Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судьба скопинской керамики





Скопинская керамика - едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Часто это многоярусные фигурные композиции в виде одного кольца на другом. В скопинской посуде нет бесполезных, бездействующих де­талей - каждая часть её функционирует, так как сложные переплетения скульптуры полые, в них можно налить боль­шой объём жидкости. Сделать такую посуду-скульптуру очень трудно. Для этого нужно вытянуть глину в длинные трубки, согнуть их в кольцо, причём нельзя измять, испо­ртить тонкие стёнки. Здесь нужно высочайшее мастерство.

Мастер аккуратно берёт из ведра комок глины, кладёт его на гончарный круг. Круг начинает вращаться, и под гибкими пальцами гончара «глина тянется». Движения го­нчара осторожные, точные, рука фантастически пластична. И вот уже на нас с гончарного круга глядят две рыбы, ко­торые изогнулись в кольцо. Они держат в раскрытых ртах neck

little frog

 

mould clay coils


горлышко сосуда. Вот и хвосты у рыб готовы, затем появ­ляется крышка сосуда - маленький лягушонок. А носиком сосуда становится голова скопы - любимой птицы!

Формуют скопйнскую посуду по частям, из отдельных длинных кусков глины - «жгутбв -налёпков», которые со­единяют вместе. Такой способ гончарного производства считается самым древним на земле и самым сложным, по­тому что глина тяжёлая и может легко осесть под собствен­ной тяжестью. Часто гончару приходится переделывать уже законченную вещь.

Судьба скопйнского керамического промысла в XX веке во многом похожа на всё то, что происходило в эти годы с другими промыслами. Во время первой мировой и граждан­ской войн он пришёл в полный упадок. Оставались лишь отдельные мастера.

В 30-е годы стали усиленно возрождать скопйнскую ке­рамику. В городе появилась промысловая артель «Керами­ка», но началась вторая мировая война, и о народном ис­кусстве пришлось на время забыть, как и о многом другом. Большинство гончаров ушло на фронт защищать страну от врага. Вернулись с войны немногие, но нужно было жить, восстанавливать разрушенный войной быт людей. Стали возрождать и промысловые артели. В 1948 году работники Научно-исследовательского института художественной промышленности приехали в Скопйн, чтобы помочь вос­становить знаменитый гончарный промысел.

В эти дни фигурные керамические изделия делали в го­роде только два мастера: пенсионер Михаил Иванович Та-щёев и бывший фронтовик Михаил Михайлович Пелёнкин. Вернувшись после демобилизации домой, он устроился ра­ботать на угольной шахте. Посчитал, что в такое трудное время никому не нужны сказочные квасники да кувшины. А получилось всё иначе. Нашли его сотрудники института и предложили снова стать гончаром. И радостно и страшно было Михаилу Михайловичу: за годы войны отвык он от гончарного круга. Казалось, что и руки-то не смогут глину «тянуть», но сел за гончарный круг и руки привычно смяли пластичный кусок глины. Пошла работа, самая лучшая, самая близкая, о которой скучал все эти трудные годы.

На помощь энтузиастам, восстанавливающим скопйн­скую керамику, пришёл Дмитрий Михайлович Жблобов,


 

had retired


сын знаменитого мастера. Уж дав­но он был на пенсии, был стар, но понимал, что его мастерство по­томственного гончара в такое время очень нужно людям, и стал помогать работать. Так все вместе, каждый - сколько мог, стали воз­рождать искусство скопйнских гон­чаров.

Не легко и не сразу удалось вос­становить былую славу скопин­ской керамики, но в 1945 году при фабрике художественных изделий был организован керамический цех. Рядом с мастерами стали тру­диться ученики и рабочие, вы­полнявшие вспомогательные опе­рации: формовку, литьё, шлифов­ку. Теперь в цехе работало уже 20 человек, а это означало, что промысел жив и набирает си­лу.

Среди учеников М.М. Пелёнкина стали появляться очень способные люди, полюбившие гончарное дело. Од­ной из самых талантливых оказалась Нёлли Кузьминична Насонова. Её работы сразу обратили на себя внимание любителей керамики. В них богатая фантазия сочетается с высоким профессиональным мастерством и глубоким по­ниманием особого местного стиля, а образы русской народ­ной сказки и лубка* слились с реальной жизнью современ­ного села. Нёлли Кузьминична создала множество сосудов-скульптур, отмеченных особым обаянием, теплотой, мягкостью и изяществом форм и пропорций. Н.К. Насонова - участница многих отечественных и зарубежных выста­вок. Её работы охотно покупают крупнейшие музеи Со­ветского Союза и других стран.

В 1946 году приехал в город ещё один замечательный мастер Александр Иванович Рожкб. Родился он на западе страны, в Брестской области, учиться поехал под Москву, в Абрамцевское художественно-промышленное училище, успешно закончил его и уже возвращался к себе домой. Да так случилось, что по дороге он заехал в Скопйн с едйнст­ sinewy turntable

 

Date: 2015-06-08; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию