Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение





1. В чем взаимосвязь творчества и воображения?

2. Какова роль воображения в творческой деятельности учителя? Приведите свои примеры.

3. Тема заседания дискуссионного клуба «Фантазия и воображение». Ваше выступление связано с развитием воображения у детей. Выделите возможные «за» и «против». Дайте краткую аргументацию.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 129 – 181.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – С. 69 – 101.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – 1991.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – 1990.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2000. – 456 с.

Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика: Курс лекций. – Брянск:
БИПКРО, 1996. – 159 с.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 15 – 26, 38 – 44, 129 – 184.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38 – 44.

 

Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)

Теоретические вопросы и задания:

1. Дидактические и философские законы обучения. Приведите примеры действия законов из собственного опыта или практики обучения.

2. Закономерности обучения.

3. Принципы обучения. Их характеристика.

4. Взаимосвязь законов, закономерностей и принципов обучения.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. Чем закон обучения отличается от дидактической закономерности?

2. Опираясь на анализ собственного опыта, сформулируйте несколько за­кономерностей своего обучения.

3. Выпишите названия принципов обучения из работ различных ученых-пе­дагогов: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Г. Песталоцци,
А. Дистервега и др. Сравните между собой предлагаемые системы прин­ципов. Какие из этого можно сделать выводы о взглядах классиков пе­дагогики на обучение и образование?

4. Из известных учебников педагогики выпишите системы принципов, выде­ляемые различными авторами. Выделите те принципы, которые признаются всеми или большинством исследователей. Предложите свое объяснение тому, что одни принципы выделяются всеми педагогами, а другие не являются общепризнанными (принцип гражданственности, принцип положительного эмоционального фона, принцип оптимально­сти и т.д.).

5. Проанализировать систему принципов, предложенную голландским пси­хологом К. Ван Парререном (в кн. О.П. Морозовой, С. 154), с точки зрения ее реализации в современной школе. Можно ли провести анало­гию между принципами голландского психолога и принципами отече­ственной дидактики?

6. Проанализировать фрагмент урока и выделить проявившиеся законы, за­кономерности обучения, принципы, реализованные учителем.

7. Русский философ В.В. Розанов назвал три главных принципа школь­ного образования: принцип индивидуальности (необходимо обучать не ученика вообще, а каждую конкретную личность в соответствии с ее особенностями); принцип целости: (требует, чтобы всякое входящее в душу впе­чатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, по­тому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать вос­принимать плодотворно новые серии впечатлений); принцип единства типа (состоит в требовании, чтобы все обра­зующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единичной школы, были непременно од­ного типа, а не разно­родные или не противоположные). Выскажите свои аргументированные суждения по поводу этих принципов.

8. Познакомьтесь со следующей трактовкой традиционно­го принципа связи теории с практикой, а также с тремя правилами-рекомендациями по его применению. Сформулируйте, с чем вы со­гласны, а с чем нет.

«С точки зрения марксистской философии, практика — критерий ис­тины, источник познания и область приложения теоретических ре­зультатов. Одной из причин актуальности принципа связи теории с практикой для обучения является существующее в школах отчужде­ние теоретического обучения детей от их практической жизни. Учеб­ный подход­ ‑ сначала теория, потом ее применение на практике - не яв­ляется единственно верным. Данный принцип, говоря словами Я.А. Коменского, следует считать скорее "исправлением существую­щего в школах отклонения", чем руководством к действию.

1. Старайтесь не допускать в обучении расхождения: это знания, а это жизнь. Настоящие знания и есть жизнь. Изучение отчуж­денных -жизни — неэффективный и вредный с личностной точ­ки зрения под­ход.

2. Практика — не есть область применения изученной теории, она всегда ее продолжение. В ходе практической деятельности уче­ник расширяет и углубляет свои теоретические представления, "наращи­вает теорию". Это возможно в том случае, если источни­ком теории яв­ляется сам ученик, его личностные знания, полу­ченные в ходе его предшествующей деятельности, а не "передан­ные" ему учителем.

3. Обучайте детей технологии осмысленной деятельности. Всякую выполняемую учениками деятельность предлагайте им для по­сле­дующего понимания и теоретического структурирования в виде мо­дели. Сравнивайте разные модели деятельности и их эф­фективность. Показывайте детям преимущества осмысленной практики перед без­думной работой по теоретическому образцу».

9. Составьте свои правила к одному из принципов образо­вательного про­цесса. Правила должны раскрывать суть принципа, из­лагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, прово­дящего занятия с позиций личностно-ориентированного обучения.

10. Можно ли быть хорошим учителем (психологом) не имея теоретиче­ских знаний о закономерностях, принципах, правилах обучения?

11. Составьте кроссворд по теме «Законы, закономерности, принципы обучения».

12. Выполните мини-реферат на одну из предложенных тем:

Принципы обучения в концепциях современных ученых

Принципы обучения в наследии классиков педагогики

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 48 – 90.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 31 – 51.

История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.

Морозова О.П. Педагогический практикум. – М., 2000. – С. 153 – 157.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 419 – 469.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 213 – 229.

Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 200 – 216.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 165 – 185.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 51 – 63.

Тема 5. Содержание образования (6 часов)

Теоретические вопросы и задания:

1. Содержание образования. Теории формирования.

2. Личностно-ориентированное содержание образования. Внешнее и внут­реннее содержание образования.

3. Принципы формирования содержания образования, требования к содер­жанию образования.

4. Стандарт в образовании. Компоненты стандарта. Функции стандарта.

5. Базисный учебный план и учебные планы школ.

6. Учебные программы. Способы построения программ. Назовите достоин­ства и недостатки каждого из способов построения про­граммы. Приведите пример школьного курса, выстроенного по тому или иному способу.

7. Учебники. Структура и требования к учебнику. Функции учебника. Учебные пособия.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. Рассмотрите различные определения понятия «содержа­ние образова­ния» и классифицируйте их по выбранному вами основа­нию:

«сумма знаний, умений и навыков, в основном соответствующая со­временному состоянию научного знания, педагогически пере­работан­ная в общие основы наук, общественных отношений, производства» (Б.Т. Лихачев);

«система научных знаний, практических умений и навыков, а так­же мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, кото­рыми необ­ходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (И.Ф. Харламов);

«педагогически адаптированная система знаний, умений и навы­ков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностно­го отноше­ния к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» (И.Я. Лер­нер);

«часть общественного опыта поколений, которая отбирается в со­от­ветствии с поставленными целями развития человека и в виде инфор­мации передается ему» (В.С. Безрукова);

«содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности» (В.С. Леднев);

«образовательная среда, способная вызывать личностное образо­ва­тельное движение ученика и его внутреннее приращение» (А.В. Ху­торской).

Сконструируйте собственное определение понятия «содержание обра­зования».

2. Что имеется в виду, когда говорится о передаче опыта как содержания образования? Что в действительности передается и что «принимается» учеником?

3. Каковы причины наличия различных подходов к пониманию содержа­ния образования (научная, конформистская, культурологи­ческая концепции, знаниево-ориентированное содержание, личностно-ориентиро­ванное содержание).

4. Зависит ли перегрузка учеников от применяемого подхода к содержа­нию образования?

5. Создаваемое учеником содержание образования входит в состав об­щего содержания образования наряду с внешне заданным. Каким об­разом можно учитывать данный компонент общего образования уча­щихся при итоговой оценке уровня их подготовки как выпускников школы?

6. Подтвердите или опровергните мысль о том, что личностное содержа­ние образования учеников может быть недостаточного качества, по­скольку дети не являются идеально подготовленными для того, чтобы создавать продукцию высокого уровня.

7. По отношению к образовательной продукции ученика существуют диа­метрально противоположные точки зрения. Например, Л.Н. Толстой го­ворил, что в сочинениях крестьянских детей можно обнаружить творче­скую силу, не уступающую произведениям Гете. Л.С. Выготский кри­тиковал и отрицал такую позицию, считая, что стихийное творчества детей обречено «оставаться в узком кругу самых элементарных, прими­тивных и, в сущности, бедных форм». Сформулируйте аргументы в пользу той или иной позиции, опираясь на свои взгляды и представле­ния.

8. В содержание образования можно включать исследование реальных объ­ектов и явлений, исследование понятий об объектах и исследование деятельности, ведущей к познанию объекта. Какое содержание можно рассматривать приоритетным в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном содержании образования? Почему?

9. Как содержание образования должно соотноситься с деятельностью уче­ников и их индивидуальностью?

10. Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содер­жания образования? Кто или что является источником и носите­лем этих деятельностей?

11. Чем, на ваш взгляд, способы научной деятельности отличаются от спо­собов учебной деятельности и от способов рефлексивной деятель­ности?

12. Возможно ли разграничение федерального и национально-региональ­ного компонентов образования внутри одного базового учебного курса? Приведите примеры.

13. Ознакомьтесь с базисным планом средней общеобразовательной школы. Перепишите его в тетрадь.

14. Проанализируйте учебные планы профильных классов и сравните их с ба­зисным планом средней школы.

15. На основе базисного учебного плана профильных образовательных учре­ждений РФ составьте рабочий учебный план для школы по вы­бранному вами профилю. Обоснуйте необходимость и целесообраз­ность вводимых вами учебных курсов и отводимой на них недельной учебной нагрузки.

16. Какие проблемы позволяет решать составление учениками индивидуаль­ных программ по учебным предметам?

17. Как учебник должен быть связан с другими носителями содержания об­разования, в том числе с образовательной продукцией учеников? Не приведет ли включение в учебник ученического содержания к пони­жению его качества?

18. Проанализируйте параграф учебника по выбранному вами предмету и классу. Выпишите следующие компоненты текста параграфа:

Ø личностная значимость для ученика, обращение к читателю;

Ø термины, ключевые понятия их определения;

Ø законы, теории, ведущие идеи;

Ø перечень предлагаемых ученику видов деятельности: методы позна­ния, способы усвоения, самостоятельный поиск знаний, правила применения знаний и др.;

Ø характеристика задач, опытов, упражнений, экспериментов, самостоя­тельных работ; степень интерактивности материала, обрат­ная связь с учениками;

Ø иллюстративный ряд, изобразительные средства;

Ø обзорный материал, систематизирующие и интегрирующие средства, выводы.

20. Составьте кроссворд по теме «Содержание образования».

21. Выполните мини-реферат на одну из предложенных тем:

Государственный образовательный стандарт

Нормативные документы, отражающие стандарт содержания образования

22. Выполните конспект книги:

Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.11 – 22.

Литература:

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 51– 68.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 230 – 257.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 217 – 218, 320 – 325.

Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 50 – 63.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 214 – 245.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 75 – 129, 184 – 200.

 

Тема 6. Методы обучения (6 часов)

Теоретические вопросы и задания:

1. Развитие взглядов на методы обучения в истории педагогики. Взгляды Я.А. Коменского, Д. Дьюи, В.П. Вахтерова и др.

2. Метод как дидактическая категория. Особенности методов обучения.

3. Соотношение методов, приемов и правил обучения. Приведите свои примеры.

4. Выбор методов обучения.

5. Классификация методов обучения по различным основаниям и их харак­теристика.

6. Назовите методы личностно-ориентированного обучения. Предложите основания для классификации таких методов.

7. Современные методы обучения.

8. Анализ урока с выделением методов обучения.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. Познакомьтесь с аргументацией В.К.Дьяченко по отношению к методам обучения (Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – С. 53 –184), сделайте краткий конспект. Изложите свои аргументы по вопро­сам: 1) что такое метод обучения? 2) сколько может быть методов обу­чения?

2. Проанализируйте определения, которые давали методам обучения россий­ские дидакты на протяжении 20 века (Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия. – 2002. – С. 221 – 222). Ответьте на вопросы: Какие из определений можно использовать в современной дидактике, какие – нет и почему? Какие основные отличия в определениях разных лет можно выделить? В чем, по-вашему, причина возникновения этих отличий?

3. Соотношение методов, приемов и правил обучения.

Метод беседы может существовать в двух вариантах: беседа продуктивная, направленная на формирование новых знаний, и беседа репродуктивная, позволяющая закрепить и проверить качество усвоения материала. Приведенные ниже приемы и правила отнесите к той или иной беседе, заполнив таблицу (в одном методе может быть несколько приемов, к одному приему может быть несколько правил):

 

Метод Приемы Правила
Беседа репродуктивная    
   
   
Беседа продуктивная    
   
   

 

Приемы:

1. Организация внимания, актуализация знаний.

2. Подведение итогов.

3. Постановка вопросов.

4. Анализ ответов и гипотез, формулировка выводов.

Правила:

a) беседу необходимо связать с жизнью и опытом ребенка.

b) вопросы формулируются в доступной форме.

c) необходимо рассмотреть все выдвинутые гипотезы и все варианты ответов, не отвергая ни одного безосновательно.

d) ясно определить цель и тему беседы.

e) вопросы должны стимулировать как воспроизведение материала, так и размышления.

f) необходимо сделать общие выводы об уровне усвоения темы группой в целом, а также дать рекомендации отдельным учащимся по работе над сложными для них вопросами.

g) необходимо показать сложность и интересность проблемы.

h) вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы стимулировать собственные размышления учащихся.

i) необходимо привлекать учащихся к анализу ответов и формулировке выводов.

j) важно создавать проблемные ситуации, связанные с деятельностью учащихся.

k) цепочка вопросов выстраивается таким образом, чтобы последующий вопрос опирался на предыдущий ответ, и сложность вопросов нарастала.

Продолжите таблицу самостоятельно. Предложите приемы и правила для таких методов, как рассказ, эксперимент, демонстрация, наблюдение, практическая работа.

4. Используя свои знания о существующих методах обучения, заполните таблицу:

  Объяснитель-но-иллюстра-тивные Репродуктивные Проблемного изложения Эвристические Исследовательские
Словесные          
Наглядные          
Практические          
Работа с текстом          
Видеометод          

 

5. Какова связь методов и целей обучения? Методов и содержания обучения?

6. Проанализируйте фрагмент урока и покажите, какие методы обучения использовал учитель на уроке.

7. Разработайте фрагмент урока с использо­ванием какого-либо нового метода.

8. Выполните конспект статьи: Саранцев Г.И. Метод обучения как катего­рия методики преподавания // Педагогика 1998. – №1. – С. 28 – 34.

9. Написать мини-реферат на одну из предложенных тем:

Современные методы обучения

Разнообразие методов обучения в современной школе

10. Составьте кроссворд по теме «Методы обучения».

Литература:

Выбор методов обучения в современной школе / Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. – С. 35 – 36.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 259 – 282.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 216 – 244.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 174 – 180.

 

Тема 7. Средства обучения (4 часа)

Теоретические вопросы и задания:

1. Понятие о средствах обучения.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «средства обучения», «средства наглядности», «дидактические средства»

3. Классификация средств обучения и их характеристика.

4. Материальные и идеальные средства обучения. Приведите примеры использования в уроке материальных и идеальных средств обучения.

5. Средства преподавания и средства учения. Приведите свои примеры.

6. Технические средства обучения и особенности их использования.

7. Речь как средство обучения.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. Может ли в качестве средства обучения выступать его содержание?

2. Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами?

3. Сформулируйте принципы или правила, руководствуясь которыми необходимо составлять обязательные «Перечни» средств обучения (стандарты) на федеральном, национально-региональном и школьном уровнях.

4. Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования.

5. Проанализируйте урок и покажите, какие средства обучения использовал учитель на уроке.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 284 – 308.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 180 – 184.

 

Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)

Теоретические вопросы и задания:

1. Понятие о формах организации обучения.

2. Классификация организационных форм обучения.

3. Общие формы обучения.

4. Организация домашней работы учащихся. Виды домашних заданий.

5. Дополнительные формы организации обучения: конференции, лекции, семинары, практикумы.

6. Вспомогательные формы организации обучения: факультативы, кружки и клубы по интересам.

7. Урок – основная форма обучения. Требования к уроку. Подготовка учителя к уроку.

8. Типология и структура уроков.

9. Нетрадиционные уроки.

10. Характеристика исторически возникших систем обучения (индивидуальное обучение; классно-урочная система и ее разновидности: белль-ланкастерская и дальтон-план; бригадно-лабораторная; проектная; лекционно-семинарская и план Трампа).

11. Анализ урока.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. В чем преимущества и недостатки каждой формы обучения? Какие дидактические задачи решает каждая из общих форм обучения?

2. Что можно назвать основным противоречием классно-урочной системы? Как можно его устранить в настоящее время? Разработайте свой вариант решения этой проблемы.

3. В чем состоит отличие факультативных занятий от углубленного изучения учебных курсов в мастерских или на школьных кафедрах?

4. Разработайте урок в нетрадиционной форме по выбранной теме для любого класса.

5. Какие новые формы обучения и системы форм организации обучения разрабатываются в последнее время? С какой целью вводятся в процесс обучения эти разработки?

6. Просмотрите и проанализируйте урок. Укажите:

Ø цель посещения урока,

Ø цели урока и их достижение,

Ø тип урока и обоснованность его выбора,

Ø структура и содержание урока в соответствие с выбранным типом урока,

Ø организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудование урока),

Ø эффективность использования методов и средств обучения на уроке,

Ø деятельность учащихся на уроке (подготовка к уроку, активность, продуктивность, самостоятельная работа, дисциплина, интерес к уроку, отношение к учителю, культура речи и труда),

Ø деятельность учителя (умение владеть классом, организовать его работу, индивидуальный подход к учащимся, педагогический такт, выдержка, культура речи, дикция, ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид),

Ø результаты урока и их соответствие целям урока,

Ø замечания и пожелания учителю.

7. Составьте кроссворд по теме «Формы организации обучения», «Исторические системы организации обучения».

8. Выполните мини-реферат на одну из предложенных тем:

Урок как форма обучения в истории образования.

Я. А. Коменский и классно-урочная система.

Нетрадиционные уроки в современной школе: «за» и «против».

9. Выполнить конспект:

Культура современного урока / Под. ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 3 – 24.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999. – С. 54 – 60, 67 – 73, 124 – 128.

Литература:

Амонашвили Ш.А. Хвала уроку // Воспитание школьников. – 1990. – №1.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 217 –241.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 130 –144.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.

Кульневич В.С. Анализ современного урока. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.

Культура современного урока/ Под. Ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 3 – 24.

Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика: Курс лекций. – Брянск:
БИПКРО, 1996. – С. 107 – 117.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 519 – 543.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 309 – 326.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999. – С. 54 – 60, 67 – 94, 124 – 133.

Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 244 – 260.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 251 – 268.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 169 – 180, 533 – 540.

Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)

Теоретические вопросы и задания:

1. Диагностика качества образования.

2. Контроль в обучении и его функции.

3. Методы и принципы контроля.

4. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации.

5. Способы выражения результатов проверки: оценка и отметка.

6. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. В чем сходство и отличие понятий «диагностика», «контроль», «проверка».

2. Приведите примеры разнообразных форм и приемов устного и письменного контроля. Укажите возможные условия, в которых они могут применяться.

3. В чем преимущества и недостатки устного контроля, письменного контроля?

4. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее?

5. Ш.А. Амонашвили говорил: «Двойки – костыли хромой педагогики». Поддержите или опровергните высказывание педагога. Почему он так относился к двойкам? Каково отношение Ш.А. Амонашвили к отметкам вообще?

6. Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов?

7. Прочитайте фрагмент журнала личных достижений ученика 1-го класса. Выберите высказывания, которые могут рассматриваться как оценки.

16.09. «Напечатал» красками цветную букву «С».

17.09. Слепил дерево. Придумал и нарисовал очень сложный орнамент. Залез на шест.

19.09. Спросил: «Почему листик не хочет отрываться от ветки?» (послу­шав стихи об осени из альбома «Светлячок», изд. 1909 г.).

20.09. Смешал много разноцветного пластилина и получился один зеленый.

23.09. Научился ударять по мячу в лапте.

25.09. Старательно и с интересом рисовал геометрические фигуры. Рука «твердая». Хуже получаются круглые формы.

27.09. Нарисовал корабль, отбивающийся от врагов. «Примеры с числа­ми всякие получились».

08.10. Выиграл приз на самую лучшую находку в природе: нашел краси­вый лист, похожий на закат солнца.

10.10. Вместо «математического» домика для чисел графически изо­бразил интересный узор из перьев Жар-птицы (задание прошедшего урока). Охотно участвовал в сочинении сказки.

11.10. Построил с Ильей дворец из кубиков. Заработал 1 очко в лапту. Хорошо считал, почти не ошибался.

14.10. Излагал свою версию о происхождении мира из воздуха.

18.10. С краской работал смело, индивидуально.

22.10. Нашел по дороге в школу и принес в класс красивый белый ка­мень, «который блестел». Слушал у шестиклассников защиту творческой работы по математике (о нуле и бесконечности) и понял эту идею. Нарисовал День и Ночь в представлении древних греков.

24.10. Участвовал в подготовке к спектаклю. Сделал рисунок для газеты.

25.10. Очень заинтересовался древним символом «Аусеклис», несколь­ко раз пытался его нарисовать. Играл Зевса, рисовал на живописи снег.

29.10. В Пушкинском музее наибольший интерес проявил к сценам битв (римские воины, люди и кентавры).

31.10. В «греческой школе» на природе придумал и сформулировал не­сколько оригинальных вопросов. Победил в конкурсе с вопросом: «По­чему светит солнце, а снег не тает?»

8. Единый государственный экзамен предназначен для проверки и оценки базового уровня подготовки выпускников общеобразовательной школы. Но каждый школьник имеет и личностные достижения и успехи в учебе. Каким образом можно оценить индивидуальное своеобразие итоговых образовательных результатов учащихся?

9. Разработать тестовую проверочную работу по дидактике по одной из изученных тем.

10. Проанализировать две-три тестовые работы, составленные студентами группы, с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к тестовым заданиям.

Литература:

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180.

Кукушин В.С. Дидактика. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2001. – С. 236 – 277.

Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 543 – 570.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424.

Пискунов А.И. Трудовое обучение и воспитание в немецкой педагогике XVIII – начала XX в. М., 1976.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 277 – 282.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184 – 201.

Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)

Теоретические вопросы и задания:

1. Диагностика потенциальных возможностей учащихся (диагностика обучаемости). Оценка темпа усвоения, темпа продвижения и темпа прироста результатов.

2. Понятие неуспеваемости и ее причины.

3. Преодоление неуспеваемости.

4. Мотивация, активизация, стимулирование как способы профилактики отставания в учебе.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. С какой целью проводится диагностирование обучаемости?

2. Подготовить листы с заданиями для проверки темпа усвоения с использованием материалов по различным разделам наук. Листы должны содержать: формулировку и расшифровку понятия, предлагаемого к усвоению, вопросы и задания для эталонного теста контроля усвоения.

3. Предложите вариант программы преодоления неуспеваемости учащихся в зависимости от той или иной причины неуспеваемости. Обсудите варианты на семинаре.

4. Неуспеваемость, неуспешность, отставание в учебе: в чем сходство и различие понятий. Приведите примеры.

Литература:

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 557 – 570.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 190 – 201.

 

Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)

Теоретические вопросы и задания:

1. Типология образовательных учреждений России.

2. Типология и многообразие образовательных учреждений зарубежных стран: Англия, США, Германия, Франция, Япония и др.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. По итогам изучения системы образовательных учреждений зарубежных стран составьте сравнительную таблицу:

 

 

Назва-ние страны. Дошколь-ные обра­зова­тель­ные уч­ре­ждения: название, возраст уча­щихся. Среднее образо­ва­ние: название учре­ждения, продолжи­тельность обуче­ния, преемст­вен-ность (кто мо­жет по-сту­пить) и пер­спектив­ность (куда можно пойти в даль­ней­шем). Профессио­нальное обра­зование: на­зва­ние учрежде­ний, продол­жи­тельность обуче­ния, уровень ква­лификации. Постпро-фессио-нальное образо­вание.
Россия Детские сады и ясли, 1,5-6,5 лет Начальная школа: 4 года с 6,5 лет, по­сле ДОУ или до­машнего воспи­та­ния, переход в сред­нюю школу. Средняя школа: об­ще-образова­тельная, гимна­зия, лицей, 5 лет по 9 класс, по­сле начальной школы, переход в полную сред­нюю школу или в про­ф. учи­лище, колледж, ли­цей. Полная средняя школа: 2 года по 11 класс, после сред­ней школы, поступление в колледж, лицей, вуз. Начальное проф. образо­вание: проф. училища, 2-3 года, рабочие специальности, обслужи­ваю­щий персонал. Среднее про­ф. обра­зова­ние: училища, кол­леджи, ли­цеи, 3-4 года, управ­ляющий персонал среднего звена. Высшее про­ф. обра­зова­ние: инсти­туты, акаде­мии, универси­теты, высшие воен­ные учи­лища, 5-7 лет, управляющий персонал выс­шего звена. Аспи­ран­тура, докто­ран­тура, курсы по­выше­ния ква­лифи­кации.

Литература:

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1992.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

Желбанова Р.И. Современные зарубежные системы образования. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 128 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1998. – С. 531 – 544.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 233 – 245.

Ситаров В.А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 50 – 63.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 108 – 112.

Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)

Теоретические вопросы и задания:

1. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный.

2. Концепции развивающего обучения: Л.В.Занков, В.В.Давыдов, концеп­ция поэтапного формирования умственных действий, концеп­ция проблемного обучения, концепция З.И. Калмыковой.

3. Характеристика образовательных технологий.

4. Современные технологии обучения: поисково-исследовательская, ими­тационная (моделирующая), технология критериально-ориентиро­ванного обучения.

5. Информационные технологии в обучении.

6. Технологии дистанционного обучения.

7. Альтернативные технологии обучения (Р. Штейнер, М. Монтессори).

8. Локальные технологии: активизация познавательной деятельности уча­щихся, организация самостоятельной работы учащихся.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

1. Сравните между собой традиционное и личностно-развивающее обуче­ние, трациционный и личностно-ориентированный подход в обучении. Сформулируйте свое отношение к данным концепциям и подходам.

2. Чем дистанционное обучение отличается от дистанционного образова­ния?

3. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотива­цию удаленного от педагога ученика?

4. Перечислите факторы, от которых зависит эффективность дистанцион­ного обучения.

5. Существует мнение, что использование телекоммуникационных техно­логий подходит предметам естественно-математическим и тех­ническим, но не гуманитарным. Приведите по данному вопросу свои аргументированные суждения.

6. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы вы­явить и оценить их действительные результаты.

7. В школе М. Монтессори преимущественно проводятся занятия с искусст­венно созданными пособиями. При этом ограничивается изуче­ние реальной жизни. Предложите подход, с помощью которого можно сбалансировать работу детей с искусственно созданными для них посо­биями и естественным окружением. Как преодолеть ограниченное изу­чение реальной жизни?

8. Сравните занятие на тему «Соль» (возраст детей 8-9 лет), проводимое в двух различных дидактических системах: Монтессори и Дьюи. В обеих системах познание мира происходит посредством эксперимента, через практическую деятельность детей. Но, если в школе Монтессори основ­ная идея — это развитие чувств, то в школе Дьюи — развитие активно­сти, прагматического восприятия обучения. Дополните таблицу харак­теристиками элементов занятия на одну тему в разных системах обуче­ния:

Date: 2015-06-07; view: 2347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию