Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус лиц, содействующих налоговому администрированию





В моей контрольной работе «Правовой статус лиц, содействующих налоговому администрированию» проанализировано правовое положение лиц, участвующих в осуществлении процесса налогового администрирования.

Под лицами, содействующими налоговому администрированию, понимаются физические лица и организации, которые оказывают какое-либо содействие деятельности государственным органам, осуществляющим налоговое администрирование. Таковыми лицами, по мнению Кучерова И.И. являются «органы регистрации, банки, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели»1.

Анализу правового статуса приведенных субъектов налогового администрирования и посвящено содержание настоящей работы. Внимание здесь уделяется по большей части их правам, обязанностям и гарантиям, предоставляемых указанным лицам при их участии в налоговом администрировании.

В отличие от административного производства свидетели, понятые, эксперты, специалисты и переводчики не участвуют в производстве налогом, как в таковом, они привлекаются в выездных налоговых проверках. Эти правовые институты являются важным элементом налогового администрирования, их содействие налоговым органам играет важную роль в контроле (надзоре) за законностью деятельности налогоплательщиков и укреплению правосудия налогового производства в целом.

Работа написана на основе налогового законодательства (Налоговый Кодекс РФ), учебной литературы, различных интернет-источников, что позволило собрать необходимое количество информации по данному вопросу.

 

1. Органы регистрации.

К органам регистрации относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы; органы осуществляющие учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности связанной с пользованием этими ресурсами2.Кроме того, к ним относятся организации и уполномоченные лица, связанные с проведением налогового контроля за расходами физических лиц. Это органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств; лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами; уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках3.

Основной обязанностью органов регистрации является предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля. Так, органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.

Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия. В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения4.

 

4. Банки, как организации, оказывающие содействие государственным органам, осуществляющим налоговое администрирование.

Под банками понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ. На основании определения следует сделать вывод, что налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная организация», «небанковская кредитная организация»5. Это следует принимать во внимание, определяя круг субъектов, содействующих налоговому администрированию.

Банки фактически обязаны контролировать постановку налогоплательщиков на учет в налоговых органах, так как могут открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими соответствующего свидетельства. Банки также обязаны сообщать об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Кроме того, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней с момента получения соответствующего мотивированного запроса6. Справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств должны быть предоставлены банком налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей)7.

 

1. Эксперты.

Экспертами признаются лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля8.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта9. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе, что относится к гарантиям эксперта.

К обязанностям эксперта, привлекаемого органами, осуществляющими налоговое администрирование, относятся обязанности:

4. провести полное и беспристрастное исследование представленных ему объектов и материалов дела и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

5. дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

6. дать показания в случае открытия делопроизводства, в связи с обнаружением правонарушений, связанным с проведенным исследованием и данным заключением;

4) при наличии достаточных оснований для отказа от производства экспертизы сообщить об этом органу или лицу, назначившему экспертизу;

5) не разглашать сведения об обстоятельствах дела или иные сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы, не сообщать кому-либо результаты проведенной экспертизы, кроме органа или лица, назначившего экспертизу;

6) обеспечить сохранность представленных объектов и материалов дела.10

 

К правам эксперта, привлекаемого органами, осуществляющими налоговое администрирование, относится:

 

5. право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии;

2) вносить предложения органу или лицу, назначившему экспертизу, по постановке вопросов на разрешение экспертизы;

3) требовать представления дополнительных материалов и объектов, необходимых для дачи заключения и т.д.

6. отказаться от производства экспертизы в случаях:

а) нарушения процессуального порядка назначения экспертизы, которое существенно затрудняет или делает невозможным ее проведение;

б) выхода поставленных вопросов за пределы компетенции (специальных познаний) эксперта. Под выходом за пределы компетенции понимается:

- вторжение в другую область знаний; вторжение в область права;

- подмена специальных исследований ознакомлением и оценкой совокупности доказательств, собранных по делу;

в) недостаточности объектов исследования и материалов дела для да­чи заключения при отказе в их дополнении;

г) отсутствия условий, методических средств и оборудования, необ­ходимых для проведения исследования и дачи заключения.

 

Эксперт не вправе:

· вступать в личные контакты с участниками процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы, ставящие под сомнение его неза­интересованность в исходе дела;

· уничтожать объекты экспертного исследования либо изменять их свойства (делать записи на документах и предметах, разрезать докумен­ты, вносить исправления в регистры учета и др.) без письменного раз­решения органа или лица, назначившего экспертизу.

Следует различать права и обязанности (т.е. правовой статус) эксперта и специалиста, поскольку это все-таки различные лица.

 

1. Специалисты

Специалист - это независимое, компетентное, незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями, в использовании которых возникла необходимость при производстве по делу, действующее под руководством органа(налогового), ведущего процесс, или защитника и оказывающее им научно-техническую и консультационную помощь.

К правам специалиста в делопроизводстве (налоговом) относятся права:

1) отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

2) заявить самоотвод при наличии к тому иных оснований;

3) задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения должностного лица, привлекшего эксперта

4) получать вознаграждение за выполнение своих процессуальных обязанностей и т.д.

К обязанностям специалиста относятся:

1) дать заключение по поставленным перед ним вопросам, входящим в его компетенцию;

2) применять свои специальные познания и навыки для оказания содействия органам, осуществляющим налоговое администрирование;

3) давать правдивые показания;

4) заявлять самоотвод при наличии указанных в законе оснований;

5) не разглашать данные по делу, если он был заранее об этом предупрежден;

6) давать пояснения по ходу своих действий"11.

Таким образом, мы видим, что правовое положение специалиста, участвующего в осуществлении налогового администрирования, отличается от статуса эксперта.

Хотя и эксперт, и специалист являются сведущими лицами: обладают специальными знаниями в области науки, искусства, техники или ремесла; их участие возможно и протекает по процессуальным нормам, между этими лицами есть ряд отличий: по функции (эксперт проводит исследование представленных данных, а специалист оказывает помощь налоговым (и другим компетентным) органам в выявлении и фиксации таких данных, осуществлении определенных процессуальных действий, консультирует и т.п.); по конечному результату деятельности (результатом деятельности эксперта является получение новых фактов, являющихся самостоятельным источником доказательств по делу и оформляемым в виде "заключения эксперта"; специалист новые факты не устанавливает, его заключение не является самостоятельным доказательством в налоговом дело производстве)12.

Теперь остается рассмотреть правое положение переводчиков, свидетелей и понятых. Об этом далее по ходу работы.

 

1. Переводчики

В Российской Федерации, как в демократическом государстве, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества13. Это положение распространяется на все процессуальное законодательство России. Исключением не является и налоговое законодательство.

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового администрирования, а конкретнее налогового контроля, на договорной основе может быть привлечен переводчик14.

По поручению руководителя (должностного лица, налогового органа), который его назначил переводчик должен явиться и выполнить точно порученный ему перевод (специальная

литература, нормативно-техническую, бухгалтерскую и иную документацию организации, по деятельности которой проводится налоговая проверка). Выполняет устные и письменные, полные и сокращенные переводы, обеспечивая при этом точное соответствие переводов лексическому, стилистическому и смысловому содержанию оригиналов. Это является важным условием участия переводчика, он предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод.15

Переводчик, привлекаемый органами, осуществляющими налоговое администрирование должен знать иностранный язык, требуемый для проведения налоговой проверки, действующую систему координации переводов, специализацию деятельности налоговых органов.

Ответственность переводчик несет в соответствии с нормами действующего уголовного законодательства16. Кроме того, может быть привлечен к ответственности за нарушение договора, в котором предусмотрено неразглашение налоговой тайны, если такова стала известна лицу (переводчику).

Итак, деятельность переводчика в налоговом администрировании обладает легитимным правовым статусом, но в его обеспечении переводчик должен активно участвовать сам, для чего необходимо иметь представление о Российском законодательстве. По текущим вопросам своей деятельности он может проконсультироваться со специалистам для предоставления налоговым органам более точного перевода17.

 

· Свидетели и понятые.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля18. При этом показания свидетеля обязательно должны быть оформлены протоколом, чтобы они отвечали признакам достоверности. Только оформленные в соответствии с общими требованиями к протоколу, установленными, протоколы допроса свидетелей являются надлежащими доказательствами по делу.

В качестве свидетелей не могут допрашиваться:

лица, которые не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (малолетний возраст, физические или психические недостатки);

лица, которые получили информацию, относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, аудитор).

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Об этом делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Ответственность предусматривает штраф в размере за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин и штраф за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний19.

Неотъемлемым элементом правового статуса свидетеля согласно 51 статьи Конституции РФ является право отказаться от дачи показаний, свидетель не обязан давать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Наряду с супругом близкими родственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. При этом право определенных лиц на отказ от дачи показаний (в частности, адвоката, депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации) закон связывает с характером осуществляемой ими деятельности20.

Понятой – незаинтересованное лицо, привлекаемое компетентным органом для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Понятые вызываются в количестве не менее двух21.

Анализ процессуальных норм, образующих институт понятых процессуальном законодательстве, позволяет обозначить следующие права понятого: право знать свои права и обязанности, право делать замечания по поводу произведенных действий, которые подлежат занесению в протокол соответствующего процессуального действия, право на сохранение среднего заработка по месту его работы или на вознаграждение за отвлечение его от обычных занятий за все время, затраченное им в связи с вызовом к лицу, осуществляющему производство по делу.

Обязанности понятого сводятся к обязанности удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых он

присутствовал. Понятой обязан подписать протокол процессуального действия, при производстве которого присутствовал понятой22.

К гарантиям свидетеля и понятого относится гарантии егобезопасности.При наличии достаточных данных о том, что свидетелю, потерпевшему, их родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества или другими противоправными действиями, компетентные органы (суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель) могут применить меры безопасности (одну или одновременно несколько), гарантированные законодательством:

1) сохранение в тайне личности свидетеля при его допросе, опознании и других следственных действиях;

2) личная охрана, охрана жилища и имущества (с использованием технических средств наблюдения, противопожарной и охранной сигнализации);

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (запрет на выдачу сведений о нем из государственных и иных информационно-справочных фондов, изменение номеров его телефонов и государственных регистрационных знаков используемых им или принадлежащих ему транспортных средств);

4) изменение места работы (службы) или учебы (временно или постоянно);

5) временное перемещение в безопасное место.

Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности производятся только в случаях, если безопасность не может быть обеспечена другими мерами23.

Наиболее часто применяются личная охрана, выдача средств защиты, обеспечение конфиденциальности сведений и перемещение в безопасное место. Применение таких мер, как изменение внешности, замена документов, изменение места работы, переселение на другое место жительства практически пока мало реально из-за недостаточной правовой регламентации и отсутствия необходимых для этого денежных средств.

P.S.: Стоит так же отметить такие гарантии лиц, содействующих налоговому администрированию, как возмещение понесенных ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета24.

Заключение.

Очевидно, что налоговые органы нуждаются в привлечение лиц, которые могли бы оказать содействие налоговому администрированию, при проведении налоговой проверки.

Процессуальные нормы российского законодательство возлагает большую задачу, на лиц, содействующих правосудию (налоговому администрированию в том числе). Без их участия проведение любых следственных действий, налоговых проверок, было бы невозможным.

В своей контрольной работе я постарался рассмотреть три аспекта правого статуса лиц, содействующих налоговому администрированию. Это права, обязанности и гарантии (согласно Кучерову И.И.). Особое внимание было уделено их обязанностям, поскольку лица эти привлекаются в законодательном порядке с целью получения сведений по поводу налоговой проверки.

Таким образом, лица, привлекаемые органами, осуществляющими налоговый контроль обладают и пользуются достаточно широким комплексом прав, позволяющих объективно и легитимно поддержать потребности этих органов в осуществлении налогового администрирования. В тоже время, широкий круг обязанностей позволяет создать гарантии для охраняемых законом прав и интересов этих лиц.

Надеюсь, что мне удалось в своей работе раскрыть тему (основные положения правового статуса лиц, содействующих налоговому администрированию).

Date: 2015-06-06; view: 1544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию