Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 29





реконструкция жилой застройки и безопасность среды обитания

В условиях постоянного снижения инвестиций в строительство почти повсеместно прекратилось возведение на свободных городских пространствах крупных микрорайонов, характерных для 1970-1980-х годов. Приоритетной задачей российского градостроительства стала реконструкция отдельных объектов или целых массивов сложившейся застройки.

В связи с переходом экономики страны на рыночные отношения именно реконструкция позволяет не только сохранить имеющийся жилой фонд, но и существенно нарастить его объемы и тем самым внести значительный вклад в решение жилищной проблемы.

Наиболее ярко сказанное проявляется в крупных городах и мегаполисах, но в первую очередь - в Москве. Сегодня это единственный город в России, где на практике реализуется крупномасштабная программа реконструкции ветхой и пятиэтажной застройки на основе комплексного подхода (квартал, микрорайон или группа домов) с включением объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктур.

Реконструкция застройки (или микрорайона) согласно принципам «экологизированного» правового проектирования базируется на информации «Градостроительного плана развития территории района города» и руководствуется регламентами функционального, строительного и ландшафтного зонирования того района, которому принадлежит квартал (или микрорайон).

Цель функционального зонирования оценить территорию для разработки соответствующих мероприятий по регулированию экологической ситуации как в целом по микрорайону, так и отдельных его участков (зон). Такая оценка должна учитывать всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на проектируемую территорию.

К отрицательным факторам относятся промышленные и энергетические объекты, крупные транспортные магистрали (автомобильные и железнодорожные). Их влияние учитывается при определении зоны эколого-планировочных ограничений (установление границ санитарно-защитных зон).

Положительные факторы - крупные зеленые массивы, водоемы, реки, что важно при оценке анализа ландшафтной ситуации и определении ограничений (зоны охраняемого ландшафта и памятников истории и культуры) - то есть при выстраивании линий природоохранного регулирования (оценка проводится на основе ранжирования территорий природного комплекса по режимам охраны -5 категорий).

Последовательность и характер реконструктивных мероприятий во многом зависят

от вида и плотности существующей застройки. Реконструкция территорий с некапитальной застройкой мало отличается от освоения свободных пространств, поскольку сводится к почти полному сносу и новому строительству. Отличие заключается в определении очередности сноса малоценных и неблагоустроенных строений, включении в планировочную структуру опорных зданий, в учете пригодных для дальнейшей эксплуатации инженерных коммуникаций, дорожной сети и зеленых насаждений.

Реконструкция территорий с интенсивной застройкой более сложна, так как здесь расположено значительное число сохраняемых зданий, а существенное изменение сложившейся планировки связано с серьезными материальными затратами. Основная цель в этом случае - формирование на базе старых кварталов новых структурных образований.

При этом, прежде всего, определяется очередность сноса малоценных строений и решается вопрос использования освобождающихся участков; предусматривается четкое зонирование: выделение жилых подзон, участков зеленых насаждений общего пользования, детских учреждений, школ и торгово-бытовых предприятий. Основной структурный элемент планировочного решения - жилая подзона, создаваемая путем объединения в группы зданий маломерных кварталов. Подзоны организовывают таким образом, чтобы в них входили не только дома, но и озелененные участки, площадки для детских игр и хозяйственного обслуживания, автостоянки и гаражи индивидуального пользования.

Чтобы реконструкция старых кварталов была экономически целесообразна, необходимо повышать эффективность использования территории и, следовательно, находить такие пути и методы преобразования кварталов, которые обеспечат максимально возможное использование жилого фонда и всей инфраструктуры, сокращение потерь жилой площади при модернизации домов и компенсацию их новым строительством.

Достаточно высокий технологический и архитектурный эффект дает реконструкция крупнопанельных зданий с надстройкой мансардных этажей. Этот прием получил распространение во многих странах Европы.

Очевидная выгода получения при этом дополнительной жилой площади обусловила широкое распространение данного метода во многих городах России. В отдельных случаях используются эффективные утеплители

и автономные системы тепло- и энергосбережения от котельных на крышах.

В ЦНИИП градостроительства были проведены расчеты инсоляции и освещенности для различных градостроительных ситуаций при пятиэтажной застройке, когда расстояние между жилыми домами составляло около 30 м (между продольными фасадами). Расчеты показали, что реальная возможность по требуемым параметрам надстройки таких домов - до двух этажей, не считая мансардного.

Зарубежный опыт показывает, что при необходимости в первых этажах реконструируемых домов размещаются квартиры для престарелых и инвалидов с соответствующей планировкой и оборудованием, обеспечивающим возможность выходов из квартир непосредственно на озелененные участки.

К сожалению, большой процент городского жилищного фонда, подлежащий реконструкции, характеризуется низким качеством комфорта жизненной среды, плохой экологией, а в ряде случаев и не безопасностью для проживания.

Сейчас в проектной практике выделяется специальный раздел «Экологическое обоснование проекта реконструкции», определяющий регламентирующие требования к планировке и застройке территорий, размещению зданий и сооружений, организации транспортного и пешеходного движения, допустимого антропогенного воздействия на природные комплексы (почвы, водные поверхности, воздух), защиту от шума, вибраций, электромагнитных и других излучений, а также требования, обеспечивающие благоприятные микроклиматические условия (инсоляция, аэрация).

Экологические факторы имеют ярко выраженное формообразующее значение и определяют, кроме комфортности, образ архитектурного объекта, конструктивные решения, объемно-планировочную композицию жилой территории (разрывы между зданиями, этажность, пластику фасадов, приемы озеленения и благоустройства и т. д.).

Названный раздел разработан в соответствии с новым законодательством и нормативными документами в области охраны природы и здоровья населения. Он включает в себя три основных этапа исследований:

- анализ существующей экологической ситуации (состояние природных комплексов и окружающей среды) и разработка регламентирующих требований по ее улучшению;

- разработка комплекса архитектурно-планировочных и инженерно технических мероприятий, направленных на формирование благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности человека;

- оценочная процедура и корреляция проектного решения с учетом возможного изменения экологической ситуации при реализации проектного решения в конце расчетного срока.

В настоящее время своевременно поставлен вопрос безопасности среды обитания в соответствии с принятием Федерального закона «О техническом регулировании в Российской Федерации».

К сожалению, специфика строительной индустрии учтена в этом законе недостаточно, что и пытаются исправить ряд институтов РААСН, в том числе и ЦНИИП градостроительства - в рамках задания НИР на 2005-2007 годы «Разработка градоэкологических регламентов по обеспечению безопасности застраиваемой среды».

К вопросам безопасности человека в жилой среде следует отнести проблемы надежности зданий и сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, характер воздействия неблагоприятных факторов (шум, радиация, электромагнитное излучение, вибрация и др.) - так называемые территории «риска проживания», а также мало изученный фактор безопасности - психологическое воздействие среды обитания на культуру и поведение человека.

Ключевой проблемой в плане решения безопасной среды проживания в жилой застройке является вовлечение в хозяйственный оборот научно-технических разработок по внедрению автономных систем инженерного обеспечения, гарантирующих жизнедеятельность жилых образований, энергосберегающих технических устройств, энергоэффективных домов и др.

Следует отметить, что результаты проведенных исследований по оценке экологической ситуации и регламентирующие требования реконструируемой застройки при проектировании в каждом конкретном случае должны быть увязаны с инвестиционной программой.

Масштабность основных экологических проблем города относит их к сфере общественных неделимых благ, сложно поддающихся рыночным методам регулирования. Вместе с тем, привлечение средств предприятий и населения в сферу обеспечения благоприятной комфортной жизненной среды и актуально, и возможно: «беспроигрышные технологии», «компенсационные платежи за зеленые насаждения», «индивидуальные системы контроля за расходом энергии и воды», «встроенные в жилые системы современные высокоэкономичные термоагрегаты», величины удельных земельных платежей пропорционально экологическому потенциалу территории - все это формирует потребительский рынок природозащитных средств и технологий.

Практика многих стран подтверждает целесообразность постоянного контакта с населением при разработке и принятии решений по модернизации и реконструкции жилья.

В Англии в 1974 году был принят специальный жилищный закон о необходимости участия населения в разработке программ реконструктивных мероприятий. Аналогичные законы приняты и в ряде других стран Европы (Швеции, Германии, Дании...).

Полная информация населения позволяет избежать возникающих в процессе реконструкции конфликтных ситуаций. В решение этой проблемы ведущая роль принадлежит районным Управам и территориальным органам местного самоуправления.

Именно своевременная информированность граждан может обеспечить постепенную их адаптацию к процессу реконструкции как к вполне естественному, направленному на совершенствование городской среды, благоприятных, здоровых и безопасных условий жизнедеятельности.

Все вышесказанное ставит задачу дальнейшего совершенствования законодательно-правовой и нормативной базы в этой области. Целесообразно разработать и внести в действие закон «О реконструкции жилой застройки и жилых зданий». Это даст возможность найти взаимопонимание в процессе проведения реконструктивных мероприятий между органами исполнительной власти, инвесторами, заказчиками и экспертами. Комплексная реконструкция жилой застройки города

Жилые постройки города со временем морально и физически устаревают и требуют ремонта или капитальной реконструкции. Особого внимания требуют районы Москвы, массово застроенные в 60-70-е годы прошлого века 5-этажными кирпичными домами. Их физическое состояние, за исключением инженерных сетей, отслуживших нормативный срок эксплуатации, вполне удовлетворительное, а моральный износ устраняется при реконструкции.

Жилые постройки города со временем морально и физически устаревают и требуют ремонта или капитальной реконструкции. Особого внимания требуют районы Москвы, массово застроенные в 60-70-е годы прошлого века 5-этажными кирпичными домами. Их физическое состояние, за исключением инженерных сетей, отслуживших нормативный срок эксплуатации, вполне удовлетворительное, а моральный износ устраняется при реконструкции. Таким образом, эти дома после капитальной реконструкции могут прослужить еще долгие годы. Одним из вариантов реконструкции таких домов может быть следующий: выбираются два дома, стоящие в линейку на расстоянии 25-30 м друг от друга. Между ними без выселения жильцов строится 14-17-этажная башня, и жильцы двух домов переселяются туда. Далее надстраиваются существующие дома до 8-9 этажей, т.е. на 3-4 этажа. Таким образом, из двух пятиэтажных домов получается один в 9 и 16-17 этажей. При этом площадь жилья увеличивается в 2-2,5 раза. Расположение встройки может быть разное - в торце домов и т. д. Технология встройки дома без выселения жильцов примыкающих домов не вызывает возражений у специалистов. Основание и фундаменты реконструируемых домов будут надлежащим образом обследованы и при необходимости усилены самыми современными методами до приемлемых величин. Срок службы домов во многом зависит от состояния подвального этажа, главным образом от грунтовых вод, если они есть, то при реконструкции следует принять меры по понижению их до 3 м. Комплексная реконструкция города или региона уже невозможна без решения вопроса организации хранения личных автомашин жильцов. В настоящее время общее число личных автомашин в городе составляет уже более 4 млн. Основным препятствием для более широкого строительства гаражей является их дороговизна, и многие автовладельцы не в состоянии приобретать места в гаражах. Чтобы решить эту проблему, следует увеличить количество мест хранения при существенном снижении их стоимости. При реконструкции региона для полного удовлетворения жильцов гаражами следует определить общее количество жильцов, которые будут проживать в нем после расширения жилых площадей, далее - необходимое количество машиномест в гаражах.Стоимость гаража может быть значительно снижена путем применения специальных типов конструкций. Отдельные боксы изготавливаются полностью на заводе, включая входные двери, вентиляционные трубы и т. д., а на стройплощадке производится только монтаж готовых заводских изделий. Материалом может быть металл, т.е. каркас из металлических труб (для увеличения прочности и долговечности), заполненный бетоном, а стены - легкие перегородки. Отдельные боксы могут быть изготовлены также из железобетона. Для обеспечения проезда автотранспорта на этажах лицевые торцевые стены боксов имеют специальные выступы шириной 10-15 см над воротами, на которые кладутся стандартные типовые плиты длиной 7 м, что обеспечивает двустороннее движение транспорта на этаже. Подъем автотранспорта на верхние этажи осуществляется в торце гаража обычными методами. Наиболее приемлемыми являются рамповые конструкции. Весьма выгодным может оказаться многоэтажный гараж, состоящий из поярусно установленных секций из боксов, выполненных из железобетонных или металлических труб. Такие гаражи могут быть значительной этажности, в 5-8 этажей и т. д. Применение предлагаемых новых типов многоэтажных гаражей позволит решить острейшую проблему с гаражами в городе с меньшими затратами средств и очистить городские дворы от «ракушек». После размещения гаражей с необходимым нормативным количеством машиномест в регионе следует разработать проект благоустройства территории в целом: объекты соцкультбыта, торговли, детские площадки, озеленение и т. д. Таким образом, комплексная реконструкция района содержит следующие составляющие:

реконструкция существующей жилой застройки со значительным увеличением жилой площади и продлением срока службы домов на долгие годы, повышением физического и морального состояния их в соответствии с ныне действующими градостроительными нормативами;

строительство гаражей для полного удовлетворения потребности в них;

благоустройство территории в целом, сооружение объектов соцкультбыта, торговли, детских площадок, озеленение.

 

Роза ветров — векторная диаграмма, характеризующая в Метеорологии и Климатологии режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях (румбах горизонта), пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер). Розу ветров учитывают при строительстве взлётно-посадочных полос (ВПП) аэродромов, планировке населенных мест (целесообразной ориентации зданий и улиц), оценке взаимного расположения жилмассива и промзоны (с точки зрения направления переноса примесей от промзоны) и множества других хозяйственных задач (агрономия, лесное и парковое хозяйство, экология и др.). Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление Господствующего, или Преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность. Поэтому настоящая Роза ветров, построенная на основании ряда наблюдений, может иметь существенные различия длин разных лучей. То, что в геральдике традиционно называют «Розой ветров» (см. далее) — с равномерным и регулярным распределением лучей по азимутам сторон света в данной точке (см. рисунок), является распространённой метеорологической ошибкой; на самом деле это всего лишь географическое обозначение основных географических азимутов сторон горизонта в виде лучей.

В геральдике розой ветров называют символ в виде стилизованной звезды. Он используется в эмблематике различных организаций: НАТО (четыре луча), ЦРУ США (16 лучей), Министерство по чрезвычайным ситуациям и Министерство транспорта РФ (8 лучей), а также на гербах городов и др.

 

 

Date: 2015-06-07; view: 495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию