Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






отношение к болезни





 

Каков твой инсайт о причине рака?

 

Рак, в основном, является психическим заболеванием, он, в основном, является заболеванием ума, а не физическим заболеванием. Когда ум очень напряжен, так напряжен, что это становится невыносимо, то он начинает воздействовать на ткани тела. Вот почему рак возникает только тогда, когда цивилизация становится очень, очень рафинированной. В примитивных обществах вы не можете обнаружить рак. Люди не настолько рафинированны. Чем общество выше — под «выше» я имею в виду более сложное, — чем оно более рафинированное, чем общество более сложное, тем чаще возникает рак...

Рак должен исчезнуть. Рак может существовать только в определенном невротическом состоянии ума. Если ум расслабляется, то рано или поздно тело подчинится ему и расслабится. Это и является причиной того, что в результате научных исследований пока не могут найти лекарства от рака. Почти невозможно найти лекарство от рака, и в тот день, когда они обнаружат лекарство от рака, они принесут в мир еще более опасные болезни, потому что лекарство будет означать подавление. В тот день, когда они обнаружат лекарства, достаточно сильные для подавления рака, на свободу вырвутся другие болезни. Яд начнет течь по какому-то другому каналу.

Так и происходило на протяжении веков. Простые болезни излечивались, и возникали болезни более сложные. Вы вылечиваете одну болезнь, возникает другая болезнь, и вторая болезнь является более сложной, чем первая. Первая была естественной реакцией тела, вторая является неестественной, ненормальной реакцией тела. Вы подавляете вторую, и возникает третья, и третью укротить будет еще сложнее... и так далее. Итак, рак находится на вершине. Если его подавить, то возникнут еще более сложные болезни и в человеческом теле, и в человеческом уме.

На прошлой неделе я узнала, что у меня рак. С того времени, за исключением нескольких моментов паники и страха, я ощущала, как в мое существо проникает глубокое спокойствие и расслабление. Отказалась ли я уже от жизни или это покой приятия?

 

Мы отказываемся от своей жизни в тот самый момент, когда появляемся на свет, потому что рождение является не чем иным, как началом смерти. С каждым мгновением ты умираешь все больше и больше.

Это ведь не в определенный день, когда вам семьдесят лет, то приходит смерть, это ведь не событие, это процесс, который начинается с рождения. Он может длиться семьдесят лет, это очень медленный процесс, но это процесс, а не событие. И я подчеркиваю этот факт для того, чтобы объяснить тебе, что жизнь и смерть не являются двумя явлениями. Они становятся двумя, если смерть является событием, которое прекращает жизнь. Тогда они становятся двумя, тогда они становятся антагонистичными, враждебными.

Когда я говорю, что смерть является процессом, начинающимся с рождения, то я говорю, что жизнь также является процессом, начинающимся с того же рождения, — и это не два процесса. Это один процесс, он начинается с рождения и заканчивается смертью. Но жизнь и смерть — это как два крыла у птицы, или две руки, или две ноги. Даже у вашего мозга два полушария, отдельно правое полушарие, отдельно левое полушарие. Без диалектики вы не можете существовать.

Жизнь диалектична, и если вы поймете это, то тогда естественным образом к вам придет громадное принятие смерти. Она не против вас, она часть вас, без нее вы не можете быть живым.

Это как фон доски, на которой вы пишете мелом: доска не против мела, она просто усиливает его, делает его более заметным. Без доски белая надпись просто исчезнет. Это как день и ночь, вы наблюдаете это повсюду, но упорно ведете себя как слепые. Без ночи нет дня.

Чем глубже вы погружаетесь в диалектику... это замечательное переживание. Без бездействия нет действия, если ты не можешь расслабиться, то ты не можешь действовать. Чем больше вы можете расслабиться, тем более совершенным образом вы будете действовать. Они кажутся противоположностями, но не являются ими. Чем лучше ты растворишься ночью во сне, тем более молодым, с более обостренными чувствами ты проснешься утром. И повсюду в жизни ты обнаружишь этот же самый диалектический процесс.

У дзэнских мистиков есть коан: они просят учеников медитировать на звуке хлопка одной руки. Это абсурдно, звук хлопка одной руки не может существовать. Хлопка чем? Для хлопка нужны две руки, на поверхности они противостоят друг другу, но, по сути, создают один хлопок, объединенные в своих усилиях, последовательные, ни противостоящие друг другу, ни противоречащие друг другу, но дополняющие друг друга.

Эта медитация дается по той простой причине, чтобы вы смогли осознать, что в жизни вы не можете найти ни одного примера, который бы иллюстрировал хлопок одной ладонью. Весь мир является хлопком двух ладоней: мужчина и женщина, день и ночь, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Чем глубже ученик медитирует... медленно, медленно он начинает осознавать, что в целом мире нельзя найти чего-либо подобного.

А наставник расспрашивает его обо всем: «Ты нашел его? Ты слышал звук хлопка одной ладони?» Много идей возникает в их умах: звук текущей воды, они думают, может быть, это оно. И бегут к наставнику, чтобы сказать ему: «Я нашел: это звук текущей воды». И получают удар тростью наставника: «Ты идиот! Это не звук хлопка одной ладони. Тут существует дуальность, только подумай. В воде находятся камни, это они создают звук, это не звук одного, это всегда звук двоих». На самом деле, не может существовать звук одного. Ученик разочарован тысячи раз, каждый его ответ отвергается. Он начинает осознавать, что звук всегда образуется двумя. А тишина одним, только тишина может быть ответом. Это не хлопок. Но прохождение всего этого процесса для достижения тишины... и затем он приходит к наставнику, и наставник спрашивает: «Ты слышал его?»

Ученик кланяется ему в ноги, слезы радости текут из его глаз. Он не может даже сказать: «Да, я нашел его». Это не будет точно. Он не нашел тишину, напротив, он растворился в тишине. Это не нахождение, это исчезновение. Его больше нет, существует только тишина. Кто может теперь сказать: «Я нашел ответ?» — вот почему у него текут слезы радости, и из благодарности он прикасается головой к ногам наставника. И наставник говорит: «Я отлично понимаю, не беспокойся. Не беспокойся, что ты не можешь выразить это словами. Никто не может. Вот почему прежде, когда ты спешил ко мне с ответом, я бил тебя тростью даже до того, как ты произносил мне ответ, и говорил: «Идиот! Убирайся!» И ты удивлялся, что, еще не выслушав твой ответ, я отвергал тебя. Теперь ты понимаешь: вопрос не в том ответе или в этом ответе. Все ответы неправильны. Правильным является только безмолвие, которое является экзистенциальным присутствием, а не ответом, основанным на знании».

Тебе везет, что ты знаешь, что умрешь через семь дней, что у тебя рак. У всех рак, но некоторые люди ленивы. А ты торопливая! Американка! Большинство людей являются индийцами, даже умирая, они не спешат. Они всегда опаздывают, всегда опаздывают на поезд.

Я говорю, что ты счастлива, что знаешь, потому что умрут все, но не известно когда, где... люди живут с иллюзией, что они будут жить всегда. Они всегда видят, как умирают другие. Это логически поддерживает их точку зрения о том, что: «Всегда умирают другие. Я никогда не умру». Ты, должно быть, видела, как умирают многие люди, и это укрепляло тебя в мысли, давало логическое обоснование того, что всегда умирают другие. А когда умрешь ты, ты не знаешь, ты будешь в бессознательном состоянии — ты пропустишь возможность познать смерть. Те, кто познали смерть, единодушно утверждают, что она является величайшим оргазмическим переживанием в жизни.

Но люди умирают бессознательно. И хорошо, что существуют болезни, которые предсказуемы. Рак означает, что ты знаешь за семь дней, или семь месяцев, какое бы ни было время, что с каждым мгновением приближается смерть. Не все получают эти семь дней. Рак является чем-то, что ты, по-видимому, заслужила в своей прошлой жизни, потому что Дж. Кришнамурти умер от рака, Рамана Махарши умер от рака, Рамакришна умер от рака.

Странно... трое просветленных людей, которые не являются мифом, которые жили совсем недавно, умерли от рака. Он представляется чем-то духовным! У него определенно имеется духовное измерение.

Я не хочу сказать, что все, кто умирает от рака, являются просветленными существами, но они могут стать просветленными существами легче, чем кто-либо другой, потому что другие продолжают жить с иллюзией, что они никогда не умрут, что нет спешки. Медитацию можно отложить на завтра, на послезавтра. Куда спешить? Есть и более срочные дела, которые нужно сделать сегодня. Медитация никогда не является срочной, потому что смерть не является срочной.

Для человека, который узнал, что рак собирается нанести удар через семь дней, все в жизни становится бессмысленным. Исчезают все срочные дела. Он думал о том, чтобы построить прекрасный дворец, идея эта полностью исчезает. Он волновался из-за третьей мировой войны; теперь он уже не волнуется. Она стала ему безразлична. Что произойдет после него — не имеет значения — у него осталось только семь дней.

Если в эти семь дней ты станешь бдительной, то ты можешь прожить семьдесят лет, или семьсот лет, или целую вечность — потому что теперь медитация приобретает приоритет, любовь становится приоритетом... танец, ликование, ощущение красоты, которые никогда прежде не были приоритетами. На этой неделе полнолуние будет приоритетом, потому что ты больше никогда не увидишь полнолуния опять. Это твое последнее полнолуние. Ты жила долгие годы: луна приходила и уходила, и ты никогда не беспокоилась из-за нее, но теперь ты должна отнестись к ней серьезно. Это твоя последняя луна, это твоя последняя возможность любить, это твоя последняя возможность быть, это твой последний шанс ощущать все то, что прекрасно в жизни. И у тебя больше нет энергии, чтобы испытывать гнев, бороться. Ты можешь все отложить, ты можешь сказать: «Через неделю мы встретимся в суде, но на этой неделе позвольте мне побыть в отпуске».

Да, вначале ты почувствуешь грусть, отчаяние, потому что жизнь ускользает из твоих рук. Но она всегда ускользает из твоих рук, знаешь ты об этом или нет. Тебе везет, что ты знаешь об этом.

Я вспомнил о великом мистике Экнатхе. Один человек приходил к нему на протяжении долгих лет. Однажды он пришел к нему утром, когда там никого больше не было, и он спросил Экнатха: «Пожалуйста, прости меня. Пришел утром, чтобы здесь никого больше не было, потому что я хочу задать вопрос, который я всегда хотел задать, но я чувствовал себя неловко и подавлял в себе это желание».

Экнатх сказал: «Нет никакой причины стесняться. Вы всегда можете задать мне любой вопрос. Садитесь, пожалуйста, сюда».

Итак, они сидели в храме. И человек сказал: «Мне это нелегко. Как бы мне это выразить? Мой вопрос заключается в том, что на протяжении многих лет я приходил к вам и никогда не видел вас грустным, разочарованным. Я никогда не видел, чтобы вы испытывали тревогу или как-то волновались. Вы всегда веселы, довольны, удовлетворены. Я не могу поверить в это. Мой сомневающийся ум говорит: «Этот человек притворяется». Я боролся со своим умом, говорил, что вы не можете притворяться годами: «Если он притворяется, то ты попробуй». И я пытался — на протяжении пяти минут, самое большее, семи минут, а потом я забывал об этом. Тревоги приходят, гнев приходит, грусть приходит, а если никто не приходит, то тогда жена приходит! И все притворство уходит. Как вам это удается день за днем, месяц за месяцем, год за годом? Я всегда видел ту же радость, такое же милосердие. Пожалуйста, простите меня, но меня мучают сомнения, что вы притворяетесь. Возможно. У вас нет жены, это кажется единственным различием между вами и мной».

Экнатх сказал: «Просто покажи мне свою ладонь».

Он взял его ладонь в свои руки, рассмотрел ее; он выглядел очень серьезным.

Человек сказал: «Что-нибудь не в порядке? Что случилось?» Он забыл обо всех своих сомнениях, притворстве и Экнатхе.

Экнатх сказал: «Перед тем как я начал отвечать на ваш вопрос, случайно я увидел, что линия вашей жизни закончена... вам осталось только семь дней. И поэтому я хотел сначала сказать вам об этом. Когда я начну объяснять и отвечать на ваш вопрос, то я могу забыть».

Человек сказал: «Меня больше не интересует вопрос, меня больше не интересует ответ. Просто помогите мне встать». Он был молодым человеком.

Экнатх сказал: «Вы можете встать?»

Он сказал: «Я чувствую, что у меня нет сил. Только семь дней, а у меня было столько планов... все кончено. Помогите мне! Мой дом неподалеку отсюда, отведите меня домой».

Экнатх сказал: «Вы можете ходить. Вы можете идти пешком — еще несколько секунд назад вы прекрасно ходили». Человек как-то попытался встать, он выглядел так, словно вся его энергия покинула его. И когда он спускался по лестнице, то можно было видеть, что неожиданно он постарел, он опирался на перила. Когда он шел по дороге, то можно было видеть, что он может в любой момент упасть, он шел словно пьяный. Кое-как он дошел домой.

Все вставали — было раннее утро, а он отправился спать. Его все спросили: «В чем дело? Ты заболел, ты себя плохо чувствуешь?»

Он сказал: «Теперь даже болезнь не имеет значения. И не имеет значения, как я себя чувствую, плохо или хорошо. Линия моей жизни закончилась — осталось только семь дней. Сегодня воскресенье — в следующее воскресенье, когда солнце будет садиться, меня не станет. Меня уже нет!»

Все домочадцы стали грустными. Начали собираться родственники, друзья, потому что Экнатх никогда не говорил неправду, он был человеком истины. Если он сказал так, значит, смерть неизбежна. На седьмой день, как раз перед тем, как солнце начало садиться, а в это время жена рыдала, дети плакали, братья плакали, а старый отец и старая мать были без сознания, Экнатх подошел к дому. Они все сказали: «Вы пришли как раз вовремя. Благословите его, он отправляется в неведомый путь».

За эти семь дней человек очень сильно изменился, даже Экнатх не без труда его узнал. Он стал просто скелетом. Экнатх потряс его, тот постарался открыть глаза. Экнатх сказал: «Я пришел сказать, что ты не умрешь. У тебя все еще достаточно длинная линия жизни. Я сказал, что ты умрешь через семь дней вместо ответа на твой вопрос. Это мой ответ».

Человек вскочил. Он сказал: «Какой же это ответ? Такой ответ может убить человека. По-видимому, ты можешь убивать! Мы верим в тебя, а ты пользуешься нашей верой».

Экнатх сказал: «Кроме этого ответа, ничто не помогло бы. Я пришел спросить тебя: за эти семь дней ты с кем-нибудь спорил? Ходил в суд? Ведь это твое обыкновение — каждый день ты ходишь в суд». Он был таким человеком, это была его работа. Он готов был быть даже свидетелем убийств, только заплатите ему достаточно. Он выступал в качестве свидетеля даже тогда, когда суд рассматривал дело про убийство, и суд знал, что он не может быть свидетелем всего того, что происходит. Он был профессиональным свидетелем...

Экнатх сказал: «Как тебе работалось? За семь дней сколько ты раз выступал как очевидец? Сколько ты заработал?»

Он сказал: «О чем вы говорите? Я не вставал со своей постели. Я ничего не ел, у меня нет ни аппетита, ни жажды. Я просто мертвый. Я не чувствую никакой энергии или какой-либо жизни во мне».

Экнатх сказал: «Теперь пришло время, встать. Хорошенько выкупайся, хорошо покушай. Завтра у тебя дело в суде. Продолжай работать. И я ответил на твой вопрос, ведь так как я осознал, что умру... и смерть может прийти и завтра — у тебя было семь дней. А у меня нет даже семи дней, завтра я могу не увидеть закат солнца. У меня нет времени для глупых вещей, для глупых амбиций, для жадности, для гнева, для ненависти. У меня просто нет времени, потому что завтра меня уже может не быть здесь. За эту короткую жизнь, если я смогу восхищаться красотой мира, красотой людей, если я смогу делиться своей любовью, если я смогу делиться своими песнями, то, возможно, смерть не будет сурова со мной».

Я слышал от стариков, что те, кто знают, как жить, автоматически узнают, как умереть. Их смерть красива, потому что они умирают только внешне, внутренне путешествие жизни продолжается.

Разумеется, ты была шокирована, когда узнала, что больна раком, ты будешь грустить и испытывать отчаяние. Но ты являешься моим санньясином, ты должна использовать эту возможность для великого превращения сущности. Эти несколько дней, которые ты будешь здесь, должны быть днями медитации, любви, сострадания, дружелюбия, игривости, смеха, и если ты сможешь этого добиться, то ты будешь вознаграждена сознательной смертью. Она является наградой за сознательную жизнь.

Несознательная жизнь и умирает несознательно. Сознательная жизнь вознаграждается сознательной смертью. И умереть сознательно — значит познать предельное оргазмическое переживание жизни и одновременно узнать, что ничего не умирает, только форма меняется. Ты переселяешься в новый дом, и, конечно, в лучший дом, на более высоком уровне сознания. Ты должна использовать эту возможность для роста. И жизнь абсолютно справедлива. Все, чего ты достигла, ты никогда не теряешь, все это вернется к тебе как награда.

Признай, что смерть является частью твоей жизни, и признай, насколько хорошо, что ты узнала об этом заранее. В противном случае смерть подходит, а ты не можешь слышать ее шаги, шаги приближающейся к тебе смерти. Вот почему я говорю, что тебе повезло: смерть постучалась к тебе за семь дней. Используй эти дни для полного приятия. Сделай эти дни такими радостными, насколько это только возможно. Сделай эти семь дней днями смеха. Умри с шуткой, с улыбкой на лице, с благодарностью за все, что жизнь дала тебе.

И вот что я тебе скажу: смерть является вымыслом. Смерти нет, потому что ничто не умирает, только обстоятельства меняются. И если ты сознательна, то ты можешь заставить их меняться к лучшему. Именно так происходит эволюция. Именно так живущий подсознанием человек становится Гаутамой Буддой.

В декабре прошлого года у меня обнаружили рак матки. Для меня это было подобно решению продолжать страдать и умереть или выйти из этого. Я позволила тебе полностью войти в мое существо и утонула в твоей любви: рак исчез. На протяжении последних шести месяцев, даже тогда, когда я не могла тебя видеть, я ощущала твою близость. Некоторые из моих друзей являются санньясинами, и когда я им это рассказываю, то они говорят, что я бегу от реальности. Иногда я размышляю, и меня одолевают сомнения насчет того, что я чувствую. Правы ли они? Что такое реальность?

 

Всегда прислушивайся к своим собственным переживаниям. У тебя был рак. И часто случается, что рак может стать огромной возможностью, потому что теперь смерть неминуема. И теперь вопрос не стоит о том, что нужно сдерживаться, смерть все равно заберет тебя. И потому, что смерть была так близко, ты больше помнила меня, ты больше любила меня, потому что не было времени, чтобы откладывать на потом. Впервые ты позволила мне быть с тобой полностью, — и рак исчез.

Рак возникает по многим причинам. Одна из причин заключается в том, что ваша жизнь бессмысленна, лишена любви, и в том, что вы по-настоящему не живете — просто продолжаете тягостное существование. У вас нет никакой причины жить, и проблема заключается в том, что у вас нет и никакой причины совершить самоубийство. И поэтому в состоянии сна, как лунатики, люди движутся от колыбели к могиле. Это долгое путешествие, и они умудряются совершить его во сне. Они достигают могилы, или то, что они достигают, является могилой...

Я приказывал тебе непрерывно любить, жить полной жизнью. И в течение этих нескольких дней у тебя не было другой альтернативы — приближалась смерть, ты любила всем своим существом. Ты позволила мне быть в тебе — и рак исчез. Это не я что-то сделал, это ты что-то сделала. Если бы ты слушала меня прежде, то рак вообще бы не появился. Если бы ты прежде любила с такой интенсивностью и полнотой, то ты была бы недосягаема для рака. Теперь, когда рак исчез, ты приходишь к мысли, что, возможно, это я совершил чудо. Я ничего не сделал. Ты совершила чудо, и именно потому, что ты говорила своим друзьям: «Мой наставник совершил чудо», они призывают тебя быть более реалистичной, и у тебя появляются сомнения. Твои друзья правы. Будь реалистична, хотя они сами не реалистичны. Единственным реальным фактом является то, что рак исчез, потому что впервые ты обладала полнотой существа, единением существа, которое было сильнее любого рака.

Теперь возникают сомнения, ты спросишь друзей — и кто угодно скажет: «Не будь глупой. Не будь суеверной», хотя они не могут объяснить, как и почему рак исчез, они призывают тебя к реализму. Тогда ты спросишь у них: «Тогда вы будьте реалистичны и скажите мне, как исчез рак». Позволь им немного ощутить рак! Позволь им обдумать это, пусть они не смогут заснуть — почему же прошел рак? Потому что реальность нужно искать там.

И не жди от меня чуда. Это фикция. Ты совершила чудо, в этом нет никакого сомнения. И каждый способен творить такие чудеса. Жизнь является такой тайной, что если мы по-настоящему будем безмолвны, будем жить полной жизнью, будем любить, то это многое может изменить — и в теле, и в уме, и в душе.

Но не перенимай у своих друзей дурацкие идеи, потому что рак может появиться опять, ведь это не моя заслуга, это твоя заслуга. Если у тебя появляются сомнения и если ты не знаешь, как это произошло, то твои сомнения могут вызвать рак. Это была полнота твоего существа, которая растворила его, — твои сомнения могут проложить ему путь к возвращению. И тогда никто из ваших друзей не скажет: «Будь реалистична». И тогда ты должна будешь возвратиться к прежнему настроению, но на этот раз тебе будет труднее.

Лучше не попадать опять в такую же беду. На этот раз будет труднее, потому что на этот раз ты будешь ожидать избавления, а раньше такого ожидания не было. В первый раз, когда ты заболела раком, ты не ожидала никаких чудес. Теперь, если это произойдет, то ты будешь любящей, ты будешь пытаться быть тотальной, но попытки быть тотальной не являются тотальностью, попытки быть любящей не являются любовью. И в глубине души ты будешь ожидать, что рак пройдет, — ситуация не будет такой же самой. И помни, в следующий раз не обвиняй меня в том, что я не помог тебе. В первый раз я не помогал тебе тоже. Это всегда ты. Что бы с тобой ни произошло, ответственность несешь ты.

Существует ли взаимосвязь между сексом, головной болью и мигренью?

 

Ни один медицинский научный работник не пришел к такому заключению, но я говорю, основываясь на моих собственных открытиях, которые я постоянно продолжаю совершать, — я ведь неутомимый исследователь, и рано или поздно наука должна будет со мной согласиться. Сексуальный центр находится в голове, а не в гениталиях, как полагает наука. И если сексуальный центр в голове, а не в гениталиях, то подавление секса может вызвать головную боль. Это не вызовет боль в гениталиях, потому что они не являются чем-то значительным: это просто продолжение определенного центра в вашем уме.

Почему люди начали думать об этом, и врачи даже стали советовать пациентам что-то в том плане, что секс полезен для психического здоровья? И они правы: все люди, которые в прошлом подавляли секс во имя религии, страдали от страшной головной боли. Даже такой человек, как Дж. Кришнамурти, на протяжении сорока лет непрерывно страдал от такой страшной боли, мигрени, что даже он, человек, обладавший таким пониманием, помышлял о том, чтобы разбить голову о стену и умереть, — такой сильной была боль.

Миллионы мужчин во всем мире обнаружили, что они страдают от мигрени после физической близости. И я читал статью христианского ученого... ум его ограничен традицией, потому что он христианин. Он пытается обнаружить самые различные причины того, что мужчины страдают от мигрени. Он занимался этой темой на протяжении одного года. И совсем недавно он представил статью, в которой привел великое множество причин — физиологических, химических, но реальность очень проста и не требует проведения каких-либо исследований. Реальность заключается в том, что вы разделили ум мужчины на две части. Одна часть говорит: «То, что ты собираешься делать, — неправильно. Не делай этого»; вторая часть говорит: «Невозможно избежать соблазна — я это сделаю». И эти две части начинают бороться, конфликтовать.

Мигрень является не чем иным, как конфликтом, глубоким конфликтом в вашем уме. Ни один абориген не страдает от мигрени после физической близости. Католики страдают больше, чем кто-либо другой, потому что они так крепко держатся за свои традиции, что это создает раскол в их уме. То, что они говорили на протяжении столетий, не имеет какого-либо основания, не основано на каких-либо свидетельствах, но они продолжают это твердить. И когда... даже если ложь повторять слишком часто, то она становится похожей на правду.

Человек должен очень осторожно обращаться со словами.

Мужчина заходит в бар и начинает рассказывать анекдот про поляка. Человек, сидящий рядом с ним, большой, громадный, полный энергии человек; он поворачивается и угрожающе говорит: «Я поляк. Подожди-ка минутку, я позову своих сыновей».

И он зовет их: «Иван, иди сюда и приведи своего брата». Двое мужчин, еще более крупных, чем первый, появляются из задней комнаты. «Иосиф, — зовет мужчина, — иди сюда со своим двоюродным братом». Еще двое мужчин, самых огромных, входят через черный ход. И все пятеро мужчин окружают человека, который хотел рассказать анекдот.

«Теперь, — говорит первый поляк, — не хочешь ли ты закончить свой анекдот?»

«Нет», — отвечает человек.

«Нет? И почему же нет? — говорит поляк, сжимая и разжимая кулак. — Ты что, испугался?»

«Нет, — говорит мужчина, — мне просто не хочется объяснять его всем пятерым».

Люди очень умно обращаются со словами. Они могут скрыть любую реальность. Он боится — эти пятеро мужчин могут убить его, — но он находит отличное оправдание: «Мне не хочется утруждаться, объясняя всем пятерым смысл анекдота».

Все религии играли со словами и не позволяли человеку быть достаточно разумным, чтобы понимать скрытый за словами смысл. Они создали джунгли из слов и теологии, догм и символов веры и культов. И бедный человек просто несет на себе это бремя во имя морали.

Я хочу сказать вам: никогда не беспокойтесь о морали. Единственной заботой подлинного искателя является сознание, больше сознания. И ваше сознание позаботится о ваших поступках. Без каких-либо усилий ваши поступки станут моральными, без каких-либо усилий они распустятся вокруг вас как цветы.

Мораль — это не что иное, как образ жизни сознающего человека.

 

Насколько я понимаю, вы разработали технику разговора с телом для помощи при недомогании или такой боли, как мигрень. Я врач, и я бы хотел использовать этот метод. Не могли бы вы детально о нем рассказать?

 

Идея заключается в том, что люди нуждаются, чтобы их учили, как дружить со своим телом. Лучше, если терапевтом является женщина, которая может помочь людям почувствовать, где они напряжены или где ощущают боль. И она затем должна научить их, как говорить с телом, говорить телу: «Я был отчужден от тебя религиями. Я хочу быть ближе к тебе, быть другом, а не врагом. Я чувствую себя виноватым, потому что я никогда не думал об этом — о том, что ты работало на меня все эти годы, а я даже не поблагодарил тебя».

Сначала поговорите со всем телом: «Послушай меня», — и поговорите о своих проблемах: «Пожалуйста, позволь им исчезнуть». В вашей власти это сделать. Затем поговорите с конкретными частями тела, которые болят.

Нужно ли каким-то образом готовиться к беседе?

 

Перед тем как группа начнет работать, скажите людям, что они будут в трансе, но смогут разговаривать с телом. Они могут говорить громко — так будет лучше. Группа начинает работать с трехминутного повторения мантры «Ошо». До начала повторения мантры скажите людям, что, когда они будут повторять «Ошо», они будут все крепче и крепче засыпать. Затем сделайте им гипнотическое внушение, чтобы они заснули. Когда все люди заснут — вы можете проверить это, поднимая их руки и наблюдая за тем, будут ли они падать, — затем подойдите к каждому человеку индивидуально. Люди должны лежать на достаточном расстоянии друг от друга, когда вы разговариваете с одним из них, это не должно беспокоить остальных. Заранее терапевт выясняет, в чем заключается проблема каждого из них, затем, когда они все спят, он подходит к каждому из них и говорит: «Твой ум и твоя душа являются одним и тем же феноменом, ты забывал говорить со своим умом и телом. Твоя проблема (какой бы она ни была) исчезнет, исчезает и никогда больше не появится». Когда вы пообщались с каждым таким образом, то скажите им всем: «Все, что говорилось вам под гипнозом, вы сможете делать и сами, без гипноза». Затем закончите сеанс мантрой «Ошо» длительностью в три минуты. Людям нужно сказать, чтобы они повторяли это сами себе каждый вечер перед тем, как укладываются спать, по крайней мере, на протяжении месяца.

Я попытался говорить с болью, когда я ее испытываю, но это не помогает.

 

Это неправильно. Болезнь не является частью организма, это что-то внешнее, на самом деле, это что-то противоположное организму. Вы должны говорить с мозгом/телом, а не с болезнью. Вы должны говорить мозгу/телу: «Время освободиться от боли, болезни». Повторите это десять — пятнадцать раз, а потом: «Сейчас вы будете крепко спать, и у вас будет время поработать». А когда вы проснетесь, прикажите телу/мозгу освободиться от боли. Скажите мозгу, что теперь боль прошла и ей нельзя позволять возвращаться, иначе вы будете вечно приказывать боли уйти и она будет возвращаться. Мы разговариваем главным образом с мозгом, и мозг говорит с телом, но мы не знаем язык.

Это подлинная Троица — душа, ум и тело. Душа не может что-либо делать прямым способом, это она просит, чтобы боль ушла. Мозг должен разговаривать с телом.

Этому должны учить всех в школе, но религии учили, что тело и душа — это что-то отдельное друг от друга. Дети могут быстро научиться прогонять из тела боль.

Всегда ли необходимо использовать гипноз?

 

Вы можете, но это не является необходимым.

 

Какой язык нужно использовать?

Подойдет любой язык.

Как можно использовать этот метод для похудения?

 

Сначала скажите мозгу, что вы посылаете сообщение для тела и что мозг должен его передать. Затем просто скажите телу, что будет идеальным, если вы будете весить на пять килограммов или пять фунтов меньше, и что: «Переваривай нормально». Вообще не участвуйте в еде. Просто скажите телу, что нужно на несколько фунтов похудеть. И когда вы похудеете настолько, насколько нужно, то прикажите телу поддерживать этот вес и что не нужно ни терять в весе, ни прибавлять.

Не так ли работают со здоровьем «Христианские Ученые»?

 

Это являлось основой «Христианской Науки», но они пошли намного дальше. Они говорили слепому: «Теперь ты можешь видеть». Но слепой не верил им, да и глаз у него не было, и поэтому как он мог видеть? Это было просто глупо. Но для простых вещей, таких, как боль там или здесь, этот способ может быть необычайно полезным.

Как врач, в своей практике я сталкиваюсь с большим количеством людей, жалующихся не на что-то экзотическое, а на вполне реальный запор. Является ли запор еще одним симптомом «Цивилизации»?

 

Несколько лет назад ко мне обратился человек — он длительное время страдал от запора. Он был очень богатым человеком, он испробовал все лекарства, все способы лечения, от аллопатии до натуропатии, — он испробовал все. У него было достаточно денег на расходы, достаточно времени, так что никаких проблем не было. Чтобы избавиться от запора, он объездил весь мир, но чем больше он пытался, тем сильнее становился запор, тем он глубже пускал корни. Он пришел ко мне и спросил: «Что делать?»

Я сказал ему: «Запор может быть только симптомом, он не может быть причиной. Причина находится где-то в вашем сознании». Поэтому я посоветовал ему делать очень простую вещь. Он не мог поверить в это, он сказал: «Как это может быть возможно? И вы думаете, что эта простая вещь мне поможет? Вы меня не обманываете? Я не могу поверить в это». Но я сказал: «Просто попытайтесь». Я посоветовал ему только одно: непрерывно помнить о том, что «Я не тело». И ничего больше. Разумеется, он не мог поверить в это, потому что как это может помочь?

Человек отождествлен с телом. Слишком сильное отождествление с телом приводит к запору. Вы цепляетесь, вы сжимаетесь. Вы не позволяете телу поступать по своему усмотрению, вы не позволяете ему двигаться в потоке. Вот смысл запора. Запор является психическим заболеванием. Не отождествляйте себя с телом. Непрерывно помните: «Я не тело, я свидетель». Он пытался на протяжении трех недель и сказал: «Помогает. Что-то расслабляется внутри меня».

Это обязательно должно произойти. Если ты не тело, то тело начинает функционировать. Ты не вмешиваешься, ты не становишься поперек дороги, тело продолжает функционировать.

Ты когда-нибудь видел, чтобы у животного был запор? Ни одно животное в природе не страдает от запора. Но в зоопарках ты можешь найти животных, страдающих от запора. Или домашние животные, собаки и коты, которые живут с человеком и инфицированы людьми, испорчены людьми, — у них может быть запор, в противном случае в природе не бывает запоров. У тела свой собственный путь. Оно находится в потоке. Оно не заморожено, у него нет преград. Препятствия возникают с отождествлением. Я сказал тому человеку: «Просто не отождествляй себя с телом. Постоянно осознавай, что ты свидетель. И никогда не говори: «У меня запор», просто говори: «У тела запор, я свидетельствую это».

Тело становится расслабленным. Желудок начал функционировать, потому что ничто так не расстраивает желудок, как ум. Если вы волнуетесь, то желудок не может хорошо функционировать. Если вы отождествлены с телом, то тело не может быть в потоке. Вот почему когда вы очень больны, то необходим глубокий сон, потому что только в глубоком сне вы забываете о теле и оно попадает в поток.

Произошла перемена. Он пришел и сказал мне, что появилось нечто новое: «Я всегда был скупым, а теперь я перестал быть таким скупым». Так и должно быть, потому что скупость глубоко связана с запором. Действие направлено в обе стороны: если вы скупец, то у вас будет запор, если у вас запор, то вы будете скупцом. Запор является укоренившейся скупостью тела — ничего не отпускать, не позволять ничему выходить из тела. Держать все закрытым!

С изменением уровня сознания проблемы меняются.

Иногда у меня возникает страх, что я сойду с ума. Не мог бы ты это прокомментировать?

 

Пожалуйста, не бойся сумасшествия по той простой причине, что ты и так уже сошел с ума! Этот мир просто огромный сумасшедший дом. Каждый ребенок рождается психически здоровым, но не может долго оставаться психически здоровым, это невозможно. Его воспитывают сумасшедшие люди, его учат сумасшедшие люди, ему прививают привычки сумасшедшие люди.

Он не может не стать сумасшедшим, просто для того, чтобы выжить, ему надо стать сумасшедшим.

Лишь время от времени появляется психически здоровый человек — Будда, Заратустра, Лао-цзы, Иисус. И самое странное, что эти психически здоровые люди выглядят сумасшедшими, потому что так называемые сумасшедшие на самом деле не сумасшедшие. По-настоящему сумасшедшими являются так называемые психически здоровые люди. Люди, которых помещают в психиатрические лечебницы, просто являются очень чувствительными людьми, уязвимыми людьми, деликатными людьми, не такими жесткими, как те, которые живут на рынках. Они не такие толстокожие, вот почему они срываются. Толстокожие продолжают жить среди всех видов безумия, они продолжают приспосабливаться.

Человек обладает неограниченной способностью приспосабливаться, и каждый ребенок учится, как приспосабливаться к разнообразным вещам. Вы только взгляните на свое собственное существо: к скольким предрассудкам вы приспособились, сколько у вас есть глупых убеждений. И ведь бывают моменты, когда вы осознаете их глупость, но вы отмахиваетесь от этих здоровых моментов, потому что они — опасные моменты. Да, время от времени окно открывается, но вы тут же закрываете его. Вам нужно закрывать его. Вы боитесь, что соседи увидят, что окно открыто. Вы никому не хотите продемонстрировать свое психическое здоровье...

Не бойся сойти с ума — это невозможно. Это уже произошло... И весь этот страх совершенно безоснователен. Ты уже сошел с ума, в противном случае ты не смог бы жить в обществе. К какому бы обществу ты ни принадлежал, ты уже деформирован. Ты уже не наивен, ты испорчен и отравлен священниками, политиками, педагогами. Они уже выполнили свою работу, моя функция уничтожить сделанное ими. И у меня нет никакой нужды это доказывать. Ты можешь оглянуться по сторонам и найти великое множество доказательств.

Можешь ли ты порекомендовать такие виды медитаций, которые могут быть полезны людям с нарушенной психикой?

 

Ты можешь помочь им выполнять некоторые виды динамических медитаций. Это очень поможет, потому что сумасшедшим не нужно ничего, кроме катарсиса. Это лечение — единственное лечение, потому что люди были настолько угнетены тем, что они в таком плохом месте. Если все разрешено, если разрешено быть сумасшедшим, то тогда сумасшествие исчезнет.

Весь мир сумасшедший, потому что никому не разрешается быть сумасшедшим. Мы должны побеспокоиться о том, чтобы у каждого человека было определенное пространство, где он может просто быть сумасшедшим, где нет необходимости беспокоиться о ком-то еще. Если человек может быть сумасшедшим каждый день на протяжении получаса, то остальные двадцать три с половиной часа он будет испытывать потрясающее психическое здоровье.

Сумасшествие является также и частью человеческой природы, это полное равновесие. Когда вы становитесь слишком серьезным, то вам нужно немного посмеяться, чтобы приблизить вас к реальности. Когда вы становитесь слишком напряженным, то вам нужно что-то, чтобы расслабиться. На самом деле, существуют многочисленные признаваемые обществом способы, при помощи которых мы разрешаем человеку быть сумасшедшим.

Например, во время футбольного или волейбольного матча зрители почти сходят с ума. Но это принимается обществом, и они чувствуют себя очень расслабленными. Даже если они смотрят матч по телевизору, они сходят с ума — они прыгают и становятся сильно возбужденными. Но это принимается.

Если бы кто-то с Марса впервые наблюдал бы за этим, то он не смог бы поверить своим глазам, потому что не существует явной причины так переживать. Просто несколько человек перебрасываются мячом, а другие пасуют обратно, а миллионы людей так возбуждены! Они не знают, что это социально признанный способ высвобождения энергии, средство. И каждая страна создает свое собственное средство.

Война также является средством, которое постоянно необходимо, чтобы люди могли сходить с ума, могли ненавидеть и разрушать. И они могут ненавидеть и разрушать во имя великого дела, и поэтому их никто не осуждает! Итак, вы разрушаете, и вы хорошо себя чувствуете, чувствуете себя счастливыми, и нет чувства вины — вы просто становитесь сумасшедшими. Война будет продолжаться, и продолжаться до тех пор, пока мы не позволим каждому наслаждаться определенной долей сумасшествия. Поэтому вы занимайтесь медитациями и пусть сумасшедшие люди на вас смотрят. Им это невероятно понравится, и они скажут, что между вами и ними нет большой разницы! Потом они станут участвовать, и вы сможете им помочь.

Сумасшедшему не нужен врач, ему нужен друг. Доктор является слишком безличным, слишком далеким, слишком техничным. И доктор всегда выглядит как сумасшедший, как будто это его нужно лечить. В самом его взгляде читается осуждение: что-то неправильно и что-то нужно исправить. Сумасшедшему нужен тот, кто любит, кто заботится, ведет себя по-дружески, кто-то, кто не превращает его в объективное явление и принимает его индивидуально. И не только это, но и принимает его сумасшествие, потому что в глубине души признает, что у каждого человека есть психически здоровая сторона и психически нездоровая сторона.

Сумасшествие является ночной стороной человека. Она естественна. В ней нет ничего неправильного. Когда вы можете сказать сумасшедшему, что не только ты сумасшедший, но и я тоже, то немедленно возникает мост. И тогда он доступен, и ему можно помочь.

Я больше и больше осознаю барьеры, которые я создал в себе на протяжении многих лет, которые не позволяют мне быть радостным, любящим себя, открытым существом. Я чувствую так, словно стена во мне становится прочнее и прочнее по мере того, как я больше это осознаю, и я не могу пробиться сквозь нее. Не мог бы ты помочь мне?

 

Первое, что нужно понять, — это то, что стена не становится прочнее, это только твое сознание становится более ясным. Вообще нет никакой причины для того, чтобы стена становилась прочнее, когда ты становишься более осознанным. Это подобно тому, когда ты приносишь фонарь в темный дом и начинаешь замечать паутину и пауков — они ведь не неожиданно начали расти оттого, что ты принес фонарь. Они всегда были там, просто ты стал осознанным, бдительным. Но не думай, что они растут. Твой свет не имеет ничего общего с их ростом. Но он делает явным их присутствие. Твоя растущая осознанность делает явным присутствие стен твоей тюрьмы.

И ты говоришь: «Я чувствую ее и не могу сквозь нее пробиться». Поскольку эти стены не являются настоящими стенами, они не сделаны из кирпича или камня, они сделаны только из мыслей, они не могут тебе помешать. Тебе только нужно обнаружить секрет, как сквозь них проходить. Если ты начнешь бороться внутри своего ментального процесса, из которого, и построены стены тюрьмы, то ты ужасно запутаешься. Человек даже может сойти с ума. Так люди сходят с ума: их окружает такое количество мыслей, и они так отчаянно стараются выйти из толпы и все глубже и глубже погружаются в толпу, что, естественно, наступает нервный срыв. Их нервная система не может выдерживать такого давления и такой напряженности. Они открыли ящик Пандоры. Все было спрятано там. Но они были в блаженном неведении об этом. Теперь у них возникло медитативное сознание; неожиданно они увидели большую толпу и причем такую густую, что чем больше они пытаются вырваться, тем больше ощущают свое бессилие прорваться сквозь стены, которые их окружают.

Если ты начнешь бороться с ними, то у тебя ничего не получится, ты рано или поздно устанешь, дойдешь до изнеможения, ты почувствуешь, что твое психическое здоровье от тебя ускользает. Но если ты будешь использовать правильный метод, то вместо нервного срыва у тебя произойдет прорыв. Правильный способ относиться к тому, что, как кажется, тебя окружает, — это быть просто свидетелем — не бороться, не судить, не осуждать. Оставайся безмолвным и неподвижным, и просто свидетельствуй то, что там существует.

Это почти чудо. Я не сталкивался ни с каким другим чудом, кроме чуда медитации, чуда свидетельствования. Если вы можете свидетельствовать, то вы будете удивлены, когда увидите, что толстая стена становится тоньше, толпа рассеивается, постепенно вы увидите двери и проемы, через которые вы можете выбраться. Но выбираться нет необходимости. Оставайтесь там, где вы есть. Просто продолжайте свидетельствовать. По мере того как ваше свидетельствование будет становиться сильнее, стена вокруг вас будет становиться не такой прочной. В тот день, когда ваше свидетельствование станет совершенным, вы обнаружите, что стены нет, вас ничего не окружает, над вами голубое небо. Вместо того чтобы бороться с мыслями, бороться с неправильными, усвоенными с детства традициями, просто станьте чистыми свидетелями. Победу в борьбе вам не одержать. Без борьбы победа за вами. Победа принадлежит только тем, кто может свидетельствовать...

Доктор Клейн закончил осмотр пациента и сказал: «Вы совершенно здоровы, мистер Левински. Ваше сердце, легкие, давление крови, уровень холестерина — все в полном порядке».

«Великолепно», — сказал мистер Левински.

«Встретимся в следующем году», — сказал доктор Клейн.

Они пожали друг другу руки, но как только пациент вышел из кабинета, доктор Клейн услышал какой-то грохот. Он открыл дверь — и там лицом вниз лежал мистер Левински. Медсестра закричала: «Доктор, он просто рухнул. Он свалился, как мешок!»

Доктор послушал его сердце и сказал: «Боже мой, он мертв». Он подхватил труп под мышки.

«Быстро, — сказал доктор, — возьми его за ноги!»

«Что?» — закричала медсестра.

«Ради Бога, — сказал доктор, — давай перевернем его. Мы должны сделать вид, как будто он входил!»

Просто будьте немного разумны. Говорят, что разум не очень-то полезен, пока у вас не хватает разума, чтобы знать, как его использовать.

Только вчера я столкнулся с потрясающим открытием. Оно утверждает, что каждый идиот, которого вы можете встретить в мире, является конечным продуктом миллионов лет эволюции. Разумеется, разум является редким явлением, но люди, которые собрались вокруг меня... только то, что у них хватило мужества быть здесь, является достаточным доказательством их разума. А теперь вы должны привести свой разум в действие.

«О Боже, — вздохнул Пэдди, — у меня было все, что только мог пожелать мужчина — любовь роскошной женщины, красивый дом, много денег, красивая одежда».

«Что случилось?» — спросил Симус.

«Что случилось? Совершенно неожиданно, без всякого предупреждения приехала моя жена».

Просто будьте внимательны — на каждом шагу существуют опасности. Человек, который решил заняться медитацией, должен быть очень осторожен.

Лао-цзы утверждал, что человек, занимающийся медитацией, всегда ходит так, как будто он переходит зимой холодную реку, очень осторожно, очень бдительно. Если только вы не очень осторожны и не очень внимательны, то ум, которому миллионы лет... и его функции превзойти очень трудно. И хотя стратегия очень простая, иногда самое простое, кажется самым сложным — и особенно когда вы абсолютно незнакомы с ним.

Медитация — это для вас только слово. Она не стала пристрастием, она не стала питанием, она не стала вашим переживанием. И поэтому я понимаю ваше затруднение. Но вы также должны понять мое затруднение: болезней у вас много, но у меня есть только одно лекарство, и мое затруднение в том, что я продолжаю продавать то же самое лекарство различным пациентам с различными болезнями. Меня не интересует, какая у вас болезнь, потому что мне известно, что у меня есть только одно лекарство.

Какая бы ни была у вас болезнь, я ее обсужу, но, в конце концов, вам придется принять то же самое лекарство. Оно никогда не меняется. Насколько мне известно, за тридцать пять лет оно никогда не менялось. Я видел миллионы людей, слышал миллионы различных вопросов, но даже до того, как я слышу их вопросы, я знаю ответ. Их вопрос не имеет значения. Имеет значение лишь одно: как справиться с тем, чтобы подвести их вопрос к моему ответу.

 

спид

 

Не расскажешь ли ты что-нибудь о СПИДе?

 

Я ничего не знаю даже о первой медицинской помощи*, а ты спрашиваешь о последней! Но, похоже, мне придется что-то сказать. В мире, в котором о Боге могут говорить люди, ничего не знающие даже о самих себе, в котором о рае и аде могут говорить люди, ничего не знающие даже о географии Земли, вполне допустимо, чтобы я — хотя я и не врач — что-то сказал о СПИДе. Но и болезнь, называемая СПИД, — это не просто болезнь. Это нечто большее, выходящее за рамки медицинской профессии.

Насколько я вижу, эта болезнь не принадлежит к той же категории, что и другие болезни; в этом ее опасность. Возможно, она убьет, по крайней мере, две трети человечества. По сути, это потеря сопротивляемости к болезням. Постепенно человек оказывается уязвимым для всех видов инфекций, и у него нет внутреннего сопротивления, чтобы с ними бороться.

Для меня это значит, что человечество теряет волю к жизни. Как только человек теряет волю к жизни, его сопротивляемость тотчас же падает, потому что тело подчиняется уму. Тело — это очень консервативный слуга ума, оно свято следует уму. Если ум теряет волю к жизни, в теле это отражается в снижении способности сопротивляться болезням, смерти. Разумеется, врач никогда не заботится о воле к жизни, и поэтому, я думаю, будет лучше, если я кое-что скажу.

СПИД станет такой огромной проблемой для всего мира, что любое прозрение в любом измерении может оказать безмерную помощь. Только в Америке в этом году СПИДом поражено четыреста тысяч человек, и эта цифра будет удваиваться с каждым годом. В следующем году эта цифра составит восемьсот тысяч, затем миллион шестьсот тысяч и будет продолжать удваиваться.

Игра слов; first aids: первая медицинская помощь; AIDS — СПИД. — Прим. перев.

Только в этом году Америке понадобится пятьсот миллионов долларов, чтобы помочь этим людям, и нет большой надежды, что они выживут.

Поначалу считалось, что это болезнь гомосексуалистов. Во всем мире исследователи поддерживали идею, что это что-то гомосексуальное — было обнаружено, что эта болезнь чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Но вчерашний отчет, полученный из Южной Африки, меняет всю картину. Южная Африка самым активным образом участвует в исследованиях этой болезни, потому что территория Южной Африки поражена больше всего. Кажется, негры в два раза уязвимее для этой болезни, чем белые. Южная Африка страдает огромной эпидемией СПИДа, поэтому она проводит исследования. Это вопрос жизни и смерти.

Их отчет очень странный. В нем говорится, что СПИД не гомосексуальная болезнь, что это гетеросексуальная болезнь, и она возникает у людей, которые постоянно меняют партнеров, встречаются со многими женщинами, многими мужчинами. Эта постоянная смена партнеров вызывает болезнь. Согласно их исследованию, гомосексуализм не имеет к СПИДу никакого отношения. Теперь все исследования Европы и Америки на одной стороне, а южноафриканский отчет — на противоположной.

Для меня это очень важно. СПИД не имеет ничего общего ни с гетеросексуальностью, ни с гомосексуальностью. И конечно, он связан с сексом. А почему он связан с сексом? Потому что воля к жизни укоренена в сексе. Если воля к жизни исчезает, секс становится самой уязвимой зоной жизни для проникновения смерти.

Помните, я не врач, и все, что я говорю, я говорю с совершенно другой точки зрения. Но очень вероятно, что в моих словах больше истины, чем в так называемых исследованиях, потому что эти исследования поверхностны. Исследователи думают только о конкретных случаях, они собирают данные, факты.

Мой путь не такой, я не собираю факты. Моя работа не в исследовании, а в прозрении. Я стараюсь посмотреть в каждую проблему так глубоко, как это только возможно. Я просто игнорирую поверхностное, которое является зоной работы исследователей. Мою работу можно назвать внутренним поиском*, но не исследованием**. Я стараюсь проникнуть глубоко, и вижу: секс — явление, наиболее тесно связанное с волей к жизни. Если воля к жизни слабеет, секс становится уязвимым; тогда дело не в гетеросексуальности или гомосексуальности.

В Европе и Америке на это обратили внимание, потому что в результате простого совпадения первые случаи произошли с гомосексуалистами; возможно, гомосексуалисты сильнее утратили волю к жизни. Исследование было ограничено пределами Калифорнии, и большинство жертв были гомосексуалистами; естественно, исследователи обнаружили, что СПИД связан с гомосексуальностью. Если у гетеросексуального человека обнаруживали его симптомы, естественно, считали, что он заразился от гомосексуального человека.

Калифорния — это такая глупая часть мира, — а что касается секса, то и самая извращенная. Можно назвать ее авангардной, прогрессивной, революционной, но за этими красивыми словами не скроешь истину: Калифорния стала слишком извращенной. Почему происходит это извращение? И, в частности, почему оно происходит именно в Калифорнии? Потому что Калифорния — это одно из самых культурных, цивилизованных, богатых обществ. Естественно, у них есть все, о чем только можно мечтать, все, чего только можно желать, — и тут возникает проблема воли к жизни.

Если ты голоден, ты думаешь о работе, еде; у тебя нет времени думать о жизни и смерти. У тебя нет времени думать о смысле жизни. Это невозможно: голодный человек не может думать о красоте, искусстве, музыке. Приведите голодного, изголодавшегося человека в музей, полный прекрасных произведений искусства. Вы думаете, он сможет увидеть там красоту? Ему не позволит голод. Это роскошь. Только когда основные потребности удовлетворены, человек подходят к настоящим проблемам жизни. Бедные страны не знают настоящих проблем.

* Insearch.

** Research.

Поэтому, когда я говорю, что самый богатый человек — одновременно и самый бедный, вы можете понять, что я имею в виду. Богатый человек приходит к пониманию неразрешимых проблем жизни и оказывается в тупике, ему некуда идти. Бедному нужно так много сделать, многого достигнуть, многого добиться. Какое ему дело до философии, теологии, искусства? Они слишком велики для него; он заинтересован в повседневном, в мелочах. Он пока не может направить сознание на самого себя, а начать размышлять о существовании, сущности — просто невозможно.

Калифорния, к несчастью, одно из самых счастливых во всех смыслах мест на Земле: там красивые люди, красивая страна, и она подошла к высшему пику роскоши. И тут возникает вопрос. Вы сделали все; что делать дальше? Именно в этой точке начинается извращение.

Ты знал многих женщин и пришел к пониманию того, что все это одно и то же. Когда свет выключен, все женщины одинаковы. Если свет выключен, женщина уйдет в соседнюю комнату и войдет твоя жена, — а ты об этом не знаешь, — может быть, ты будешь даже заниматься любовью со своей женой, скажешь ей что-то хорошее, не зная, что это твоя жена. Что ты делаешь? Если кто-то узнает о том, что ты говоришь все эти красивые слова — почерпнутые из голливудских фильмов — собственной жене, конечно, он подумает, что ты сошел с ума. Они предназначены для жен других людей, не для твоей жены. Но в темноте разницы нет. Если мужчина знал многих женщин, а женщина знала многих мужчин, определенно одно — все это одно и то же, повторение. Разница незначительна, и что касается сексуального контакта, это не имеет значения: нос немного длиннее, волосы светлее, лицо белое или загорелое — какая разница, если ты занимаешься с женщиной любовью? Да, до секса все это имеет значение. И это по-прежнему имеет значение в странах, в которых все еще правилом является моногамия.

Например, в такой стране, как Индия, СПИД не возникнет; пока Индия остается моногамной страной, это невозможно — по той простой причине, что люди всю жизнь знают только свою жену, только своего мужа. И им всегда любопытно, как бы это было с женой соседа. Это огромное любопытство сохраняется всегда, но для извращений возможностей нет.

Для извращения совершенно необходимо, чтобы тебе надоело менять женщин, чтобы ты хотел чего-то нового. Тогда мужчины начинают пробовать мужчин — это кажется чем-то новым, женщины начинают пробовать женщин — это немного по-другому. Но надолго ли? Вскоре это опять одно и то же. И снова возникает тот же вопрос. В этом состоянии ты пробуешь все что можно, но постепенно становится ясно одно: все это бесполезно. Любопытство исчезает. И тогда какой смысл жить ради завтра? Раньше было любопытство: завтра может произойти нечто новое. Теперь ты знаешь, что ничего нового никогда не произойдет. Нет ничего нового под солнцем. Новое — это лишь надежда, которая никогда не сбывается. Ты пробуешь все виды дизайна в мебели, доме, архитектуре, одежде — и все безуспешно.

Когда все кончается неудачей, и на завтра надежды больше нет, воля к жизни не может оставаться по-прежнему яростной, сильной, настойчивой. Она начинает ослабевать. Кажется, жизнь теряет свой сок. Ты жив, но что тебе еще остается? Ты начинаешь думать о самоубийстве.

Говорят, Зигмунд Фрейд сказал: «Я не встречал ни одного человека, который хоть раз в жизни не думал бы о самоубийстве». Но сейчас Зигмунд Фрейд устарел, отстал от жизни. Он говорил о психически больных людях, потому что имел дело с людьми именно этого типа.

Мой собственный опыт говорит о том, что бедный человек никогда не думает о самоубийстве. Я сталкивался с тысячами бедных людей — никто из них никогда не помышлял о самоубийстве. Они хотят жить, потому что еще не жили. Как они могут думать о самоубийстве?

Жизнь может дать так много, и они видят, что все вокруг наслаждаются самыми разными вещами, а сами они еще не жили. У них есть мощный импульс, сила жить. Многое нужно сделать, многого нужно добиться. Целое небо амбиций открыто, а они еще даже не изведали землю. Ни один нищий никогда не думает о самоубийстве. С точки зрения логики, все должно быть как раз наоборот: каждый нищий должен думать о самоубийстве, но ни один нищий никогда не думает, даже если он слепой, парализованный, калека...

В бедных странах никто не думает о самоубийстве, в бедных странах не возникает вопроса о смысле жизни. Это западный вопрос. В чем смысл жизни? На Востоке никто не задается этим вопросом. Запад пришел к такой точке насыщения, где человек испытал все, ради чего стоит жить. Что дальше? Если у тебя достаточно мужества, ты совершишь самоубийство — или убийство...

Как только эта болезнь, СПИД, распространится... а она уже распространяется, она стала эпидемией и в Америке. Политики молчат, священники молчат, потому что проблема слишком велика, и ни у кого, по-видимому, нет никаких предложений, как ее разрешить, — поэтому лучше промолчать. Но долго ли вы сможете молчать?

Проблема распространяется, и когда она распространится шире, вы будете удивлены: особенно будут затронуты СПИДом священники, монахини и монахи. Они будут на первом месте, СПИД затронет их больше всех, потому что они занимались извращенным сексом дольше, чем кто-либо другой. Калифорния — молодая страна. Эти монахи и монахини жили в «Калифорнии» на протяжении столетий.

Мне кажется, это духовная болезнь. Человек подошел к такому месту, где дорога кончается. Возвращаться назад бессмысленно, потому что все, что он увидел и пережил, показывает ему, что в этом ничего нет; все оказалось бессмысленным. Возвращаться назад нет смысла, а дальше дороги нет — перед ним пропасть. В этой ситуации неудивительно, если он теряет желание, волю к жизни.

Было экспериментально доказано, что, если ребенок не растет среди любящих людей — мать, отец, другие маленькие дети в семье, — если ребенка не воспитывают любящие люди, ему можно дать любое питание, но его тело увянет. У него есть все необходимое — все медицинские потребности удовлетворены, о нем заботятся, но ребенок продолжает чахнуть. Болезнь ли это? Да, медицинский ум видит болезнь во всем: наверное, что-то не так. Медики будут исследовать факты, искать причину. Но это не болезнь.

Воля ребенка к жизни не проснулась. Ему нужно тепло любви, радостные лица, танцующие дети, тепло материнского тела — определенное окружение, которое позволяет ему чувствовать, что жизнь таит необычайные сокровища для исследования, что в ней столько радости, танца, игры, что жизнь — это не только пустыня и в ней есть огромные возможности. Он должен видеть эти возможности в глазах, в телах тех, кто его окружает. Только тогда в нем развернется воля к жизни — почти как весна. Иначе он будет чахнуть и умрет; без всякой физической болезни он начнет чахнуть и умрет.

Я посещал приюты для сирот; один из моих друзей, Рекчанд Парекх, в Чанда Махараштра содержал приют для сирот, в котором было от ста до ста десяти сирот. Туда поступали сироты двух-трех дней от роду; люди просто оставляли их у дверей приюта. Он хотел, чтобы я приехал и посмотрел. Я сказал: «Когда-нибудь в другой раз, потому что я знаю: то, что я увижу, наполнит меня грустью». Но он настаивал, и однажды я приехал, и то, что я увидел... О детях заботились, как только могли, он щедро тратил на них свои деньги, но они могли умереть в любой момент. Там были доктора и медсестры, медицинское оборудование, еда — было все. Он даже отдал свое красивое бунгало, а сам переехал в бунгало меньшего размера; в приюте был красивый сад; было все, кроме воли к жизни. Я сказал ему:

— Эти дети будут продолжать медленно умирать.

— Это ты мне говоришь? Я содержу этот приют двенадцать лет. Сотни детей умерли. Что мы только ни пробовали, чтобы удержать их в живых, но ничто не помогает. Они продолжают чахнуть, и наступает день, когда их просто больше нет.

Если бы была болезнь, мог бы помочь врач, но болезни не было. Просто у ребенка не было воли к жизни. Когда я сказал ему об этом, он тут же понял. Сразу, в тот же день, он передал приют правительству и сказал:

— Двенадцать лет я пытался помочь этим детям, но теперь я знаю, что это невозможно. Я не могу дать им то, что им нужно, поэтому пусть приют перейдет в руки правительства.

Он сказал мне:

— Я сталкивался с этим много раз, во мне не хватало ясности сообразить, что именно происходит. Я смутно догадывался, что чего-то не хватает и это продолжает убивать детей.

СПИД — другая сторона того же явления. Ребенок-сирота чахнет и умирает, потому что его воля к жизни так и не пустила росток, не развернулась, не стала текущий потоком. СПИД находится с другой стороны: внезапно ты чувствуешь себя экзистенциальным сиротой. Экзистенциальное чувство сиротства заставляет исчезнуть твою волю к жизни. А если воля к жизни исчезает, секс будет первым, на что это повлияет, потому что жизнь начинается с секса, жизнь — это побочный продукт секса.

Пока ты живешь, пульсируешь, надеешься, пока ты полон амбиций и завтрашний день остается утопией, которая позволяет тебе забыть все бессмысленные вчера, не менее бессмысленное сегодня... Но завтра, когда взойдет солнце, все будет иначе... Все религии подавали вам эту надежду.

Эти религии оказались несостоятельными. И хотя ты по-прежнему носишь ярлык — христианина, еврея, индуиста, — это лишь ярлык. Внутри ты потерял надежду, надежда исчезла. Религии не могут помочь; они были фальшивыми. Политики не могут помочь. Они никогда и не намеревались помочь, это была просто стратегия для того, чтобы эксплуатировать вас. Но долго ли может вам помогать эта ложная утопия — политическая или религиозная? Рано или поздно, когда-нибудь человек взрослеет, и происходит именно это. Человек становится зрелым и начинает осознавать, что был обманут священниками, родителями, политиками, педагогами. Все просто обманули его, подав тщетные надежды. В тот день, когда он становится зрелым и осознает это, его желание жить разваливается на части. И первой раной будет твоя сексуальность. Вот что такое для меня СПИД.

Когда твоя сексуальность начинает сжиматься, на самом деле ты надеешься, что что-то произойдет, и ты войдешь в вечное молчание, навечно исчезнешь. У тебя нет сопротивления. У СПИДа нет других симптомов, кроме одного: понижается твоя сопротивляемость. В лучшем случае, ты сможешь прожить два года, если тебе повезет, и ты случайно не заразишься никакой инфекцией. Любая инфекция будет неизлечима, и любая инфекция будет все более тебя ослаблять. Больной СПИДом может прожить, самое долгое, два года, а может исчезнуть и раньше этого срока. И никакое лечение не поможет, потому что никакое лечение не может вернуть волю к жизни.

То, что я делаю здесь, многомерно. Вы не осознаете полностью, что я пытаюсь сделать; возможно, вы осознаете, только когда я уйду. Я пытаюсь дать вам не надежду на будущее, — потому что это потерпело крах, — я пытаюсь дать вам надежду здесь-и-сейчас. Зачем беспокоиться о завтрашнем дне?.. Ведь завтра никогда не помогало. Веками завтра помогало вам кое-как влачить существование и подводило вас столько раз, что теперь вы не можете за него цепляться. Это было бы чистой глупостью. Те, кто по-прежнему продолжает за него цепляться, просто показывают, что они умственно отсталые.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2015-06-06; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию