Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности психического развитияОсновная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрывать объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Закономерными являются существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи (отношения) между явлениями (Б.Ф. Ломов). Выделим четыре основные закономерности, характеризующие процесс психического развития ребенка. 1. Неравномерность и гетерохронность. При любых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные психические явления не находятся на одном и том же уровне развития. Созревание психических функций не носит синхронного характера. В различные периоды детства неодинакова чувствительность психики ребенка к внешним воздействиям. Временное повышение ее уровня и изменение ее направленности приводят к тому, что закономерно возникают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях. С практической точки зрения чрезвычайно важно не упустить возможность формирования у ребенка определенных качеств и свойств. Так, ранний возраст сензитивен для речевого развития ребенка, первые десять лет жизни особенно благоприятны для развития эмоциональной сферы, образного мышления, подростковый — для формирования логического мышления. Выявление сензитивных периодов в возрастном развитии — проблема чрезвычайно сложная и важная. О сензитивных периодах Л.С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития»4 Одним из существенных показателей неравномерности психического развития является также наличие кризисных периодов. Л.С. Выготский считал, что переломные, критические периоды в жизни ребенка обусловлены внутренней логикой самого процесса развития. Он насчитывал пять таких периодов: кризис новорожденное™, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет. Симптоматика таких периодов: конфликтность ребенка, болезненная чувствительность к опеке, замечаниям, агрессивность. Снижается темп развития по сравнению со стабильными периодами. Вместе с тем, как писал Л.С. Выготский: «Негативное содержание развития в эти периоды является только обратной, теневой стороной позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста». И наконец, неравномерность развития психики ребенка связана с различными темпами овладения отдельными видами деятельности, развития психических свойств и качеств, наступления кризисных периодов. Темп психического развития зависит от многих причин — врожденных особенностей морфологии мозга, особенностей среды, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок, собственной его активности. 2. Кумулятивность, или стадиальность, психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую; без предыдущей стадии не может быть последующей. Без овладения ребенком, например, предметными действиями не возникнет игра, в которой эти действия необходимы для реализации роли, имитации действий взрослых людей, замещения одного предмета другим. Без овладения практическими способами решения мыслительных задач, развития наглядно-действенного мышления ребенок не перейдет к решению этих задач в образном плане. Без накопления словаря не будет развиваться связная речь. 3. Пластичность и возможность компенсации. Именно на пластичности основаны богатейшие возможности управления психическим развитием ребенка. Дошкольный возраст наиболее пластичен из всех возрастных периодов. Одной из важнейших причин этого является интенсивное созревание мозга, нервных структур в этом возрасте, на что указывали многие известные отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский). Пластичность открывает возможность компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие (дефекты зрения компенсируются обострением чувствительности слухового анализатора, слабую память можно компенсировать четкостью и организованностью деятельности). 4. Интеграция и дифференциация психических процессов, состояний и свойств. В процессе развития ребенка мы наблюдаем появление качественных изменений в каждой сфере психики (в ощущениях, восприятии, мышлении, чувствах, самосознании). В то же время усложнение психической жизни ребенка связано с взаимодействием, взаимопроникновением различных психических явлений. Развитие мышления ребенка, с одной стороны, не может происходить без развития перцептивных действий, речи, памяти, воображения, но, с другой стороны, мышление изменяет всю его познавательную деятельность. Восприятие становится осмысленным, в речи ребенок выражает суждения о происходящих событиях и самом себе, развивается новый, сложный вид памяти — словесно-логическая и т. д. Эта взаимосвязь наблюдается и в любой другой деятельности: создавая конструкцию, пятилетний ребенок «представляет» себе результат, планирует свои действия, отбирает нужный материал, пытается найти замену недостающему элементу, может соотнести полученный результат с замыслом. Конечно, трудностей на его пути много: он может изменить конструкцию («так получилось»), не довести дело до конца («не хочу больше строить») и т. д. Но его деятельность все же существенно отличается от конструирования двухлетнего малыша. Уже буквально в течение первых лет жизни ребенка существенно изменяется содержание его эмоциональной сферы. Разнообразными становятся эмоции: от удовольствия — неудовольствия (в период новорожденности) до таких эмоциональных переживаний, как радость, гнев, обида, удивление, восхищение, огорчение (на втором году его жизни). В конце раннего возраста появляются сложные чувства ребенка — привязанность и любовь к близким, ревность, интерес к сверстнику, удовольствие от решенной задачи, страх перед неизвестным, гордость. Эти чувства проявляются в разнообразии эмоциональных переживаний и связаны с другими психическими сферами — самосознанием, интеллектом, речью. Таким образом, рассматриваемый нами закон развития психики ребенка позволяет, по-видимому, высказать очень важную мысль, которую мы попытаемся подтвердить, изучая конкретные вопросы психологии детства, мысль о целостности психического развития ребенка.
|