30 Яблоки (шт.)

Рис1. Кривая безразличия

 

Карта кривых безразличия - множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности.

Кривыми безразличия можно заполнить все имеющееся пространство благ. В этом случае мы получим карту безразличия. На рис.2 изображена карта безразличия, содержащая три кривые безразличия. Любая точка, расположенная на более высокой по отношению к началу системы координат кривой, предпочтительнее, чем точка на более низко расположенной кривой. Так, точка F предпочтительнее, чем точка С, так как представленный ею набор содержит столько же апельсинов, сколько и набор, выраженный точкой С, и больше орехов, чем в наборе С. Между тем все наборы, представленные точками на кривой безразличия i1, имеют ту же полезность, что и набор С. Легко доказать, что кривые безразличия не пересекаются. Так, если бы кривые i1, и i 2 пересеклись в точке, то в этом случае комбинации С, F и D были бы одинаково предпочтительными для потребителя, так как имели бы общую точку, лежащую одновременно на обеих этих кривых. Это противоречит бы очевидному положению о предпочтительности точки F по отношению к точке С.

Рис. 2. Карта кривых безразличия.

Чем выше на карте представлена кривая безразличия, тем более высокий уровень полезности она представляет.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон и являются выпуклыми по отношению к началу системы координат. Такая их форма не случайна, она имеет экономическое обоснование. Отрицательный наклон говорит о том, что увеличение количества одного блага сопровождается уменьшением объема другого блага, входящего в набор (меньше яблок — больше апельсинов). Если бы увеличивались количества обоих приобретаемых благ (а только при этом условии кривая безразличия имела бы положительный наклон), то полезность каждого набора благ возрастала бы и о безразличии потребителя говорить бы не пришлось.

Предельная норма замещения. О чем говорит выпуклая форма кривых безразличия? Кривая является выпуклой, если ее наклон (отношение =Y): ( Δ X)) при движении сверху вниз уменьшается, как это имеет место на рис. 5-3. Но нас интересует экономическая интерпретация снижающегося наклона кривой безразличия. Она заключается в том, что потребитель, переходя к наборам благ, представленным более низко расположенными точками, жертвует все меньшим количеством единиц товара Y

(апельсинов) ради получения «в обмен» единицы товара X (яблок). Другими словами,

происходит повышение цены апельсинов относительно цены яблок. Это и находит отражение в снижающемся значении предельной нормы замещения товара Y товаром X (см. табл.1).

Предельная норма замещения (MRS)' - это соотношение, в соответствии с которым одно благо (У) может быть замещено другим благом (А) при неизменном уровне полезности набора данных благ для потребителя.

 

MRS = – (Δ Y): (Δ X)

 

Предельная норма замещения представляет собой цену единицы товара Y, выраженную в единицах товара X. Но цена не может быть отрицательной величиной, поэтому перед значением MRS принято ставить знак «минус», превращая ее тем самым в положительную величину. Остается ответить на вопрос: почему потребитель готов жертвовать уменьшающимся количеством одного товара ради приобретения единицы другого товара? Так, в нашем примере он сначала готов отдать 1,25 апельсина за 1 яблоко, а в конечном счете готов пожертвовать только половиной апельсина ради приобретения одного яблока, т. е. апельсины он ценит все дороже, а яблоки, наоборот, дешевле. Вспомним закон убывающей предельной полезности. Мы всегда ценим дороже то, чего имеем меньше. По мере движения кривой безразличия сверху вниз в распоряжении индивида апельсинов (товар Y) остается все меньше, следовательно, их ценность увеличивается, а яблок (товар X) оказывается больше, и их ценность уменьшается. Понятие «предельная норма замещения» в порядковом варианте теории поведения потребителя имеет тот же смысл, что и «предельная полезность» в количественном варианте. Но, используя его, мы не прибегаем к измерению полезности в ютилях, а оцениваем предельную полезность одного блага в количестве единиц другого блага, которое согласны обменять на него.

Типы кривых безразличия. Форма кривой безразличия говорит о вкусах потребителя, показывает, в какой степени он готов пожертвовать одним благом ради получения другого. На рис.3 представлены кривые безразличия двух потребителей — Андрея (А) и Виктории (В), которым предстоит делать выбор между апельсинами и яблоками. Предельная норма замещения благ у Андрея ниже, чем у Виктории, при одинаковых количествах обмениваемых товаров. Его кривая безразличия является более пологой. Он готов отдать меньшее, чем Виктория, количество апельсинов за одно яблоко. Андрей больше любит апельсины, чем яблоки, тогда как вкусы Виктории прямо противоположны. Она — любительница яблок.

 

Рис. 3. Кривые безразличия двух индивидов.

Кривая безразличия у Андрея является более пологой, чем у Виктории. Это показывает, что он готов отдать небольшое количество апельсинов за получение большого количества яблок. Виктория, наоборот, готова пожертвовать большим количеством апельсинов ради получения небольшого количества яблок.

Ранее отмечалось, что большинство товаров являются в той или иной степени взаимозаменяемыми (субститутами)1 и взаимодополняющими (комплементами)2. По форме кривых безразличия можно судить о степени заменяемости и дополняемости благ.

1 Substitute goods — взаимозаменяемые блага.

2 Complementary goods — взаимозаменяющие блага

До сих пор рассматривались так называемые стандартные кривые безразличия. Наряду с ними существуют и другие формы кривых, которые характеризуют «нестандартные» вкусы потребителей. Предположим, что предпочтения Андрея и Виктории, представленные на рис.3, приобрели крайний характер. Андрей до такой степени полюбил апельсины и невзлюбил орехи, что не отдаст ни одного апельсина в обмен на сколько угодно большое количество яблок, т.е. для него ΔY = О и поэтому MRS = 0. Тогда его кривая безразличия примет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси (рис. 4). Наоборот, Виктория готова отдать любое количество апельсинов за бесконечно малое число яблок, для нее АХ - О и MRS равняется бесконечности. Ее кривая безразличия изображена на рис.5, она превратится в прямую линию, параллельную вертикальной оси.

 

 

Рис 4. Карта безразличия — Рис. 5. Карта безразличия —

горизонтальная линия вертикальная линия.

 

.

Андрей не отдаст ни одного апельсина, сколько бы яблок ему ни давали взамен. Он вообще не ест яблоки.

Виктория не отдаст ни одного яблока, сколько бы апельсинов ей ни давали взамен. Она вообще не ест апельсины

Не так редко встречаются случаи, когда индивиду безразлично, какое благо потреблять. Оба блага являются для него равноценными (например, грампластинки или удиокассеты). В этом случае предельная норма замещения является величиной постоянной. Следовательно, кривая принимает вид прямой линии с отрицательным наклоном (рис. 6).

Рис. 6. Карта безразличия абсолютно взаимозаменяемых товаров

Индивиду безразлично, какие блага потреблять — грампластинки или аудиокассеты. Поэтому MRS этих благ — постоянная величина и кривая безразличия является прямой линией

Рис 7. Карта безразличия абсолютно взаимодополняющих товаров

Правый и левый ботинки представляют полезность в паре друг с другом. Поэтому сколь угодно большое увеличение числа только правых или только левых ботинок не увеличивает их полезности. Потребитель остается на прежней

кривой i, которая принимает L- образную форму.

Некоторые товары вообще не могут являться субститутами, наоборот, они огут использоваться только как жестко взаимодополняющие друг друга. В качестве идеального примера такого рода выступают правый и левый ботинки. Они обладают полезностью только в паре. Если у индивида имеется пара обуви, то сколь угодно большое увеличение количества только правых или только левых ботинок не увеличит полезности. Владелец пары обуви будет оставаться на прежней кривой безразличия до тех пор, пока у него не окажется две пары. В этом случае он перейдет на более высокую кривую безразличия. Таким образом, кривые безразличия абсолютно взаимодополняющих товаров имеют L-образную форму (см. рис.7).

 

 

Date: 2015-06-08; view: 988; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию