Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 5. Психологическая характеристика следователя и следственной деятельности 1 page





 

1. Психологический тип следователя и эффективность расследования.

2. Психологическая характеристика конфликтных ситуаций в деятельности следователя.

3. Психология следственной деятельности.

4. Отрицательные психологические состояния, профессиональная деформация и ее предупреждение.

Психологическая характеристика конфликтных ситуаций в деятельности следователя

Для профессии следователя характерно преодоление сопротивления его деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и малых групп. Следователь в процессе расследования преступления часто сталкивается с пассивным или активным сопротивлением со стороны заинтересованных в неправильном исходе дела лиц. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует следствию. Успех расследования таит в себе угрозу жизненному благополучию виновного, что является крайне эффективным стимулом для деятельности, направленной против усилий следователя. Неудивительно, что процесс расследования в значительной степени характеризуется конфликтной природой.

Один из видных теоретиков конфликтологического знания К. Боулдинг попытался изложить общую теорию конфликтного взаимодействия. Исходной посылкой его концепции было признание того, что конфликтное поведение людей, их постоянная вражда с себе подобными представляют собой естественную для них форму поведения. Однако исследователь оговаривался, что интеллект и воля человека могут смягчить интенсивность конфликтного взаимодействия.

Понимание природы конфликта выступает дополнительным фактором возможности уладить конфликт в любом его специфическом проявлении. Содержательно конфликт характеризуется следующими свойствами:

· конфликт есть внутреннее, психическое состояние человека, характеризующееся острой психической напряженностью;

· конфликтное начало находит отображение на вербальном и невербальном уровнях человеческого поведения;

· конфликт является особым эмоциональным состоянием, характеризующимся преобладанием негативных эмоций. Этим признаком конфликт отличается от близких к нему по форме, но иных по существу видов взаимодействия, к примеру конкуренции.

Структура конфликта. Под структурой любого объекта понимается совокупность его составляющих элементов, отношений между ними. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

· Объект конфликта в виде причины, возникающей по поводу необходимости удовлетворения конкретной потребности. Ценность, способная удовлетворить данную потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, на первый взгляд, и является его объектом. Однако необходимо понимать, что сама по себе ценность не является объектом конфликта, значимо для конфликта отношение человека к данной ценности. Причем подобное отношение, как правило, несет под собой значительное неосознаваемое напряжение в виде комплекса или страха.

· Участниками конфликта являются отдельные индивиды. Они образуют своеобразную движущую силу конфликта. Однако не стоит полагать, что выход одной из сторон из конфликта способствует прекращению последнего. Конфликт не прекратится, изменится состав конфликтующих сторон. Отметим также, что конфликт возникает только если у всех его участников наблюдается потребность в психической разгрузке, возникающей в силу наличия неосознаваемого психического напряжения.

· Важную роль в развитии конфликта играют конкретные социально-психологические условия, в которых происходит его возникновение, развитие и прекращение. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт.

· Субъективное восприятие происходящего, которое создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятие не обязательно соответствуют действительной ситуации. При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Существует мнение, что вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому, как полагает ряд ученных, всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. Если принимать во внимание доминирование иррациональных структур психики, можно утверждать, что предпосылки в виде готовности к конфликту формируются автономно от ситуации конфликта. То есть исходным фактором для конфликта является психологическая готовность вступить в него, а остальные элементы «подгоняются» под психологическую готовность. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, но и исследование динамики его развития.

Динамика конфликта. Целесообразно выделять три основные стадии развития конфликта:

· Предконфликтная ситуация.

На предконфликтной стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной. Это внешняя сторона конфликта. Внутренней же его составляющей как уже говорилось, является психологическая готовность вступить в конфликт.

На этой стадии могут быть предприняты или психокоррекционные манипуляции, деактуализирующие психологическую готовность вступить в конфликт, или переключение готовности к внешней агрессии на созидательную деятельность. Попытки решить вопрос полюбовно будут эффективны, в зависимости от неосознаваемой потребности лиц в конфликте.

· Стадия открытого конфликта.

Признаком перехода предконфликтной стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей за счет целей противника. В данной стадии наблюдается нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным; смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону негативного спектра; возрастание уровня психической напряженности до уровня стрессовой ситуации. Данная стадия носит явно эскалационный характер.

· Стадия завершения конфликта.

Так как целью конфликта является выброс неосознаваемого психического напряжения, результатом конфликта выступает чувство опустошенности и дополнительной убежденности в своей правоте, в случае если причина конфликта неосознаваемо травматична для её участников. Если же конфликтная ситуация неосознанно несла функцию незначительной психологической разрядки, то участники конфликта начинают осознавать собственную неправоту.

Разрешение конфликта. Различные стратегии, методы, приемы управления конфликтом, сужения его границ имеют три возможных сценария разрешения конфликта:

· Трансформация объективных факторов, породивших конфликт. К сожалению, этот сценарий предполагает только ситуативное разрешение конфликта, которое предопределит новый конфликт.

· Трансформация психологических факторов, породивших конфликт. К сожалению, данный сценарий требует не только умения управлять процессом конфликта, но и желания его разрешить. Помощь психоаналитика способна оптимизировать решение конфликтных ситуаций в рамках этого сценария.

· Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя потребность к психической стабилизации когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сферы породивших конфликтное поведение. При развитии данного сценария объективная причина конфликта не устраняется, хотя ситуативное регулирование присутствует. Данный сценарий целесообразен, если следователь владеет релаксационными техниками, которыми способен воспользоваться в спокойной ситуации.

· Управляемый конфликт есть этически неоднозначный сценарий, в котором позиция следователя внешними признаками соответствует картине конфликта, при этом не имеет внутреннего психологического подтверждения. Управляемый конфликт это по сути конфликт одной стороны. К сожалению, в основе любого конфликта лежат психологические проблемы личности конфликтера, что может способствовать соскальзыванию следователя с управляемого конфликта на неуправляемый.

Типология конфликта. Конфликты классифицируются по достаточно значительному количеству оснований. Для выполнения профессиональных обязанностей следователя целесообразно различать конфликты, в основании которых лежат:

· Характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт. Указанные потребности могут относиться к группе материальных, статусно-ролевых, мировоззренческих.

· Направленность конфликта. Здесь традиционно выделяют группу конфликтов, возникающих между равными по статусу лицами (горизонтальные) и между неравными по статусу лицами (вертикальные).

· Временные параметры конфликта. По данному основанию выделяют кратковременные, быстротечные, длительные конфликты.

В следственной деятельности наиболее часто встречаются следующие разновидности конфликтов:

· Межтипологический конфликт. Если психологический тип это специфический, устойчивый тип организации психики, то становится понятным, что есть сложносоподчиненные варианты сочетания психотипов. Конфликт, выраженный уникальной противоположностью психотипов, характерен например для совместной деятельности представителей шизоидной и истероидной, застревающей и конформной, гипертимной и гипотимной акцентуаций.

· Конфликт ролей. Если участники конфликта отождествляют себя с жесткими статусными образованиями, мы наблюдаем рассматриваемый конфликт. В следственной практике данная разновидность конфликта возникает чаще всего при идентификации одной стороны с миром криминала и другой стороны с миром правопорядка. Очень наглядно ролевой конфликт мы наблюдаем в фильме «Место встречи изменить нельзя» (конфликт Жеглова—Ручечникова). Также часто в практике расследования возникает ролевой конфликт жертва—палач. Отметим, что ролевой конфликт характерен для следователей, которые имеют четкую установку на подавление своего контрагента, в силу неосознаваемого комплекса неполноценности.

· Ситуативный конфликт. Самый простой, хотя и самый распространенный в процессе расследования преступлений. Возникает, как правило, в силу сочетания ряда случайностей, подавляюще действующих на эмоционально-волевую сферу (семейные неурядицы, конфликты с начальством, нелепое сочетание обстоятельств, личное неприятие образа контрагента).

· Конфликт идей. Возникает в ситуациях, когда обе стороны конфликта характеризуются психологической негибкостью и не способны понять движущие мотивы другой стороны не в силу различных статусов и психотипов, а по причине отсутствия необходимого социального опыта (непонимание интересов несовершеннолетнего лицом, не имеющим детей, непонимание мотивации представителя противоположного пола и т.д.).

Психологический тип следователя и эффективность расследования

Выбор сферы профессиональной деятельности многими производится, как правило, в силу личных представлений о специфике подобной деятельности. К сожалению, личное понимание подобной специфики порой радикально отличается от существующей. В силу сказанного каждому человеку надо знать о психологических особенностях своей профессиональной деятельности.

В психологии труда или ее современном направлении — психологии профессий — рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологической готовности к профессиональной деятельности, профессиональной адаптации, профессионального роста, профессиональных деформаций и т.д.

Профессиограмма — это психологический профиль профессии. В профессиограмме отражены те качества личности специалиста, к которым профессиональная деятельность предъявляет наиболее высокие требования, часто отмечаются и те особенности личности профессионала, которые являются противопоказанными.

Профессиональная деятельность следователя выступает типичной юридической, поскольку эта деятельность дает возможность выявить психологические закономерности, в той или иной мере характерные для юридической деятельности вообще.

Соответствие индивидуально-психологических характеристик личности следователя качествам, объективно необходимым для реализации его профессиональных обязанностей, предопределяет степень эффективности следственной деятельности вообще.

В профессиограмму следователя совершенно справедливо включают устойчивость личности следователя против ряда стрессовых факторов, к которым целесообразно отнести:

· Объективно существующую ограниченность во времени как применительно к процессу расследования в целом, так и отдельным его этапам.

· Атмосферу конфликтности, характерную для всего процесса расследования, возникающую и существующую в силу наличия радикально различающихся сценарийных ожиданий участников расследования.

· Дефицит исходной информации на первоначальном этапе расследования преступлений.

· Объективную проблему недостаточной эффективности организации расследования, начиная от структуры правоохранительных органов и заканчивая неоднозначным статусом суда в современной России.

· Экономические проблемы, связанные как с криминалистической техникой, так и с проведением ряда следственных действий.

· Наличие факта профессионального риска и значительную беззащитность перед угрозой, исходящей от мира криминала.

· Общую атмосферу фактической борьбы с преступностью

В процессе составления профессиограммы следователя актуально обращение к мотивационной сфере. Так, по мнению А.М. Бандурки, С.П. Бочаровой, Е.В. Землянской, в мотивации следственной деятельности обычно выделяют следующие типы:

1. Адекватный тип. У лиц этого типа ценностные ориентации и связанные с ними мотивы профессиональной деятельности согласуются с реальным, общественно значимым поведением, что соответствует требованиям профессионального и этического характера, предъявляемым к личности следователя. Такой тип проявляет выраженную мотивацию «на дело», т.е. защиту интересов и прав граждан, борьбу с преступностью и т.п., а не на какие-либо другие цели, которые не связаны непосредственно с правоохранительной деятельностью. Данная направленность, как правило, сочетается с высоким интеллектом, общей культурой, эрудицией в вопросах права, достаточно ясным представлением о будущей профессиональной деятельности, стремлением развивать у себя профессиональные качества, необходимые следователю. Поведение таких людей обычно характеризуется высокой ответственностью, активностью в общественной жизни, умеренным стремлением к лидерству, целеустремленностью. Специалисты отличаются высокой эффективностью своей профессиональной деятельности.

2. Ситуативный тип мотивации. Решающее влияние в выборе профессии на таких лиц оказывают факторы, характеризующие внешнюю ситуацию: материальные соображения, место жительства, внешний престиж профессии, ее романтическая притягательность. Ситуативный тип прогностически неблагоприятен, так как связан с возрастающей со временем тенденцией к разочарованию в своей специальности, неудовлетворенности ею, что, как следствие, приводит к формальному выполнению своих обязанностей (разочарование усиливается, если специалист не имеет престижного статуса, должности в рамках своей профессиональной деятельности).

3. Конформистский тип мотивации. У лиц этого типа выбор профессии происходит под влиянием субъективно высокозначимой группы, нормы которой для человека являются главным регулятором поведения. Выбор профессии осуществляется без учета особенностей своей личности, ее действительных способностей. Выбор часто связан с желанием во что бы то ни стало получить высшее образование, что обусловлено влиянием значимого внешнего окружения. Этот тип мотивации близок ситуативному.

4. Компенсаторный тип мотивации. Лица данного типа избирают юридическую специальность как область деятельности, в которой имеется возможность преодолеть в себе слабые стороны характера (неуверенность, тревожность, мнительность, замкнутость, переживание личной несостоятельности, некоммуникабельность), низкие самооценки личности.

5. Криминальный тип мотивации. Этот тип встречается нечасто, но требует безусловного выявления. Он характеризуется неявной антисоциальной направленностью, как правило, маскируемой правильными формулировками. Эти лица стремятся использовать юридическое образование в своих целях, не соответствующих высоким требованиям, предъявляемым к облику юриста. Для них характерны нечестность, беспринципность, склонность к авантюре, стереотипность при решении профессиональных задач, знакомство только с внешней стороной деятельности юристов.

В отечественной литературе существует достаточно спорное мнение о том, что эффективность исполнения профессиональных функций мало зависит от психотипа следователя. Вероятно, подобное утверждение вытекает из объективной кадровой недостаточности, характерной для правоохранительных органов. Если профессиограмма следователя это комплекс необходимых свойств и качеств, то понятно, что одни психологические типы будут вписываться в профессиограмму более гармонично, чем другие.

Так, мы согласны с мнением, Т. Богдана, полагающего, что холерический и меланхолический темпераменты принципиально противопоказаны для судебно-следственной работы.

Особенности психотипов детерминируют достаточно жесткие границы реализации профессиональных качеств, однако своеобразная психологическая специализация, характерная для каждого психотипа, может выступить той профессиональной нишей, в которой конкретный психотип реализуется в наилучшей степени.

Следователь-гипертим — будет наиболее эффективен по делам, на первоначальном этапе расследования которых имеется минимум криминалистически значимой информации и расследовать дело можно преимущественно руководствуясь интуицией. Плохо проявляет себя против профессионала в своей области, так как нередко характеризуется поверхностными знаниями.

Следователь-истероид — интуитивный актер, желает быть в центре внимания, при выполнении профессиональных обязанностей, особенно текущих, склонен к лени. В максимальной степени проявит себя при расследовании уголовных дел, направленных на доследование, или «резонансных», громких дел, имеющих большой общественный резонанс и освещающихся в прессе.

Следователь-шизоид — интуитивный аналитик, косноязычный от природы. Способен к эффективному противостоянию против специалистов-профессионалов, противопоставив их знаниям свой аналитический потенциал. Эффективен при расследовании преступлений, в которых высока вероятность давления со стороны руководителей и коллег. В силу последнего незаменим при расследовании преступлений, совершенных работниками правоохранительных органов.

Следователь-эпилептоид — наиболее эффективно способен проявить себя в роли координатора следственной группы в силу собственной потребности к доминированию в межличностных отношениях. Прекрасный тактик, эффективно принимает решения, требующие радикального изменения курса расследования или принятия срочных мер тактического характера. Эффективно работает на опережение оппонента. Он старается большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо руководит группой, а впоследствии — следственным подразделением.

Следователь-параноид — психотип борца за идею, предполагает настойчивость в достижении поставленных целей, презрение к опасности, недопущение ложной сентиментальности. Эффективность реализации профессиональных обязанностей напрямую зависит от их соответствия сверхценной идее параноида. Негативное отношение к какой-либо разновидности преступных действий предопределяет высокую самоотдачу и эффективность расследования данной группы преступлений.

Следователь-дистим — маловероятна эффективная реализация личностных особенностей в сфере расследования преступления.

Следователь-циклоид — в силу нелюбви к рутине нецелесообразно поручение этому психотипу расследование ординарных, бытовых преступлений. В силу склонности к систематизации информации высока вероятность самоотдачи при расследовании преступлений, связанных с последними научными разработками, или против высокоорганизованных преступных групп, практикующих жесткое разделение функций.

Психология следственной деятельности

Процесс предварительного расследования — это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в процессе раскрытия и расследования преступления. Основным определяющим компонентом психологической структуры в деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается содержание прошлого события.

В процессе собирания фактов следователь только предположительно может обрисовать модель произошедшего преступного события, таким образом, его мыслительная деятельность носит вероятностный ретроспективный характер. Эта особенность познавательной деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, оценке и анализе получаемой информации, к необходимости к выдвижению и проверке большого количества самых разнообразных версий.

На предварительном следствии процесс познания характеризуется высокой степенью неупорядоченности поступающей информации. Поступление новых объемов информации не всегда зависит от усилий следователя, порой он бывает предельно ситуативен. Поэтому познание в предварительном расследовании предстает как развивающийся процесс, состоящий из ряда подчас спонтанных мыслительных и практических действий. Посредством рационального мыслительного процесса следователь совершает как бы переход от познанных фактов к вызвавшему их событию прошлого. Познавательная деятельность не сводится только к мыслительным процессам. Получение знаний в любой области протекает как взаимодействие иррациональных и рациональных моментов, прямо или опосредовано связанных с опытом.

Следственные действия: коммуникативные, поисковые и экспериментальные различны по своему содержанию. Выполнение каждого из них связано с творческим задействованием тактических рекомендаций, разработанных криминалистической наукой. Инвариантность действий и используемых приёмов требует постоянного творческого напряжения.

В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей следователь всегда находится в условиях принятия самостоятельного решения, за неправильность которого почти всегда может понести административную или уголовную ответственность. Индивидуальность следственной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следователя. Это очень важная черта, налагающая своеобразный отпечаток на всю психическую деятельность, которая характеризуется некоторой специфичностью. Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием волевых и мыслительных характеристик личности следователя. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью. «Решай и делай сам», — на этой основе формируется инициативность и ответственное отношение к порученному делу.

Морально-волевые качества следователя. В моральную характеристику личности следователя прежде всего входит правосознание — одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм. По мнению большинства исследователей, правовая идеология — это система правовых знаний, взглядов и идей, правовая психология — это совокупность сознательных чувств, переживаний, привычек, связанных с действием права. По нашему мнению, данный поход не соответствует принципу структурности человеческой психики. Биологической детерминантой высокой степени правосознания выступает чувство страха перед наказанием, социальной — привычка к законопослушному поведению, индивидуально-психологической — понимание объективной целесообразности следования правопослушному поведению. Не имеет значения, какой фактор доминирует в психике следователя, если он является доминантно определяющим правопослушное поведение. Естественно, детерминирование по третьему варианту предпочтительнее с точки зрения эстетики, однако, повторимся это непринципиально.

Повышенные требования к волевой сфере следователя делают обязательным наличие ряда свойств, образующих комплекс, определяемый как сила воли. Наиболее ярко проявляются волевые качества в стрессовых ситуациях, при решении сложных задач, возникающих в процессе расследования преступлений. Выполнение профессиональных задач в области расследования преступлений, с одной стороны, стимулирует развитие волевых характеристик личности следователя, с другой стороны, переизбыток стрессоров в профессиональной деятельности следователя, вызывая профессиональную деформацию, приводит к понижению волевого потенциала следователя в силу негативных эмоциональных реакций на стрессор.

Выделяют две основные негативные эмоциональные реакции на стрессоры: стресс и депрессию. Стресс — состояние человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные ситуации.

Депрессия — синдром, характеризующийся пониженным настроением, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимизмом в отношении себя и окружающей действительности.

Одной из существенных черт в морально-волевом облике следователя является такое качество, как принципиальность — наличие твердых убеждений и стремления к их реализации. Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, различные споры между должным и желаемым, общественным и личным. Не следует переоценивать значимость этого свойства, ведь идея «пусть восторжествует справедливость, пусть при этом погибнет мир» скорее характерна для лица с абсолютной инертной психикой, неспособного к творческому восприятию сложных социальных и психологических процессов. В иерархии волевых характеристик более важная роль принадлежит такому психологическому свойству, как целеустремленность, установка на достижение цели методами, не противоречащими «букве» закона. Данное свойство тесно связано с моральным обликом следователя и такими свойствами характера, как сбалансированность психики, организованность и стойкость.

Некоторый перекос негативного опыта над позитивным, характерный для профессиональной следственной деятельности, приводит к тому, что следователь в значительной степени утрачивает веру в позитивную природу человека. Отметим, что психологическая готовность подозревать всех причастных к уголовному делу является не негативной деформацией мировосприятия следователя, а его обязательным элементом профессиональной готовности, если, конечно, подобная деформация не приобретает клиническую форму.

Подозрительность — одна из наиболее важных составляющих профессиональной деятельности и, к сожалению, профессиональной деформации. Обвинительный уклон, если он напрямую не детерминирует тенденциозности в исполнении профессиональных обязанностей следователя, является объективно существующим элементом установки следователя. Конечно, в теории мы можем не согласиться с этим, однако мы не можем требовать от следователя того, чего мы не требуем от адвоката. А от адвоката мы не требуем совмещения установки на оправдание и осуждение. Конечно, данная позиция несколько противоречит доктрине современного права, однако требования доктрины не способны изменить психологические законы формирования установок ни у кого, в том числе у следователя. Однако в целях недопущения усиления профессиональной деформации у следователя мы можем порекомендовать, в рамках доминирования обвинительных установок, стараться при рассмотрении отрицательных действий и поступков отдельных лиц искать в людях положительные стороны.

Психологическая готовность в сжатые сроки принять решение и привести его в исполнение необходима следователю, который нередко бывает обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию.

Понимая особенности своей психики, её сильные и слабые стороны, помня о затруднениях, которые могут возникнуть в силу наличия в структуре характера некоторых свойств его личности, следователь должен постоянно контролировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных возможностей.

Интеллектуальные качества следователя. Предопределяет успех любой профессиональной деятельности, в конечном счете, интеллект, который организует этот процесс по определенному алгоритму, устанавливая оптимальную очередность отдельных этапов наблюдений, и использует его результаты.

Интеллект — это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению. Процесс развития интеллектуальных характеристик детерминирует более адекватную адаптацию человека во внешнем мире.








Date: 2015-05-04; view: 527; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию