Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деление в первой посылке должно быть последовательнымОшибочный пример: Предложения бывают простыми, или сложными, или сложносочиненными. Это предложение сложносочиненное. Это предложение не простое и не сложное. Условно-категорический силлогизм – это умозаключение, в котором первая посылка условное (импликативное) суждение, а вторая посылка – простое категорическое суждение. (Напомню, что в импликативном суждении есть основание - после слова если, и следствие - после слова то.) Например: Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать. Сегодня взлетная полоса покрыта льдом. Сегодня самолеты не могут взлетать. Условно-категорический силлогизм имеет два модуса: Утверждающий модус: вторая посылка – это утверждение основания первой посылки, а вывод – утверждение следствия. Если вещество – металл, оно электропроводно. Данное вещество – это металл. Данное вещество электропроводно. Отрицающий модус: вторая посылка – это отрицание следствия первой посылки, а вывод – отрицание основания. Если вещество – металл, то оно электропроводно. Данное вещество не электропроводно. Данное вещество – не металл. Правила условно-категорического силлогизма: 1. Утверждать надо от основания к следствию, т.е. во второй посылке утверждающего модуса должно утверждаться основание импликации, а в выводе – ее следствие. Иначе из двух истинных посылок может вытекать ложный вывод. Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы. Слово «Мурманск» надо писать с большой буквы. Слово «Мурманск» всегда стоит в начале предложения. 2. Отрицать надо от следствия к основания, т.е. во второй посылке отрицающего модуса должно отрицаться следствие импликации, а в выводе – ее основание. Иначе из двух истинных посылок может вытекать ложный вывод. Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы. В данном предложении слово «Мурманск» не стоит в начале предложения. В данном предложении слово «Мурманск» не надо писать с большой буквы. В условно-разделительном силлогизме первая посылка является условным, или импликативным суждением, а вторая посылка – это разделительное, или дизъюнктивное суждение. Важно отметить, что в первой посылке, т.е. в импликативном суждении, может быть не одно основание и одно следствие, а два и более. Если в ней содержится два основания или следствия, то такой силлогизм называется дилеммой, если оснований или следствий три, то он называется трилеммой, а если более трех, то – полилеммой. Чаще всего в мышлении и речи встречается дилемма. Например: Если я хочу стать историком, то надо много заниматься, и если я хочу стать социологом, то тоже надо много заниматься. Можно стать историком или социологом. Надо много заниматься. Здесь в первой посылке имеется два основания и одно следствие. Вторая посылка представляет собой дизъюнкцию оснований, а в выводе утверждается это одно следствие в виде простого суждения. Символически это выглядит следующим образом: (((а → b) Ù (c → b)) Ù (a Ú c)) → b
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 159-175. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 241-247.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. -М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
|