Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребительские предпочтения





На основе ординалистской теории имеется возможность относительного измерения полезности тех или иных благ, так как абсолютное измерение невозможно. Для этого необходимо определить предпочтения потребителя одних комбинаций товаров другим комбинациям товаров. Инструментом такого измерения являются так называемые кривые безразличия, предложенные в 1881 году английским экономистом Ф. Эджоуртом. В целях упрощения предполагается, что потребитель должен сделать выбор между двумя наборами товаров – А и В, вместе с тем результаты исследования будут верны для всех товаров.

Имеется потребитель, обладающий фиксированным денежным доходом, который он тратит на потребление. Предпочтение, как было сказано, он отдает двум наборам товаров. К любым комбинациям наборов А и В потребитель в равной мере безразличен. Это означает, что все эти комбинации приносят одинаковую полезность. Комбинации можно показать графически:

 

 


А

набор товаров В В

С

Д V4

V3

V2

O V1

набор товаров А

Рис. 3.1. Карта безразличия

 

 

Имеется кривая безразличия U2. Если потребитель выберет любые точки на ней, то они будут для него одинаково желательны или одинаково безразличны. Данная кривая – это одна из бесчисленного множества кривых. Кривая безразличия показывает возможность существования различных наборов товаров, имеющую одинаковую полезность для потребителя.

Если фиксированный денежный доход потребителя составит 120 тыс. руб., у него есть выбор относительно приобретения товарных наборов А и В. Набор А стоит 30 тыс. руб., а набор В – 20 тыс. руб. Можно купить 4 единицы набора А, потратив все деньги, можно – 6 единиц набора В. Потребитель может иметь комбинацию покупок в пределах фиксированного дохода.

В теории потребительских предпочтений был рассмотрен вопрос о соотношении товаров - заменителей при построении кривых безразличия. Имеется определенная зона замещения, определяемая на кривой безразличия, в пределах которой возможна эффективная замена одного товара другим (c достижением максимальной полезности). На графике этот участок кривой можно обозначить так:

 
 


Зона замещения кривой U2

Х

С

 

товар В

Y

Д V2

О К М

товар А

Рис. 3.2. Взаимозаменяемость товаров

 

Перед нами кривая безразличия U2. Она показывает то количество товара А, равное OK, которое составляет минимально необходимую величину потребления этого товара. Одновременно отрезок OD показывает минимально необходимую величину потребления товара В. В указанных пределах потребитель не может отказаться от использования обоих товаров. Взаимозаменяемость этих товаров может иметь место лишь в пределах кривой, обозначенных отрезком XY.

Существует и предельная норма замещения MRS одного товара другим. Она показывает то количество товара В, которое должно быть уменьшено (увеличено) в потреблении, чтобы увеличить(уменьшить) на одну дополнительную(предельную) единицу потребления товара А, чтобы при этом общий уровень потребления остался без изменений.

Потребительские предпочтения определяются с помощью кривых безразличия. Но последние не учитывают ни цены товара ни доход потребителей(экономические факторы). Учитывают это так называемое бюджетные ограничения. Это значит, что любой покупатель не может расходовать на покупку товаров больше средств, чем имеет доходов. Покажем это графически:

На графике имеется прямая линия KL, показывающая возможности потребления для данного потребителя.

 

 

К

8

 

товар В

 

2 L

 
 


0 2 4

товар А

Рис. 3.3. Бюджетное ограничение

 

Она называется бюджетной линией. Еслиналожить бюджетную линию KL, на график кривых безразличия, то потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по линии KL к точке, где получит наибольшую полезность. Это будет наивысшая возможная кривая безразличия. В точке M бюджетная линия касается кривой безразличия U2. В положении равновесия |М| цена товара – пропорциональна его предельной полезности:

 

 
 

 


6 К

 

товар В U3

2 U2

U1

L

2 4

товар А

Рис. 3.4 Наивысшая возможная кривая безразличия

 

Кривая U1, пересекая бюджетную линию в двух точках, не является оптимальным решением для потребителя. Другая кривая безразличия U3 сдвинута вправо, что говорит о больших возможностях потребления, но она выходит за пределы бюджета и не может приниматься во внимание. Бюджетные ограничения могут быть выражены через формулы:

 

J=Pax . Qa+Pвx . Qв

 

Соответственно уравнение бюджетной линии для товара В может быть выражено:

 

Qв = (Pa / Pв)x . Q + J / Pв

 

Где J – фиксированный доход, Qa и Qв – количество товаров А и В, Ра и Рв – цены товаров.

Увеличение денежного дохода вызывает смещение бюджетной линии вправо вверх. Реальный доход увеличится в том случае, если снизятся цены на товары А и “В. Это второй путь увеличения реального дохода Уменьшение денежного дохода или рост цен на товары сдвинет бюджетную линию влево вниз.

Представим, что бюджетная прямая в результате роста дохода смещается последовательно в положение KL1, KL2, KL3… KLn. Очки касания кривых безразличия с бюджетными линиями соответственно будут М1, М2, М3… Мn. Они определяют последовательные положения равновесия потребления в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая английского экономиста Дж. Хикса получила название кривой «доход-потребление» или уровня жизни(см. рис. 3.5)

M3 M4 M5

К5 W

M2

К4

К3

M1

К2

К1

 


O L1 L2 L3 L4 L5

Рис. 3.5. Кривая «доход-потребление»

 

Немецкий экономист Э.Энгель еще в 19 веке заметил, что возрастание реального дохода по разному сказывается на потреблении товаров различного назначения, - потребление продовольственных товаров растет медленно, быстрее растет насыщение промышленности товарами широкого потребления, только после этого последующий рост доходов обеспечивает еще более быстрый рост потребления высококачественных товаров и услуг.

Если доход остается без изменений, то изменяется цена одного из товаров(товара А) то можно допустить, что цена этого товара снижается последовательно от Р1 до Р234 и т.д. На графике это выглядит как сдвиг бюджетной линии веером из одной точки К на линии товара В до точек L1,L2,L3,L4 на линии товара:

 
 


K

 

P1

P2 M1

товар В M2

P3 M3

P4 M4 Д

 

L1 L2 L3 L4

товар А

Рис. 3.6. Кривая «цена-потребление»

 

Соединив все точки касания кривых «безразличия» с бюджетными линиями М1, М2, М3, М4, получим кривую «цена-потребление», которая может быть преобразована в кривую спроса.

Существует возможность определить в какой мере изменение спроса на товар А связано с изменением цены, а в какой мере – с изменением реального дохода. Предположим что цена товара А снижается, а цена товара В остается неизменной. Это приводит к росту реального дохода потребителя и имеет место относительное замен? товара В товаром А. В результате снижения цены на товар А равновесие потребителя нарушается и для его восстановления растет потребление товара А. Для выявления эффекта дохода, и эффекта замещения определяется бюджетная линия данная к первоначальной кривой безразличия. А за тем проецируется отрезок кривой безразличия на ось товара А. Величина проекции целиком зависит от изменения относительных цен товара А, показывает эффект замещения.

Другая часть проекции показывающая увеличение спроса на товар А, представляет эффект дохода, она связана с переходом от данной кривой безразличия к другой, более высокой. Графически это выглядит так:

 

 

 
 

 


товар В

 

       
 
   

 

 


О товар А

Эффект Эффект

Замещения дохода

 

Рис. 3.7. Определение эффекта дохода и эффекта замещения

 

Подобное положение можно проследить на примере спроса на товары высшего порядка. Если иметь ввиду рынок нормальных товаров, то там два названных эффекта складываются и отделить один от другого невозможно.

В том случае, когда спрос касается товара низкого качества, потребительские предпочтения проявляются по – другому. Если товары такого рода занимают в бюджете потребителя незначительное место, то имеющий место положительный эффект замещения перекрывает эффект дохода с отрицательным значением. В противном случае отрицательный эффект дохода должен перекрывать эффект замещения с положительным значением. Даже снижение цены этого товара не остановит снижение спроса на него.

Date: 2015-06-06; view: 779; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию