Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы, закономерности и принципы обучения





 

1. Законы обучения – это:

а) объективные взаимосвязи между явлениями обучения, которые обуславливают их необходимое проявление и развитие;

б) часто повторяющиеся в сходных условиях связи на причинно-следственном уровне между компонентами обучения;

в) совокупность нескольких закономерностей;

г) проявление объективной связи между субъектами обучения.

 

2. В обучении действуют следующие законы (дополните список верными формулировками):

а) закон единства и целостности учебного процесса;

б) закон перехода количества в качество;

в) закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, коллективной и групповой форм работы;

г) …

д) …

е) …

ж) …

з) …

и) …

 

3. Закономерности обучения могут быть:

а) внешними и внутренними;

б) воспитательными и развивающими;

в) явными и скрытыми;

г) теоретическими и эмпирическими.

 

4. Продолжите формулировки закономерностей:

а) результаты учения зависят от …

б) результаты обучения зависят от …

в) прочность усвоения учебного материала зависит от …

г) цели и содержание обучения зависит от …

д) результат обучения и воспитания зависит от …

е) развитие умственных умений и навыков зависит от …

 

5. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности — сформулировал и раскрыл:

а) И.Г. Песталоцци; б) А. Дистервег; в) И.Ф. Гербарт; г) Ф. Фребель.

 

6. Что вы понимаете под принципами обучения? Из пред­ложенных ответов лишь один правильный. Укажите на него.

а) принципы обучения — это исходные правила и законо­мерности, которые указывают на пути организации позна­вательной деятельности учащихся;

б) под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организаци­онные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения;

в) принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответ­ствии с потребностями общественно-экономической фор­мации.

 

7. В чем отличие дидактического правила от дидактиче­ского принципа?

а) правила конкретизируют принцип. Принцип носит ха­рактер общего поло­жения; правило, вытекая из прин­ципа обучения, отражает действия, ис­пользуемые в опре­деленной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип;

б) правило является выражением всеобщей закономер­ности. Дидактический принцип подчинен правилу и выте­кает из правила;

в) правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формули­рует правило, исходя из своих субъек­тивных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением пра­вила.

 

8. Какие из принципов обучения не относятся к принципам К.Д. Ушинского:

а) доступности;

б) последовательности и систематичности;

в) сознательности и активности;

г) природосообразности;

д) воспитывающего обучения;

е) своевременности и постепенности;

ж) наглядности;

з) связи обучения с жизнью.

 

9. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладе­нии содержанием изучаемого нацеливает принцип:

а) систематичности и последовательности; в) прочности;

б) наглядности; г) научности.

 

10. Возрождение идей патриотизма, национальной гордости и самосознания предполагает принцип:

а) научности; в) прочности;

б) гражданственности; д) наглядности.

11. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методики преподавания предполагает принцип:

а) гражданственности; в) наглядности;

б) доступности; г) научности.

 

12. К какому принципу относится данное правило?

Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить причинно. Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Обеспечивайте понимание учащимися каждого слова.

а) научности; в) прочности;

б) сознательности и активности; г) наглядности.

 

13. К какому принципу относится данное правило?

Никогда не показывайте того, что сами хорошо не знаете. Все, что можно, представляйте для восприятия разными чувствами. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы. Изготавливайте пособия вместе с учащимися.

а) научности; в) сознательности и активности;

б) прочности; г) наглядности.

 

14. К какому принципу относится данное правило?

Учитывайте новейшие достижения дидактики и психологии. Систематически информируйте своих учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре. Поощряйте исследовательскую работу школьников.

а) связи обучения с жизнью; в) научности

б) связи теории с практикой; г) доступности.

 

15. К какому принципу относится данное правило?

Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни. Используйте окружающую действительность как источник знаний и как область их применения. Не должно быть ни одного урока, на котором учащийся не знал бы жизненного значения своей работы.

а) доступности; в) наглядности;

б) связи обучения с жизнью; г) научности.

 

16. К какому принципу относится данное правило?

Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого. Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение знаний учащимися. Следите за логикой обучения: знания, усвоенные логически, дольше сохраняются в памяти.

а) систематичности; в) прочности;

б) наглядности; г) сознательности.

 

17. К какому принципу относится данное правило?

Предлагайте задания для индивидуального самостоятельного решения. Ставьте учащихся в ситуации само- и взаимооценивания. Старайтесь строить работу так, чтобы на уроке у учеников была возможность подумать самостоятельно и обсудить проблему с товарищами.

а) сочетания разных форм работы; в) связи с жизнью

б) доступности; г) прочности.

 

18. К какому принципу относится данное правило?

Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, не задерживать сильных и не торопить слабых. Широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, покажите учащимся, что самые сложные знания можно понять.

а) наглядности; в) доступности;

б) сознательности; г) научности.

 

19. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивай­те, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

а) связи теории с практикой;

б) систематичности и последовательности;

в) научности;

г) прочности;

д) сознательности и активности.

 

20. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить уча­щихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающе­го обучения»?

а) сознательности и активности;

б) наглядности;

в) доступности;

г) научности;

д) связи теории с практикой.

 

21. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизи­рованы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

а) научности;

б) наглядности;

в) связи теории с практикой;

г) доступности;

д) систематичности и последовательности.

 

22. К какому принципу вы отнесете правило: «В мето­дах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

а) наглядности;

б) научности;

в) доступности;

г) прочности;

д) связи теории с практикой.

23. Реализацию в обучении «золотого правила», сформулированного
Я.А. Коменским, предполагает принцип:

а) систематичности и последовательности;

б) оптимальности;

в) природосообразности;

г) наглядности;

д) учета возрастных особенностей.

 

24. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

а) наглядности;

б) научности;

в) доступности;

г) связи теории с практикой;

д) систематичности и последовательности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Преимущественно гуманитарное, «классическое» направление образования отстаивали представители теории:

а) дидактического материализма;

б) дидактического формализма;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

 

2. Концепция «энциклопедиста» лежит в основе теории:

а) дидактического материализма;

б) дидактического формализма;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

 

3. Основоположниками теории дидактического утилитаризма (прагматизма) являются:

а) Я.А. Коменский;

б) И. Гербарт, Г. Спенсер;

в) Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер;

г) Б. Суходольский.

 

4. Основу так называемого реального направления в школьном образовании составляет теория:

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

 

5. Содержание изучаемых знаний представлялось безразличным, имела значение только форма представления материала в теории:

а) дидактического энциклопедизма;

б) дидактического формализма;

в) прагматизма;

г) функционального материализма.

 

6. Предполагалось изучение системы знаний, формирование на их основе умений и навыков, развитие интеллектуальных, творческих и других способностей ученика в теории:

а) дидактического энциклопедизма;

б) дидактического формализма;

в) прагматизма;

г) функционального материализма.

 

7. Традиционное обучение И. Гербарта является реализацией следующей теории организации содержания образования:

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

в) дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной.

 

8. Узкий утилитаризм в образовании пропагандировали представители теории:

а) материального образования;

б) формального образования;

в) дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной теории.

 

9. Умственное развитие считали главной задачей представители теории:

а) материального образования;

б) формального образования;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

 

10. Что вы понимаете под содержанием образования?

а) содержание образования — это не что иное, как пере­чень предметов, которые должны изучаться в школе, ко­личество часов на их изучение и указание тем, разделов;

б) под содержанием образования следует понимать такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для свое­го развития, удовлетворения интересов, склонностей, по­требностей;

в) содержание образования — это система знаний, уме­ний, отобранных для изучения в школе, овладение кото­рыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности;

г) правильного ответа нет.

11. Какие требования предъявляются к отбору содержания образования? Отметьте правильные ответы:

1) научная и практическая значимость; 2) занимательность; 3) отражение национальных особенностей; 4) последовательность; 5) историзм; 6) соот-ветствие объема содержания времени, отводимому на его изучение; 7) идей-ность; 8) соответствие сложности содержания учебных предметов возможностям учащихся; 9) экологи­ческая направленность; 10) отражение задач целостного развития личности; 11) оптимизация нагрузки; 12) партийность; 13) учет международного опыта построения содержания образования; 14) преемственность; 15) патриотизм; 16) соответствие материальной базе школы; 17) единство обучения во всех учебных заве­дениях; 18) гумани­таризация.

 

12. В содержание образования в современной дидактике включают следующие элементы:

а) когнитивный опыт; д) методы и формы обучения;

б) межпредметные связи; е) опыт отношений;

в) опыт творческой деятельности; ж) опыт практической деятельности;

г) учебный план; з) валеологические ориентации.

 

13. Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу был включен в состав содержания образования наряду со знаниями и навыками:

а) B.C. Ледневым; в) Ю.К. Бабанским;

б) В.В. Краевским, И.Я. Лернером; г) В.В. Давыдовым.

 

14. Отметьте уровни государственного стандарта общего образования:

а) изменяемый; г) элективный;

б) федеральный; д) школьный;

в) инвариантный; е) национально-региональный.

 

15. Что нормирует государственный образовательный стандарт (отметьте все правильные ответы)?

а) число учебных предметов в каждом классе;

б) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

в) уровень воспитанности учеников каждой ступени общего образования;

г) уровень развития психических процессов и качеств личности для определенного возраста ученика;

д) максимальный объем учебной нагрузки;

е) требования к уровню подготовленности учащихся-выпускников;

ж) продолжительность занятий, четвертей, каникул;

з) все ответы правильные;

и) правильных ответов нет.

 

16. Как называется функция стандарта (по В.А. Сластенину), связанная с обеспечением единства уровня подготовки выпускников школ, обучавшихся в разных регионах России, по разным программам, с различной степенью углубленного изучения предмета:

а) социального регулирования;

б) гуманизации образования;

в) повышения качества образования;

г) управления.

 

17. Как называется функция стандарта (по В.А. Сластенину), связанная с разработкой системы критериев качества образования, повышением объективности оценивания, принятием обоснованных управленческих решений:

а) социального регулирования;

б) гуманизации образования;

в) повышения качества образования;

г) управления.

 

18. Как называется функция стандарта (по В.А. Сластенину), связанная с фиксацией минимально-необходимого объема содержания образования и необходимостью определения нижней допустимой границы уровня образования:

а) социального регулирования;

б) гуманизации образования;

в) повышения качества образования;

г) управления.

 

19. Как называется функция стандарта (по В.А. Сластенину), связанная с заложенной в стандарте возможностью овладевать материалом на различных уровнях, снижением учебной нагрузки на школьника в связи с возможность выбора индивидуальной траектории обучения:

а) социального регулирования;

б) гуманизации образования;

в) повышения качества образования;

г) управления.

 

20. Что представляет собой учебный план?

а) учебный план — это нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и образовательных областей, изучаемых в школе, количество часов по предметам в неделю, максимальную недельную нагрузку учащихся определенного класса, структуру учебного года;

б) учебный план определяет количество учебных предме­тов, а также содержание материала по каждому учебному предмету;

в) в учебном плане раскрывается содержание учебного материала по предметам, количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, дли­тельность каникул.

 

21. Учебные планы имеют две структурные части:

а) общая и специальная; в) развивающая и воспитательная;

б) инвариативная и вариантная; г) инвариантная и вариативная.

22. Что представляет собой учебная программа?

а) учебная программа определяет порядок изучения учеб­ных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти;

б) в учебной программе определены содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопро­сов курса;

в) под учебной программой следует понимать такой доку­мент, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе, количество часов на их изучение.

 

23. При структуре содержания образования один и тот же вопрос по­вторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется но­выми сведениями, связями и зависимостями:

а) линейной; в) спиральной;

б) концентрической; г) смешанной.

 

24. Для изучения педагогических и психологических наук наиболее приемлем способ структурирования содержания образования:

а) линейной; в) спиральной;

б) концентрической; г) смешанной.

 

25. При структуре содержания образования отдельные части представляют собой непрерывную последовательность, предлагаемый материал изучается только один раз в полном объеме и следует один за другим:

а) линейной; в) спиральной;

б) концентрической; г) смешанной.

 

26. Как называется функция учебника, связанная с предоставлением необходимой и достаточной информации, обеспечивающей заложенный в стандарте минимум знаний, формирование мировоззрения учащихся:

а) интегрирующая; в) информационная;

б) координирующая; г) систематизирующая.

 

27. Как называется функция учебника, связанная с переработкой научной информации, переводом теоретических знаний в доступную учащимся форму:

а) трансформационная; в) интегрирующая;

б) закрепления и самоконтроля; г) мотивационная.

 

28. Как называется функция учебника, связанная с обеспечением принципов научности, доступности, учета возрастных особенностей, систематичности и последовательности при педагогическом адаптировании учебного материала:

а) систематизирующая; в) интегрирующая;

б) трансформационная; г) информационная.

 

29. Как называется функция учебника, связанная с требованием систематичности и последовательности в изложении материала, соблюдением логики учебного предмета, организацией изучения материала в строгом порядке и формированием системных знаний:

а) трансформационная; в) интегрирующая;

б) закрепления и самоконтроля; г) систематизирующая.

 

30. Как называется функция учебника, связанная с организацией работы учащихся по самостоятельному повторению и закреплению материала, повторному изучению, самоконтролю, связанная с формированием прочных знаний:

а) трансформационная; в) интегрирующая;

б) закрепления и самоконтроля; г) мотивационная.

 

31. Как называется функция учебника, связанная с формированием ценностных установок, нравственных ориентаций, развитием психических процессов и качеств личности:

а) воспитательно-развивающая; в) закрепления и самоконтроля;

б) трансформационная; г) координирующая.

 

32. Как называется функция учебника, связанная с формированием целостной картины мира, интеграцией основного содержания по предмету и информации из смежных наук:

а) трансформационная; в) интегрирующая;

б) закрепления и самоконтроля; г) систематизирующая.

 

33. Как называется функция учебника, связанная с привлечением в учебную работу разнообразных средств обучения: кино-, видеоматериалы, карты, справочники, энциклопедии и др.):

а) интегрирующая; в) информационная;

б) координирующая; г) систематизирующая.

 

Date: 2015-06-07; view: 3026; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию