Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления современных лингвистических исследований

 

1. Парадигмальные черты современной лингвистики. После ВОВ центр лингвистики переместился в США. Там структурализм, привлекавший точностью анализа. Отход от гумбольдтовского взгляда на язык и отсюда крайний схематизм. Соссюровская дихотомия язык/речь – не как единство противоположностей, а автономные сферы. Лингвистика оказалась лишённой социального содержания. However структ-зм имел успехи в изучении бесписьм. языков Америка, Азии, Африки. Создали компьют. программы по переводу. Но выходя за пределы фонологии и морфологии, сталкивались с огромными трудностями. Причина: отказ от решения общетеорет-х проблем язык-я. Узость. Всё, что не поддавалось формальной, механич. Обработке, исключалось из поля зрения. В рез-те: лингвистика постепенно стала превращаться в прикладную науку. С Хомскими «Аспектами теории синтаксиса» (1965) кризис структ-зма. Х провозгласил лингв-ку особой ветвью психологии познания, подчёркивал творческ. хар-р язык. деят-ти, поставил вопрос об учёте чел. фактора в изучении языка. Хомскианская революция. Генеративизм решительно повлиял на языкознание. Отсюда новый, постструктуральный период в истории язык-ия. Г просто сыграл роль пускового мех-ма для преодоления остатков структур-зма, а знания уже вынашивались и в других школах. Лингвисты поняли, что кризис 1960-70 можно преодолеть, если в центре внимания будет сам говорящий, производящий и толкующий смыслы в конкретн. соц. окруж-и. Итак, отличие от структур-зма: возвращение к проблемам, связанным с ч-ком, как носителем языка.

Произошли перемены. Теоретики язык-ния ещё не пришли к единому мнению в квалификации этих перемен. Многие исследователи: необход-е сведения о новом этапе развития разумней всего было бы связать с понятиями парадигмы научных знаний и научной революции. Оба понятия ввёл Томас Кун (книга «Структура научных революций»). Под парадигмой Кун: признанные всеми научные достижения, кот. в течение опред. времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Кубрякова уточнила, включив в понятие П 3 звена: 1. установочно-предпосылочное (предполагает наличие признанных обществом знаний, добытых предшественниками). 2. предметно-познавательное (очерчивает область лингвистич. анализа). 3. процедурное (область выбираемых методик и конкр. процедур анализа). Вся история язык-ия – смена парадигм. Научная парадигма соврем. Язык-ия имеет viele Namen: антропологическая, постгенеративная, социальная, когнитивная и т.п. Признак – полипарадигмальность, т.к. нет основного направления. В истории язык-ия 3 парадигмы: компаративизм, структурализм, полипарадигмальная система. Кун: смена парадигм через научную революцию для преодоления кризиса.

Отличительные черты. Пока ещё нет метода, подобного сравнит.-истор-му. Есть только модельные конструкты (прагматика, этнолингвситика, контактология). Но есть черты новой парадигмы. Антропоцентризм – ч-к стал центром лингвистич. координат. Отец Эмиль Бенвенист (глава франц. линг-ки) в «Человек в языке» (1966): «язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлён в самой организации языка, и в соответствии с ним язык и долж. изучаться». Суть А: научные объекты изучаются по их роли для ч-ка, по их назначению в его жизнед-ти, по их функциям для развития челов-й личности. А проявляется в ряде дисциплин: лингвогносеологии, социолингвистики, психолинг-ки, лингвокультурологии и т.п. Экспансионизм – стремление расширить область исследования. Впервые упомянут чехом Данешом и фином Энквистом на 14 Междунар. лингв-ом конгрессе в Берлине (1987). Экспансия лингвистики в возникнов. Новых школ и направлений, в углублении исследований. В рез-те сформир-сь межпредметные науки: математич. лингв-ка, инженерн. лингв-ка, лингвокультурология, психолингвистика и т.п. Однако Э опасен лёгкостью достижений периферийных знаний, игнорируя основные проблемы лингв-ки. Неофункционализм – начало от Пражского лингв. кружка. При традиц. функц-зме центр. проблемой – изучение каждого отдельного явл-я по выполняемой им функции в системе языка и по цели, с кот. оно использ-ся в процессе общения. Например в ПЛК выделяли ед-цы языка и приписывали им функции, а в Н сначала определить функции, а затем – единицы языка. При этом разрабатываются развёрнутые классиф-ции функций. Выделение исходного набора функций способствует фундамент. изучению употреб-я языка в разл. условиях общения. Н проявляется в:функци. грамм-ке, текст. лингв-ке, коммуникат. синтаксисе и пр. Экспланаторность – объяснительный хар-р. Сильной стороной русской лингв-ки – объяснить языковые факты. Э помог преодолеть кризис. Э объясняется всесторонне. Во-первых, лингв-ка объясняет свой объект исслед-я, цели, задачи, ориентиры и конечный рез-т. Во-вторых, ч-з связи с др. науками лингв-ка объясняет самого ч-ка и мир, в кот. ч-к. Таким образом, современная лингв-ка ориентирована на говорящего ч-ка и изучает язык в действии, как «энергейю». В ней нет единого метода, но естьно есть мощные интеграционные процессы, позволяющие выделить самые сущест-е свойства лингв-х исслед-й: А, Э, Н, Э.

 

2. Когнитивизм – направл. в науке, объектом изучения кот-го явл-ся человеч. разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, кот. с ними связаны. Согласно К. человек изучается как система переработки информации, а его поведение – описывается и объясняется в терминах его внутр. состояний. Da решение этих задач связано с использ-ем языка, то язык в центре внимания. Главное внимание – человеческой когниции. Когнитивный мир ч-ка изучается по его поведению и деят-ти, кот. протекают при активном участии языка, кот. образует речемыслит. основу любой человек. деят-ти. Новизна: К. делает заявку на метод серийного решения задач о человеч. мысли.

ХОМСКИЙ: долгое время лингвистика занималась изуч-ем лишь внешней стороны языка, таксономией, т.е. была nur performance, а competence вне внимания. Теперь в генеративизме интересен принцип функционирования языка, т.е. его имплицитный хар-р, т.е. интериоризированный язык (I-Language) вместо E-Language. Основа трансформарции: некая глубинная структура и поверхностная структура. ГС может выражаться несколькими ПС. В основе лежит общий лингвистический принцип. Х: “Важнейшие свойства когнитивных систем даны разуму врожденно; это часть биологического наследия человека”.

Язык и мышление. М: 1. чувственное и 2. абстрактное (языковое). 2. на базе 1. развилось. Движение мысли к абстрактным формам, идеализация предметов дейст-ти привели к понятию и суждению, слову и предложению. С помощью языка движение от чувственного восприятия к логическому, т.е. к духовной деят-ти ч-ка. Образование мысли – творческий акт. Язык – закрепление опыта в знаке. Хар-ка абстрактного: сущностное, отсюда форма. 1. и 2. объединены образом. О – синтез представления и понятия. Логические формы М сопоставляют с грамматическими. Оно соотносятся как общее (логика) и частное. Символизм М в основе.

Когнитивн. лингв-ка возникла в рез-те взаимодействия some Quellen: 1) когнитивной науки, предметом кот. явл. устройство и функци-ние человеч. знаний. КН сформ-сь в рез-те развития инжен. дисц-ны искусственный интеллект. Чел-к и комп-р обрабатывают инф-цию пошагово. Фундамент. идея КН: мышление – манипуляция внутренними ментальными репрезентациями типа фреймов, планов сценариев, моделей и т.п. Daher мы мыслим концептами как глобальными квантами хорошо структурированного знания. В 70-х годах поняли, что the most интеллект. задач ч-к решает с опорой на опыт. На agenda встала задача оперирования знаниями. КН – синтетич. наука, объединяющая для решения задач мат-ку, псих-гию, филос-ю, лингвистику и т.п. 2) когнитивная психология (о «психологизме в языкоз-и» писали ещё в 19. в. младограмм-ки, А.А.Потебня, Г. Штейнгаль, В.Вундт), имевшая опыт психолингвистики, но была шире по степени интеграции с др. науками. КЛ заимствует из КП понятие концептуальных и когнитивных моделей. Основа всякого опыта – восприятие и память, а у каждого ч-ка свои особ-сти перцепции. Взаимод-вие психологии и лингвистики проблемно, т.к. первая тяготеет к физич. наукам, а вторая вхожа в «семиотический» цикл дисциплин. 3) лингвистич. семантика. Многие определяют КЛ как сверхглубинную семантику, т.к. углубление семантических идей. Также др. источники: этнолингвистика, нейролингвистика, психолингвистика, культурология, сравнит.-историч. яз-ние.

В основе КЛ познание: деят-ть ч-ка определ-ся его знаниями, а язык. деят-ть – языковыми знаниями. Этапы формирования КЛ: зародилось в США под именем «когнит. грамм-ка» (в статье Дж. Лакоффа и Г. Томпсона 1975); до 90-х гг. несвязанные зарубежные исследования; в 90-е в Европе уже первые учебники Ф. Унгерера и Х.-Й. Шмидта; в России в 80-х в обзоре В. Герасимова; серьёзный вклад внесли Арутюнова, Кубрякова, Степанов, Стернин, Телия. Важнейшие объекты КЛ – язык и когниция. 3 main problems: 1. о природе языкового знания; 2. о его усвоении; 3. как его используют. Исследования ведутся в направлениях: а) виды и типы знаний (гносеология), механизм извлечения знаний из знаков (когнит. семантика и прагматика); б) условия возникновения знаков и законы их функцион-ния; в) соотношение языков. знаков и культурн. реалий. Центральная проблема КЛ: отношения в цепочке «разум – язык – репрезентация – концептуализация – категоризация – восприятие». Основная задача: объяснение мех-зма обработки естественного языка, построение модели его понимания.

Основные понятия: а) концепт (архетип) – мысленное образование, замещающее в процессе мысли множество предметов того же рода; ячейка культуры (в языке несколько сотен). К всегда культурно закреплён и имеет коннотации. Болдырев выделяет в структуре К: общенациональный, групповой, региональный и индивидуальный. Картина мира – целостный, глобальный образ мира, возникающий в ходе контакта человека и мира. Концептуальная картина мира – у каждого разная, у представителей разных эпох, групп и т.п. В ККМ взаимодействует общечеловеческое, национальное и личностное. Языковая картина мира – всё концептуальное содержание языка; специф. окраска мира, обусловленная национ. значимостью явлений и предметов, избирательным отношением к ним, кот. порождается спецификой народа. ККМ шире ЯКМ, т.к. не все концепты имеют языковое выражение. ЯКМ создаётся номинативными средствами языка, функциональными, фоносемантикой, дискурсивными, стратегиями оценки и интерпр-ии текстов разных жанров. б) Концептуализация – сквозной для разных форм познания процесс структурации знаний и возникновения разных структур представления знаний из неких миним-х концептуальных единиц. Категоризация – когнитивное расчленение реальности, сущность кот. заключ-ся в делении всего онтологического пространства на различные категориальные области. Акт отнесения слова/объекта к той или иной группе. Отношение типа «класс – член класса». Теория прототипов. Прототип – фрагмент ККМ, существующий в сознании. П бывают: социальные, общения, ментальные, этнокультурные (немцы – педанты). В КЛ П (ментальный) – любое устойчивое суждение, выражение, сравнение, клише (лицо кавказской национальности). Функции П: схематизации, упрощения. База П – сравнение. Устойчивость сравнения – предпосылка для появлении категорий (сначала ментальных, потом лексических, ср. творит падеж: губы бантиком, нос крючком). Мех-зм категоризации через фразеологизацию, в центре кот. лежит признак, символ (область культуры – область символизма). в) метафора как базовый когнитивный механизм – основу составляет модус фиктивности «как если бы» при сопоставлении some П. Основн. функции: концептуализации (2 функц-х вариантов для называния нового и потребностью дать собственные определения уже названным фактам) и прогностическая (интенция к выявлению новых граней понятия) заставляют прибегать к средствам М. Виды М. М – мех-зм, посредством кот. аналоговые восприятия, прошедшие категоризацию, подвергаются переоценке в новых контекстах. Принцип не экстенсивного расширения состава (словообр-е), а интенсивного (семантический). Основой М – тождество: приравнять новое к старому. г) концептуальная интеграция. Теория КИ Факонье и Тернера. Двухпространственная модель метафоры (ещё с Аристотеля). Представление: М based на взаимодействии 2 концепт-х пространств: 1. отражаемого М-ой пространства (цель), 2. простр-ва, кот. несёт метафоричное описание (источник). Ф и Т 2 новых простр-ва: родовое (фоновые знания) и смешанное (содержат концепт-й продукт интеграции). Ромб: trauben von menschen. д) фрейм (кадр фильма, деталь) – структура данных для представления стереотипной ситуации (например празднование дня рождения). Впервые: Минский (Фреймовая модель – когнитивная модель памяти ч-ка). Фреймовая структура. Состоит из терминальных узлов (слотов) и нетерминальных, содержащих конкр. инф-цию, related к концепт-му объекту. Терминал описывает предмет, его спец. черты и инф-цию по пользованию Ф. Разные Ф опичывают тот же объект с разных углов зр. Алгоритм: 1. сопоставление по интуиции, 2. поиск ины-ции по присваивании значения слоту, 3. при неуспехе второго шага управление отдаётся другому Ф системы. Фреймовая методика в когнитивной семантике. Признайся мне, что ты не любишь никого. – X, делай Y, и будет P, где Y – тело текста, а P – его содержание. Это всё – рамка Ф. Есть ядро Ф и периферия. Развёрстка идёт от ядра, наращивая периферию. Минусы: организация знаний во Ф – не чёткое. Для генерации текстов Ф не пригоден.

 

3. Функциональная лингвистика и перспективы её развития. Основные направления ФЛ. Тенденция к интеграции когнитивного и функционального подходов в современных лингвистических исследованиях. Изучает функцион-ние языка как средства общения. Осн. тезис: фундаментальные св-ва языка не могут быть описаны и объяснены без учёта его функций. Осн. принцип ФЛ – понимание языка как целенаправленной системы средств выражения – сформулирован в Тезисах Пражск. ЛК (Якобсон, Трубецкой, Карцевский). Изучается и устная, и письменная речь в коммуникативном плане, т.е как средство челов-го общения, учитывая и намерение Sprecher, и реакцию Hörer. Причины возрождения интереса к функциональной стороне языка: 1. к 70-м понятно, что дискриптивная лингв-ка и генеративистика, игнорирующие значение языков. знаков, сковывают возможности исследователей. 2. Неадекватность трактовки языков. значения через логику, бихевиоризм. 3. стало я сно, что семантика не должна огранич-ся nur лексикой, в её сферу должны войти синтаксис и текст. Характерные черты ФЛ: 1) отказ от априорных аксиом при изуч-ии структуры языка и интерес ко всему объёму естеств-го языка. 2) эмпиризм (оперирование большим корпусом данных). 3) использ-ие колич-х подсчётов. Пражская школа: функционально порождающая грамм-ка. В США ФЛ формировалась в противовес дескриптивной лингвистике и генеративизму, где универсальная грамм-ка компетенция является врождённой. В России ФЛ – следствие развития традиций, заложенных Куртене, Потебней. Вначале ФЛ развивалась как структурная лексическая семантика, dann возникли синтаксическая семантика и функциональная грамм-ка. Они положили начало рассм-нию единиц языка как членов полей. ФГ в России активно разв-тся. В ФГ изучаются: 1. функции единиц языка, 2. семантические категории и их варианты. 2 направления: 1) исходно-формальное (от средств к функциям) и 2. исходно-семантическое (от функции к средствам).

Функция – назначение языковой единицы, zB: ф-ция выражения Иди с миром прощальное приветствие. ФЛ нередко называют системно-функциональным направлением. БОНДАРКО-создатель: системность в основе разработки проблем семантики. Анализ системы семантических категорий требуется. Исследования опираются на понятие функционально-семантического поля. ФСП – система разноуровневых средств данного языка (морфологич., синтаксич., словообраз., лексич., фразеолог. и т.п.), based на общности их функций. Сами Ф based на какой-то семантической категории. Так, выделяются поля аспектуальности (категория вида), темпоральности и т.п. Структура полей м. б. чётко центрированной или полицентричной с развитой периферией (ср. русское поле определ-сти и не-).

ФЛ имеет много общего с КЛ. КЛ не может обходить вопросы функционирования языковых знаков, участвующих в получении, переработке и хранении информации. Проблема взаимоотношения всерьёз пока не ставилась. Часто оба направления занимаются одним и тем же.

 

4. Итоги и перспективы развития лингвистической прагматики. П изучает функционирование языков. знаков в речи. Термин ввёл Ч. У. Моррис в конце 30-х г. как название одного из разделов семиотики помимо семантики (изучающую отношение знаков к объектам), синтактики (раздел о межзнаковых отношениях). П изучает отношение к знакам говорящих. Стимул идей Ч. С. Пирса в 60-х г., под влиянием логико-философских теорий речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Сёрла. Лингвистич. П не имеет чётких границ. В неё включаются???, связанные с: 1. говорящим субъектом, 2. адресатом, 3. их взаимодействием в коммуникации, 4. ситуацией общения. 1) В связи с субъектом речи изучаются zB: явные и скрытые цели высказывания («иллокутивная сила» по Остину); речевая тактика и типы речев. поведения, пресуппозиции (оценка знаний, взглядов, хар-ра адресата) и т.п. 2) В связи с адресатом речи изучаются: интерпретация речи, в т. ч. правила вывода косвенных смыслов и т.п.; воздействие высказывания на адресата; типы речевой реакции на полученный стимул. 3) В связи с отношениями м-у участниками коммуникации изучаются: формы речевого общения; социально-этикетная стороны речи. 4) В связи с ситуацией общения изучаются: интерпретация дейктических знаков; влияние ситуации на формы коммуникации. П изучает также речь в рамках общей теории человеческой деят-ти. Так, Остин выделил группу перформативных высказываний (mit einer sprachlichen Äußerung die Handlung gleich vollziehend, zB: ich gratuliere Ihnen). П охватила многие дискуссионные области лингвистики: риторику, стилистику, теорию и типологию речевой деятельности, психолингвистику. Теория речевых актов. International beobachtbare Weichenstellung um die 70-er: kommunikativ-pragmatische Wende: a) geht über das Sprachsystem; b) über den Satz in die Richtung Text. Empirisierung der Sprachwissenschaft (Anti-Chomsky-Position). Linguistische Sprechakttheorie. 3 zentrale Fragen: 1. was heißt mit Sprache handeln? 2. was sind die Bedingungen für das sprachliche Handeln? 3. wie wird mit Sprache gehandelt? John AUSTIN „How to do things with Words“ (1962). Schüler: John Rogers. 1) Was heißt mit Sprache handeln? Wir handeln sprachlich auf verschiedenen Ebenen. Austin entwickelt ein Ebenenmodell: 3 Arten von Akten. 1. lokutionärer Akt – Sätze einer Sprache richtig und sinnvoll äußern. 3 Unterakte: a) phonetischer Akt – Geräusche äußern; b) phatischer Akt – intentional Wörter in einer gramm. Konstruktion äußern; c) rhetischer Akt – 1. Referenzakt = sich mit einer sprachlichen Äußerung auf etwas beziehen1. 2. Prädikationsakt = mit einer sprachlichen Äußerung etwas2 über etwas1 aussagen (Paul1 raucht2 – die Rede ist von Paul, über den berichtet wird, dass er so beschaffen ist, dass er raucht). 2. illokutionärer Akt – mit einer sprachlichen Äußerung werden sprachliche Fakten geschaffen, d.h. bei gelungenem (akzeptierten) Vollzug legen sich Sprecher und Hörer auf Pflichten und Rechte fest. 3. perlokutionärer Akt – mit einer sprachl. Äußerung werden Wirkungen beim Hörer erziehlt, die von den individuellen Dispositionen des Hörers abhängen. Unterarten von 3.: Perlokutionäres Ziel – da treten beabsichtigte Wirkungen ein; Perlokutionäres Nachspiel – unbeabsichtigte Wirkungen treten ein. 2) Was sind die Bedingungen für sprachliches Handeln? Searle John Rogers „Speechacts“ (1932). Tabelle ↓. 3) Wie wird mit Sprache gehandelt? D. h. wie können Sprecher kenntlich machen und wie können Hörer verstehen, welcher illokutionärer Akt mit einer Äußerung ausgeführt werden soll? Äußerungen haben bestimmte Eigenschaften, die auf einen bestimmten illokutionären Akt hindeuten. Die Eigenschaften heißen Indikatoren. Sprachliche und nichtsprachliche Indikatoren. Sprachliche бывают: 1. grammatishe Ind-ren: Intonation, Wortstellung, Modus. 2. lexikalische Ind-ren: explizit-performative Formel (Ich taufe dich auf den Namen...; Ich verspreche dir... Typisch: 1. Person Sg, Aktiv Indikativ, Präsens); textsortentpische Formeln (Im Namen des Volkes ergeht das folgende Urteil...); Modalverben (sollen – Auffordern, dürfen – Erlaubnis); Fragewörter; Konjunktion; Partikeln. 3. kontextuelle Indikatoren: Reaktionen auf einen Vorwurf – Entschuldigung, Rechtfertigung, Gegenvorwurf, Zurückweisung des Vorwurfs. Nichsprachliche: 1. das begleitende Verhalten des Sprechers (Metakommunikation); 2. die soziale Situation, insbesondere institutionelle Verhalten und Rollenverhältnisse.

 

Austin Searle
Unglücksfälle Gelingensbedingungen Regeln / Regeltypen
  Versager   Fehlberufung Nichexistenz des verfahrens Existenz des Verfahrens Wesentliche Regeln
Fehlanwendung Situationsangemessenheit des Verfahrens Einleitungsregeln
    Fehlausführung Trübung Korrektheit des Verfahrens } Regeln des propositionalen Verhaltens
  Lücke   Vollständigkeit des Verfahrens
  Missbräuche Unredlichkeit Aufrichtigkeit der Teilnehmer Aufrichtigkeitsregel
Inkonsequenz Konsequenz der Teilnehmer  

 

Межкультурный аспект теории речевых актов. В некоторых культурах схемы могут меняться.

 

5. Современное состояние и перспективы развития лингв-ки текста: от теории текста к теории дискурса. Интертекстуальность как одно из направлений лингвистики текста. Направление, где основным правилом – построение связанного текста. На первом этапе (60-е г.) изучала способы сохранения связности и понятности текста (анафорико-катафоричные структуры, распределение темы и ремы, порядок слов). Труды: Виноградова, Щербы, Пешковского. Но кризис: только формальная сторона, отсутствие теорет. обобщений и содержательных категорий. Расплывчатость статуса к 70-ым г. И так из неё выделились 2 направления. 1. выявляет содержат. компоненты, порождающие коммуникацию. Выявляемые смыслов. различия имеют прагмат. и логич. хар-р. Здесь текст – широкое контекстно-конституативно коммуникативное окружения с целью подействовать на Hörer. Пресуппозиции, без которых текст будет непонятен (общие знания, когнитивные схемы). Сближается с прагматикой, психолингвистикой. 2. выявляет глубинные смыслы, содержащиеся в контексте. Это hilft выявить скрытые от лингвистического анализа смысловые противопоставления и темы текста. Сближается с герменевтикой.

Если грамм-ка диктует один способ употребления, то ЛТ изучает содержат-ую направленность текста. Эксплицитные выявление специфики ТЕКСТа hilft разрешить вечный спор о примате письменного и устного текста. Спорно: включает ли ЛТ прагматику, функциональную семантику и синтаксис.

Дискурс приравнивается к коммуникации, т.е. ре- и конструирование смыслов в рамках интерактивного взаимодействия. Любая коммун-ция зависит от наличия у партнёров взаимной, культурно обоснованной, коммуникативной компетенции. Апелляция к знаниям предполагает их представление: в когнитивных схемах. Теория Д предполагает, что в зависимости от вида Д (публичное выступление, дружеская беседа за чашкой кофе, деловое письмо или отчет о командировке) участники активно вовлечены в процесс реконструкции значений durch обмен информации м-у когнитивными схемами: заполняя их слоты, обогащая их или меняя порядок их следования. В России занимается МАКАРОВ.

Юлия Кристева (теоретик постструктурализма): интертекстуальность – общее св-во тектов, dank кот. тексты или их части могут явно или неявно ссылаться друг на друга. Наше общество сильно обобщено одинаковыми знаниями. Семиотизация всего: обо всём уже сказано. Феномен прецедентности. Теория И складывалась главным образом в ходе исследования интертекстуальных связей в художественной литературе. Во-первых, И присуща всем словесным жанрам. Во-вторых, И распространяется на другие знаковые системы. И-ные ссылки способны к выполнению различных функций в языке. Самая распространённая: экспрессивная. Она распространяется в той мере, в какой автор сообщает о своих культурно-семиотических ориентирах и о прагматических установках. Немаловажным элементом самовыражения автора явл-ся подбор цитат, хар-р аллюзий.

 

6. Гендерные исследования и их основные направления. Язык как система ориентирующего поведения, где реш. роль играет коннотация. Значимость индивид-х хар-к человека возрастает. Пол во многом определяет когнитивную ориентацию личности в мире, в том числе посредством языка. Принцип: человек в языке. Не нов. Антропоц-й подход к исслед-ию языка связан с когнитивизмом, и позволяет мужественности и женственности стать концептами. Г подход позволяет не т. описать антропоцентричную систему языка, но и понять суть её подсистем, связанных с муж-стью и женст-стью, как 2-мя ипостасями чел-ого бытия. Гендерное учение межпредметно. Важнейшая роль в Г исслед-ях отводится лингвистической гендерологии. Начало в 90 г. Бурное развитие. На нач. этапе опред-ся онтолог-ий статус гендера. Были исслед-ия в России в обл. морфол-ии, синтаксиса, но бессистемн. Реш. вклад школа МГЛУ на основе рус. и др. слав. языков: неравная степень андроцентризма. Продолжается иссл-ие гендерн. аспектов межкульт. коммуникации: Г отражается не т. в языковом, но и в когнитивном сознании представ-й той или иной культуры. Daher трактовка культурн. непонимания: отсутствие не общего языкового, а когнитивного сознания. Выделяются метагендерный уровень исследований (общечел-й) и собственно гендерный (female-male), изучается их корреляция. Важно, т.к. в разных культурах эти уровни соотносятся неодинаково. Моск. школа ГЛ (Халеева): отражение Г в языке и конституирование при взаимодействии индивидов. Но Г признаётся плавающим параметром, может исчезнуть в коммун-ции. Г нередко «разыгрывается», т.е. в речи партнёр может затушевать Г в своей речи для чего-то. Решаются???: какими средствами располагает язык для конструирования языковой личности; в каких типах текста или дискурса влияние Г особо ощутимо; как соотносятся метаген-й и генд-й уровни и в сравнении с др. языками; какова роль гендерной метафоры в разл. видах дискурса; как соотносятся концепты муж-сти и женст-сти в разн. культурах? Метолог. база недостаточно разработана, т.к. до недавн. времени никакие др. языки, кроме америк-го англ. не привлекались. Важный шаг: выдвижение гипотезы о неравной антропоцентричности языков и культур. Особый интерес – языки и культуры стран СНГ. Напр., кавказские языки без грамм. рода, полиперсональность глагола, разграничение семантических категорий ч-ка и вещи.

 

7. Этнолингвистика и перспективы её развития. Направление, изуч-щее язык в его отношении к культуре, взаим-вие языковых, этнокультурных и этнопсихич-х факторов в функцион-нии и эволюции языка. Зародилось из этнографии на рубеже 19-20 в. США, языки индейцев. БОАС и его ученики. Большое место занимает взаимовлияние контактирующих языков глобальных (англ., нем., франц.) на мелкие этнические.

Изначально в сферу интересов входят проблемы семантики (поэтому в Америке Э звучит как этносемантика, БОАС, СЕПИР, УОРФ).

Оживление в 70-80 г.: исследования в области фольклористики, взаимодействие языка и культуры. В России: Н.И. ТОЛСТОЙ. В рамках социолингвистики новые задачи: описание диахроники конкретных языков, соотношение языковых и культурных констант, проблема нормы и ортологии, понятия территор. и соц. диалектов, языковой семьи, праязыка и др.

Этноконнотации в лексической и грамматической семантике. Эндемические единицы. Лакунарность. Этнонимика.


<== предыдущая | следующая ==>
Основные надписи | Английская пословица

Date: 2015-06-06; view: 2648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию