Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления деятельности прокуратуры





Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие к иным направлениям деятельности прокуратуры.

Основными отраслями прокурорского надзора признаются:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора Законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;

4) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

5) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

6) участие в правотворческой деятельности.

 

Изложенный в Законе перечень направлений деятельности прокуратуры исчерпывающий. В соответствии с чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C5BDA438E295119EF575B011DE3A1E506AD667C6BC8CFAg1B5N". 2 ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

 

4. Понятие прокурорского надзора

как одного из направлений деятельности прокуратуры

 

Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ, на территории всей страны федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновных к ответственности.

Каждая отрасль прокурорского надзора имеет свой индивидуальный предмет и средства реализации задач, стоящих перед данной отраслью прокурорского надзора.

Предметом надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов являются соответственно:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.

Средствами данной отрасли являются следующие полномочия прокурора:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

3) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

4) возбуждать производство об административном правонарушении;

5) требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

6) предостерегать о недопустимости нарушения закона;

7) освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

8) опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

9) вносить представление об устранении нарушений закона.

Предметом следующей отрасли прокурорского надзора признается соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении данной отрасли прокурорского надзора прокурор вправ е:

- рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

- принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию;

- предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

- использовать полномочия, перечисленные применительно к вышеназванной отрасли прокурорского надзора.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соответственно соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Осуществляя данную отрасль прокурорского надзора, прокурор вправе, а в некоторых случаях и обязан:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором, осуществляющим указанный вид надзора, нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоотводы последнего;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта) и устранения выявленных недостатков;

16) по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного расследования.

Помимо названных прав и обязанностей прокурор наделен широким кругом иных полномочий. Так, прокурор вправе:

1) при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий продлять срок производимой дознавателем проверки заявления (сообщения) о преступлении до 30 суток (чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C2BCA334E595119EF575B011DE3A1E506AD664CFgBBAN". 3 ст. 144 УПК);

2) в случаях, указанных в чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C2BCA334E595119EF575B011DE3A1E506AD667C6BC8AF0g1B5N". 2 ст. 75 УПК, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК);

3) узнать от руководителя следственного органа о том, что следователь, которому прокурором предъявлены требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, не согласен с таковыми и в этой связи представил названному руководителю свои письменные возражения (чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C2BCA334E595119EF575B011DE3A1E506AD663gCB1N". 3 ст. 38 УПК);

4) получить от руководителя следственного органа, рассмотревшего возражения подчиненного ему следователя, информацию о несогласии с его требованиями, если руководитель следственного органа считает правильной позицию следователя (ч. 4 ст. 39 УПК);

5) отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК);

6) направить уголовное дело в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК).

Приведенный перечень полномочий прокурора нельзя признать исчерпывающим.

Помимо прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязанности:

1) принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, в каждом случае обнаружения уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления (чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C2BCA334E595119EF575B011DE3A1E506AD667C6BC8DFDg1B1N". 2 ст. 21 УПК);

2) разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C2BCA334E595119EF575B011DE3A1E506AD667C6BC8DF8g1B7N". 1 ст. 11, ч. 2 ст. 16 УПК);

3) немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК (чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C2BCA334E595119EF575B011DE3A1E506AD667C6BC8DF8g1B4N". 2 ст. 10 УПК);

4) не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету, о результатах проверки составлять акт <139>.

--------------------------------

<139> См.: Инструкция о порядке изъятия, учета и хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. N 34/15 (утверждена Генеральным прокурором СССР, Министром внутренних дел СССР, Министром юстиции СССР, Председателем Верховного Суда СССР, Первым заместителем Председателя КГБ СССР).

 

Прокурор осуществляет также и иные предусмотренные УПК полномочия, а Генеральный прокурор РФ, в свою очередь, дает обязательные для исполнения указания по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования (чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=035BE95711F28BA9CEB4DEA8A16F9691D4C5BDA438E295119EF575B011DE3A1E506AD662gCB3N". 2 ст. 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу признается:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Средствами данной отрасли прокурорского надзора являются следующие права прокурора:

- посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

На прокуроров и их заместителей возложена обязанность немедленно освобождат ь своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Date: 2015-06-06; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию