Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абрамцевско-кудринская резьба





Необычна история возникновения абрамцевско-куд-ринской резьбы, хотя она тесно связана с путями развития русской культуры конца XIX века и уходит своими корнями в традиции народного искусства.

Абрамцево - дачный посёлок, расположенный в 57 ки­лометрах от Москвы, около города Загорска*. Недалеко от железнодорожной станции находится Музей-усадьба Аб­рамцево. Это бывшее имение, некогда принадлежавшее крупному капиталисту Савве Ивановичу Мамонтову. Хотя его основная деятельность была связана со строительством и управлением одной из крупнейших железных дорог Рос­сии, С.И.Мамонтов со всей страстью души отдавался ис­кусству. Сам он был исключительно одарённым человеком. Он прекрасно пел и музицировал, был хорошим режиссё­ром, серьёзно занимался скульптурой, но его главный бес­ценный дар заключался в том, что он безошибочно отличал талантливых людей и подлинные произведения искусства. Он помогал истинным художникам пробить себе дорогу в жизни. Здесь, в Абрамцеве, семья Мамонтовых собрала во­круг себя художников и музыкантов, чьи имена составляют теперь гордость русской культуры. Так возник «мамонтов-ский абрамцевский кружок». Здесь бывали и работали над своими произведениями такие художники, как Врубель, Репин, Васнецов, Серов, Левитан, Нестеров, скульптор Ан­токольский, композиторы Рймский-Кбрсаков и Рахмани­нов, здесь пел и великий Шаляпин. Всем им и многим дру­гим не раз помогал Мамонтов. В его доме царила атмос­фера глубокого уважения к культуре и истории русского народа. Здесь любили народное искусство, стремились глу­бже понять и сохранить его для будущих поколений. У членов абрамцевского кружка появилась идея создания усадьбы, где бы всё было в русском народном стиле. Ска­зано - сделано. Художники В.М. Васнецов и В.Д. Поленов создали проект маленькой церковки в древнерусском сти­ле. За образец они взяли старинные новгородские храмы. Вскоре церковь была построена. Если вы будете в Москве, посетите Музёй-усадьбу Абрамцево, и вы своими глазами




 

joiner's workshop

 

 

were quite well off

 

tried their hands at carpenter

 

(he) had clever fingers


увидите эту чудесную церковку, вобравшую в себя талант своих создателей, их любовь к русской старине.

Церковь решено было украсить резьбой по камню и по дереву. Для того чтобы резьба сохранила народный стиль, стали искать образцы старой резной мебели, посуды, дета­ли резных украшений домов и различных хозяйственных построек, народную вышивку, тканые изделия. В Абрамце­ве появилась специальная комната, в которой были собра­ны эти образцы народного искусства, - так возник один из первых русских музеев, где стали изучать произведения на­родных мастеров.

Ещё раньше С.И.Мамонтов построил школу для крестьянских детей, а при ней столярную мастерскую, чтобы крестьянские дети обучались не только грамоте, но и ремеслу. Теперь решено было в этой мастерской обучать молодых людей ещё резьбе и росписи по дереву в народном духе, используя для этого старинные резные и расписные изделия. Возглавила это дело сестра художника Поленова -Елена Дмитриевна Поленова. Она сама разрабатывала образцы столов, буфетов, шкафчиков, кресел, резных по­лочек, шкатулок и рамок для картин. Талантливая худож­ница помогла ученикам быстро овладеть своим стилем. В основе его была резьба с геометрическим узором: круги, овалы, ромбы, треугольники. Абрамцевские изделия бы­стро приобретали популярность. На одной из главных улиц Москвы был открыт магазин. Здесь начали продавать из­делия мастерской. Москвичи охотно их покупали.

Работа резчиков неплохо оплачивалась, их семьи уже больше не бедствовали, как другие крестьяне. Профессия резчика стала очень уважаемой и желанной, многие крестьяне из соседних деревень пробовали себя в резьбе.

В деревне Кудрино жил плотник Ворноскбв. Два его сына Василий и Михаил учились в абрамцевской мастер­ской. Василий Ворноскбв пришёл в мастерскую, когда ему было только 11 лет. Был он в те годы маленький, худень­кий. Однако учителя в школе и мастера скоро стали ставить его в пример другим ребятам: «Вот он какой маленький, а учится лучше всех». И правда, всё ладилось в руках Васи­лия, красиво работал паренёк.

Хорошо было работать в абрамцевской мастерской, для многих это было большой удачей в жизни. Столяр-рёзчик


 

 

       
   
 
 

I don't like it any more

 

velvety envelop


мог не заботиться ни о материале, ни о продаже готовых изделий. Всё это делали те, кто управлял мастерской. А ре­зчик должен был только аккуратно копировать предложен­ные образцы и получать за свою работу деньги. И никаких больше забот! Такая жизнь считалась просто счастьем. Так работали счастливцы - мастера в абрамцевской мастерской всю жизнь и лучшего для себя не искали.

Но вдруг братья Ворноскбвы, Василий и Михаил, ушли из мастерской. Такого ещё никогда раньше не бывало.

Когда Василия спрашивали, почему он так сделал, он скупо отвечал: «Разонравилось».

Ничего больше он не говорил. Наверное, и сам В.П. Вор­носкбв не сразу мог объяснить, почему ему был не по душе геометрический узор, предложенный Е.Д. Поленовой. Ведь это была красивая резьба, глубокая, чистая. В ней сохраня­лись лучшие традиции древних русских мастеров. Однако В.П. Ворноскбв чувствовал иначе мягкую, тёплую, чуть бар­хатистую структуру дерева. Нет! Резьба должна как бы сли­ваться с деревом, обтекать его, не нарушая его ласковой поверхности.

 

curls

 

beaks

 

rounding off coaled it with shellac noble

 

 

showed up

 

naturally

 

texture

 

 

caskets

 

 

tiny

 

 

to outstrip


Под руками Василия Ворноскбва стали рождаться узо­ры, состоящие из ветвей и листьев деревьев. Правда, листья мало походили на настоящие. Они скорее напоминали ко­роткие пальчики, а ветви походили на завитки. Среди листьев и веток сидели короткохвостые птички с толстыми клюва­ми. И всю резьбу Василий Ворноскбв выполнял не глубоко, а лишь создавая плавный рельеф, рёзал «полуовалом», за­кругляя грань резьбы. После того как резьба была готова, он полировал её шеллаком. Дерево после этого станови­лось ещё более благородным, богатым: тон его можно было менять от тёмно-вишнёвого до мягко-золотйстого, в углублениях оно оставалось ещё более темным, и рельеф­ный узор на нём как бы пропечатывался.

Василий Ворноскбв изготовил несколько изделий со своей резьбой и поехал в Москву, в Кустарный музей*. Пос­мотрели специалисты его работы и горячо одобрили их. Удивительно тонко проявлялся в них русский националь­ный дух. Новы, необычны и прекрасны были резные коро­бочки Ворноскбва. Их рисунок как бы сам собой вырастал из тёплой массы дерева. Всё было естественно, цельно и гармонично в работах мастера - фактура дерева, формы из­делия, резьба.

Так возник и был всеми признан новый стиль резьбы по дереву - ворноскбвекий.

Много красивых и самобытных вещей создал Василий Ворноскбв. Это коробочки, ящички, ларцы, различная ут­варь: ковши, солонки, поставцы, братины, хлебницы и многое другое. Он изучал русские крестьянские росписи, делал зарисовки старинной посуды. Он стремился в своих резных изделиях сохранить истинно русский стиль, созда­вая полуреальные, полусказочные образы. Его резьба - это всегда ветви деревьев, на деревцах наивные цветы, а среди них обязательно крохотная птичка - как подпись В. Вор­носкбва, его эмблема. Иногда эта птичка сидит на ветвях, иногда летит, иногда поёт.

Работал Ворноскбв очень быстро, но никогда ему не удавалось полностью выполнить всё, что задумал. Одна идея сменяла другую, зовя его за собой. Времени ему по­стоянно не хватало, хотя никто из жителей деревни Кудри­не не мог за ним угнаться ни в одной работе.

А тут Василий Ворноскбв ещё увлёкся декоративной had been nursing an idea

 

is allowed

 

brown-eyed

couldn't help (touching) (woodworker's) bench chisel, cutter

 

thin boards

 

make good use of everything might come in useful


скульптурой, которую он выполнял в модном тогда стиле «модерн». Он создавал стилизованные изображения мед­ведей, зайцев, петухов, львов, слонов, собак, верблюдов и других животных. Они были очень выразительны и поэтич­ны. Его скульптуры тоже получили общее признание, и их всегда охотно покупали.

Работы Ворноскбва демонстрировались на многих вы­ставках и почти всегда получали награды. В 1902 году в Пе­тербурге Ворноскбв получил бронзовую медаль, в 1903 году

- за шкафчики - серебряную, в 1905 году в Льеже - за ани­малистическую скульптуру - бронзовую, позднее в Милане, Париже, Чикаго - серебряные и золотые медали.

Долгие годы Василий Петрович вынашивал идею соз­дать в родной деревне Кудрино школу - мастерскую, где бы можно было обучать своему любимому делу способную мо­лодёжь. Наконец в 1906 году он получил от властей разре­шение, в котором говорилось, что «кустарю* деревни Ку­дрине Дмитровского уёзда* Московской губернии Ворнос-кбву В.П. дозволяется открыть школу - мастерскую для обучения детей крестьян резьбе по дереву и столярным ра­ботам».

Рассказывают, что однажды в дом В.П. Ворноскбва вош­ли шесть мальчиков, аккуратно одетых, вымытых. Они с любопытством оглядывали мастерскую, а один из них - са­мый маленький кареглазый Мйша Артемьев - не удер­жался и потрогал лежащий на верстаке резак. Видно было, что хотят учиться ребята, и это было очень приятно Ва­силию Петровичу.

Он велел мальчикам взять приготовленные деревянные дощечки, на которых был нарисован простой геометричес­кий узор, показал, как держать в руках резак, и сказал:

- Впустую дерево не переводить! Всё в дело! Глядите на меня и делайте так же. Работа сама покажет, как делать

- не бойтесь.

Ворноскбв учил ребят увлечённо, не жалел для них ни денег, ни дерева, ни инструмента, но говорил, объяснял мало, требовал только, чтобы в работе были внимательны и относились к делу с душой.

Когда ученики старательно вырезали узор, один из них обязательно читал вслух. Так юные резчики познакомились с любимыми писателями Василия Петровича - с Гоголем,


mastered deftly

 

 

was merciless

 


Тургеневым, Львом Толстым, Чеховым, Островским, Алек­сеем Толстым.

Росли молодые мастера, радовался их успехам мастер. У учеников Василия Петровича стали появляться и свой собственные ученики - их братья, отцы, даже сестры, ко­торые тоже охотно постигали красивое и доходное ремес­ло - резьбу по дереву.

Наступил 1914 год, началась первая мировая война. Рез­ко изменилась жизнь деревни Кудрино. Ушли на фронт мо­лодые резчики. Сама собой распалась школа-мастерская, только сам Василий Петрович упорно продолжал работать. Каждое утро он вставал в 4 часа и шёл к верстаку, хотя уже некому было покупать его прекрасные изделия. В стране была нищета, голод.

Только после Октябрьской революции 1917 года, в 1922 году, удалось организовать артель* «Возрождение», в неё вошли вернувшиеся с фронта крестьяне. Сам Ворноскбв стал в артели инструктором, учил, разрабатывал новые образцы, готовил работы к выставкам.

К началу 30-х годов в артели работало уже 120 масте­ров, все они выполняли резьбу в ворноскбвском стиле, ко­торый всё чаще стали называть кудринским - по названию деревни, где жили резчики.

В 1930 году В.П. Ворноскбв переехал в Москву и стал инструктором лаборатории дерева института художествен­ной промышленности. К этому времени вместе с ним нача­ли работать подросшие сыновья. Работали они дружно, споро, мастерски, и у каждого из них были свой любимые темы, свой почерк.

Много интересных работ создала семья Ворноскбвых. Талантливая династия резчиков бережно сохраняла и развивала дальше свой самобытный «ворноскбвский» стиль.

В.П. Ворноскбв умер в феврале 1940 года. Он готовил персональную выставку своих работ в Музее народного ис­кусства, но не дожил до её открытия. Выставка прошла уже без него.

Война не пощадила семью Ворноскбвых: погибли Ни­колай и Александр, но те, кто пережил войну, сохранили свою любовь к делу и вернулись в мастерские. Они обучали своему искусству новых мастеров. Ворноскбвский, или, как


 

 

 
 

Изделия современных мастеров абрамцевско-кудринской резьбы.



теперь называют, абрамцевско-кудринский, стиль резьбы по дереву, продолжает жить и радовать людей.

В том, как красивы и необычны резные изделия, выпол­ненные этими мастерами, учениками и последователями Ворноскбвых, вы легко можете убедиться сами, если посе­тите Всероссийский музей декоративно-прикладного и на­родного искусства в Москве, где собраны лучшие образцы такой резьбы.

1. Где находится посёлок Абрамцево? Какие изделия, в каком стиле изготовляла абрамцевская мастерская резьбы по дереву?

2. Что собой представляют полёновский и ворноскбвский стили резьбы по дереву? Какой из них вам больше нравится и почему?

3. Опишите одно-два изделия абрамцевско-кудринской резьбы. Если нужно, используйте текст статьи.

4. Существует ли искусство резьбы по дереву

у вас на родине? Если да, то что и как рёжут мастера?


Date: 2015-06-08; view: 726; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию