Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. При выполнении земляных работ на строительстве линейной части магистральных» трубопроводов осуществляют рытье (раз­работку) траншеи роторными и одноковшовыми





При выполнении земляных работ на строительстве линейной части магистральных» трубопроводов осуществляют рытье (раз­работку) траншеи роторными и одноковшовыми экска­ваторами, засыпку уложенного в траншею трубопровода бульдо­зерами или роторными траншеезасыпателями; обвало­вание прокладываемого наземно трубопровода одноковшовыми экскаваторами; отсыпку насыпей с использованием одноковшовых экскаваторов, автосамосвалов и бульдозеров; устройство полок, срезку косогоров (в составе подготовительных работ); рекульти­вацию; устройство нагорных канав (при прокладке нефте- и нефтепродуктопроводов) на косогорах; разработку (устройство) кот­лованов при монтаже линейной арматуры; засыпку ряжей при надземной прокладке трубопроводов; устройство и разбор времен­ных перемычек при сооружении переходов трубопроводов через малые реки, ручьи и овраги; разработку урезов и подводные зем­ляные работы при прокладке переходов трубопроводов через крупные водные преграды. Помимо этого выпол­няют взрывные и буровзрывные работы, работы по рыхлению и резке мерзлых грунтов, бурение скважин в многолетнемерзлых грунтах.

К земляным работам относят также разработку траншей для трубопровода бульдозерами в песчаных барханах, послойную разработку траншеи с использованием роторных и одноковшовых экскаваторов, бульдозеров и разработку траншеи-канавы навес­ными и прицепными канавокопателями при прокладке трубопро­водов с частичным заглублением, прокладку тоннелей в горных условиях, намывку насыпей земснарядами, направленное буре­ние (или проколы) при строительстве переходов трубопроводов через естественные и искусственные преграды и др.

Все виды земляных работ должны выполняться с использова­нием мерительного и геодезического инструмента.

К началу работ по рытью траншеи необходимо иметь проект производства земляных работ, при разработке которого использованы типовые технологические карты;

наряды - задания экипа­жам экскаваторов на Проведение работ; письменное разрешение на право проведения земляных работ в зоне расположения под­земных коммуникаций от организаций, ответственных за их экс­плуатацию. Перед разработкой траншеи должны быть осуще­ствлены расчистка и планировка трассы; разбивка оси траншеи и закрепление ее на местности; устройство подъездов для доставки экскаватора на объект и его обслуживания. Траншеи для магистральных трубопроводов в нормальных гидрогеологических условиях в летнее время в грунтах I-IV ка­тегорий в основном разрабатывают роторными экскаваторами. В местах границ захваток для работы роторных экскаваторов, горизонтальных и вертикальных углов поворота трубопровода, на переходах через естественные и искусственные препятствия, в мягких грунтах с включением валунов, на обводненных грунтах и болотах, в разрыхленных мерзлых и скальных породах для этой цели используют одноковшовые экскаваторы с обратной ло­патой.

Грунт, разрабатываемый из верхних слоев, следует уклады­вать в отдельные части отвала с постепенным приближением зо­ны разгрузки к бровке траншеи. Грунт, вынутый из траншеи и уложенный в отвал, необходимо размещать на расстоянии не ме­нее 0,5 м от бровки траншеи

При засыпке трубопровода необходимо соблюдать следующие правила:

при наличии горизонтальных кривых сначала засыпают кри­волинейный участок (от середины в обе стороны), а затем осталь­ную часть трубопровода;

на участках с вертикальными кривыми трубопровода (в овра­гах, балках, суходолах и т. п.) засыпку производят с двух сторон понижения (сверху вниз);

на участках захлестов засыпку выполняют таким образом, чтобы перемещение бульдозера, а следовательно, и направление отсыпки осуществлялось с двух сторон (по длине не менее 300 м) к границам разрыва, необходимого для монтажа трубопровода.

Избыточный грунт при засыпке траншей нужно разравнивать пологим валиком, при определении высоты которого учитывают осадку.

Во многих случаях при разработке траншеи и засыпке уложен­ного в нее трубопровода проектом предусматривают работы по рекультивации плодородного слоя почвы. Их выполняет поточным методом звено, оснащенное бульдозерами. При срезке плодород­ного слоя ширину полосы рекультивации принимают равной сум­ме ширины траншеи поверху и зоны расположения отвала мине­рального грунта. После срезки плодородного слоя восстанавли­вают разбивку оси траншеи. Грунт складируют и хранят так, чтобы исключалась возможность ухудшения качества плодород­ного слоя (смешивание его с минеральным грунтом, загрязнение плодородного слоя почвы и др.), размыва и выдувания.

В отдельных случаях плодородный слой почвы одноковшовыми экскаваторами из отвалов грузят на автосамосвалы и вывозят к местам складирования.

Методы проведения земляных работ и выбор используемых для этих целей машин зависят от природно-климатических усло­вий, в первую очередь грунтовых и рельефных.

Параметры земляных сооружений, применяемых при строительстве маги­стральных трубопроводов (ширина, глу­бина и откосы траншеи, сечение насыпи и крутизна ее откосов и др.), устанав­ливают в зависимости от диаметра про­кладываемого трубопровода, способа его закрепления, рельефа местности, грунтовых условий и определяют проек­том. Размеры траншеи (глубина, ши­рина по дну, откосы) устанавливают в зависимости от назначения и диамет­ра трубопровода, характеристики грун­тов, гидрогеологических и других усло­вий.

Минимальная ширина траншеи по дну устанавливается СНиП и прини­мается равной D +300 мм для трубо­проводов диаметром до 700 мм (где D - условный диаметр трубопровода) и 1,5 D для трубопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следующих дополнительных требований:

для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1: 0,5 ширину траншеи по дну допускается уменьшать до величины D + 500 мм;

допускается принимать ширину тран­шей равной ширине рабочего органа землеройной машины, но не менее ука­занной;

ширина траншеи по дну на кривых участках под гнутые или сварные отво­ды должна быть равна двухкратной величине по отношению к ширине на прямолинейных участках для обеспе­чения вписания трубопровода в кривую траншею;

ширина траншеи по дну под балласт­ными грузами или анкерными установ­ками должна быть не менее 2,2 D, на участках трубопровода балластируемого грунтом с использованием нетканого синтетического материала, 1,6 D.

Глубину траншеи устанавливают из условий предохранения трубопровода от механических повреждений при пе­реезде через него автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и назначают равной: для трубо­проводов диаметром D до 1000 м - D + 0,8 м; для трубопроводов диаметром 1000 м и более D+ 1 м; для болоти­стых грунтов, подлежащих осушению, D + 1,1 м; для песчано-барханных грун­тов D+ 1 м от нижних межбарханных оснований; для скальных и болотистых грунтов при отсутствии проезда авто­транспорта, строительных и сельско­хозяйственных машин Д + (0,6-0,8) м.

Крутизна откосов траншей под трубо­провод и котлованов под трубопровод­ную арматуру принимается по СНиП.

Методы разработки грунтов опреде­ляют в зависимости от параметров зем­ляного сооружения и объемов работ, геотехнических характеристик грунтов, классификации грунтов по трудности разработки, местных условий строитель­ства, наличия землеройных машин в строительных организациях.

При разработке и засыпке траншей для пересчета объемов работ разрых­ленного грунта на объем в плотном состоянии при невозможности замера последнего. Грунт замеряется и оплата производится как за его разработку в плотном теле.

Различают два вида разрыхления:

первоначальное и остаточное. Первона­чальное разрыхление образуется в мо­мент разработки грунтов, а остаточное остается в земляном сооружении после уплотнения его естественным путем.

При разработке траншей роторными экскаваторами для получения ровной поверхности дна выполняется предвари­тельная планировка микрорельефа по­лосы трубопровода бульдозером на ши­рину, равную гусеничному ходу экска­ватора, предназначенного для разра­ботки траншеи, но не менее 3 м.

Сменные темпы земляных, изоля­ционно-укладочных работ в целях предотвращения деформации профиля траншеи в слабых грунтах, а также смерзания отвала грунта в зимнее время, должны быть одинаковыми при ми­нимальном интервале (технологическом разрыве) между этими работами, опре­деляемым ППР.

Разработка траншей в задел допу­скается только в устойчивых грунтах в летнее время. Во избежание обвала вынутого грунта, а также обрушения стенок траншеи ближняя кромка осно­вания отвала вынутого грунта должна располагаться не ближе 0,5 м от края траншеи. Рыхление скальных грунтов взрывным способом производится до вывоза труб на трассу во избежание их повреждения, рыхление мерзлых грунтов допускается и после вывоза труб на трассу.

Переборы грунта при разработке траншеи ликвидируются подсыпкой мягкого грунта и его уплотнения. Ос­нования под трубопроводы в скальных и мерзлых грунтах выравнивают слоем мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями основания.

При сооружении трубопроводов боль­ших диаметров (1020, 1220, 1420 мм) проводится нивелировка дна траншеи по всей длине трассы: на прямых участках через 50 м; на вертикальных кривых принудительного гнутья через 2 м; при сооружении трубопроводов диаметром менее 1020 мм только на сложных участках трассы (вертикаль­ных углах поворота, участках с пере­сеченным рельефом местности), а также на переходах через железные и автомо­бильные дороги, овраги, ручьи, реки, балки и другие преграды, на которые разрабатываются индивидуальные ра­бочие чертежи.

Засыпка трубопровода производится непосредственно вслед за отпуском и установкой балластных грузов или ан­керных устройств. При засыпке грун­том, содержащим мерзлые комья, ще­бень, гравий и другие включения раз­мером более 50 мм в поперечнике, изо­ляционное покрытие предохраняют от повреждений присыпкой мягким грун­том на толщину 20 см над верхней об­разующей трубы или устройством за­щитных покрытий. Мягкая подсыпка дна траншеи и засыпка мягким грун­том трубопровода, уложенного в скаль­ных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, до­пускается по согласованию с проект­ной организацией и заказчиком за­менять сплошной надежной защитой.

Методы разработки траншей опре­деляются в зависимости от заданных размеров и профиля траншеи для ук­ладки конкретного трубопровода; вида и состояния грунтов на участке работ;

характера рельефа местности; степени обводненности участка; наличия соответствующих комплексов землеройных машин и технико-экономиче­ских показателей их применения.

Разработку траншей в талых грунтах и грунтах с промерзанием верхнего слоя до 1 м можно также осуществлять ком­бинированными методами с примене­нием комплексов машин, состоящих из бульдозеров, тракторных разрыхли­телей, роторных или одноковшовых экскаваторов. При комбинированном методе траншею разрабатывают буль­дозерами на глубину до 1 м, а затем экскаваторами до проектной глубины. В сильно сыпучих барханных песках, когда изоляционно-укладочные колон­ны могут работать только в самой тран­шее (ширина которой составляет 6 м и более), разработку таких траншей осуществляют с помощью мощных буль­дозеров по продольно-поперечной схеме. В зависимости от размеров траншей, расположения отвала и условий работы рытье траншей осуществляют лобовым или боковым забоями.

Одноковшовые экскаваторы обычно работают захватками: длину каждой захватки выбирают равной дневной производительности экскаватора; эк­скаватор переходит на новую захватку в конце рабочего дня или во время пересмены звеньев.

Разработку траншей одноковшовыми экскаваторами в обычных условиях вы­полняют с применением оборудования обратной лопаты. В зимних условиях для разработки траншей в грунтах с промерзанием до 0,3-0,4 м можно ис­пользовать эти же экскаваторы. При глубине промерзания более 0,3-0,4 м необходимо предварительно рыхлить верхний мерзлый слой тракторными рыхлителями или взрывным способом. При разработке траншей в талых, силь­но обводненных, сыпучих и неустойчи­вых грунтах используют драглайны.

Расстояние между захватками уста­навливается с учетом выполнения пол­ного цикла работ в течение смены и безопасного производства буровзрывных и земляных работ.

Бурение шпуров осуществляется шнековыми мотобурами, перфораторами и самоходными буровыми машинами БТС-60, БМ-276, БМ-253, БМ-254, УШ-2Т, МБШ-321 и др. При разработ­ке мерзлого грунта механическим спо­собом используют тракторные рыхли­тели мощностью 184-260 кВт.

Для разработки мерзлых и плотных грунтов рекомендуется применять ком­бинированный поточно-механизирован­ный метод, позволяющий наиболее эф­фективно использовать землеройные машины.

Метод разработки траншей одноков­шовыми экскаваторами и бульдозера­ми-рыхлителями рекомендуется приме­нять в любых грунтовых условиях (кро­ме незамерзающих болот), в которых нельзя использовать роторные траншей­ные экскаваторы, с целью повышения темпов разработки траншей и произво­дительности труда механизаторов в 1,5-3 раза, а также сокращении тех­нологических перегонов и числа пере­мычек. Наибольшая эффективность применения этого способа достигается при разработке прочных, мерзлых и скальных грунтов с предварительным рыхлением. Сущность метода состоит в том, что бульдозер-рыхлитель наряду с традиционным назначением, заклю­чающимся в выполнении подготови­тельных и вспомогательных работ, ис­пользуется непосредственно для раз­работки траншеи. При этом способе продольными проходами бульдозера-рыхлителя разрабатывается пионерная траншея, в которой затем перемещает­ся один или несколько одноковшовых экскаваторов, дорабатывающих ее до проектного профиля. Метод разработки траншей роторными экскаваторами и бульдозерами рекомендуется для раз­работки траншей при прокладке трубо­проводов больших диаметров. Приме­нение указанного способа позволяет расширить область применения роторных экскаваторов и обеспечить раз­работку траншей глубиной более тех­нических характеристик применяемых роторных траншейных экскаваторов; повысить производительность труда комплекса машин. Сущность метода за­ключается в поточной разработке тран­шеи землеройными машинами, каждая из которых выполняет определенную операцию, разрабатывая часть профиля траншеи. Вначале роторным экскава­тором разрабатываются пионерная траншея заданной глубины, затем эта траншея расширяется продольными проходами бульдозера с образованием траншеи шириной, равной длине его отвала. После этого второй экскаватор перемещается по траншее, образован­ной бульдозером и дорабатывает ее до проектного профиля.

Для разработки траншей под трубо­проводы диаметрами 1220-1420 мм применяют комплекты машин, которые состоят из двух роторных экскавато­ров ЭТР-231, ЭТР-253А или ЭТР-254 и бульдозера. Эти комплекты можно применять до освоения экскаваторов с изменяемой шириной гусеничного хода, использование которых позволит разрабатывать траншеи комплектами, состоящими из двух-трех роторных экскаваторов без применения бульдо­зеров. Для эффективной разработки траншей под трубопроводы диаметром до 1220 мм комплекты машин могут состоять из двух экскаваторов типа ЭТР-204 и ЭТР-223 и бульдозера. Про­ектный профиль траншеи формируется в процессе прохождения второго экска­ватора. Такая технологическая схема позволяет разрабатывать траншеи глу­биной, превышающей максимальную глубину копания роторных экскавато­ров.

Метод разработки траншей комплектом роторных экскаваторов предусмат­ривает непрерывную поточно-механи­зированную разработку траншей ком­плектами роторных экскаваторов, каждый из которых разрабатывает определенную часть профиля траншеи. Применение данной технологии позволяет обеспечить заданные темпы разработки траншей; ликвидировать обра­зование технологических перемычек между захватками работы роторных экскаваторов и тем самым высвободить одноковшовые экскаваторы для их раз­работки; устранить сменные переезды машин с одного участка на другой, что имеет место при обычной техноло­гической схеме разработки; снизить не­производительные затраты труда и рас­ход ресурсов.

В мерзлых и вечномерзлых грунтах в зимних условиях траншею с приме­нением комплексов роторных экскава­торов разрабатывают по следующим трем схемам:

I схема - при плотности мерзлого грунта до 250-300 ударов по плотно­меру ДОРНИИ применяют последова­тельный метод с использованием не­скольких роторных экскаваторов, т.е. поочередный проход нескольких экска­ваторов (схема последовательной раз­работки траншеи для трубопровода диаметром 1420 мм роторным экска­ватором ЭР-7Е, ЭТР-231 и ЭТР-253 или одного экскаватора на всю глубину копания траншеи ЭТР-253, ЭТР-254);

II схема - при плотности грунта до 300-350 ударов по плотномеру ДОРНИИ следует применять комплекс­ный метод (например, роторный уни­версальный экскаватор ЭТР-231 со сменными роторами для трубопровода диаметром 1420 мм или ЭТР-254-01, а затем ЭТР-254 или ЭТР-307); эта схема состоит из следующих операций:

первым экскаватором отрывают пио­нерную траншею; вторым экскаватором расширяют траншею и углубляют ее;

третьим экскаватором расширяют тран­шею до проектного профиля;

III схема - при плотности грунта бо­лее 300 ударов по плотномеру ДОРНИИ во II схему должны быть дополнитель­но включены два-три рыхлителя марки ДП-9С, Д-9 или Д-652А для предва­рительного рыхления мерзлого грунта траншеи. В мерзлых грунтах любой прочности для всех диаметров трубопроводов траншею разрабатывают также буро-взрывным способом с выемкой разрых­ленного грунта одноковшовыми экска­ваторами Э-652, ЭО-4121, ЭО-4123.

Для рыхления грунтов используют шпуровые или скважинные заряды. Бурение шпуров и скважин осущест­вляют бурильными машинами БМ-276, БМ-253, БМ-254, при малых объемах - пневматическими перфораторами и мо­тобурами.

Разработку траншей в мерзлых грун­тах (особенно для трубопроводов ма­лых диаметров) можно осуществлять одноковшовыми экскаваторами с пред­варительным рыхлением грунта стоеч­ными тракторными рыхлителями.

В зависимости от несущей спо­собности грунта и объемов траншеи разрабатывают:

на болотах I типа в любое время го­да и II типа в зимних условиях экска­ваторами ЭО-4121, ЭО-4123 с обратной лопатой на уширенных гусеницах или на обычных гусеницах с применением перекидных сланей или щитов;

на болотах II и III типов (за исклю­чением сплавинных болот) в летних условиях траншеи разрабатывают спе­циальными болотными экскаваторами (Э-652БС, ЭО-4221, МПТ-72 и др.) или обычными экскаваторами, установ­ленными на понтонах.

Для прокладки магистральных трубо­проводов на болотах всех типов мето­дом сплава или протаскивания траншеи разрабатывают взрывным способом. В зависимости от типа и глубины бо­лота, а также степени залесенности трассы применяют способы удлиненных, сосредоточенных или скважинных за­рядов. В зависимости от типа болота, способа прокладки, времени строитель­ства и используемой техники различа­ют следующие основные методы земля­ных работ:

разработку траншей с предваритель­ным выторфованием;

разработку траншей с применением специальной болотной модификации и плавающей техники, понтонов, щитов, сланей или пеносаней, снижающих давление на поверхность грунта;

разработку траншей с применением энергии взрыва;

разработку траншей в зимнее время.

Схема разработки траншей с предва­рительным выторфованием применяет­ся на участках с глубиной торфяного слоя до 1 м с устойчивым подсти­лающим основанием. Ширина образуе­мой посредством выторфования выемки должна обеспечивать нормальную ра­боту экскаватора для разработки тран­шеи в минеральном грунте на полную глубину. Траншея устраивается буль­дозером или экскаватором на глубину 0,15-0,2 м ниже проектной отметки с учетом возможного оплывания откосов траншеи. Схему разработки траншей с применением специальной техники, пон­тонов, щитов или сланей применяют на слабонесущих болотах (II и III ти­пов).

Для разработки траншей взрывным способом в зависимости от типа болота и размеров траншеи применяют раз­личные технологические схемы.

На открытых и слабозалесенных бо­лотах при разработке траншей и кана­лов глубиной до 3-3,5 м, шириной по верху до 15 м, мощностью торфяного слоя до ⅔ глубины траншеи исполь­зуют удлиненные шнуровые заряды (из отходов пироксилиновых порохов или водоустойчивых аммонитов). На глубоких болотах, покрытых лесом, раз­работку траншеи (глубиной до 5 м и шириной по верху до 20 м) целесооб­разно осуществлять сосредоточенными зарядами, размещенными вдоль оси траншеи. При этом отпадает необходи­мость в предварительной расчистке трассы от леса. Сосредоточенные за­ряды размещают в зарядных воронках, образуемых прострелкой небольших скважинных зарядов.

Для разработки траншей глубиной до 2,5 м и шириной по верху 6-8 м эффективно использовать скважинные заряды из водоустойчивых ВВ. Этот метод можно использовать на болотах I и II типов, в том числе покрытых лес­ной растительностью. Скважины (вер­тикальные или наклонные) распола­гают вдоль оси траншеи на расчетном расстоянии друг от друга в один или два ряда в зависимости от проектной ширины дна траншеи. Диаметр скважин принимают 150-200 мм. Наклон­ные скважины под углом 45-60° к го­ризонту применяют при необходимости направленного выброса грунта на одну из сторон траншеи.

Для прокладки трубопроводов в гор­ных условиях траншеи в скальных грун­тах разрабатывают различными спо­собами в зависимости от уклонов трассы и характеристик грунта:

на участках трассы с продольными уклонами до 15° в грунтах I-IV кате­гории обычно применяют роторные эк­скаваторы;

при больших уклонах, как правило, используют одноковшовые экскаваторы и бульдозеры;

на участках с поперечным уклоном не более 8° допускается применять землеройные машины на гусеничном и пневмоколесном ходу,

На косогорах с поперечным уклоном более 8° для устойчивости машин при выполнении всех строительных процес­сов устраивают полки со съездами и подъездами.

На полках при продольных уклонах до 35° в грунтах, не требующих пред­варительного рыхления, используют од­ноковшовые экскаваторы с обратной лопатой или роторные экскаваторы;

при уклонах более 35° применяют буль­дозеры, причем ширина траншеи по дну должна быть равна ширине ножа буль­дозера.

В скальных грунтах перед разработ­кой траншеи одноковшовыми экскава­торами необходимо предварительно рыхлить грунт взрывным способом. Рыхление скальных грунтов следует производить до вывоза труб на трассу. Разработка траншеи в скальных грунтах ведется одноков­шовыми экскаваторами с предвари­тельным рыхлением грунта буровзрывным способом. Рыхление грунта под траншею осуществляется группой не­больших зарядов, помещенных в пробу­ренные шпуры.

На участках трассы, сложенных скальными грунтами, при продольных уклонах до 20° устраивают подушки и присыпки трубопровода, а на участках трассы с продольными уклонами выше 20° производят обычно сплошную фу­теровку трубопровода деревянными рейками.

Для подсыпки мягкого грунта в тран­шею применяют бульдозеры, траншеезасыпатели и одноковшовые экскава­торы. По дну траншеи грунт можно раз­равнивать бульдозером на базе малога­баритного тягача. На участках с кру­тизной склона более 35°, когда работа одноковшовых экскаваторов крайне затруднительна, траншеи небольшой про­тяженности можно разрабатывать буль­дозерами лотковым способом послойно сверху вниз.

Засыпают траншеи на крутых подъ­емах и спусках, как правило, путем перемещения бульдозеров вдоль или под углом к траншее. При расположе­нии отвала грунта и подошвы откоса в виде полувыемки используют одно­ковшовые экскаваторы и скребковые траншеезасыпатели.

После окончания земляных работ прилегающая полоса в зоне подвижных песков должна быть обязательно за­креплена.

Все работы по строительству трубо­проводов в пустынных и песчаных райо­нах следует выполнять преимуществен­но в осенне-зимне-весенний периоды, а в случае необходимости вести работы в летний период - работать только в вечернее и ночное время. Разрыв между земляными и изоляционно-укладочными работами должен быть минимальным, чтобы избежать выдувания отвала и за­носа траншей песком. Траншеи в пес­чаных грунтах разрабатывают буль­дозерами, канавокопателями, одноков­шовыми и роторными экскаваторами. В сыпучих грунтах траншеи целесообразно разрабатывать одноковшовыми экскаваторами типа драглайн, оснащенными ковшами уве­личенной вместимости.

В плотных закрепленных и влажных грунтах траншеи следует разрабаты­вать роторными экскаваторами. Разра­ботку траншеи осуществляют комплек­сом мощных бульдозеров по продоль­но-поперечной схеме. Траншеи в плотных и влажных пес­чаных грунтах можно разрабатывать одним бульдозером лотковым способом с перемещением грунта в отвал по кри­вой.

При устройстве глубоких траншей применяют комбинированный способ разработки грунта, при котором верх­ний слой до 1-1,2м разрабатывают бульдозерами, а остальную часть (до проектной отметки) в сыпучих грун­тах - одноковшовым экскаватором, а в плотных и влажных песках - ротор­ными экскаваторами.

Земляные и все другие работы по строительству трубопровода на ороша­емых землях выполняют в осенне-зимний невегетационный период и долж­ны быть закончены до начала весен­них поливов. Земляные работы на оро­шаемых землях проводят в определен­ной последовательности:

планировка полосы и устройство пе­реездов;

снятие плодородного слоя и пере­мещение его в отвал;

разработка траншей;

засыпка уложенного в траншею тру­бопровода;

восстановление плодородного слоя и поливных борозд.

Для обеспечения проезда транспорт­ных и строительных машин выполня­ется планировка, которая заключается в срезке имеющихся бугров, гряд и по­ливных борозд на полосе. Для передви­жения машин через оросительные кана­лы и осушительные коллекторы устраи­вают переезды, отсыпаемые бульдозе­рами из местного грунта. После оконча­ния работ земляные перемычки убирают, а грунт перемещают обратно в резерв. Траншеи в грунтах нормальной влаж­ности и плотных устойчивых минераль­ных грунтах разрабатывают роторными траншейными экскаваторами. Для раз­работки траншей с откосами во влаж­ных грунтах необходимо использовать роторные экскаваторы, оборудованные откосниками и специальными ковшами с цепными днищами.

Контроль качества земляных работ заключается в систематическом наблю­дении и проверке соответствия выпол­няемых работ проектной документации и соблюдения требований СНиП и технологических карт. В целях преду­преждения дефектов в процессе произ­водства работ осуществляется опера­ционный контроль качества, который осуществляется непосредственно испол­нителями, бригадирами, мастерами, прорабами или специальным контроле­ром. Выявленные в ходе контроля де­фекты, отклонения от проектов и тре­бований строительных норм и правил или технологических инструкций испра­вляются до начала последующих опе­раций (работ).

Приемка законченных земляных со­оружений осуществляется при сдаче в эксплуатацию всего магистрального трубопровода. Приемку трубопровода осуществляет специальная государст­венная комиссия с соблюдением общих правил по организации и приемке ра­бот, по строительству земляных соору­жений и по строительству магистраль­ных трубопроводов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Категории грунтов.

2. Основные виды земляных работ.

3. Размеры траншеи в зависимости от диаметра и категории грунта.

4. Техника, применяемая для произ­водства земляных работ.

5. Технологии выполнения земляных работ в различных условиях прохождения трассы.

6. Контроль качества земляных работ.

7. Оформление документации на зем­ляные работы.

 

Date: 2015-06-07; view: 1821; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию