Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная. 1. Аль-Фараби. Существо вопросов // Антология мировой философии: В 4 т





1. Аль-Фараби. Существо вопросов // Антология мировой философии:
В 4 т. М., 1969.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

3. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мос. Гор. Архив. 1996.

4. Бэкон Р. Избранное / Под ред. И. В. Лупандина — М.: Издательство Францисканцев, 2005. - 480 с.

5. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.

6. Герье В.И. Блаженный Августин. М., 1910.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

8. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. М., 1977.

9. Ерагина Л.М., Варьяш О.И. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.

10. Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.

11. Ибн Рушд. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.

12. Ибн Сина. Канон врачебной науки: [Пер. с араб.] / 2-е изд. — Ташкент: Ташкент Фан, 1980—1982.

13. Ибн Сина. Избранное. М., 1980.

14. Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.

15. Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952.

16. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / пер. с франц. Киев, 1903.

17. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.

18. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

19. Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

20. Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., 1969


ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ПсихологиЧЕСКИХ ИДЕЙ В НовоЕ времЯ

 

К XVII веку приоритет в разработке психологических проблем переходит от Италии, уже утратившей свою экономическую мощь, к Англии и Франции, где развитие капитализма пошло несравненно более быстрыми темпами. Необходимость научного обеспечения развития производства (создание механизмов, техники), возведения городов (инженерные сооружения, коммуникации), географического освоения пространства (наземный и водный транспорт, навигационные приборы и т.д.) и покорения природы (полезные ископаемые, использование естественных ресурсов) требовала эмпирического изучения вещей «как они есть», а не как они описаны в авторитетных текстах. На пороге нового развития науки закономерно встал вопрос о методах и средствах развития светской науки. Выделились следующие направления (намеченные еще в античности):

· Материализм, утверждающий вещественную природу психики и её подчинение законам природы (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.).

· Идеализм, утверждающий духовное начало всего материального, независимость психики от телесной природы.

В вопросе о соотношении органов чувств и разума в познании наметились два основных направления:

· Приоритет чувственного опыта утверждался в направлениях сенсуализм (органы чувств)/ эмпиризм (проверка данных органов чувств опытным путем) (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

· Интеллектуальное происхождение знаний отстаивал рационализм
(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

На основании разных источников происхождения знаний, выделились методы познания:

· Индукция – анализ фактов в направлении от частного к общему (характерно в рамках сенсуализма/эмпиризма).

· Дедукция – анализ фактов в направлении от общего к частному (характерно для рационалистов).

Новый этап в развитии науки Нового времени открывает английский ученый- эмпирист Френсис Бэкон (1561-1626). Определив целью новой науки покорение природы и усовершенствование человека (вместо обоснования религиозных догматов), Ф. Бэкон разработал программу перестройки всей системы научного знания, названную «Новый органон». Таким органоном, или средством получения объективного научного знания, Ф. Бэкон провозглашает эксперимент и индуктивную логику (т.е. логику, восходящую от частного к общему), применение которых позволит исключить ошибки познания, названных идолами, связанные с несовершенством психической организации человека и его некритичным усвоением догм. Этой части методологии Ф. Бэкон посвятил труд «Учение об идолах».

Ближайший последователь Ф. Бэкона – Томас Гоббс (1588-1679), развивая механо-детерминистские идеи, описывал человеческое тело как механизм, работающий от внешних материальных воздействий, которые (как тень) отражаются в виде ощущений в органах чувств; затем, как еще более слабая тень отражаются в виде представлений, которые сцепляются ассоциациями в цепочку мыслей, что уже является мышлением. Таким образом, все психические явления Т.Гоббс рассматривает как механическое отражение физических процессов, лишенное собственных функций и лишь сопутствующее материальным процессам. Впоследствии, такое объяснение соотношения физических и психических процессов получило в науке название эпифеноменализма. Ассоциативный механизм сцепления психических элементов, описанный Т.Гоббсом, стал предпосылкой становления ассоциативной психологии – первой научной психологической школы, в русле которой были заложены теоретические основы экспериментальной психологии.

В рамках другого научного направления Нового времени – рационализма – психологические идеи развивал французский ученый-универсал Рене Декарт (1596-1650). Р. Декарт (с лат. – Картезий) является автором выдающихся открытий в математике, астрономии, физике, биологии и других науках (вся система его идей – картезианство).

Опираясь на принцип экономии мышления (У. Оккам), Р. Декарт исключает категорию «душа» из научных рассуждений как атрибут богословия и ограничивает ее только тем, что человек ясно осознает в данный момент (мысли, чувства, желания, сомнения). Так, в научном творчестве Р. Декарта, психология обретает новый предмет изучения – сознание, понимаемое как прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Все остальное, утверждал Р. Декарт, дано опосредованно через это переживание, поэтому должно подвергаться сомнению. Это убеждение философ зафиксировал в знаменитом методе универсального сомнения, призывающем усомниться во всем, кроме самого сомнения, которое является актом мышления и единственным несомненным доказательством существования Я. Таким образом, в основе объективного познания лежит разум (рационализм), включающий в себя три вида идей (знаний): 1) порожденные чувственным опытом; 2) приобретенные в общественном опыте; 3) врожденные, которые содержатся в разуме априори и открывают ясную истину без опоры на органы чувств. Врожденное знание Р.Декарт назвал рациональной интуицией (математические понятия, пространственные и временные характеристики объектов, всеобщие законы).

Ограничив понятие психического сознанием, Р. Декарт первым в истории психологии выделил критерий отличия психического от физиологического – осознанность, разделив, тем самым, душу и тело как две независимые инстанции. И если до Нового времени религиозные догматы утверждали, что тело как вещь управляется душой, то Р.Декарт утверждает, что душа и тело не зависят друг от друга и имеют разную природу: тело может только двигаться, а душа – осознавать и мыслить. Тело функционирует по принципу рефлекса (отражение внешних воздействий), принцип работы души – рефлексия (осознание содержания собственного мышления). Картезианский дуализм в отношениях души и тела поставил в науке одну из самых актуальных проблем – психофизическую проблему, суть которой и по сей день заключается в поиске ответа на вопросы: как мысль преобразуется в действие, каким образом внешний раздражитель становится образом сознания, в каком месте организма и как происходит преобразование физической энергии в психическую и наоборот.

Посредством рефлекторной схемы Декарт решает психофизическую проблему в духе механистического взаимодействия: душа соприкасается с телом («животными духами») в головном мозге («шишковидная железа»), где душа придает нужное направление рефлексу.

Рационализм Р. Декарта получил развитие в идеалистической концепции немецкого мыслителя Готфрида Лейбница (1646-1716), который, также, полагал, что истины могут устанавливаться только при вмешательстве разума и интуиции, причем сами идеи и истины врожденны и из опыта невыводимы. Значимой идеей для дальнейшего развития науки стала монадология – идеалистическая интерпретация атомистической картины мира. Мироздание состоит из душеподобных единиц монад («монос» с греч. – единое). Монада, замкнутая в себе и обладающая психической активностью, взаимодействует с миром посредством зеркального отражения, которое происходит непрерывно (перцепция). Однако, не все воспринятое монадой становится осознанным – в зону осознавания попадает только то, на что монада направляет свою психическую активность (апперцепция). Исходя из разной степени осознавания, знания делятся на отчетливое, смутное и бессознательное. Таким образом, Г.Лейбниц впервые показал активную природу сознания, его динамизм и постоянную изменчивость. Впоследствии, мысль о существовании бессознательного стала одним из ведущих постулатов в немецкой школе. Психофизическую проблему Г.Лейбниц решает в духе психофизического параллелизма: душа и тело выполняют свою работу независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря «предустановленной гармонии».

В духе параллелизма решал психофизическую проблему и английский эмпирист Томас Гоббс, чьи взгляды были рассмотрены нами выше. Но, если в идеалистическом варианте параллелизма Г.Лейбница, психическое обладает самостоятельной силой, не зависимой от мира физического, то в механо-детерминистской модели мира Т.Гоббса, психическое лишено собственных функций и является лишь «тенью» физических процессов (эпифеноменализм).

Преодолевая дуализм Р.Декарта, голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) утверждал психофизическое единство (монизм): существует единая субстанция (Бог или Природа), которая проявляется в двух атрибутах: мышление (сущность вещи) и протяженность (физическое существование вещи). Душа и тело – это, также, два атрибута единой субстанции. Любая вещь или явление обладают как атрибутом протяженности (ее физическое существование, «есть вещь или нет?»), так и атрибутом мышления (сущность вещи, ее свойства и характеристики, без которых вещь не будет собой, или будет уже другой вещью). Например, дом, существующий в природе и идея этого дома – это одна и та же вещь, выраженная в разных атрибутах. Монизм Б.Спинозы является первым истинно материалистическим решением психофизической проблемы, поскольку, как и в современной трактовке, психическое (мысленность) рассматривается как свойство материального (протяженного) субстрата.

Итак, в трудах мыслителей Нового времени были заложены методологические основы развития психологии, ее предмета и методов исследования. Психология становится наукой о сознании, что позволяет отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций. Идеи, заложенные мыслителями Нового времени, определили развитие научной мысли последующих эпох.

 

Практические задания

 

1. Определите авторство и объясните смысл приведенных ниже высказываний:

· «Я мыслю, следовательно, существую»

· «Свобода – это осознанная необходимость»

· «Измени себя, но не судьбу, измени свои мысли, но не мироздание; измени свои потребности, но не ситуацию <…> все заключено именно в мыслях самого человека»

· «Надо не смеяться и плакать, а понимать»

· «Душа с человека с рождения подобна чистой доске и только опыт оставляет на ней свои письмена»

 

2. Составить матрицу психологических идей Нового времени по форме:

  Философское направление (маиериализм/идеализм) Утверждение источника познания (эмпиризм/рационализм) Метод познания Три ключевых идеи, понятия Вариант решения психофизической проблемы
Ф.Бэкон          
Р.Декарт          
Б.Спиноза          
Т.Гоббс          
Г.Лейбниц          

 

3. Запишите определение следующих понятий:

1) Эмпиризм

2) Сенсуализм

3) Рационализм

4) Рациональная интуиция

5) Рефлекс

6) Принцип универсального сомнения

7) Психофизическая проблема

8) Дуализм

9) Параллелизм

10) Монизм

11) Эпифеноменализм

12) Монадология

13) Перцепция

14) Апперцепция

15) Механо-детерминизм

 

4. По тексту определите автора и проблемное поле.

· «Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его».

· «Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны. Так как мы появляемся на свет младенцами и выносим различные суждения о чувственных вещах прежде, чем полностью овладеваем своим разумом, нас отвлекает от истинного познания множество предрассудков…».

· «…поскольку чувства нас иногда обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется; и поскольку есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии и допускают в них паралогизмы, то я, считая и себя способным ошибаться не менее других, отбросил как ложные все доводы, которые прежде принимал за доказательства. Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы имеем в бодрствующем состоянии, может явиться нам и во сне, не будучи действительностью, я решился представить себе, что все когда-либо приходившее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонятся к мысли об иллюзорности всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал. И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии»

· «В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с одним и тем же атрибутом. Доказательство. Если бы существовало несколько различных субстанций, то они должны были бы различаться между собой или различием своих атрибутов, или различием своих модусов (по предыдущей теореме). Если предположить различие атрибутов, то тем самым будет допущено, что с одним и тем же атрибутом существует только одна субстанция. Если же это будет различие состояний (модусов), то, оставив эти модусы в стороне, так как (по т. 1) субстанция по своей природе первее своих модусов, и рассматривая субстанцию в себе, т. е. сообразно с ее истинной природой (опр. 3 и акс. 6), нельзя будет представлять, чтобы она была отлична от другой субстанции, т. е. (по пред. т.) не может существовать несколько таких субстанций, но только одна; что и требовалось доказать»

· «Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции, или сознания, как это будет выяснено в следующем изложении.
И здесь картезианцы сделали большую ошибку, считая за ничто несознаваемые восприятия. Это же заставило их думать, будто одни лишь духи бывают монадами и что нет вовсе душ животных или других энтелехий; поэтому же они, разделив ходячие мнения, смешали продолжительный обморок со смертью в строгом смысле. А это заставило их впасть в схоластический предрассудок, будто душа может совершенно отделиться от тела, и даже укрепило направленные в другую сторону умы во мнении о смертности душ»

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте социальную ситуацию и научные направления развития психологии в Новое время.

2. Объясните происхождение названия и суть «Нового органона» Ф.Бэкона.

3. Кто ввел феномен сознания в науку в качестве предмета?

4. Выделите основные направления и достижения в учении Р.Декарта, конкретизируйте их роль в дальнейшем развитии психологии.

5. В чем заключается психофизическая проблема и решение ее Р.Декартом?

6. В чем заключаются близость и идейные расхождения между учением Б.Спинозы и картезианством?

7. Охарактеризуйте суть монадологии Г.Лейбница и ее значение в развитии традиций в психологии бессознательного.

8. Как в учении Т.Гоббса реализуются идеи материализма, механо-детерминизма, эпифеноменализма?

 

 


Рекомендуемая литература

 

Date: 2015-04-23; view: 2970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию