Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню освоения содержания дисциплины (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)





Выпускник по специальности 060601 «Медицинская биохимия», с квалификацией врач должен обладать следующими компетенциями:

 

1.способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

2. способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК-1);

3. способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным, в т.ч. биохимическим, дисциплинам в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ (ПК-2);

4. способностью и готовностью устанавливать диагноз с учетом законов течения патологии на клеточном и молекулярном уровне, использовать данные анамнеза, физикальных, биохимических, иммунологических, медико-генетических, инструментальных методов исследования в диагностике и мониторинге патологии (ПК-3);

5. способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать основные методики оценки функционального состояния организма человека, принципы тестирования психологических свойств личности человека, понимание процессов старения организма, физиологических особенностей стареющего организма для более успешной лечебно-диагностической деятельности (ПК-4);

6. способностью и готовностью провести составление родословной, выполнять и читать результаты цитогенетического исследования, составить заключение о результатах медико-генетического консультирования (ПК-7);

7. способностью и готовностью анализировать роль социальных, экологических и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития заболеваний, оценивать функциональные и биохимические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах, проводить пато физиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы и принципы диагностики (ПК-8);

8. способностью и готовностью использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, проводить санитарно-просветительскую работу, консультирование пациентов по медицинским проблемам, лежащим в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-19);

9. способен и готов анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и других видов микроскопии, оценивать морфологические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах (ПК-27);

10. способен и готов проводить аналитическую работу с информацией - учебной, научной, нормативно справочной литературой и другими источниками (ПК-28);

11. способен и готов анализировать и использовать в профессиональной деятельности различные медико-биологические и информационные технологии (ПК-29);

12. способен и готов к чтению лекций, проведению лабораторных, практических, клинико-практических занятий со студентами по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим проблемам в медицинских вузах и колледжах (ПК-31);

13. способен и готов к созданию учебно-методических пособий и разработок по профессиональной деятельности с указанием роли отечественных ученых (ПК-32).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать: общие закономерности происхождения и развития жизни;

антропогенез и онтогенез человека;

законы генетики;

понятия биосферы и экологии;

феномен паразитизма.

• Уметь: анализировать микроскопические препараты, микро- и электронные микрофотограммы биологических объектов.

 

• Владеть: методиками планирования и разработки схемы медико-биологических экспериментов;

методами работы с биологическим, фазовоконтрастным, поляризационным, люминесцентным микроскопом.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе: - - -
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С) - - -
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе: - - -
Реферат (написание и защита)      
Решение ситуационных (генетических) задач     -
Вид промежуточной аттестации (экзамен)      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины базовой части ФГОС Содержание раздела
  Биология - наука о живых системах. Общие свойства биологических систем. Уровни организации жизни. Биология-наука о живых системах, изучающая закономерности и механизмы их возникновения, существования и развития. Задачи биологии и методы научного познания. Исторический и системный подходы в изучении общих закономерностей живой природы. История развития биологии. Комплекс биологических наук. Место биологии среди естественных наук. Дифференциация и интеграция биологических знаний как отражение сложности живых систем. Биология - теоретическая основа медицины, ее место в подготовке врача. Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода. Биологические (живые) системы - особый этап развития и форма движения материи. Единство вещества, энергии и информации – основной принцип существования живой материи. Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Ноосфера – биосоциальный уровень организации живой материи как результат возникновения и развития человеческого общества. Элементарные единицы, элементарные явления и проявления главных свойств жизни на различных уровнях ее организации.  
  Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации биологических систем. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем. Нуклеиновые кислоты и белки - основа организации биологических систем на молекулярном уровне. Реакции матричного синтеза - важнейшая черта химической организации живых систем. Биологическая роль белков, липидов, полисахаридов. Хранение и перенос энергии, роль АТФ. Генный уровень организации наследственного материала. Молекулярная организация нуклеиновых кислот. Строение, свойства и функции ДНК. Модель пространственной структуры ДНК (Дж.Уотсон, Ф.Крик). Репликация ДНК. Роль макромолекул в хранении и реализации информации. Значение кодовых взаимодействий в живых системах. Генетический код и его свойства. Ген, его свойства. Ген как функциональная единица наследственности. Современные представления о структуре гена. Молекулярная организация наследственного материала прокариот. Плазмиды. Организация генетического материала у эукариот. Экзонинтронная структура. Функциональная классификация генов (структурные, регуляторы, модуляторы). Этапы реализации генетической информации: транскрипция и посттранскрипционные процессы, трансляция и посттрансляционные процессы. Структура и свойства РНК. Основные типы РНК: транспортная, матричная, рибосомная. Регуляция экспрессии генов. Клеточный уровень организации биологических систем. Клетка - элементарная генетическая и структурно - функциональная единица, лежащая в основе строения и развития организмов. Этапы развития и основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в обосновании единства всего живого. Типы клеточной организации. Структурно-функциональная организация прокариотических и эукариотических клеток. Основные компоненты эукариотической клетки: мембрана, цитоплазма, ядро. Биологические мембраны, их строение и роль в пространственной и временной организации клетки. Рецепторы поверхностного аппарата клеток, их химическая природа и значение. Органоиды клетки, их морфофункциональная организация и классификация. Цитоплазматические включения, их строение и функции. Ядро – система управления клетки. Хромосомный уровень организации наследственного материала.Хромосома, ее химический состав. Структурная организация хроматина. Гетерохроматин (конститутивный и факультативный) и эухроматин. Морфология хромосом. Типы хромосом. Нуклеосомная модель строения хромосом. Особенности пространственной организации наследственного материала в прокариотической клетке. Закономерности существования клетки во времени. Жизненный цикл клетки. Основное содержание и значение периодов жизненного цикла клетки. Клеточный цикл, его периодизация. Деление клеток – биологический процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития организмов. Виды деления клеток. Митотический (пролиферативный) цикл. Фазы митотического цикла, их характеристика и значение. Митоз, его происхождение, формы и эволюция. Биологическое значение митоза. Регуляция клеточного цикла и митотической активности. Прямое деление клетки - амитоз, его биологическое значение. Характеристика эндомитоза и политении. Интеграция и дифференциация клеток в многоклеточном организме. Клеточная инженерия и ее перспективы. Биотехнология - новое направление биологической науки, ее значение для медицины.  
  Организменный (онтогенетический) уровень организации биологических систем. Организм как уровень организации живой материи. Организация, регуляция и координация функций организма. Саморегуляция в организме. Иерархия механизмов регуляции. Межклеточные взаимодействия. Нейрогуморальная регуляция. Гомеостаз организма. Значение обратных связей в механизме гомеостаза (М.М. Завадовский). Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин). Временная организация и координация функций организма, и ее регуляция. Биологические ритмы. Хронобиология и хрономедицина. Общие принципы пространственной организации биосистем. Закономерности размножения клеток в организме. Пролиферативная система тканей и ее регуляция, физиологическая и репаративная регенерация, медицинское значение. Управление регенерационными процессами и проблема обратимости патологических изменений в органах. Клеточные источники регенерации. Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений. Формы размножения организмов, его сущность, типы, биологическая роль, происхождение и эволюция. Бесполое размножение и его основные формы у одноклеточных и многоклеточных организмов. Половое размножение, его эволюционное значение, происхождение, биологическая роль. Половые клетки. Строение и функции. Классификация яйцеклеток. Гаметогенез. Особенности развития яйцеклеток и сперматозоидов. Мейоз как процесс формирования гаплоидных гамет. Фазы мейоза, их характеристика и значение. Биологический смысл мейоза. Рекомбинация наследственного материала, ее медицинское и эволюционное значение. Нарушения мейоза. Полиплоидия и гетероплоидия. Чередование гаплоидной и диплоидной фаз жизненного цикла. Оплодотворение (внешнее и внутренне). Механизмы оплодотворения. Этапы оплодотворения. Реакции оплодотворения. Партеногенез. Виды партеногенеза. Биологическое значение. Гиногенез и андрогенез. Чередование поколений. Гермафродитизм и раздельнополость. Биология индивидуального развития. Онтогенез как процесс реализации наследственной информации в определенных условиях среды. Соотношение индивидуального и эволюционного развития. Типы онтогенетического развития. Периодизация онтогенеза. Характеристика и значение основных этапов эмбрионального развития. Яйцекладное, личиночное и внутриутробное развитие. Яйцеживорождение. Эмбриональный период. Дробление как процесс образования многоклеточного зародыша. Типы дробления. Связь строения яйцеклетки с типом дробления. Бластула и её типы. Гаструляция как процесс формирования многослойного зародыша. Виды гаструляции. Первичный органогенез (нейруляция) как процесс образования комплекса осевых органов хордовых. Дифференцировка зародышевых листков. Образование органов и тканей. Провизорные органы хордовых. Образование, строение, особенности функционирования и эволюции провизорных органов и зародышевых оболочек. Амнион, хорион, аллантоис, желточный мешок, плацента. Типы плаценты, ее значение. Нарушение процессов развития и редукции зародышевых оболочек у человека. Особенности эмбрионального развития млекопитающих и человека. Основные концепции в биологии развития (гипотезы преформизма и эпигенеза). Формирование современных представлений о сущности онтогенетических преобразований. Факторы регуляции развития животных и человека на разных этапах онтогенеза. Генетическая регуляция развития. Основные клеточные процессы в онтогенезе (пролиферация, миграция, клеточные сгущения, избирательная сортировка клеток, дифференцировка, запрограммированная гибель клеток, адгезия). Межклеточные взаимодействия (контактные и дистантные) на разных этапах онтогенеза. Взаимодействие зачатков и тканей. Эмбриональная индукция, ее виды. Нервная регуляция развития, взаимосвязь нервной системы и иннервируемого органа в онтогенезе. Гуморальная регуляция развития, механизмы и уровни гормональной регуляции. Дифференцировка, ее генетические и негенетические механизмы, стадии. Целостность онтогенеза. Мозаичноеи регуляционное развитие. Эмбриональная регуляция. Детерминация частей развивающегося зародыша.Изменение потенций элементов зародыша в процессе развития, канализация развития. Морфогенез как многоуровневый динамическийпроцесс.Концепции морфогенеза. Рост. Типы роста организмов. Продолжительность онтогенеза как видовой признак. Взаимосвязь этапов индивидуального развития. Значение морфофункциональных корреляций в онтогенезе. Обзор теорий развития. Прогрессивная эволюция онтогенеза. Видоизменения периодов онтогенеза, имеющие экологическое и эволюционное значение (диапауза, деэмбрионизация, эмбрионизация, неотения). Рост, дифференциация и интеграция - основные процессы в развитии организма. Гибель клеток и её роль в процессах морфогенеза. Критические периоды в онтогенезе человека. Аномалии и пороки развития. Значение нарушенийчастных и интегративных механизмов онтогенеза в формировании врожденныхпороков развития. Постэмбриональный период онтогенеза, его периодизация у человека. Типы постэмбрионального развития. Основные процессы: рост, формирование дефинитивных структур, половое созревание, репродукция, старение. Старение как закономерный этап онтогенеза. Проявления старения на молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях. Механизмы старения (молекулярные, генетические, клеточные и системные). Влияние генетических факторов, условий и образа жизни на процесс старения. Закономерности старения. Гипотезы старения. Смерть как биологическое явление. Социальная и биологическая составляющие здоровья и смертности в популяциях людей. Проблемы долголетия. Роль наследственности и среды в формировании фенотипа. Наследственность и изменчивость - важнейшие свойства организмов. История развития генетики.Основные этапы развития учения о наследственности и изменчивости. Вклад в него отечественных ученых (Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова, А.С. Серебровского, С.С. Четверикова и др.). Значение генетики для медицины. Геномный уровень организации наследственного материала. Геном, кариотип как видовые характеристики. Механизмы поддержания постоянства кариотипа в ряду поколений клеток и организмов. Генотип и фенотип. Аллельные и неаллельные гены. Взаимодействие генов в генотипе: аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, межаллельная комплементация, аллельное исключение) и неаллельных (эпистаз, полимерия, комплементарность, эффект положения, модифицирующее действие). Гомо- и гетерозиготные организмы, понятие гемизиготности. Особенности аутосомного, Х-сцепленного и голандрического типов наследования. Полигенное наследование. Группы сцепления. Кроссинговер как механизм, определяющий нарушения сцепления генов. Закономерности наследования внеядерных генов. Изменчивость и ее формы. Фенотипическая изменчивость и ее виды. Модификации и их характеристики. Адаптивный характер модификаций. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Экспрессивность и пенетрантность признака. Значение средовых и генотипических факторов в формировании патологически измененного фенотипа человека. Генотипическая изменчивость: комбинативная и мутационная. Механизмы комбинативной изменчивости. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генотипического разнообразия. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. Генные мутации и их классификация. Причины и механизмы возникновения генных мутаций. Последствия генных мутаций. Изменения нуклеотидной последовательности гена как механизм возникновения явления множественного аллеломорфизма. Конверсия генов. Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза. Виды репарации. Хромосомные мутации, их классификация. Причины и механизмы возникновения хромосомных мутаций. Роль хромосомных мутаций в развитии патологических состояний человека и эволюционном процессе. Геномные мутации, причины и механизмы их возникновения. Классификация геномных мутаций. Значение геномных мутаций. Нарушение мейоза и митоза как механизмы возникновения геномных генеративных и соматических мутаций. Медицинское и эволюционное значение мутаций. Антимутагенные механизмы. Эволюция генома. Роль амплификации генов, хромосомных перестроек, полиплоидизации, подвижных генетических элементов, горизонтального переноса информации в эволюции генома.  
  Популяционно-видовой уровень организации биологических систем. Организация, биология и медицинское значение беспозвоночных. Организация и биология Простейших. Процессы интеграции и дифференциации на уровне одноклеточного организма. Характеристика Саркодовых, Жгутиковых, Споровиков, Инфузорий. Значение простейших в природе и жизни человека. Комменсальные и условно-патогенные формы простейших: кишечная амеба, ротовая амеба. Возбудители протозойных заболеваний человека: дизентерийная амеба, неглерия, акантамеба, лямблия, лейшмании, трихомонады, трипаносомы, малярийные плазмодии, токсоплазма, балантидий. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Методы лабораторной диагностики и пути профилактики протозойных заболеваний. Особенности многоклеточной организации живых существ, лежащие в основе прогрессивной эволюции. Организация и биология Пластинчатых, Губок, Кишечнополостных. Появление тканевой и органной дифференцировки. Типы симметрии тела: радиальная и билатеральная. Раздел билатеральносимметричные животные. Общая характеристика типа Плоские черви. Систематика. Класс Ресничные. Организация и биология класса Сосальщики. Сосальщики - возбудители трематодозов: печеночный, кошачий, ланцетовидный, легочный, китайский, шистосомы. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Методы лабораторной диагностики и пути профилактики трематодозов. Организация и биология класса Цестоды. Ленточные черви - возбудители цестодозов: свиной, бычий, карликовый цепни, широкий лентец, эхинококк, альвеококк. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Методы лабораторной диагностики и пути профилактики цестодозов. Общая характеристика типа Круглые черви. Систематика. Особенности жизненных циклов нематод: био- и геогельминтов. Круглые черви - возбудители нематодозов: аскарида, токсокара, острица, власоглав, анкилостомиды, трихинелла, ришта, филярии. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Методы лабораторной диагностики и пути профилактики нематодозов. Общая характеристика типа Кольчатые черви. Систематика. Происхождение и развитие полости тела Особенности организации и эволюции Моллюсков, медицинское значение. Общая характеристика типа Членистоногие. Систематика. Класс Ракообразные. Высшие и низшие раки - промежуточные хозяева гельминтов человека. Организация и биология класса Паукообразные. Систематика. Морфологические особенности представителей отрядов: Скорпионы, Пауки, Клещи, Сольпуги. Ядовитые паукообразные и их медицинское значение. Клещи - переносчики и резервуары возбудителей инфекционных заболеваний. Медицинское значение клещей семейств: Иксодовые, Аргазовые, Краснотелковые и Гамазовые. Морфология, циклы развития, географическое распространение и места обитания клещей: собачьего, таежного, пастбищного, гиалома, поселкового. Представители семейства Акариформные клещи: чесоточный зудень и железница угревая - возбудители заболеваний человека. Методы лабораторной диагностики и пути профилактики. Организация и биология Класса Насекомые. Систематика. Отряды, имеющие медицинское значение: Тараканы, Клопы, Вши, Блохи, Двукрылые. Насекомые - механические и специфические переносчики возбудителей инфекционных заболеваний. Насекомые - возбудители миазов. Пути циркуляции возбудителей заболеваний в природе. Пути профилактики болезней, переносимых и вызываемых членистоногими. Организация и биология типа Хордовые. Характеристика, систематика и происхождение типа Хордовые. Хорда как осевой орган, ее значение в организации общего плана строения хордовых. Низшие хордовые. Характеристика и систематика подтипа Позвоночные. Характеристика бесчелюстных и челюстноротых. Характеристика и систематика Круглоротых. Остракодермы. Происхождение парных конечностей и челюстного аппарата. Организация и биология надкласса Рыбы. Характеристика и систематика классов Хрящевых и Костных рыб. Локомоция водных позвоночных. Происхождение наземных позвоночных животных. Стегоцефалы. Характеристика и систематика Амфибий. Особенности онтогенеза, строения и жизнедеятельности земноводных, как организмов, не утративших полностью связи с водной средой. Медицинское значение амфибий. Анамнии и амниоты. Характерные черты развития, строение и жизнедеятельности амниот как истинно наземных позвоночных организмов. Характеристика, систематика и происхождение Рептилий, как первых настоящих наземных позвоночных. Характеристика, систематика и происхождение Птиц. Адаптации птиц к полету. Происхождение и биомеханика полета. Характеристика и систематика Млекопитающих. Характеристика и происхождение приматов. Приматы как модель для изучения биологии человека.    
  Эволюционное учение. Антропогенез. Эволюция систем органов. Эволюционное учение. Органическая эволюция как объективный процесс. Основные черты биологической эволюции. Доказательства эволюции. Методы изучения эволюционного процесса: палеонтологический, биогеографический, морфологический, эмбриологический, экологический, биохимический, генетический, молекулярной биологии, систематики, моделирования. Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции. Предбиологическая (химическая) эволюция. Возникновение жизни как закономерный процесс развития материи. Доказательства абиогенного происхождения жизни. Протобиологические системы, их характеристика. Возникновение клетки - ключевой этап биологической эволюции. Гипотезы происхождения эукариотических клеток: симбиотическая и инвагинационная. Теории биогенного происхождения жизни. Основные этапы эволюции органического мира. Многообразие органического мира. Учение о систематике. Понятие о виде, роде. Основы систематики животных. История развития эволюционных идей. Эволюционные идеи в древности, средневековье и эпоху Возрождения. Развитие эволюционных взглядов в ХVIII в. и первой половине ХIХ в. Становление эволюционного учения. Креационизм, его основные положения, логика и противоречия. Основные положения трансформизма. Русские эволюционисты ХIХ века. Структура и основные типы эволюционных концепций. Теории запрограммированной и незапрограммированной эволюции и их основные характеристики. Основные положения эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка. Ее значение и критика. Основные направления неоламаркизма. Теория эволюции Ч. Дарвина - А. Уоллеса. Естественный отбор как следствие наследственной изменчивости и борьбы за существование. Объяснение многообразия видов, приспособленности организмов и прогрессивной эволюции на основе принципа естественного отбора. Трудности концепции естественного отбора. Проблема формирования сложных приспособлений. Значение теории Ч. Дарвина для развития биологии. Формирование синтетической теории эволюции (неодарвинизм). Проблемы и перспективы эволюционного учения. Современные дискуссии в эволюционном учении.Недарвиновские теории эволюции. Эволюционный прогресс. Идеи сальтационной эволюции, современное обоснование. Молекулярно-генетические концепции эволюции. Учение о микроэволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс, поток генов, изоляция, популяционные волны, дрейф генов, естественный отбор. Взаимоотношения случайности и необходимости в эволюции. Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Творческая роль естественного отбора. Формы естественного отбора. Концепция биологического вида. Вид - биологическая макросистема, генетически изолированная, обладающая специфическим генофондом, определенной структурой и взаимоотношениями со средой. Ограничения концепции биологического вида. Агамный вид. Палеонтологический вид. Политипичность и полиморфизм вида. Основные пути и способы видообразования. Возникновение адаптаций – результат действия естественного отбора. Механизм возникновения адаптаций. Относительный характер адаптаций. Методологическое значение решения проблемы органической целесообразности. Проблемы макроэволюции. Макроэволюция – процесс формирования таксонов надвидового ранга. Соотношение макроэволюции и микроэволюции. Главные закономерности макроэволюции. Закон необратимости эволюции. Закон происхождения крупных таксонов. Пути выхода из тупиков специализации. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. Роль молекулярной биологии в установлении родственных связей между организмами в процессе эволюции. Направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Проблема направленности эволюционного процесса. Межвидовые взаимоотношения и их роль в эволюции. Эволюция филогенетических групп. Первичные и вторичные формы филогенеза. Главные типы эволюционных групп. Аллогенез, арогенез, специализация, регресс. Правила эволюции групп. Моделирование филогенеза. Эволюция систем органов. Соотношение онто- и филогенеза.Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Онтогенез как основа филогенеза. Ценогенезы - филогенетически значимые адаптации зародышей и личиночных стадий к специфическим условиям среды. Теория филэмбриогенезов А.Н. Северцова. Анаболии, девиации и архаллаксисы. Гетерохронии и гетеротопии биологических структур в эволюции онтогенеза. Соотношение ценогенезов, филэмбриогенезов, гетерохронии и гетеротопий в филогенезе. Общие закономерности эволюции органов и функций. Провизорные и дефинитивные, гомологичные и аналогичные органы. Дифференциация и интеграция биологических структур в филогенезе. Полифункциональность и количественное изменение функций биологических структур. Соответствие структуры и функции в биологических системах. Принципы активации и интенсификации функций органа. Ослабление функций, редукция и исчезновение органов в филогенезе. Рудиментарные образования в организме, морфогенетические и генетические механизмы их сохранения в онтогенезе. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова, аллогенные аномалии и пороки развития у человека. Соотносительные преобразования органов. Филогенетические координации, их виды. Взаимосвязь координации и корреляций в развитии. Субституция органов, гетеробатмия, компенсация функций, их эволюционное значение. Организм как единое целое в историческом и индивидуальном развитии. Сравнительная анатомия и ее роль в изучении филогенеза животных и происхождения человека. Сравнительная анатомия и физиология позвоночных животных как основа их использования в медико-биологическом эксперименте. Филогенез систем интеграции: нервной и эндокринной.Филогенез органов чувств. Филогенез пищеварительной и дыхательной систем. Филогенез выделительной и половой систем. Филогенез опорно-двигательной системы и покровов тела. Атропогенез. Эволюционная теория в объяснении происхождения и исторического развития человека. Место человека в системе животного мира. Методы изучения эволюции человека: сравнительно-анатомический, радиометрический, биомолекулярный. Движущие силы биологической эволюции человека: естественный отбор, дрейф генов, изоляция, поток генов. Основные этапы эволюции рода Homo. Роль и соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Биологические предпосылки социального развития человека. Роль труда в происхождении и эволюции человека. Эволюция общественного образа жизни у приматов. Возрастание роли социальных факторов в историческом развитии человека. Человеческие расы, их классификация, происхождение и распространение. Видовое единство человечества. Биологическая изменчивость в популяциях современного человека, роль факторов внешней среды. Расы и нации. Расизм. Критика положений социального дарвинизма, антропосоциологии и других антинаучных концепций в понимании природы человека и его исторического развития. Морфофизиологические и генетические особенности современного человека - как результат его предшествующей эволюции и приспособления к различным климатическим факторам среды. Биологические основы понимания нормы и здоровья человека. Биологические ритмы у человека. Влияние социальных факторов на процессы жизнедеятельности человека. Адаптивные экологические типы человека, их соотношение с расами и происхождение. Роль социальной среды в дальнейшей дифференциации человечества. Видовое единство человечества. Значение сохранения больших и малых человеческих популяций в стабилизации вида. Возможные пути эволюции человека в будущем.  
  Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и со средой. Краткая история экологии. Место экологии среди биологических наук. Структура современной экологии. Понятия об аутоэкологии, демэкологии, эйдэкологии, синэкологии. Глобальная экология. Биологические макросистемы и их иерархия: биосфера, биогеоценоз, экологическая популяция. Понятие экологической ниши. Среда как важнейшая часть экологической системы. Абиотические и биотические факторы среды. Основные неорганические факторы (свет, температура, влажность и др.). Взаимодействие абиотических факторов в их влиянии на организм. Ограничивающий фактор. Сигнальные факторы. Фотопериодизм. Биологические ритмы. Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с факторами среды. Эврибионтность и стэнобионтность. Общий и основной обмен организма. Обмен энергии. Терморегуляция. Формы химической и физической терморегуляции. Пойкилотермия, гетеротермия, гомотермия, ее механизмы и происхождение. Питание организмов. Типы питания. Формы питания животных (фитофагия, зоофагия, сапрофагия, копрофагия). Особенности питания пойкилотермных и гомойотермных животных. Специализации питания. Водно-солевой обмен. Формы осморегуляции. Приспособления к экономии воды у наземных животных. Синэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения между организмами вида и взаимодействие популяций организмов с внешней средой. Экологические свойства популяций. Территориальные внутривидовые группировки: географические расы, территориальные, экологические и элементарные популяции. Биологические внутривидовые группировки: биологически расы, возрастные и половые группировки. Полиморфизм вида как приспособление к наиболее полному использованию ресурсов внешней среды. Регуляция плотности популяций, ее механизмы и формы. Колебания численности особей как неизбежный результат взаимодействия популяций и внешней среды. Миграция организмов, ее причины и формы. Формы использования организмами территории. Общественный образ жизни, основные типы группировок особей. Биоценология. Биогеоценоз как устойчивая саморегулирующаяся биологическая макросистема. Трофическая цепь - структурно функциональная единица биоценоза. Компоненты трофической цепи. Биогенный круговорот веществ в биогеоценозе. Типы биогеоценозов. Сукцессия биогеоценозов. Формы взаимоотношений организмов в биоценозах. Биологический феномен паразитизма. Адаптации к паразитическому образу жизни. Действие паразита на хозяина. Защитные действия хозяина против паразитарной инвазии. Циклы развития паразитов. Основные, резервуарные и промежуточные хозяева. Паразитарные природно-очаговые трансмиссивные и нетрансмиссивные заболевания, их критерии. Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней. Экологические принципы борьбы с паразитарными заболеваниями. Биосфера - планетарный уровень развития и организации живой материи. Основные свойства биосферы. Взаимоотношения органических и неорганических компонентов биосферы и их роль в ее эволюции. Роль отечественных ученых в развитии учения о биосфере (В.В. Докучаев, В.И. Вернадский, В.В. Сукачев). Человек и биосфера. Возникновение и развитие ноосферы. Изменения в биосфере под влиянием материальной деятельности человека. Проблемы охраны окружающей среды. Экологические аспекты освоения человеком космического пространства. Международные экологические программы. Экология человека. Предмет и задачи антропоэкологии. Общая характеристика антропических факторов. Медицинская экология.
  Основы организации и проведения медико-биологического эксперимента. Методологические основы организации медико-биологического эксперимента. Место эксперимента в системе научного познания (гипотеза - эксперимент - теория). Роль медико-биологического эксперимента в изучении биологии и патологии человека. Комплексный характер современного медико-биологического эксперимента. Структура медико-биологического эксперимента. Этапы постановки и проведения медико-биологического эксперимента: формирование рабочей гипотезы, определение цели и задач исследования, выбор конкретных методик, непосредственное проведение эксперимента (серии опытов), фиксация и анализ данных эксперимента, обсуждение и выводы. Регистрация результатов эксперимента. Ведение отчетной документации. Анализ экспериментальных данных, формулирование и обоснование выводов. Достоверность, доказательность и информативность результатов, полученных в ходе экспериментальных исследований. Международные стандарты качественной лабораторной практики GLP (Good Laboratory Practice). Требования GLP к уровню проведения экспериментальных (доклинических) испытаний. Этические нормы и стандарты проведения экспериментальных испытаний. Этическая экспертиза. Животные как объект медико-биологического эксперимента. Биологическая характеристика основных групп лабораторных животных. Спонтанные и индуцированные модели, принципы выбора животных. Правила содержания и ухода за лабораторными животными. Практика кормления, вариации состава диет, их влияние на здоровье и результаты экспериментов, диета как инструмент моделирования физиологических и патологических процессов. Понятие о медико-биологической экспериментальной клинике. Альтернативные модели в медико-биологических исследованиях. Эксперименты in vitro. Клеточные, тканевые, органные культуры - важнейший объект эксперимента в биологии и медицине. Значение математических методов в планировании эксперимента и анализе экспериментальных данных. Разделы 6 и 7 выносится на изучение во время учебно-биологической практике.

Date: 2015-06-07; view: 528; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию