Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная составляющая современного высшего образования

Проект

 

«Доступность образования как условие экономического роста России»

 

Выполнил ученик 11 в класса:

Негодин Иван

Проверен учителем экономики:

Бурдаковой Наталией Владимировной

 

 

Калининград, 2015 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НОВАЯ МОДЕЛЬ РОСТА.. 5

1.1. Государственная программа образования: основные положения. 7

1.2. Инновационная составляющая современного высшего образования…... 9

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 14

2.1. Анализ ситуации, сложившейся в системе ысшего образования 15

2.2. Анализ проблем, свойственных российскому высшему образованию.. 15

2.3. Анализ предлагаемых способов разрешения проблем. 16

3. ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА.. 19

3.1. Социальные лифты и их роль в разрешении доступности высшего образования…... 21

3.2. Образовательный кредиты и финансовые инновации, обесапечивающие их эффективность. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема получения достойного образования волновала всех и всегда. Сегодня она особенно актуальна в силу открытости границ, обусловленной развитием глобализационных процессов.

Все давно усвоили, что хорошее образование стоит дорого, поэтому сложилась ситуация, что доступно оно только богатым. Степень доступности определяется не масштабом личности и таланта, а финансовыми возможностями родителей, что в корне не верно, т.к. ограничивает возможности для способных, но малообеспеченных слоев населения с одной стороны, а с другой – сдерживает возможности экономического роста.

В связи с этим в качестве основной гипотезы предлагаемого исследования можно рассмотреть следующую: «Достойное образование – достойным, независимо от каких-либо условий».

Поскольку основным ограничителем решения данной проблемы является финансовая составляющая, то целью исследования является анализ поиск эффективного финансового механизма, обеспечивающего доступность образования широким слоям общества.

В соответствии с поставленной целью данная исследовательская работа предусматривает решение следующих задач:

1. рассмотрение основных положений Государственной образовательной программы, отражающей новую модель роста;

2. исследование инновационной составляющей современного высшего образования;

3. анализ проблем, сложившихся в системе высшего образования России и предлагаемых способов их разрешения;

4. изучение имеющегося зарубежного опыта создания «доступной среды»

5. исследование моделей доступного образования на основе использования финансовых инноваций.

Данная исследовательская работа включает в себя три главы, введение и заключение.

В первой главе «ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НОВАЯ МОДЕЛЬ РОСТА»

Вторая глава «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» посвящена

В третьей главе «ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА»

При написании данной работы использованы труды российских и зарубежных специалистов в области экономики, финансов, а также Интернет-ресурсы.

 


 

1. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НОВАЯ МОДЕЛЬ РОСТА

 

Кризис 2008-2009 годов со всей определенностью продемонстрировал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития. В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, опиравшейся на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Вместе с тем, и цели социально-экономического развития, и его условия выглядят совсем иначе, чем они выглядели после предыдущего кризиса 1998 г. Тогда перед страной стояла задача: в экономическом плане – выхода из трансформационного спада, а в социальном – преодоления бедности, которой было охвачено более трети населения страны. Теперь задача в выходе на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры пост-индустриального общества. Именно поэтому настоящая Стратегия базируется на двух основаниях – новая модель экономического роста и новая социальная политика. Очевидно, что второе – новая социальная политика – невозможно без первого, экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы – не менее 5% в год, заметно превышающие темпы роста развитых стран. Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянного перераспределения средств от малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе. Стратегия «Новая модель роста – Новая социальная политика» предлагает осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка – факторов конкурентоспособности, задействованных в прежней модели экономического роста, – это еще и относительно высокое качество человеческого капитала, и определенный научный потенциал. Такой маневр подразумевает, с одной стороны, несколько иную систему экономических стимулов, изменения макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцент на привлечение в экономику длинных денег, рост деловой активности и частных инвестиций, изменения в структуре расходов бюджета), а с другой – обновление социальной политики. Наряду с безусловной реализацией своих традиционных задач, направленных на поддержку наиболее незащищенных групп населения, новая социальная политика должна полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Она призвана создавать комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам. С экономической точки зрения – это представители среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. С культурной точки зрения – это люди с высшим образованием, относящиеся к креативному классу (по меньшей мере, потенциально). Такой подход не означает отказа от борьбы с бедностью, которая остается серьезным вызовом социальной стабильности, но позволяет сбалансировать это направление усилиями, связанными с целями развития.

1.1. Государственная программа образования: основные положения

Цель: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Задачи:

1. формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

2. развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

3. модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

4. создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.

Ожидаемые результаты:

· улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS,TIMSS, PISA);

· повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг;

· совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к ВВП (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 5,4 до 6,5 %; повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);

· повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров;

· будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

· увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;

· будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни; увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках государственно-частного партнерства;

· будет сформирована сеть ведущих вузов страны; будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (0-3 лет); будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения; во всех общеобразовательных учреждениях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

· не менее 75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

 

Инновационная составляющая современного высшего образования

Сфера образования определяется как важнейший элемент инновации, это совершенно справедливо, так как культура, образование, здравоохранение призваны удовлетворять самые тонкие запросы людей, и их значимость исключительно велика.

Российская система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами СНГ, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

В современном мире значение образования, как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы: широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Важной задачей является повсеместное обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Система образования также должна обеспечить эффективное использование всех ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Высшее образование выступает как необходимый элемент, как один из факторов ускорения научно-технического прогресса и повышения общественно-экономической формации, что и обусловливает выделение обществом необходимых и достаточных средств на развитие высшей школы с помощью тех или иных механизмов. Средний уровень образованности населения является важнейшим показателем развитости страны, залогом ее процветания и стабильности.

Образование в XXI веке должно характеризоваться такими признаками, как:

- демократизация: общедоступность высшего образования, создание системы непрерывного образования;

- диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разно уровневых учебных заведений;

- интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей, международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;

- превращение образования в ключевой момент комплекса мер по поддержке развития научно-технического процесса, экономического роста и обеспечения занятости населения;

- трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс обучения становится творческим, личностно ориентированным, широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии;

- коммуникация педагога и учащегося, выступающих участниками единого образовательного процесса.

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечиваются в полной мере. Правительство Российской Федерации предполагает осуществить меры по их реализации, создав правовые и экономические
условия для:

- бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

- равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

- получения образования: в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

- обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

- обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

- социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов, развития ребенка (физических и психологических);

- бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Рыночные принципы функционирования экономики требуют формирования рынка образовательных услуг, который должен не только отвечать сегодняшним запросам, но и закладывать стратегическую программу будущего. Необходимо отметить, что в настоящее время государство не только не утратило контроль за подготовкой специалистов, но и в ряде направлений перевело процесс подготовки на более качественный уровень: изменяется содержание учебного процесса, которое отражается в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

В целом, развитие инновационных образовательных технологий будет способствовать созданию единого инновационного образовательного пространства России и включению российских высших учебных заведений в мировую образовательную систему, приобщению к мировым духовным ценностям и источникам знаний, освоению зарубежных образовательных стандартов и программ, прогрессивных методов и технологий обучения.

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

После подписания Россией Болонской декларации российское высшее образование получило качественно новый импульс для развития: у российских университетов появилась возможность для разработки своих образовательных программ с учетом европейских требований и стандартов, ориентированных на мировой рынок труда. Вместе с тем следует подчеркнуть, что российское высшее образование, опираясь на пространственные, геополитические, интеллектуально-демографические, научные и технико-технологические ресурсы страны, обладает мощным потенциалом повышения качества и значительными перспективами для эволюционного развития. В самой образовательной сфере имеются проблемы, для решения которых требуются современные эффективные подходы. Среди них можно выделить:

– соответствие требований работодателей и квалификации выпускников;

– географическую удаленность сибирских и дальневосточных вузов;

– устаревшую материально-техническую базу отдельных вузов;

– недобросовестное предоставление образовательных услуг некоторыми вузами;

– вопросы трудоустройства;

– технические моменты перехода на Болонскую систему;

– соотношение учебных планов и реалий современного мира;

– вопросы финансовой поддержки деятельности университетов.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Минская область | Анализ предлагаемых способов разрешения проблем

Date: 2015-06-08; view: 778; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию