Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации





 

При изучении первого вопроса следует начать с различения объекта и предмета логики. Объектом логического познания является мышление. Мышление – это проявление человеческой способности (ума). Мышление противостоит чувственному воспроизведению человеком объекта познания. Чувственное отражение осуществляется человеком посредством органов чувств и выражается в непосредственных, конкретных образах объекта, возникающих в сознании человека. Основными видами чувственного отражения являются ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы доставляют человеку знания об отдельных вещах, их внешних свойствах, связях и отношениях. Они являются источником мыслительных образов.

Мышление представляет собой отражение человеком общих, существенных, необходимых свойств, связей и отношений объекта познания. К основным видам мышления относятся понимание, суждение и рассуждение. Пониманием будем называть процесс воспроизведения человеком существенных свойств отдельного предмета или класса предметов. Итогом процесса понимания является выражаемое словом или словосочетанием понятие. Суждение – это процесс отражения человеком принадлежности или непринадлежности свойства предмету или классу предметов, а также связей и отношений между ними. Рассуждением называется ряд суждений, относящихся к некоторому предмету или их классу и следующих одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений вытекает новое. Результатом рассуждения является умозаключение.

Предмет логики – это то, что она изучает в мышлении. Четкое представление о предмете традиционной логики составил ее основатель – величайший древнегреческий мыслитель Аристотель. Он считал, что логическая доктрина складывается из трех частей: законов мышления, их форм и приемов мыслительной деятельности. При этом Аристотель различал основные и производные законы, формы и приемы мышления.

К основным законам мышления относятся закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Список производных законов открыт, их множество: и закон двойного отрицания, и закон связи объема и содержания понятия, и закон соответствия аргумента тезису и т.д. Представление о логике как науке о законах мышления было исторически первым осознанием ее предмета. Законы логики выражают необходимые, существенные и повторяющиеся связи и отношения мыслей. Они являются предельными основаниями логически правильного мышления, в частности условием построения той или иной формы мысли. Производные законы открываются, когда начинают исследовать условия правильного построения конкретной формы мысли.

Форма мышления – это способ связи частей содержания мысли, ее строение. К основным формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения, а к производным – доказательство, опровержение, вопрос, ответ, гипотеза, теория, спор и т. д.

Третье определение логики как науки о приемах мышления не противоречит, а дополняет предшествующие. Логический прием – это средство получения мыслительного результата. К основным логическим приемам относятся сравнение, различение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и идеализация. На основе этих приемов строятся более сложные приемы, которые принято называть методами. Это дедукция, индукция и аналогия. При этом следует учитывать, что логикой исследуются условия правильного применения логических приемов и методов для построения тех или иных форм мышления.

При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на то, что систематическое изложение логических знаний появилось не без причины. Эта причина складывается из объективных и субъективных условий. Становление логической доктрины шло с У1 по 1У век до н.э. в Древней Греции. Политическое устройство – демократия и гласный публичный суд были объективными социальными условиями, стимулирующими возникновение логической доктрины. Суд присяжных и античная демократия основаны на принятии решений в условиях спора. Ведению спора надо было учиться. В У в. до н.э. в Древней Греции сложилась система публичного образования – движение софистов. Интеллектуальная инициатива и изобретательность греков – это субъективное условие создания логической доктрины.

Честь и слава создателя логической доктрины принадлежит Аристотелю. Аристотелевская логика – это первый этап в развитии традиционной логики. В основе ее лежал дедуктивный способ мышления – выведение из общего частных положений. Дедуктивный способ был основой мышления и в период Средневековья. Революция в логическом знании происходит в начале Нового времени. Английским философом и юристом Ф. Бэконом разрабатывается теория индуктивного мышления – перехода от частного знания к общему. Новая – третья революция в культуре мышления происходит в конце Х1Х века, ее местом была Россия. В это время в России сформировалась мощная логическая школа, которую составляли такие выдающиеся логики, как Л.В. Рутковский, М.И. Каринский, Н.А. Васильев, С.И. Поварнин и др. Ими были осознаны основы нового способа мышления -– традуктивной логики, или логики правдоподобных рассуждений (перехода от частного знания к частному и от общего к общему). Следует отметить, что во второй половине ХХ века, благодаря работам К. Поппера, научным сообществом было принято единство основных способов мышления: дедуктивного, индуктивного и традуктивного. Это позволило выделить новые аспекты как в теориях основных форм мысли, так и создать ряд новых теорий производных форм мышления (теория аргументации, теория спора, теория вопроса и ответа, теория гипотезы и др.).

Готовясь к ответу на третий вопрос, следует исходить из того, что законы и формы мышления воплощаются в языке. Язык – это знаковая система, которая служит для фиксации, хранения, обработки и передачи мысли. С точки зрения происхождения, языки делят на естественные и искусственные. Естественные языки возникают спонтанно в процессе исторического развития человека как необходимое средство общения и познания. Искусственные языки создаются сознательно для каких-либо целей. Любой язык складывается из словаря и грамматики. Так, словарь естественного языка представлен обычными словами, искусственного языка – терминами и символами. Грамматика искусственного языка задается специальными правилами. Слова, термины, символы – языковые знаки.

В семиотике (науке о знаках) знаки и знаковые системы (языки) исследуются в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом. В синтаксическом аспекте выделяются отношения между знаками, которые фиксируются в способах и правилах образования и преобразования языковых выражений. В семантическом аспекте выделяются отношения между знаками и тем, что они обозначают. В прагматическом аспекте исследуются отношения, которые возникают между потребителем знаковой системы и самой знаковой системой. Названные аспекты лежат в основе таких разделов современной логики, как логический синтаксис, логическая семантика и логическая прагматика.

В логической семантике выделяют в языке три категории: имя, предложение (высказывание) и функтор. Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет мысли и используемое в качестве логического подлежащего или сказуемого в высказываниях. Предложение – это языковое выражение, являющееся истинным или ложным. Функтор – это языковое выражение, не являющееся ни именем, ни предложением и служащее для образования новых имен или предложений. К функторам относятся логические союзы и связки, кванторные и модальные слова.

В логике при исследовании языковых знаков учитывается, что они имеют предметное и смысловое значения. Предметным значением (значением) является тот предмет, который представляется знаком. Смысловым значением (смыслом) называют выражаемое знаком свойство или отношение предмета, представителем которого является знак. Отношения знака, значения и смысла образует «семантический треугольник». Знак возглавляет этот треугольник, господствуя над значением и смыслом. Знак представляет значение и смысл. Нет значения без знака. Не может быть и смысла без знака. Любая мысль есть знак. Знак не является пассивным представителем значения и смысла, он формирует и то, и другое, поэтому знак и попадает в поле исследования логики.

В заключение необходимо рассмотреть вопрос о значении логического образования для юриста. Вопрос целесообразно обсудить в двух аспектах: во-первых, показать значение логической культуры в становлении общей культуры юриста; во-вторых, обозначить роль логического образования в профессиональной культуре юриста.

Date: 2015-06-07; view: 633; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию