Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Японии

Древнейшие памятники искусства относятся к культуре дзёмон (4-е – сер. 1-го тыс. до н. э.). Это глиняные сосуды, обматывавшиеся травяными верёвками, которые во время обжига оставляли на их поверхности характерный узор.

В кон. 1-го тыс. до н. э. укореняется религия синтоизма (обожествление природы – гор, рек, деревьев и т. д.). Первыми храмами служили амбары для хранения риса, перед которыми совершались праздничные обряды. Внешний облик синтоистских храмов примечателен прежде всего конструкцией крыши. Она двускатная, с большим выносом карниза. Конек крыши украшен поперечными деревянными брусками. По типу этих храмов-амбаров были построены древнейшие святилища (Исэ и Идзумо).

Вход на территорию синтоистских святилищ предваряли тории - символические ворота, корни происхождения которых в мифологии древней Японии. Это связано с мифом о сокрытии богини солнца Аматэрасу в пещере и попытках других божеств вызволить ее оттуда. Тогда-то и пришла им в голову идея поставить перед входом в пещеру насест, посадить на него петуха, чтобы тот своим пением возвестил о наступлении утра и заставил тем самым выйти Аматэрасу из убежища. Было создано более 20 типов тории. Неизменно в них одно - это два вертикальных столба с двумя перекладинами в верхней части.

В 3–6 вв. н. э. в связи с развитием культа предков начинается строительство грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, окружённых рвом с водой (гробница императора Нинтоку). На них ставили полые глиняные фигурки (ханива), изображающие жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов.

С кон. 6 в. в связи с распространением буддизма началось строительство монастырей, квадратных в плане пагод и храмов по китайским и корейским образцам (ансамбль Хорюдзи).

В 12–15 вв. страной правили сёгуны (военные правители). Были популярны скульптурные и живописные портреты сёгунов (портрет сёгуна Минамото Ёритомо, выполненный Фудзивара Таканобу, 12 в.), воинов и монахов.

В кон. 14–16 вв. под влиянием учения дзэн, проповедовавшего путь к просветлению через созерцание природы, которая является «телом Будды», переживает расцвет садово-парковая архитектура (храмы Кинкакудзи – Золотой павильон и Гинкакудзи – Серебряный павильон в Киото, 14 – кон. 15 в.).

В отличие от европейских садов, в японских обычно не было цветущих растений; ландшафты украшали садами камней (сад монастыря Рёандзи в Киото). С помощью камней и песка искусные садовники создавали ощущение реки, гор, водопада и т. д.

В жилых постройках комнаты разделялись раздвижными перегородками, появились специальные ниши (токонома) для живописных свитков и полки (тана) для священных книг. Раздвижные стены сближали интерьер с садом.

Под влиянием учения дзэн-буддизма, проникшего из Китая на рубеже 12-13 вв., и китайского монохромного пейзажа в Японии появляется монохромная живопись тушью (яп. суйбокуга), которая определила последующее развитие японской живописи (Тоё Сэссю «Зимний пейзаж»).

В конце 15 в. живописцы школы Кано создавали яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев (Эйтоку Кано «Ястреб на сосне»).

В течение 15 – 16 вв. под воздействием дзэн-буддизма в Японии рождается самобытное художественное явление – чайная церемония тяною. Благодаря законодателю чайного ритуала Сэн-но Рикю (1522 – 1591) тяною превращается в детально разработанное действо с определенным набором вещей: чаши, сосуды, вазы для цветов, курильницы, блюда, коробочки для хранения благовоний. Они олицетворяют дзэнские идеалы красоты естественного, простого, грубоватого, лишенного внешнего блеска, гармонию красоты и пользы, обаяние патины, оставленной временем.

В глубине садов устраивали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний – полухрамы-полухижины.

В 1543 г. во время бури на одном из японских островов высадились португальские купцы. С этого времени начались оживлённые контакты Японии с Европой. В кон. 16 – нач. 17 в. при участии европейских архитекторов возводились грандиозные замки, сочетающие циклопическую кладку цоколя с традиционным деревянным верхом (Химэдзидзё, «Замок Белой цапли»).

С 1639 г. европейским кораблям было запрещено входить в японские порты. Период самоизоляции Японии длился до 1854 г.

В это время расцветает городская культура. Необычайно популярны были маленькие костяные или деревянные фигурки – нэцкэ. В японском костюме (кимоно) нет карманов, поэтому кошельки и маленькие сумочки носили у пояса. Через пояс продевали шнурок, на одном конце которого находился кошелёк, а на другом – противовес-нэцкэ. Внутри нэцкэ находилось отверстие, сквозь которое продевали шнурок.

Именно в эту эпоху достигла своего высшего подъема гравюра на дереве укиё-э («картины изменчивого мира»), прославившая в странах Европы японское искусство. Она показана в разнообразии традиционных жанров:

якуся-э — театральная гравюра (Андо Хиросигэ «Портреты актеров театра Кабуки»),

бидзинга — изображение красавиц из «веселых кварталов» (Китагава Утамаро «Красавица перед зеркалом»),

фукэйга — пейзаж (Кацусика Хокусай «Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)»),

катёга — цветы и птицы,

муся-э — картины историко-героического содержания, изображение воинов,

суримоно — поздравительные открытки,

фудзокуга — бытовой жанр, праздники и обряды годового цикла,

сумо-э — изображение борцов сумо.

Мастера укиё-э: Китагава Утамаро (1753 – 1806), Кацусика Хокусай (1760 – 1849), Андо Хиросигэ (1797 – 1858), Утагава Кунисада (1786 – 1864) и др. (,)

Архитектура и изобразительное искусство 19 в. отмечены чертами эклектики, стремлением сблизить европейскую и национальную манеры. В 20 – нач. 21 в. японские мастера обращаются ко всему многообразному наследию европейского искусства; авангардные направления соседствуют с возрождением древних национальных традиций.


 

Задание: определить по тексту произведения архитектуры и живописи (выделены в тексте «жирным» шрифтом)

1) 2)
3) 4)
5) 6)
7) 8)
1) 2)
3) 4)
5) 6)

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-06-07; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию