Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Характеристика основных видов туризма





География туристского спроса

План

1. Классификация туризма

2. Характеристика основных видов туризма

3. География туристского спроса по видам туризма

 

Туристские потоки, представляющие собой реализованный туристский спрос в натуральном выражении, характеризуются большим разнообразием. Деловые поездки предпринимаются на­ряду с этническими, а рекреационные туры соседствуют с палом­ническим движением. Каждый вид туризма формирует свои пото­ки, которые имеют вполне конкретные направления и различают­ся пространственным распределением.

Классификация туризма

В целях классификации современного туризма необходимо установить его наиболее существенные классификационные признаки. Целесооб­разна классификация по географическому признаку, направлению ту­ристского потока, цели поездки, способу передвижения, средствам раз­мещения туристов, числу участников, организационно-правовым формам и т.п. (табл. 1).

Характеристика основных видов туризма

1. Туризм внутренний - путешествия с туристскими целями граждан страны, постоянно проживающих в пределах границ своего государства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной грани­цы и туристскими формальностями. Национальная валюта, язык, доку­менты остаются прежними.

На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный ту­ризм. Особенно популярен в США.

2. Международный туризм охватывает поездки с туристскими целя­ми за пределы страны постоянного жительства без занятия оплачивае­мой деятельностью в месте временного пребывания.

На I Конференции ООН по туризму и путешествиям, которая в 1968 г. проходила в Риме, было разработано определение международного ту­ризма. "Иностранный турист - это "временный посетитель", т.е. любое лицо, посещающее другую страну, нежели та, в которой он постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной де­ятельности, оплачиваемой в посещаемой стране.

К иностранным туристам относятся все временные посетители, при­бывшие в данную страну не менее чем на 24 часа. Следует отметить, что в некоторых странах допускаются отклонения от рекомендаций Статисти­ческой комиссии ООН. Например, одни государства считают междуна­родными туристами тех, кто находится в стране не менее 3 дней, другие — не менее 2 недель, третьи - не менее 1 месяца. В нашей стране, несмот­ря на рекомендацию не включать в категорию туристов лиц, путешеству­ющих транзитом, последние включаются в статистические данные, по­скольку при большой протяженности России пассажиры длительное вре­мя находятся в пути и пользуются туристскими услугами, особенно при передвижении по железной дороге.

В среднем около 65% всех международных туристских поездок прихо­дится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.

Развитие международного туризма в странах, преимущественно при­нимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иност­ранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посред­ством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название "активного туризма".

Выезд туристов сопровождается оттоком национальной валюты. Меж­дународные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны - экспортера туристов, а сам ту­ризм именуется "пассивным".

Деление на "активный" и "пассивный" туризм присуще только между­народному туризму.

В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма, что обусловлено упрощением туристских фор­мальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

3. Туризм въездной - путешествия в пределах страны лиц, не прожи­вающих в ней постоянно, с туристскими целями без занятия оплачивае­мой деятельностью.

4. Туризм выездной путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия опла­чиваемой деятельностью в посещаемой стране.

5. Рекреационный туризм. Туризм с целью отдыха для ряда госу­дарств является наиболее массовой формой поездки иностранных тури­стов в Испанию, Италию, Францию, Австрию преследуют прежде всего именно эту цель. Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, которые входят в марш­рут, широким использованием авиационного транспорта, и прежде всего чартерных рейсов.

Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы, (театр, кино, фестивали и т.д.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, худо­жественное творчество и т.д.), этнические походы, связанные с изученн­ом национальной культуры страны пребывания, и т.п.

6. Оздоровительный отдых Hocит сугубо личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для сов­местных поездок, что имеет своей целью получение групповых скидок за проезд. Обычная продолжительность тура на лечение - 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма.

Оздоровительный отдых в зависимости" от средств воздействия на ор­ганизм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязеле­чение и т.д.

7. Познавательный (экскурсионный) туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомашинах и автобусах предоставляют туристам гораздо большую познавательную возможность.

8. Профессионально-деловой туризм. К данному виду туризма от­носятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизо­ванном обществе вызывает необходимость международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер.

Ряд туристских фирм специализируется на организации групповых по­ездок бизнесменов с различными целями. Большим преимуществом де­лового туризма является возможность его организации в невысокий се­зон. При этом турфирмы могут предоставлять как чисто туристские услу­ги - транспортные, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, так и специфические - изучение информации, сбор данных о возможных торговых партнерах, переводы, предоставление необходимых экономи­ческих материалов, организация деловых встреч и т.д. Специально для этого создаются крупные конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов вме­сте с туристской фирмой предлагают чисто туристскую программу. Часто и сами участники знакомятся с достопримечательностями города, а после завершения конгресса совершают туристские поездки по стране.

Отличительной чертой этого вида туризма является то, что участники деловых встреч тратят во время пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стре­мятся к проведению у себя международных форумов и других подобных мероприятий.

9. Научный туризм. Путешествия с целью обучения, повышения квалификации являются сравнительно новыми в международном туризме. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов турбизнеса. Наиболее популярны поездки, ставящие задачу изучения языка, особенно в Великобританию и другие англоязычные страны.

10. Большой популярностью в настоящее время пользуется спортивный туризм. Главная задача этих туров - обеспечение возможности туристам заниматься выбранным видом спорта. Спортивный туризм требует наличия необходимой базы: разнообразный инвентарь, специальные трассы, подъемники, спортивные площадки, сооружения. Одним из основных требований, которые предъявляются к спортивным турам, является обеспечение безопасности отдыхающих.

Спортивные туры в зависимости от цели путешествия подразделяют на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой являются занятия каким-либо видом спорта, во втором - интерес к спорту, напри­мер, посещение соревнований.

11. "Шоп-туры" характерны для Украины и стран СНГ. Целью поездок за границу является приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации (обуви, трикотажа и других товаров – в Турции, Италии, Португалии, Сирии; летнего текстиля - в Индонезии; шуб - в Греции и Аргентине; мебели - в Польше и Италии; теле- и радиотоваров — в ОАЭ; автомашин — в Германии, Швеции, Финляндии, Голландии).

"Челночный" бизнес приносит ощутимую прибавку бюджету этих стран. Так, в Турции "челноки" ежегодно закупают товаров на сумму 8-10 млрд. дол. Правительство страны всячески поддерживает шоп-туризм. Советник турецкого министра туризма по связям с прессой сооб­щил, что туристы, купившие некачественный товар, вправе в 15-дневный срок потребовать его обмена, снижения или возвращения уплаченной суммы либо безвозмездного устранения недостатков. В случае покупки товара со скрытым дефектом потребитель имеет право в течение двух лет предъявить претензию продавцу. Планируется даже снизить цену авиабилета для "челноков" на 50%.

12. Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятие необычным видом деятельности ("царская охота", "ловля лосося", "поиски пиратских кладов" и т.д.).

Приключенческий туризм подразделяется на несколько видов:

– походные экспедиции;

– сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.);

– морские путешествия (яхтинг).

География и тематика приключенческих туров довольно обширны и разнообразны. Обычно это групповые туры. Специфической чертой тако­го туризма является получение различных лицензий, которые разрешают охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с опре­деленным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы. Данный вид туриз­ма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

13. Религиозный (паломнический) туризм в настоящее время пользуется спросом и популярностью. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов:

– паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);

– познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культурой религии);

– научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.).

Серьезной проблемой в данном виде туризма является вопрос о под­готовке высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы они могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.

14. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристском обмене. Так, у туристов - выходцев из Германии пользуются популярностью туры по Поволжью, у евреев - Израиль и т.д.

15. Экотуризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Понятие "экотуризм" охватывает широкий спектр путешествий - от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Получаемую прибыль от этого вида туризма частично можно направлять на природоохранные мероприятия.

16. Несколько слов следует сказать об экзотическом туризме. В последние годы появились туры, поражающие своей необычностью.

К примеру, греческая турфирма "Манос тревел" планирует путешест­вия на Луну. Первый тур состоялся 1 декабря 2000 года с базы СИЭТЛ (США) и стоил 105 тыс. долл.

С этой же базы компанией "Зеграхм экспедишнз" предлагается косми­ческий круиз. Хотя высота орбиты составит всего около 100 км, туристы смогут испытать состояние невесомости и увидеть космос. Записи на по­леты уже начались, первые туристы забронировали места, внеся залог по 5 тыс. долл. (полная стоимость путешествия составит 98 тыс. долл.). На­чиная с 2001 г., планируется ежегодно осуществлять по два полета с ше­стью пассажирами в каждом рейсе. Длительность круиза 2,5-3 часа, но прежде туристы обязаны пройти обучение в течение 1-2 дней.

Французская фирма "АПСАРА" организует туры на ледоколах в Ан­тарктиду и Арктику. Первый круиз в Антарктиду был организован в 1989г. В настоящее время туристы путешествуют на высококомфортабельных ледоколах с сауной, бассейном, гимнастическим и конференц-залами. Ледокол снабжен катерами и вертолетами для экскурсий. Путе­шествие включает проживание в этих экзотических местах, где туристы наблюдают за жизнью местных "жителей" - тюленей, моржей и пингви­нов. В 1997 г. Антарктиду посетили около 10 тыс. туристов, заплатив за тyp от 9 до 16 тыс. долл.

Много желающих познакомиться с подводным миром. Самый перспективный проект в этом направлении - путешествия на прозрачной подлод­ки Один из ее маршрутов планируется проложить к месту крушения Титаника". Согласно статистике, начиная с 1985 г. в эксплуатации находится 46 туристских субмарин. В 1996 г. число туристов, побывавших в глубинах морей и океанов, составило более 2 млн., при этом прибыль организаторов путешествий равна 147 млн. долл.

В Германии у туристов - любителей экзотики пользуется популярностью бывшая тюремная камера, где можно всего лишь за 20 DM ощутить себя арестантом. Обстановка камеры состоит из узкой кровати и стула, по размер - 4 неполных шага, объем воздуха - 22,3 куб. м, согласно над­писи на двери. Судя по тому, что фирма процветает, тур пользуется (.просом.

Парижский "Одеон-отель" разработал для своих клиентов маршрут, который в точности повторяет последний земной путь принцессы Дианы. Желающие прикоснуться к таинству трагедии проследуют на черном "Мерседесе" от отеля "Риту" до тоннеля - места катастрофы. Стоимость тypa - 25 долл.

17. Ориентир на потребителей заставляет производителей туристских услуг изыскивать новые сегменты рынка. Доходным бизнесом становится организация свадебных туров. Так, британская компания "Томпсон Хонидейз" продает около 5 тыс. свадебных туров в год.

Турфирмам выгодно заниматься этим видом туризма, поскольку расценки на проживание существенно сокращаются ввиду предоставления высоких скидок гостиницами молодоженам (до 60-80%). Пакет туристских услуг, кроме базовых, включает видеосъемку, лимузин, цветы, шампансккое и т.п. В случае если обряд бракосочетания планируется совершить в поездке, его организуют как запоминающийся фольклорный праздник. Практика показывает, что молодожены предпочитают отдыхать в районе Карибского бассейна или в странах Юго-Восточной Азии, в Европе популярна Италия, в США-Лас-Вегас.

18. Социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Целью соци­ального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых.

Данный вид туризма широко распространен за рубежом. В бывшем СССР данный вид туризма также был популярен, на его долю приходи­лось почти 80% внутреннего туризма и 50% международного.* Государст­во направляло огромные средства на укрепление материально-техничес­кой базы туризма. Так, в годы седьмой пятилетки израсходовано 49,6 млрд руб., восьмой - 183,2 млрд руб., девятой - 460,0 млрд руб., де­сятой - 470 млрд руб. (в ценах 70-80 гг.).** В год вводилось несколько де­сятков тысяч объектов на 1-2,5 тыс. мест.

В настоящее время отсутствие бюджетных средств на дотации в со­циальный туризм привело к отчуждению подавляющей массы населения, особенно слабо защищенных слоев, от путешествий. Эффектив­ность программ социальной помощи, рассчитываемая как удельный вес средств, поступающих беднейшим слоям населения, в суммарных социальных отчислениях, составляет всего 19%, в то время как аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%.

19. Организованный туризм - это путешествия индивидуалов или группы туристов, организованные турпредприятием. Организованные ту­ристы приобретают право на тур путем покупки туристской путевки. При этом количество услуг может быть разным. Например, туристы могут при­обрести лишь, курсовку на питание или комплекс услуг, включая транс­портные услуги, питание, проживание, трансфер, экскурсионное обслужи­вание и т.п.

Противоположный по форме организации вид туризма следует отно­сить к неорганизованному или самодеятельному..

Следует заметить, что в России и Украине туризм отличается наличием значи­тельной части организованного туризма, в то время как в европейских странах его доля составляет менее 20% и имеет тенденцию к сниже­нию.

Подводя итог классификации туризма, хочется привести предпочте­ния туристов из различных стран согласно исследованиям испанского специалиста X. Монтанер Монтехано. По его мнению, французам нравится семейный туризм в странах с близкой им культурой, привлекает отдых на солнце, в то же время они стараются избегать дальних путе­шествий.

Итальянские туристы предпочитают самодеятельный туризм, выбира­ют отдых на природе, стремятся к знакомству с людьми, их культурой.

Для англичан весомыми критериями при выборе путешествий являются климат, кухня, возможность рекреации. При этом возможны как организованные, так и самодеятельные туры.

Туристы из Германии предпочитают организованный отдых в кемпингах, семейных пансионатах. Существенным фактором является экологи­ческая ситуация в месте путешествия.

Как видно из выше представленных данных, самой посещаемой стра­ной в 2020 г. должен стать Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирово­го потока туристов. Особенно серьезные изменения прогнозируются в России: в 2020 г. количество въезжающих туристов в 1,5 раза превысит количество выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди евро­пейских стран достигнет Чехия.

Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидер­ландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жи­теля страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в первую десятку, туристская по­движность заметно ниже.








Date: 2015-06-08; view: 1809; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.01 sec.) - Пожаловаться на публикацию