Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастерство русских вышивальщиц





Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм, особенно женский? Белая или цветная рубаха с вышитыми плечами и рукавами, сарафан, фартук, а на голове расшитый кокошник* или лента. А как красочны мужские рубашки с вышивкой по вороту!

Издавна на Руси одежду в основном изготовляли из до­мотканного льняного холста, реже - из шерсти. Холст ткали на примитивном станке. Украшали одежду вышив­кой. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному повёрию, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Поэтому узоры народных вышивок включали в себя знак Солнца в виде ромба, круга или ладьи с конской либо птичь­ей головой. Было здесь и изображение Матери сырой зем­ли* в виде женской фигуры с протянутыми к Солнцу рука­ми, и Древо жизни, и звери, и птицы, и люди.

С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка долж­на была готовить себе приданое: свадебный наряд, выход­ную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца, зана­вески и многое другое. Девушки из зажиточных и даже бо­гатых семей вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

Любовное ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и

 

На горё-то стоит ёлочка, Под горой стоит светёлочка*. Во высоком новом тереме, Во столовой новой горенке, На дубовой новой лавочке Тут сидела красна девица*. Во левой руке держала пяличко, Во правой руке - иголочку.


velveteen

velvet

calico

satin

 

geometric (patterns) stylised

motifs

 

Chinese Central Asian

 

 

silk

sequins

beads

pearls


Она шила, красна девица, И по плйсу, и по бархату, По белому да коленкорчику, Она шила, красна девица, По атласной алой ленточке: Шила девица приданое, Что приданое немалое.

В основе русской вышивки, в том числе и современной, лежит крестьянская вышивка. История народной крестьянской вышивки уходит в глубокую древность, она тесно связана с бытом крестьянс­кой семьи. Одежду крестьяне ши­ли из холста. В домотканом, до­вольно толстом холсте хорошо видны нити. Они направлены вдоль и поперёк ткани. Крестьянс­кая вышивка как бы продолжает тканый рисунок. Узор такой вышивки обычно строится из гео­метрических орнаментов. В них преобладают прямоугольники, ква­драты, ромбы; из этих элементов состоят фигуры людей, животных, изображения растений. Они тоже геометризйрованы и стилизованы.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции, множество технических приёмов. Именно эти особенности и отличают русскую вышивку от вышивок других народов. Например, в китайских и сред­неазиатских вышивках орнамент криволинейный и много­цветный. Русская же вышивка часто бывает одноцветной, а иногда её цвет совпадает с цветом ткани (белая на белом, кремовая на кремовом).

Вышивки XVIII-XIX веков выполнены разными нитка­ми: льняными, шерстяными, шёлковыми, реже - метал­лическими. Иногда вышивку дополняли блёстками, бисе­ром, речным жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову крестьянские


 

this headgear was handed down


девушки и женщины в праздничные дни. Обычно такой до­рогой убор передавался в крестьянской семье по наследст­ву от бабушки - матери, затем внучке. Такой же дорогой вышивкой украшали одежду церковных служителей, бояр и царской семьи, а позднее - и дворян.

Но одежда, расшитая бисером, жемчугом, золотом и се­ребром была очень тяжёлой и неудобной. В XIX веке мод­ной стала более простая и лёгкая одежда. Поэтому позднее такую вышивку стали использовать реже, в основном при изготовлении предметов интерьера и торжественных по­дарков: бархатных и шёлковых подушек, покрывал, су­мочек и так далее.

Немногие вышитые изделия сохранились и дошли до нас из XVII-XIX веков, но смотришь на них и удивляешься - сколько высокого художественного вкуса, богатой фан­тазии и мастерства было у вышивальщиц того времени!

Современная русская вышивка бережно сохранила тра­диции прошлого. Сейчас, как и раньше, существуют жен­щины, для которых вышивание является основной про­фессией. Художницы промыслов, наши современницы, ши­роко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабаты­вают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.


 


 
 


 

gold cloth

 

 

stitches makes stitches laying (the thread)

 

 

drawn thread technique is woven with

 

openwork


Вышивальные промыслы в России есть повсюду, но в каждой области существует свой собственный стиль вышивки со своими характерными местными особенностя­ми и колоритом. Самые крупные промыслы находятся в Архангельской, Вологодской, Новгородской и Ленинградс­кой областях. Этот край называют Русским Севером. Дру­гую группу образуют промыслы на Волге - в Горьковской, Костромской, Владимирской областях. Существуют про­мыслы и в центральных областях России - в Калужской, Смоленской, Орловской, Воронежской и Липецкой областях. Вышивкой занимаются в Ивановской, Калининс­кой и, конечно, в Рязанской области. Здесь создают самые яркие и весёлые узоры.

Современные мастерицы вышивают самые различные ткани: льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и шёлко­вые. И в наши дни существуют так называемые золото­швейные артели, где вышивают позолоченной нитью бархат, шёлк, сукно.

Два основных вида русской национальной вышивки -счётная и свободная. Название «счётная» происходит от слова «считать». Эта вышивка выполняется по счёту нитей ткани и зависит от направления, толщины и числа этих нитей.

Свободную вышивку выполняют по контуру рисунка, без учёта направления нитей и их числа.

В русской счётной вышивке существует множество раз­личных швов. Часть из них выполняется по целой ткани. Мастерица аккуратно кладёт ровные стежки, располагая их по горизонтали, как будто имитируя тканый рисунок. Такая вышивка называется набором. Если мастерица рас­полагает стежки «ёлочкой» или «звёздочкой», получается счётная гладь. А можно вышивать и росписью, то есть дву­сторонним швом, когда на обеих сторонах ткани появ­ляется одинаковый аккуратный узор. Такой вышивкой мож­но любоваться с любой стороны изделия. Так украшают по­лотенца, скатерти.

Но часто мастерица работает не по целой ткани, а по продёрнутой сетке, которая получается после того, как из ткани выдернуто нужное количество нитей. Сетку обви­вают белыми или цветными нитями, а на сетке создают нужный узор. Так возникает великолепная ажурная


       
   
 

вышивка, которую чаще всего выполняют белыми нитками - белая перевить, или так называемая «белая строчка».

Наша книга расскажет только о самых главных, ведущих промыслах, которые работают в традициях русской народ­ной вышивки.


 

 

transparency crystals


Date: 2015-06-08; view: 906; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию