Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Тема 1. Понятие как форма мышления Логические операции с понятиямиСтр 1 из 5Следующая ⇒ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГИКЕ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Тема 1. Понятие как форма мышления Логические операции с понятиями Вопросы для обсуждения ·Определение понятия как формы мышления. Объем и содержание – основные логические характеристики понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. ·Различие совместимых и несовместимых понятий. Отношения совместимых понятий. Отношения несовместимых понятий. ·Ограничение и обобщение понятий. ·Операция деления понятий; виды деления; правила деления. Ошибки деления, возникающие при нарушении правил. ·Определение понятий. Виды определения. Приемы, сходные с определением. Правила определения. Ошибки определения, возникающие при нарушении правил. Теоретический материал для самостоятельной работы Понятие – это форма мышления, которая отражает предметы и явления через общие существенные признаки. Оно образуется посредством использования следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Формирование понятия является результатом абстрагирования от индивидуальных признаков множества однородных предметов и обобщения существенных свойств. Каждое понятие имеет объем и содержание. Объем – это совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии (например, понятие «преступление» включает «умышленное преступление», «групповое преступление», «должностное преступление» и др.). Содержание – это совокупность признаков, мыслимых в данном понятии (например, в понятии «преступление» мыслятся признаки «виновное», «противоправное», «общественно опасное», «наказуемое»). Зависимость между этими логическими характеристиками отражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, суть которого можно сформулировать следующим образом: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот. Таким образом, при переходе от понятия «следственный аппарат прокуратуры», например, к понятию «следственный аппарат» объем увеличивается, содержание соответственно уменьшается, поскольку совокупность предметов, мыслимая во втором понятии, больше той, что мыслится в первом. Понятия подразделяются на виды по различным основаниям. Так, в зависимости от количества мыслимых в понятии предметов они бывают единичные, общие и нулевые. Если в понятии мыслится один предмет, оно называется единичным (например, «Московский Кремль», «самый большой город России»), если их совокупность, то – общими (например, «правонарушение», «закон», «сделка»). Понятие, в котором мыслится предмет, отсутствующий в реальной действительности, называется нулевым (например, «дракон», «русалка», «кентавр»). По другому основанию – возможности учета мыслимых в них предметов – понятия делятся на регистрирующе и нерегистрирующие. К первой группе относятся понятия, в которых мыслимые предметы могут быть учтены, сосчитаны, ко второй – понятия, в которых мыслится количество предметов, не поддающееся количественному учету. Например, к регистрирующим понятиям относятся «форма мышления», «основные законы формальной логики», «самый маленький город Европы»; к нерегистрирующим – «книга», «растение», «гроза», «слово» и т. д. В зависимости от предмета отражения понятия делятся на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях мыслятся предметы, в абстрактных – свойства или отношения, которые мысленно отделяются от предметов, их материальных носителей, и представляются человеком как самостоятельно существующие. К конкретным понятиям относятся «орудие преступления», «банк», «инспектор», «документ»; к абстрактным – «невозможность», «сообразительность», «совесть», «бестактность», «глубина» и др. В зависимости от характера признаков, составляющих содержание понятия, последние подразделяются на положительные и отрицательные. Понятие называется положительным, если его содержание составляют признаки, имеющиеся у предмета, и отрицательным, если оно мыслится через отсутствие признаков. К положительным понятиям относятся «хороший специалист», «протокол», «медная монета»; к отрицательным – «недееспособность», «безграмотность», «непротиворечивость». Существуют понятия, в которых мыслится совокупность однородных предметов (например, «экипаж», «команда», «группа», «стая»), которые называются собирательными; в отличие от них понятия, объем которых составляют предметы, взятые в отдельности, называются несобирательными (например, «буква», «выстрел», «музыкант»). И, наконец, в зависимости от связи предметов, которые они отражают, с другими предметами понятия делятся на безотносительные и соотносительные. В безотносительных понятиях мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне отношения к другим предметам (например, «компьютер», «офицер», «законодательство»; в соотносительных же понятиях мыслятся предметы, связанные неразрывно с другими предметами и явлениями (например, «отец» и «сын», «необходимость» и «случайность», «учитель» и «ученик»). Отношения понятий по объему. Отношения устанавливаются между объемами двух и более понятий. Как уже говорилось ранее, объем – это совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии. Именно это определение необходимо иметь в виду, когда речь идет об установлении объемных отношений. Понятия могут иметь объемы, которые совпадают частично или полностью; они называются совместимыми. Если понятия не имеют общих частей объема, они называются несовместимыми. 1. Отношение равнозначности – объемы совпадают полностью: 1) логика, 2) наука, изучающая формы и законы правильного мышления. 2. Отношение подчинения – объем одного понятия полностью включается в объем другого понятия: 1) деяние, 2) противоправное деяние. 3. Отношение пересечения – объемы понятий совпадают частично: 1) житель столицы, 2) правонарушитель. Отношения между несовместимыми понятиями: 1. Полное взаимное исключение – объемы понятий не совпадают ни частично, ни полностью: 1) показания, 2) свидетель. 2. Отношение соподчинения – два внеположных понятия находятся в отношении подчинения третьему (отношение рода и двух видов): 1) государство, 2) европейское государство, 3) африканское государство. 3. Отношение противоположности – одно из понятий содержит какой-либо признак, а в другом понятии этот признак отсутствует, но заменяется другим: 1) большой коллектив, 2) маленький коллектив. 4. Отношение противоречия – одно из понятий содержит какой-либо признак, а в другом понятии этот признак отрицается: 1) совершеннолетний, 2) несовершеннолетний. Обобщение понятий – это логическая операция, позволяющая перейти от понятия с данным объемом к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Обобщение объема понятия происходит за счет сокращения количества признаков, составляющих его содержание. Например, обобщая понятие «международная конференция правоведов», переходим к понятию «конференция правоведов» и, обобщив данное понятие, к понятию «конференция». Ограничение понятий – это логическая операция, позволяющая перейти от понятия с данным объемом к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Например, ограничивая понятие «университет», переходим к понятию «государственный университет» и, ограничив данное понятие, к понятию «Московский государственный университет». Деление понятий – это логическая операция, направленная на раскрытие объема понятия. То понятие, объем которого раскрывается, называется делимым, а те понятия, которые получаются в результате операции, – членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления. Члены деления по отношению к делимому понятию выступают как соподчиненные виды к роду. Например, формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение. Делимое понятие – «формы мышления», члены деления – «понятие», «суждение», «умозаключение». Определение понятий – это логическая операция, направленная на раскрытие содержания понятия. Определить понятие (дать дефиницию) – значит указать его существенные признаки. Понятие, содержание которого раскрывается, называется определяемым; понятие, которое раскрывает содержание исходного, называется определяющим. В логике описаны различные виды определений. Рассмотрим некоторые из них. Номинальное определение осуществляется посредством введения нового понятия – термина. Например: «Учащийся высшего специального учебного заведения называется слушателем». Реальное определение осуществляется путем раскрытия существенных признаков предмета. Например: «Наказание – это мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда». Среди определений принято выделять явные и неявные. Явным называется определение, которое содержит прямое указание на существенные признаки, которыми обладает предмет. Неявным определение называется в том случае, когда признаки, содержащиеся в некотором контексте, восстанавливаются из него применительно к определяемому предмету. Среди явных определений предпочтение часто отдается определению через род и видовое отличие. Оно осуществляется поэтапно: сначала определяемое понятие подводится под более широкое, ближайшее родовое, затем выявляется видовое отличие путем указания специфического признака, выделяющего данный предмет из класса (рода) предметов. Например: «Кодекс – это законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений». Здесь первоначально определяемое понятие «кодекс» подводится под родовое «законодательный акт», после чего определяются и указываются отличительные видовые признаки. Важно отметить, что видовые специфические признаки должны быть представлены в определении предельно полно. Рассмотрим следующее определение: «Безработные – это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней». Здесь в качестве видовых признаков выступают: а) трудоспособность; б) отсутствие работы и заработка; в) факт регистрации в соответствующем органе; г) цель регистрации; д) готовность работать. Отсутствие в определении любого из этих признаков сделало бы его неполным, и, следовательно, логически неправильным. Задания для самостоятельной работы 1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными: бесконечность, самопознание, совесть, река, глубина, конспект, город, гордость, печатное издание, терпение, президент, монета. 2. Определите, какие из следующих понятий являются абстрактными: стоимость, букварь, спокойствие, ведро, строитель, квалификация, общество, независимость. 3. Определите, какие из следующих понятий являются собирательными: орех, группа туристов, коллектив, скрипка, сервиз, экипаж, правило, набор инструментов, отчет, собрание сочинений, лидер, политическая партия, литературное объединение. 4. Определите, какие из следующих понятий являются положительными: неудача, решенная проблема, неумный человек, невзгоды, активист общественного движения, ненависть, наркоман, ненастье, несчастье, нервная система. 5. Определите, какие из следующих понятий являются отрицательными: неравенство, бессердечный человек, неравноправие, невод, несоответствие, некомпетентный специалист, студент-медик, ассоциация, асоциальное поведение. 6. Определите отношения между понятиями и изобразите их в виде круговых схем: а) единичное понятие, конкретное понятие, общее понятие; б) логика, форма мышления, закон логики, закон тождества; в) автолюбитель, водопроводчик, житель Москвы, мужчина; г) безработный, отец, дальтоник, оптимист, врач; д) религия, христианство, православие, католицизм; е) студент, сын, брат, горожанин; ж) портфель, портфель директора, черный портфель, большой портфель; з) задание, домашнее задание, трудное задание; и) Европа, Африка, место проведения отпуска, Австралия; 7.Обобщите понятия: а) рабочий день; б) дурной поступок; в) правостороннее уличное движение; г) опытный педагог; д) библиотечная книга; е) Великобритания. 8. Ограничьте понятия: а) журнал; б) зачет; в) частная практика; г) транспорт; д) прецедент; е) импорт. 9. Найдите ошибки деления в следующих примерах: а) библиотеки делятся на детские, научные и районные; б) специалисты бывают квалифицированными, неквалифицированными и молодыми; в) постройки делятся на жилые, нежилые и деревянные. 10. Найдите ошибки в следующих определениях: а) понятие – это форма мышления; б) студент – это учащийся; в) треугольник – это геометрическая фигура. Теоретические вопросы для самопроверки ·Какая зависимость существует между объемом и содержанием понятия? ·Какие понятия нельзя ограничить? ·Можно ли утверждать, что единичные понятия всегда являются регистрирующими? ·Являются ли все собирательные понятия общими? ·Могут ли находиться единичные понятия в отношении пересечения? ·Могут ли абстрактные понятия находиться в отношении противоречия? ·Могут ли противоположные понятия быть общими? ·Могут ли собирательные понятия быть отрицательными? ·Можно ли использовать два различных признака при делении понятия? · Может ли правильное определение быть отрицательным? ·Какой вид явного реального определения используется чаще других в юридических науках? ·Могут ли общие понятия находиться в отношении подчинения? ·Можно ли утверждать, что собирательные понятия не могут быть отрицательными?
|