Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 2 «Рыночная концентрация и монопольная власть» рынка и пост управляющими, а аавляющими, а аткже вытеснится с рынка и потерпеть банкротствониях менеджеров и их последствиях. 2 page





В связи с тем, что грабительское ценообразование доминирующей фирмы подрывает основы конкуренции, подобная стратегия является антиконкурентной.

4. Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы на отраслевых рынках.

В определении стратегии доминирующей фирмы важную роль играют барьеры входа в отрасль: нестратегические (минимально эффективный выпуск, вертикальная интеграция, диверсификация деятельности фирмы, дифференциация продукта, иностранная конкуренция) и стратегические (возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, функционирующих в отрасли, их стратегическому поведению, которое препятствует проникновению новых фирм в данную отрасль). В качестве стратегических барьеров выступают ресурсосберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, увеличение расходов на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования и т.п.

В теории организации отраслевых рынков существует следующая классификация отраслей по высоте и эффективности барьеров входа:

1. Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках со свободным входом обеспечивается пол­ная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек.

2. Рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действую­щие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и нецено­вой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде.

3. Рынки с эффективными барьерами входа: возможность препят­ствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.

4. Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долго­срочном периодах.

Кроме этого, существуют особые рынки, на которых действует крупная фирма, обладающая всеми признаками доминирующей, но по своему стратегическому поведению таковой не становится. Такие рынки называются квазиконкурентными или соревновательными, состязательными. На таких рынках отсутствуют барьеры входа, фирмы могут воспользоваться временными преимуществами для получения прибыли, а потом уйти из отрасли. Квазиконкурентный рынок характеризуется тем, что вход и выход с рынка осуществляется без существенных затрат и тем, что время укрепления на рынке новой фирмы должно быть меньше времени ответной реакции на это старых фирм, давно действующих на данном рынке.

 

Модуль 5 «Асимметрия и неполнота информации и ее влияние на функционирование отраслевых рынков»

1. Модель «рынка лимонов» Акерлофа

Рынок с асимметричной информацией - рынок, на котором один из экономических агентов (продавец или покупатель) обладает большей информацией относительно параметров экономического процесса рынка, чем другой.

Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках, а также на особенности функционирования рынков служит неполнота и асимметричность информации. Неполнота информации связана с объектом сделки, с условиями ее осуществления и с ее возможными последствиями. Асимметричность информации связана со злоупотреблениями одного из участника сделки не информированностью другого.

Неполнота информации обусловлена следующими причинами:

1) получение информации связано с затратами и экономический агент не будет платить за информацию больше того уровня, на котором предельные издержки на ее получение превышают предельный доход от ее использования;

2) информация не всегда надежна, т.к. информация, полученная сегодня, завтра из-за изменений экономической среды может устареть, следовательно, на нее нельзя будет полагаться при принятии решений;

3) информация не всегда усваивается экономическими агентами в полном объеме, поэтому часть совокупной информации теряется;

4) некоторые экономические агенты не обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно переработать полученную информацию.

Неполнота информации создает дополнительные трансакционные издержки (издержки, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности, связанные, например, со временем проведения переговоров о ценах, с проверкой выполнения заключенных условий соглашения), а асимметричность создает неравные условия функционирования и создает возможности злоупотребления информацией. Все это негативно воздействует на общественное благосостояние, на особенность конкуренции и на стратегию поведения фирмы.

Так называемый «рынок лимонов» представляет собой рынок товаров, качество которых проверяется в процессе потребления и качество которых трудно определить. В результате существования таких товаров возникает проблема асимметричности информации, которая, в свою очередь, порождает такие проблемы как возможность вытеснения качественных товаров некачественными, и возникновение стимулов недобросовестного поведения фирм.

Рассмотрим сущность модели «рынка лимонов» на следующем примере.

Пусть на рынке подержанных автомобилей существует два вида товаров:

1) автомобиль типа «А» («персик») – высокого качества;

2) автомобиль типа «Б» («лимон») – низкого качества.

Все остальные исходные данные представим в виде таблицы

Подержанные автомобили Количество Максимальная цена покупателя, долл. Минимальная цена продавца, долл.
Высокого качества («персик»)      
Низкого качества («лимон»)      

Рассмотрим следующие варианты рыночного равновесия в зависимости от полноты и симметричности информации о качестве автомобилей.

1. Информация полная и симметричная, т.е. о качестве всех автомобилей известно и продавцу, и покупателю. Таким образом, возникло бы два независимых рынка – рынок автомобилей А и рынок автомобилей Б. При этом на первом рынке установилась бы равновесная цена РА в интервале между 500 долл. и 600 долл., а на рынке Б – РБ – в интервале от 150 до 200 долл. Тогда выигрыш потребителей составил бы

Впотр. = (600-РА)х100 + (200 - РБ)х100

Выигрыш продавцов (выручка)

Впрод. = (РА - 500)х100 + (РБ-150)х100.

Например, РА = 550, РБ = 170, тогда Впотр. = 8000. Впрод. = 7000.

2. Информация неполная, но симметричная, т.е. ни покупателю, ни продавцу неизвестно качество выбранного наугад автомобиля, но и покупателю, и продавцу известно, что из 200 автомобилей половина – высокого качества. Т.о., вероятность того, что выбранный наугад автомобиль будет высокого качества составляет 0,5 или 50 %. Тогда покупатель готов заплатить за автомобиль максимум

Рмакс. = 600х0,5+200х0,5 = 400 долл.

Продавец готов продать минимум за

Рмин. = 500х0,5 + 150х0,5 = 325 долл.

Равновесная цена установится в пределах от 400 долл. до 325 долл.

При этом общественное благосостояние (сумма выигрышей покупателей и продавцов) не снизится, т.к. часть покупателей понесет потери, заплатив за автомобиль низкого качества больше, чем их действительная готовность платить, а другая часть потребителей выиграет, заплатив за автомобиль высокого качества меньше, чем были готовы. То же самое относится и к продавцам.

3. Информация неполная и асимметричная, т.е. информация о качестве товара известна только продавцу этого товара. Максимальная цена спроса для выбранного наугад автомобиля составляет 400 долл. однако если продавец знает, что его товар высокого качества, то он не захочет продавать его за 400 долл., т.к. это ниже его минимальной цены (500 долл.). В результате на рынке останутся только товары низкого качества в количестве 100 шт. Т.о., асимметричная информация о качестве приведет к снижению общественного благосостояния. В итоге низкокачественная продукция будет вытеснять продукцию высокого качества.

2. Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве.

На практике существует немного рынков, на которых товары низкого качества вытесняют высококачественные товары, т.к. этому препятствует деятельность государства, направленная на поддержку производителей и продавцов товаров высокого качества, и деятельность независимых организаций потребителей, а также целенаправленная политика производителей высококачественных товаров. Эти меры, которые принимаются производителями для указания на высокое качество их товаров, и называются сигналами качества.

Роль государства в данном случае заключается в использовании таких рычагов, как:

1) внедрение стандартизации и сертификации;

2) контроль рекламной деятельности производителей и продавцов;

3) ценовая политика.

Рассмотрим сущность действия каждого из перечисленных рычагов.

Стандартизация – это процесс разработки и внедрения набора таких критериев, которыми обладают только высококачественные товары. Стандарты могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих органов, но и по инициативе союзов потребителей, производителей и т.д.

Сертификация – это определение соответствия того или иного товара стандарту (ГОСТ). На некоторых рынках существует обязательная сертификация товаров – это рынки продуктов питания и лекарственных препаратов.

Однако стандартизация и сертификация приносят и побочные негативные результаты, например, такие как:

- использование стандартизации и сертификации в антиконкурентных целях;

- стандартизация не предусматривает разработку новых продуктов, достоинства которых могут не укладываться в рамки стандартов;

- стандартизации и сертификация связана с немалыми дополнительными издержками.

Сущность следующей составляющей государственной политики – контроля за рекламной деятельностью производителей и продавцов – заключается в предотвращении недостоверной информации о качестве товара. В России эта проблема регламентируется Федеральным законом «О рекламе», а также антимонопольными органами.

Регулирование цен со стороны государства преследует цель предотвратить использование производителями низкокачественной продукции преимущества в издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. Другими словами государство устанавливает нижний предел цен на некоторую продукцию. Например, в России государством регулируется минимальная цена на крепкие алкогольные напитки. Однако эффективность государственного регулирования в этом случае ограничена тем, что низкокачественные товары продаются в теневом секторе экономики.

Таким образом, государство не в состоянии полностью решить проблему «рынка лимонов». Поэтому для предотвращения вытеснения высококачественных товаров товарами низкого качества необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции, основанные на информирование покупателей. При этом самым эффективным способом убеждения покупателей в высоком качестве товара является репутация фирмы-производителя и продавца. Репутация практически всегда свидетельствует о том, что продавец не собирается использовать асимметричную информацию о качестве для продажи низкокачественного товара. Однако и репутация фирмы не может полностью решить проблему асимметричной информации о качестве, т.к.:

1) асимметричную информацию могут использовать для продажи товаров низкого качества производители, незаконно использующие известные торговые марки;

2) репутация не может служить сигналом о качестве, если на рынок выходит новая фирма, еще не имеющая ее.

Кроме репутации, сигналом о качестве товара для покупателей может служить: предоставление гарантий; расточительные расходы на рекламу; низкая входная цена.

Предоставление гарантий на продукцию подразумевает возмещение потерь покупателю, если качество товара отличается от объявленных характеристик. В данном случае проблема «рынка лимонов» решается, т.к. продавец низкокачественного товара не заинтересован в предоставлении гарантий. Однако и здесь существует проблема, которая заключается в полноте гарантии. Например, неполная гарантия может быть прията покупателем как свидетельство дефектов товара, а, с другой стороны, полная гарантия предоставляет покупателю стимул небрежно обращаться с приобретенным товаром. Поэтому вновь возникает проблема асимметричной информации, т.к. продавец не может контролировать, как покупатель обращается с товаром. Кроме этого, система гарантий может использоваться не для всех товаров.

Следующим сигналом о качестве товаров служат расточительные расходы на рекламу. Расточительные расходы (постоянные невозвратные затраты) - расходы на мероприятия (разного рода реклама), предназначенные сигнализировать покупателю о качестве товара. Эти расходы будут являться сигналами о качестве, если они настолько высоки, что фирма не может покрыть их из текущей выручки за небольшой промежуток времени, и покупатель должен быть осведомлен об этом.

Расточительные расходы являются разновидностью инвестиционных затрат, направляемых на создание репутации. Инвестиции в репутацию будут эффективны, если продавец сможет получать премию за качество в течение достаточно длинного периода времени. Причем эти инвестиции являются необратимыми, а, значит, продавцу не выгодно реализовывать хотя бы однократно низкокачественный товар, т.к. это может сказаться на репутации.

Низкая входная цена как сигнал о качестве товара подразумевает использование производителем высококачественной продукции такой ценовой политики, которой невыгодно было бы придерживаться производителю низкокачественной продукции. Низкая входная цена товара - сознательное занижение цены товара на первом этапе его проникновения на рынок, чтобы сигнализировать покупателю о высоком качестве. Цена товара устанавливается на таком уровне, чтобы продавцу низкокачественного товара было бы невыгодно придерживаться данного уровня цены.

Кроме государства и производителей высококачественной продукции проблему «рынка лимонов» помогают решать независимые организации потребителей, например, союз по защите прав потребителей.

 

3. Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора».

Проблема «негативного отбора» заключается в том, что покупатели, в целом заинтересованные в приобретении высококачественного товара, своими решениями в условиях рынка асимметричной информации, учитывая возможность приобрести вместо товара высокого качества низкокачественный товар, своими решениями о покупках способствуют вытеснению с рынка производителей качественных продуктов.

Проблема «риска безответственного поведения» состоит в том, что продавцы, выбирая между производством и продажей товара плохого качества и товара хорошего качества в условиях рынка с асимметричной информацией, больше заинтересованы производить товар низкого качества по сравнению с товаром высокого качества при отсутствии или малой доле на рынке покупателей, осведомленных о качестве товара.

Рассмотрим в общем виде проблему выбора политики продавца на рынке с асим­метричной информацией о качестве. Предположим, фир­ма может выбирать между производством и продажей товара плохого качества и товара хорошего качества. Издержки производства товара хорошего качества обозначим АС1 издержки производства товара плохого качества через АС2. Издержки производства товара хорошего качества превышают издерж­ки товара плохого качества AC1>AС2. Пусть готовность потребителя платить, за товар высокого качества равна В, причем В > AC1. Готовность платить за товар низкого качества равна нулю. Продавец знает качество своей про­дукции, а покупатель нет. Если покупатель считает, что вероятность того, что товар обладает высоким качеством больше нуля (Р>0), то продавец заинтересован в том, чтобы продавать на рынке товар низкого качества. Это связано с тем, что при любых значениях издержек производства хоро­шего и плохого товара, при любой максимальной готовности покупате­ля платить за товар и при любой оценке покупателем вероятности при­обрести хороший товар в случае производства товара плохого качества прибыль продавца окажется выше. Таким образом, если покупатель рассчитывает, что с ненулевой вероятностью предлага­емый ему товар имеет высокое качество, продавец имеет стимул продать ему товар низкого качества. Ожидания покупателя создают стимулы недобросовестного поведения контрагента.

Такая ситуация на рынке встречается, когда продавцы и покупатели встреча­ются на рынке однажды.

Предположим ситуацию, когда какая-то доля покупателей на рын­ке осведомлена о качестве товара. Предположим, что общее число покупателей равно 1, а число осведомленных о качестве покупателей составляет А. Выбирая качество товара, фирма будет сопо­ставлять объем прибыли, который она получит, производя товар высо­кого качества:

и производя товар низкого качества:

,

где РА, РБ – соответственно цена товара высокого качества и товара низкого качества.

Для того чтобы фирма была заинтересована в производстве товара высокого качества, должно выполняться условие:

Доля осведомленных покупателей на рынке, необходимая, чтобы заинтересовать фирму в производстве товара высокого качества, тем выше, чем выше разница между издержками производства товара высо­кого качества и товара низкого качества, и тем выше, чем меньше макси­мальная готовность платить за товар высокого качества.

Таким образом, фирма при прочих равных условиях будет тем более заинтересована в производстве товара высокого каче­ства, чем выше доля информированных покупателей на рынке. И наоборот: если доля покупателей, информированных о качестве, низка, фирма заинтересована в продаже товара низкого качества. На таких рынках (например, в кафе и ресторанах, расположенных в местах, посе­щаемых туристами) проблема «риска безответственного поведения» бу­дет стоять чрезвычайно остро.

Проблема негативного отборатесно связана с риском недобросовестного поведения. Предположим, что производи­тель не может выбирать качество своей продукции - его товар имеет или высокое, или низкое качество. Если покупатель не может отличить товар высокого качества от товара низкого качества, то продавец товара низкого качества заведомо получает большую прибыль, чем продавец товара высокого качества. Конкурентоспособность товара низкого каче­ства вызвана прежде всего низкими затратами на его производство. При­чем, если с точки зрения покупателя вероятность встретить на рынке товар низкого качества достаточно высока, цена, которую покупатель готов уплачивать за товар неизвестного качества, может оказаться недо­статочной даже для того, чтобы продавец высококачественного товара смог возместить свои затраты. В итоге - чем ниже оценивает покупа­тель вероятность приобретения хорошего товара на рынке, тем в дей­ствительности больше вероятность, что ему предложат плохой товар. Негативный отбор состоит в том, что покупатели, несмотря на заинтересованность в приобретении высококачественного товара, своими реше­ниями способствуют вытеснению с рынка производителей качественных продуктов.

Решение проблемы негативного отбора заключается в использовании вышеуказанных сигналов о качестве.

 

4. Ассиметричная информация о ценах.

Неполная информированность покупателя о ценах товара позволяет фирмам на рынке с низкой концентрацией продавцов получать экономическую прибыль. Чем хуже покупатели осведомлены об уровне цен на товары-заменители у разных продавцов, тем ограниченнее ценовая конкуренция между фирмами на рынке. Неинформированность хотя бы части покупателей об уровне цен аналогичных товаров у разных продавцов дает возможность повысить цену.

Проанализируем рынок, на котором покупатели не знают относительных цен на определенный товар. При этом предположим, что издержки на единицу товара у всех продавцов одинаковы, а издержки, связанные с поиском и приобретением товара (явные – расходы на проезд, неявные – альтернативная ценность затраченного времени) равны С. Пусть все продавцы, кроме одного, которого обозначим А, назначат цену, равную предельным издержкам РС=МС, а продавец А назначит цену РА = РС + ∆, где ∆ - небольшая положительная величина (надбавка на цену). Покупатели попадают к разным продавцам случайным образом, и небольшое повышение цены у продавца А не снижает количества покупателей в случае, если надбавка на цену будет ниже С. В этом случае и остальные продавцы поднимут цену до того же уровня, что и продавец А. Далее фирма А снова может поднять цену, а за ней и все остальные фирмы и т.д. Пределом повышения цены будет монопольная цена Рm, при которой предельная выручка продавца будет равна предельным издержкам. Таким образом, на рынке создается разница между ценой и предельными издержками, которую будут оплачивать покупатели из-за своей неинформированности.

Снижение цены по сравнению с монопольной ценой (оппортунистическое поведение) будет осуществляться тогда, когда разница цен достаточно высока по сравнению с издержками, связанными с поиском (С). Поиск продавцов, устанавливающих более низкие цены, становится менее вероятным в случае, когда продавцов на рынке большое количество. Кроме того, существует возможность того, что продавцы получат максимальную экономическую прибыль, а это вызовет вход на данный рынок новых фирм. В итоге в следствие неинформированности покупателей на рынке возникает равновесие, свойственное монополистической конкуренции (избыток продавцов).

 

Модуль 5 «Дифференциация продукта: понятие, виды и влияние на отраслевые рынки»

1.Модель Чемберлина дифференциации продукта.

Дифференциация продукта - различия между однотипными продуктами, производимыми разными производителями, по таким характеристикам, как цвет, местоположение, качество, стиль и. т.п., и при этом данные отличия существенны для потребителя, что делает однотипные продукта разными товарами.

Основой дифференциации продукта служат предпочтения потребителей. Продукты считаются дифференцированными, если покупатели рассматривают различные марки товаров как разные товары.

Модель Чемберлина представляет собой модель монополистической конкуренции (рынок, на котором многие продавцы продают дифференцированные продукты), при которой остаточный спрос на товар фирмы (разница между рыночным спросом и предложением конкурентов) отражает наличие у фирмы рыночной власти. Максимальная готовность платить за товар фирмы зависит от объема продаж каждого из конкурентов. Чем в большей степени потребитель различает товары, тем меньше объем продаж конкурентов влияет на остаточный спрос фирмы, и чем ближе положение этой фирмы к монопольному, тем сильнее ее рыночная власть.

Показателем дифференциации продукта является эластичность остаточного спроса на товар фирмы. При этом, чем выше дифференциация продукта, т.е. чем сильнее отличается товар фирмы от товара фирмы-конкурента, тем эластичность остаточного спроса ниже.

Условиями максимизации прибыли фирмы в краткосрочном периоде является объем продаж, при котором предельная выручка равна предельным издержкам. Условиями максимизации прибыли в долгосрочном периоде является установление цены на товар, равной средним издержкам.

В долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции проявляется так называемая аллокативная неэффективность монополистической конкуренции как рыночной структуры, т.е. избыточная мощность рынка (разнообразие товаров). Предположим, что ресурсы фирмы, действующей на рынке дифференцированного продукта, позволяют ей производить разное количество товара, используя разные торговые марки. Рост числа торговых марок (разнообразия товаров) возможен при снижении количества, производимого в рамках одной торговой марки. Это можно представить в виде границы производственных возможностей рынка (см. рис.).

Примечание. N – число торговых марок; qi – объем выпуска товара одной торговой марки; 1 – кривая возможного выбора между выпуском продукта в рамках одной торговой марки и товарным разнообразием; 2- кривая безразличия общества.

Рис. Выбор общества между объемом выпуска и разнообразием товаров

Оптимумом для общества является точка касания кривых 1 и 2 (точка Е), которая характеризует оптимальный для общества выпуск товара одной торговой марки (qi*) и оптимальное число торговых марок на рынке (N*). Точка В отражает оптимальный выбор общества при нулевом разнообразии (N=0), т.е. при отсутствии дифференциации, и при минимальном значении средних издержек в долгосрочном периоде в случае, если товарное разнообразие было бы нейтральным благом для общества, что заведомо не так. В свою очередь, положительное значение показателя дифференциации продукта (N>0), характеризующее оптимальный выбор общества, сопровождается так называемой «избыточной мощностью».

Таким образом, на рынке монополистической конкуренции долгосрочное равновесие зависит от оптимального количества торговых марок (оптимального уровня дифференциации). При этом уровень дифференциации может быть слишком низок (точка В). Эта ситуация возникает тогда, когда необратимые издержки входа на рынок новых фирм (расходы на рекламу, НИОКР, маркетинговые исследования и др.) слишком велики. Кроме этого, дифференциация продукта может слишком велика (точка А) с точки зрения максимизации общественного благосостояния. Такая ситуация возникает, когда уже действующие на рынке фирмы проводят недальновидную ценовую политику (подобную «самоубийственной политике» доминирующей фирмы), в результате которой новые производители получают стимул для входа на рынок.

Таким образом, на рынке монополистической конкуренции существуют следующие уровни дифференциации продукта:

- низкий, который проявляется, если необратимые издержки (расходы на рекламу, на изучение рынка, на НИОКР и т.д.) слишком велики;

- высокий, который является следствием проведения фирмами недальновидной ценовой политики (аналогично «самоубийственной цене» доминирующей фирмы), что является стимулом для входа на рынок новых фирм;

- оптимальный, когда на рынке монополистической конкуренции долгосрочное равновесие всегда сопровождается оптимальным количеством торговых марок.

Дифференциация продукта делится на следующие виды:

1) пространственная дифференциация (местоположение фирмы и ее дистрибьюторской сети);

2) дифференциация по качеству (особые свойства продукта);

3) дифференциация по форме обслуживания (наличие сети обслуживания);

4) дифференциация по престижу (торговые марки).

 

2. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта.

Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта – это виды продуктовой дифференциации, рассмотрим различия между ними в виде следующей схемы.

Рис. Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукта

Таким образом, горизонтальная дифференциация товаров - тип дифференциации, который связан с различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы потребителей. Вертикальная дифференциация товаров - тип дифференциации, который связан с различиями качественных характеристик товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы потребителей.

В действительности на товарных рынках сосуществуют оба типа дифференциации продукта, однако преобладание того или иного из них оказывает различное влияние на развитие конкуренции и поло­жение фирм. Выбором потребителя на этих рынках управляют различные факторы: в условиях горизонтальной дифференциации выбор опре­деляется приверженностью той или иной марке, в условиях вертикаль­ной дифференциации - уровнем дохода и платежеспособного спроса на товар. Соответственно, конкурентоспособность товаров на рынках гори­зонтальной дифференциации в наибольшей степени зависит от соответ­ствия предпочтений потенциальных клиентов свойствам товара, на рынках вертикальной дифференциации - от уровня цены товара. Рост платежеспособного спро­са на рынке горизонтально дифференцированного продукта ведет к уве­личению разнообразия вкусов и предпочтений, к входу на рынок новых фирм и соответствующему снижению концентрации продавцов. Напро­тив, снижение платежеспособного спроса приводит к уменьшению числа торговых марок и фирм-продавцов на рынке. Рынок с вертикально дифференцированным продуктом иначе реагирует на изменение плате­жеспособного спроса: его рост приводит к вытеснению низкокачествен­ных товаров высококачественными, так что концентрация продавцов и их монопольная власть увеличиваются.

Существует несколько моделей дифференциации продукта:

1) модель «линейного города» (модель Хотеллинга) горизонтальной
дифференциации продукта;

2) модель «кругового города» (модель Салопа) горизонтальной дифференциации продукта;

3) модель товара как набора характеристик (модель Ланкастера) горизонтальной дифференциации продукта;

4) модель вертикальной дифференциации продукта Саттона.

Date: 2015-06-07; view: 849; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию