Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности психического развития





Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрывать объективные законы, которым подчиняют­ся изучаемые ею процессы и явления.

Закономерными являются существенные, необхо­димые, устойчивые, повторяющиеся связи (отношения) между явлениями (Б.Ф. Ломов). Выделим четыре основ­ные закономерности, характеризующие процесс пси­хического развития ребенка.

1. Неравномерность и гетерохронность. При лю­бых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные психические явления не нахо­дятся на одном и том же уровне развития. Созревание психических функций не носит синхронного характе­ра. В различные периоды детства неодинакова чувстви­тельность психики ребенка к внешним воздействиям. Временное повышение ее уровня и изменение ее на­правленности приводят к тому, что закономерно воз­никают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях. С практической точки зрения чрезвычайно важно не упустить возможность форми­рования у ребенка определенных качеств и свойств.

Так, ранний возраст сензитивен для речевого раз­вития ребенка, первые десять лет жизни особенно благоприятны для развития эмоциональной сферы, образного мышления, подростковый — для формиро­вания логического мышления. Выявление сензитивных периодов в возрастном развитии — проблема чрезвы­чайно сложная и важная.

О сензитивных периодах Л.С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чув­ствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие пери­оды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития»4

Одним из существенных показателей неравномер­ности психического развития является также наличие кризисных периодов. Л.С. Выготский считал, что пере­ломные, критические периоды в жизни ребенка обус­ловлены внутренней логикой самого процесса развития. Он насчитывал пять таких периодов: кризис новорож­денное™, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет. Симптоматика таких периодов: конфликтность ребенка, болезненная чувстви­тельность к опеке, замечаниям, агрессивность. Снижа­ется темп развития по сравнению со стабильными пе­риодами. Вместе с тем, как писал Л.С. Выготский: «Негативное содержание развития в эти периоды явля­ется только обратной, теневой стороной позитивных изменений личности, составляющих главный и основ­ной смысл всякого критического возраста».

И наконец, неравномерность развития психики ребенка связана с различными темпами овладения от­дельными видами деятельности, развития психичес­ких свойств и качеств, наступления кризисных пери­одов. Темп психического развития зависит от многих причин — врожденных особенностей морфологии мозга, особенностей среды, в которой живет, воспи­тывается и обучается ребенок, собственной его актив­ности.

2. Кумулятивность, или стадиальность, психичес­кого развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую; без предыдущей стадии не может быть последующей. Без овладения ребенком, например, предметными дей­ствиями не возникнет игра, в которой эти действия необходимы для реализации роли, имитации действий взрослых людей, замещения одного предмета другим. Без овладения практическими способами решения мыслительных задач, развития наглядно-действенно­го мышления ребенок не перейдет к решению этих задач в образном плане. Без накопления словаря не будет развиваться связная речь.

3. Пластичность и возможность компенсации. Именно на пластичности основаны богатейшие воз­можности управления психическим развитием ребен­ка. Дошкольный возраст наиболее пластичен из всех возрастных периодов. Одной из важнейших причин этого является интенсивное созревание мозга, нервных структур в этом возрасте, на что указывали многие известные отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский). Пластичность открывает возможность компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие (дефекты зрения компенсируются обострени­ем чувствительности слухового анализатора, слабую память можно компенсировать четкостью и организованностью деятельности).

4. Интеграция и дифференциация психических процессов, состояний и свойств. В процессе развития ребенка мы наблюдаем появление качественных изме­нений в каждой сфере психики (в ощущениях, воспри­ятии, мышлении, чувствах, самосознании). В то же время усложнение психической жизни ребенка связа­но с взаимодействием, взаимопроникновением различ­ных психических явлений. Развитие мышления ре­бенка, с одной стороны, не может происходить без развития перцептивных действий, речи, памяти, вооб­ражения, но, с другой стороны, мышление изменяет всю его познавательную деятельность. Восприятие становится осмысленным, в речи ребенок выражает суждения о происходящих событиях и самом себе, развивается новый, сложный вид памяти — словесно-логическая и т. д.

Эта взаимосвязь наблюдается и в любой другой деятельности: создавая конструкцию, пятилетний ре­бенок «представляет» себе результат, планирует свои действия, отбирает нужный материал, пытается найти замену недостающему элементу, может соотнести по­лученный результат с замыслом. Конечно, трудностей на его пути много: он может изменить конструкцию («так получилось»), не довести дело до конца («не хочу больше строить») и т. д. Но его деятельность все же существенно отличается от конструирования двухлет­него малыша.

Уже буквально в течение первых лет жизни ребен­ка существенно изменяется содержание его эмоцио­нальной сферы. Разнообразными становятся эмоции: от удовольствия — неудовольствия (в период новорожденности) до таких эмоциональных переживаний, как радость, гнев, обида, удивление, восхищение, огорчение (на втором году его жизни). В конце раннего воз­раста появляются сложные чувства ребенка — привя­занность и любовь к близким, ревность, интерес к сверстнику, удовольствие от решенной задачи, страх перед неизвестным, гордость. Эти чувства проявляют­ся в разнообразии эмоциональных переживаний и связаны с другими психическими сферами — самосоз­нанием, интеллектом, речью.

Таким образом, рассматриваемый нами закон раз­вития психики ребенка позволяет, по-видимому, выс­казать очень важную мысль, которую мы попытаемся подтвердить, изучая конкретные вопросы психологии детства, мысль о целостности психического разви­тия ребенка.

Date: 2015-06-06; view: 1107; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию