Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и основные концепции современной философии науки





Классич. определение науки связано с возн. филос. знания. Наука — это особый вид (разновидность) теор. знания, точнее, совокупность теор. зна­ний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, человеческого рода) характер. Т.о., можно сразу отграничить теор. научное знание от теор., но ненаучного знания (н., богословского), от знания опытного, обыденного знания.

Впервые термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840г. (Англия).

Предметом ф.н. явл. общие закономерности и тенд. науч. познания как особой деят-ти по производству науч. знаний, взятых в их историч. развитии и рассм-ных в истор. измен. социокультур. контексте.

Предметом ф.н. можно считать принципы, структуру и ме­тоды науч. познания, историю науки, социальные и куль­турологические аспекты науч. знания. Центр. явля­ется проблема теории научного знания.

Ф.н. пытается ответить на след. осн. вопр.: что такое науч. знание, как оно устроено, принципы его организации и функц-ния, что собой предст. наука как производство знаний, каковы закономерн. формир-ния и развития науч. дисц., чем они отлич. друг от друга и как взаимод.

Осн. объектами Ф.н. являются формы организации научного знания, способы развития науки, методы иссл. деятельности.

Выделять концепции совр. Ф. н. мож­но двумя способами.

1. Исходить из установки, согласно которой философия на­уки совпадет с общефилософскими направлениями в иссле­довании науки. Тогда основными концепциями философии науки будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпози­тивизм.

2. Анализировать, как решаются три тесно связанные про­блемы — научности, рациональности, истинности, концентри­рующиеся вокруг главного вопроса «что значит знать?»

Рассмотрим осн. этапы и идеи ф.н., счи­тая, что они совпадают с этапами развития позитивизма, нео­позитивизма, постпозитивизма.

Позитивизм как философия науки.

Наука определяет производство и сама вы­ступает как производящая сила и соц. институт. О.Конт жестко свя­зывает науч. знание с опытом и с экспериментом. Такое знание может быть названо полож-ным, «пози­тивным» в отличие от «спекулятивного» знания, которое опи­р. не на эксперимент, а на мысленные конструкции, оторванные от реальн. опыта. Наука напр. только на реально сущ-щие объекты действ-ти.

Критерии научности таковы: (а) наука познает факты, явления, процессы, которые «улавли­ваются» в опыте человечества; (б) наука связана с практикой, знание ценно только тогда, когда мы его можем использовать практически. Истина — это придаток практики, практика — критерий истины; (в) науч. знание содержит гипотезу, теорию, оно способ­но объяснять мир, а главное, предвидеть явления действитель­ности. Науч. знание имеет свой собственный понятийный аппарат, свои методы позна­ния действительности (индуктивный, дедуктивный и пр.) (г) настоящая наука не может ничего сказать о причинах сущ-ния космоса или человека.

Неопозитивистские концепции философии науки.

20-30гг ХХ – «логический позитивизм», «неопозитивизм». Главные идеи: (а) наука нуждается в очищении своего языка. То, что не вырази­мо в слове, не существует в мире. Т. обр., для мыслите­ля границы языка совпадают с границами бытия. Язык науки тесно связан с опытом. Только те высказывания могут иметь ценность для науки, которые связаны с опытом. Тог­да истины науки — это совпадение высказываний с опытом чело­века или чел-ва.

Неопозитивистский образ науки:

1) эмпир. фундаментализм: научное знание состоит из эмпир. высказываний; 2) элиминация субъекта науч. иссл-ния – знание свободно от субъективного; 3) основной метод науки – наблюдение; 4) критерий истины - принцип верификации (Л.Витгенштейн) – подтверждение опытом; 5) сфера рациональности строго совпадает со сферой науки.

Постпозитивистская философия науки

В совр. западной философии проблема роста, развития зна­ния явл. центр. в ф.н., ярко представленной в постпозитивизме.

Постпозитивизм — течение философско-методол. мыс­ли XX в., пришедшее в 60-х гг. на смену неопозит. (логическо­му позитивизму).

Осн. черты течения: активное обра­щение к истории науки как диалектическому процессу; переключе­ние усилий с анализа формальной структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, развития, противоречий; отказ от жестких разграничений — эмпирии и тео­рии, науки и философии, науки и вненаучных форм знания и т. п., а попытки гибко сочетать их; стремление представить общий механизм развития знания как единство колич. («нормальная наука») и кач. изменений (научные революции); анализ социокультурных факторов возн-я и развития науки; рез­кое изменение отношения к ф., подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного иссл-я; замена вери­фикации фальсификацией — методологической процедурой, посред­ством которой устан-ся ложность гипотезы или теории в ре­зультате ее эмпирич. проверки.

К.Поппер – идеи демаркации – (разграничения науки и ненауки) и фальсификации. Наука тогда настоящая наука, когда ее принципы могут быть опровергаемы нек. факта­ми. Знание научно, когда оно фальсиф-мо.

Карл Поппер (1902—1994) рассм-ет знание не только как готов. систему, но и как измен-ся, развив-ся. Рост знания - не простое накоп­л. наблюдений, а повторяющееся ниспроверж. науч. тео­рий и их замена лучшими и более удовлетв-ми теор. Рост науч. знания состоит в выдвижении сме­лых гипотез и наил. (из возможных) теорий и осущ-нии их опровержений, в рез-те чего реш. науч. проблемы. Рост науч. знания рассм. им как частный случай общих мир. эволюц. процессов.

Томас Кун (1922—1995): общая схема (модель) историко-науч. процесса вкл. два осн. эта­па: «нормальная наука», где безраздельно господствует парадиг­ма, и «науч. рев.» — распад парадигмы, конкуренция между альтерн. парадигмами и победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «норм. науки». Науч. развитие подобно развитию биол. мира, представляет собой однонаправ. и необр. процесс.

«Научно-иссл. программа» — осн. понятие кон­цепции науки Имре Лакатоса (1922—1974). Научно-иссл. прогр. - серия сме­няющих друг друга теорий, объединяемых совок-тью фунд. идей и методол. принципов. Любая науч. теория должна оцен-ся вместе со своими вспом. гипотеза­ми, нач. условиями и в ряду с предш. ей теориями. Рост зрелой науки — это смена непрер. связ. совок-тей теорий, за которыми стоит конкр. научно-иссл. прогр. Осн. этапами в разв. пос­ледней явл. прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщ-я». Новая прогр. должна объяснить то, что не могла старая. Смена осн. научно-иссл. про­гр. и есть науч. рев-ция.

Пол Фейерабенд (1924—1974): сущ-ет мно­ж. равноправ. типов знания, и дан. обстоят. спос. росту знания и развитию личности. Нельзя упрощать науку и ее историю. История науки и научные идеи, и мышление их создателей должны быть рассм. как нечто диалектическое — сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизменное или однолин. процесс.

Т. Кун (парадигма и н. рев.), И. Лакатос (научно-иссл. прогр.), П. Фейерабенд, М.Полани (концепция личностного знания) прослеж. общая установка на анализ роли со­циокультурных факторов в динамике науки.


Date: 2015-06-06; view: 2330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию