Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






География





Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Кафедра территориальной организации производительных сил и экономики природопользования

 

Рег. № ____________________

«____»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по МР и ЗО НГУЭУ

_______________Т.А.Половова

«___»_____________ 20__ г

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Учебная дисциплина

ГЕОГРАФИЯ

 

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

022000 «Экология и природопользование»,

профилю «Природопользование»

 

 

 

Новосибирск 2011


 

Методическое руководство разработано

Катункиной Евгенией Владимировной – доцентом кафедры Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования

__________________/Е.В. Катункина

(подпись)

 

 

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

 

Зав.библиотекой __________________/______________

 

Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту НГУЭУ

 

Начальник отдела по планированию

и организации учебно-методической

работы __________________/_______________

 

Утверждено на заседании кафедры территориальной организации производительных сил и экономики природопользования

(протокол от «_ 29 _» _ августа _ 2011 г. № _ 1 _).

 

Заведующий кафедрой

Территориальной организации производительных сил

и экономики природопользования,

к.э.н., доцент

__________________/В.А. Черданцев

(подпись)

 

 

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ…………………………….5

1.1. Организация работы студентов по подготовке к практическим

(семинарским) занятиям……………………………………………….……………..5

1.2. Содержание практических (семинарских) занятий……………………….......6

Раздел 1. Физическая география

Тема 1.1.Введение в географию. Объект, предмет и основные

понятия географической науки……………………………………………………...6

Тема 1.2. Основные этапы развития географии…………………………………...7

Тема 1.3. Форма и размеры Земли………………..………………………………...8

Тема 1.4. Географическое следствие годового движения и суточного

вращения Земли……………………………………………………………….….…..12

Тема 1.5. Структура географической оболочки и этапы ее развития………..…..13

Тема 1.6. Особенности рельефа Земли. Понятие о геоморфогенезе.…………….13

Тема 1.7. Единство и дифференциация географической оболочки.

ПТК как система……………………………………………………………….…….14

Тема 1.8. Географическая среда и общество. Глобальные

проблемы человечества…………………………..………………………………....14

Раздел 2. Экономическая и социальная география

Тема 2.1. Методологические и методические основы экономической

и социальной географии……………………………………………..……………..18

Тема 2.2. Экономико-географическое положение – категория динамическая. Изменение ЭГП России во времени…………………….…………………………18

Тема 2.3. Природные условия и природные ресурсы России и их оценка……..19

Тема 2.4. Демографический потенциал территории и его изучение

(на примере России)…………………………………………………………………20

Тема 2.5. Территориальная организация общества и территориальная

структура хозяйства……………...…………………………………………….……21

Раздел 3. Россия. Региональный обзор

Тема 3.1. Современное состояние, проблемы и перспективы развития

Западного макрорегиона России…………………………………………………..26

Тема 3.2. Современное состояние, проблемы и перспективы развития

Восточного макрорегиона России…………………………………………………27

1.3. Список библиографических источников для самостоятельной работы, подготовки к практическим (семинарским) занятиям по темам учебной дисциплины…………………………………………………………………………31

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………...……………43

2.1. Задания для выполнения репродуктивной контрольной работы…………...44

2.2. Общие требования к выполнению репродуктивной контрольной работы...48

2.3. Требования к структуре, объему и содержанию

репродуктивной контрольной работы………………………………………….....49

2.4. Критерии оценки репродуктивной контрольной работы...…………………50

2.5. Требования к форме представления репродуктивной

контрольной работы………………………………………………………………...50

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ…………………………………..………51

3.1. Список вопросов для подготовки к экзамену…...………………………......52

3.2. Общие положения проведения экзамена………………………………….….58

Приложение 1 Географическая номенклатура – совокупность названий природных объектов

Приложение 2 Требования к оформлению репродуктивной контрольной

работы как вида самостоятельной работы студентов

 


РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

1.1. Организация работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

 

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к практическому (семинарскому) занятию по учебной дисциплине «География»:

1. Проработать конспект лекций;

2. При необходимости обратиться к источникам основной и дополнительной литературы, рекомендованной по каждой теме учебной дисциплины;

3. Подготовить устный ответ на вопросы, входящие в структуру содержания практического (семинарского) занятия по каждой теме учебной дисциплины;

4. Полностью выполнить систему заданий, предусмотренных для реализации в ходе практического занятия;

5. Ответить на вопросы тестовой проверки знаний, помещенные в конце каждого раздела;

6. Выполнить в соответствие с вариантом самостоятельную работу – репродуктивную контрольную работу;

7. По окончании освоения всех тем учебной дисциплины «География» ответить на вопросы компьютерного тестирования;

8. При возникновении затруднений сформулировать вопросы к преподавателю и изложить их на индивидуальной консультации, время и порядок проведения которой помещен на страничке кафедры ТОПС и ЭП на сайте НГУЭУ и дублирован на доске объявлений кафедры ТОПС и ЭП на 3 этаже 5 корпуса НГУЭУ.

 

Формой текущего контроля выполнения заданий практических (семинарских) занятий учебной дисциплины География являются опрос, проверка результатов письменной домашней работы, выполнение контурных карт: «Основные формы рельефа суши»; «Гидрографические объекты»; «Районы проявления глобальных проблем человечества», знание номенклатуры карты в количестве (750 объектов), работа с географическими определениями понятий, составление глоссария; Подготовка сообщения на тему «Основные этапы развития географии»; Составление визитной карточки региона: (Западного и Восточного макрорегиона России.) Обобщение материала в форме логического опорного конспекта (ЛОК). Расчетно-графическое задание на тему «Демографический потенциал территории». Предусмотрено выполнение тестов, и применение прочих образовательных технологий, и выполнение самостоятельных работ, отраженных в Рабочей программе учебной дисциплины.

 

1.2. Содержание практических (семинарских) занятий

 

Практические (семинарские) занятия по дисциплине География проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженными в рабочей программе, утвержденной на заседании кафедры Территориальной организации производительных сил и экономики природопользования 29 августа 2011 г., протокол №1.

 

Раздел 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Тема 1.1. Введение в географию. Объект, предмет и основные понятия географической науки

Практическое (семинарское) занятие по данной теме рабочей программой не предусмотрено.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить географический глоссарий следующих определений понятия: география, географическая оболочка, природно-территориальный комплекс (ПТК), ландшафт, природные ресурсы, территориальный социально-экономический комплекс, территориальная организация общества.

2. Построить принципиальную схему географии как науки, и системы географических наук. В качестве образца, использовать аналоговую схему генеалогического древа.

3. Раскрыть роль географии в жизни общества.

 

Тема 1.2. Основные этапы развития географии

Практическое (семинарское) занятие № 1.

1. Основные этапы развития географии.

2. История путешествий и территориальных открытий.

3. Развитие географических идей, географического мышления и становление теории географии.

4. Географический кругозор и географическая картина мира.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение на заданную тему, отражающую специфику становления и развития географических знаний.

1. Античная география: Геродот, А Македонский, Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Страбон.

2. География средневековья: роль арабских ученых.

3. Эпоха Великих географических открытий.

4. География в России в XVII – XVIII вв. Роль Петра I, Землепроходцев, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова.

5. Формирование новой экономической географии в первой половине XIX в. Немецкая школа камеральной статистики и французская школа коммерческой географии.

6. Вторая половина XIX в.- начало ХХ в. – пространственное моделирование территориальных социально-экономических систем (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер и др).

7. Первое Русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский.

8. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.

9. Учреждение Русского географического общества. Д.Н. Анучин, П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.В. Докучаев и А.И. Воейков.

10. Отраслево-статистическая школа В.Э. Дена.

11. Теоретические исследования и обобщающие работы Л.С. Берга, А.А. Григорьева, И.П. Герасимова, С.В. Калесника, Д.Л. Арманда, М.А. Глазовской, В.Б. Сочавы и др.

12. Развитие советской районной школы экономической географии и страноведения во второй половине ХХ в. (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, И.А. Витвер, Ю.Г. Саушкин, И.М. Маергойз).

13. Характерные черты Российской географии в постсоветский период: экологизация, глобализация, гуманизация и социологизация географии.

14. Зарубежная география ХХ – начала ХХI в. Региональный анализ: теории и модели регионального развития. Теория полюсов роста Ф. Перроу.

15. Французская школа региональной географии – П. Видаль де ля Бланш, Ж. Боже-Гарнье.

16. Разработка геополитических теорий (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, Х. Маккиндер).

17. Создание во второй половине XX в. методологии и методов пространственного анализа (П. Хаггеетт, У Изард и др.)

18. Теория центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша.

19. Экологизация географии. Региональный аспект глобальных проблем современности и задачи социально-экономической географии. «Русский космизм», концепция ноосферы и коэволюции.

20. «Римский клуб» и его вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганды идеи гармонизации отношений человека и природы.

 

Тема 1.3. Форма и размеры Земли

Практическое (семинарское) занятие № 2

1. Особенности эллипсоида вращения и геоида.

2. Истинная форма Земли.

3. Глобус – модель Земли.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Привести размеры земного эллипсоида Красовского.

2. Представить минимум 10 доказательств шарообразности Земли.

3. Привести минимум четыре заключения о влиянии шарообразности на природу Земли.

4. Практическая работа: «Определение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения».

Задание 4.1.

Построить кривую изменения дальности видимого горизонта, в зависимости от высоты места наблюдения, используя данные таблицы 1.

 

Таблица 1. - Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения

Высота места наблюдения, м Дальность видимого горизонта, км.
  3,8
  12,1
  27,1
  38,3
  85,6
  121,0
  210,0
  271,0
  383,0

 

Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта.

На кривой целесообразно показать изменение дальности видимог8о горизонта с высоты 100 м. Наиболее удобными масштабами при построении являются: горизонтальный 1: 100000, вертикальный 1: 4000000.

Примечание.

Выполняя чертежные работы по построению графиков нужно помнить следующее:

1. Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом или тушью, но не шариковой ручкой и не фломастером. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены карандашами разных цветов.

2. В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут и совпадать.

3. Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенду и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи выполняют шрифтом, карандашом или тушью.

Задание 4.2.

Произвести анализ кривой. Указать а) Какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения; б) К какому выводу приводит анализ графика и таблицы 1 в отношении формы Земли; в) можно ли на основании графика и таблицы утверждать, что Земля имеет форму шара?

Задание 4.3.

По графику определить дальность видимого горизонта с Эльбруса, Белухи, Народной и еще пяти вершин на территории Российской Федерации по выбору студента. Абсолютные высоты вершин выписываются из географического атласа.

Задание 4.4.

Пользуясь таблицей 1 и графиком ответить на следующие вопросы:

а) Можно ли с вершин Крымских гор увидеть турецкие берега?

б) Можно ли с берегов Франции увидеть Англию?

в) Можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Аляски?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо из атласа выписать высоты главной вершины Крымских гор, Побережья Франции (определяется по изогипсам у наиболее узкой части пролива Па-де-Кале), побережья у мыса Дежнева (определяется по максимальной высоте прибрежных гор); по графику определить дальность видимого горизонта из этих точек, по карте – расстояние между соответствующими пунктами. Высоты противоположных берегов принимаются за 0 м.

Задание 4.5.

Пользуясь таблицей 1 рассчитать, какой длины должно быть приблизительно озеро, чтобы на нем можно было бы показать выпуклость Земли на примере постепенного появления лодки при приближении из-за горизонта. При решении задачи высоту человека принять за 1,5 м.

Задание 4.6.

Вычислить масштаб глобуса путем измерения четверти дуги его меридиана. Длина четверти дуги меридиана Земли равна 10002136 м.

Примечание: полученный результат следует округлить до десятков миллионов.

Задание 4.7.

Рассчитать, можно ли на глобусе вычисленного Вами масштаба показать сжатие Земли? Какой величины должен быть глобус, у которого полярный радиус на 1мм короче экваториального?

Задание 4.8.

Одинаковый ли вес будет иметь один и тот же предмет на экваторе и на полюсе? Обоснуйте свой ответ.

5. Опишите представление о формах и размере Земли в античное время.

6. Как происходило измерение дуги александрийского меридиана?

7. Особенности устройства Мира во времена Эратосфена Киренского.

8. Опишите специфику определения размеров Земли по расчетам Посидония.

9. Каковы особенности арабских опытов градусных измерений? Выводы о размерах Земли.

10. Перечислите доказательства вращения Земли. Опыт Рише и объяснения И. Ньютона.

11. Маятник Ж.Б.Л. Фуко. Сила Кориолиса и ее проявление на планете Земля.

12. Доказательства сжатия Земли. Единицы длины метр и морская миля.

13. Специфическая форма Земли. Поверхность геоида.

14. Эллипсоид Красовского и его размеры.

15. Общие доказательства и значения формы Земли.

 

Тема 1.4. Географические следствия годового движения и суточного вращения Земли

Практическое (семинарское) занятие № 3

1. Вращение Земли вокруг Солнца.

2. Осевое вращение Земли.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте особенность движения Земли вокруг Солнца. Скорость, орбита, траектория, расстояние до светила в афелии и перигелии. Полный оборот и продолжительность года.

2. Особенность и географические следствия наклона Земной оси.

3. Особенности положения Солнца и Земли в дни солнцестояний и равноденствий.

4. Объяснить неравнозначность продолжительности астрономических времен года.

5. Перечислите явления, доказывающие обращение Земли вокруг Солнца.

6. Перечислите особенности и следствия суточного движения светил. Охарактеризуйте проявление сезонного ритма и освещенность земной поверхности.

7. Дайте краткую характеристику поясам освещенности (по А.П. Шубаеву).

8. Географические следствия и доказательства осевого вращения Земли.

 

Тема 1.5. Структура географической оболочки и этапы ее развития

Практическое (семинарское) занятие № 4.

1. Структура географической оболочки.

2. Особенности возникновения и формирования географической оболочки Земли.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки.

2. Приведите основные положения закона квантитативной компенсации в функциях биосферы А.Л. Чижевского.

3. В чем причина оболочного строения Земли.

4. Дайте основные характеристики литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

5. Что такое ландшафтная сфера Земли?

6. Особенности вертикальных границ и горизонтальной (пространственной) структуры географической оболочки и ландшафтной сферы Земли.

7. Назовите основные черты, формы и закономерности пространственной глобальной, региональной и локальной физико-географической дифференциации. Периодический закон географической зональности и его физическая сущность. Зональность и азональность ландшафтов.

8. В чем специфика иерархии геокомплексов?

 

Тема 1.6. Особенности рельефа Земли. Понятие о геоморфогенезе

Практическое (семинарское) занятие № 5-6

1. Определения понятий «морфомтруктура» и «морфоскульптура».

2. Основные формы морфоструктуры суши.

3. Геоморфогенез.

4. Зональные формы морфоскульптуры суши.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выявить общие закономерности формирования рельефа Земли. Единство эндогенных и экзогенных факторов рельефообразования.

2. Изучить основные типы геотектур, морфоструктур.

3. Изучить экзогенные процессы рельефообразования (флювиальные, гляциальные, мерзлотные, карстовые, эоловые, прибрежно-морские, биогенные) и соответствующие им зональные типы морфоскульптур.

4. На контурную карту нанести основные формы рельефа(см. Приложение 1).

5. Подготовиться к опросу номенклатуры по контурной карты.

 

Тема 1.7. Единство и дифференциация географической оболочки. ПТК как система

Практическое (семинарское) занятие № 7-8.

1. Дифференциация географической оболочки.

2. Гидросфера как связующее звено географической оболочки Земли.

3. Природно-территориальный комплекс как система. Принципы системности.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. На контурную карту нанести номенклатуру гидрографических объектов (см. Приложение 1).

2. Представить моносистемную и полисистемную модель природно-территориального комплекса.

 

Тема 1.8. Географическая среда и общество. Глобальные проблемы человечества.

Практическое (семинарское) занятие № 9-10.

1. Изменение географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности.

2. Антропогенные формы морфоскульптуры.

3. Глобальные проблемы человечества: проблема сохранения мира на Земле, экологическая проблема, энергетическая и сырьевая проблема, демографическая проблема, преодоление отсталости развивающихся стран, использование Мирового океана, мирное освоение космоса. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем человечества. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем. Теория прогнозирования. Глобальные прогнозы: два подхода. Концепция устойчивого развития.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Обосновать причины возникновения, современного состояния и перспектив решения глобальных проблем человечества.

2. На контурную карту нанести районы, где наиболее сильно проявляются глобальные проблемы человечества.

3. Написать эссе, в котором обосновать актуальность и первостепенность решения глобальных проблем человечества. Порядок расстановки проблем и приоритеты определяются и обосновываются студентом. Правила выполнения эссе и критерии оценки приведены в Приложении 2.

 

Тестовые задания для самостоятельной проверки знаний по разделу 1.

1. Диаметр Земли на экваторе составляет:

а) 6358 км

б) 12865 км

в)12 756 км

 

2. Масса Земли составляет:

а) 5,98 • 1024 кг

б) 5,98 • 1024 т

в) 510• 1024 кг

 

3. Период вращения Земли вокруг своей оси составляет:

а) 23 ч 56 мин 4,1 с

б) 24 ч

в) 23 ч 56 мин 41 с

 

4. Период обращения вокруг Солнца

а) 365 сут

б) 365,26 сут

в) 53 нед

 

5. Площадь поверхности Земли

а) 501 млн км2

б) 510 млн км2

в) 510 тыс км2

 

6. Форма Земли зависит от совместного действия сил

а) гравитационных

б) центростремительных

в) центробежных

 

7. Сила тяжести является равнодействующей сил

а) центростремительных

б) гравитационных

в) центробежных

 

8. Благодаря геодезическим измерениям удалось доказать, что Земля представляет собой

а) геоид

б) эллипсоид

в) шар

г) эллипс

 

9. Внутренними геосферами Земли являются

а) магнитосфера

б) атмосфера

в) ядро

г) гидросфера

д) мантия

е) земная кора

ж) биосфера

 

10. Самая внешняя и протяженная оболочка Земли

а) магнитосфера

б) атмосфера

в) гидросфера

г) биосфера

 

11. Происхождение магнитного поля Земли гипотетически объясняют

а) наличием жидкой сферической оболочки внешнего ядра

б) вращением Земли

в) магнитным свойством

 

12. Часть внешней геосферы Земли, слагающая наружную твердую оболочку - от земной поверхности до раздела Мохоровичича это…

а) литосфера

б) земная кора

в) астеносфера

 

13. Преобладающий элемент строения океанского ложа характеризующийся тектоническим спокойствием, слабой сейсмичностью, ограниченным проявлением вулканизма и однообразным строением, это

а) срединно-океанический хребет

б) абиссальная равнина

в) континентальное подножье

 

14. Структурные элементы континентов, отличающиеся расчлененным рельефом, тектонической, сейсмической и магматической активностью – это…

а) складчатые горные пояса

б) платформы

в) плиты

 

15. Крупнейшая вытянутая подвижная структура земной коры, расположенная либо между континентальными платформами, либо между платформой и ложем океана; характеризуется контрастными тектоническими движениями, накоплением мощных осадков, активным магматизмом и деформациями пород; в процессе развития превращается в складчатое сооружение – это…..

а) геосинклиналь

б) глубоководный желоб

в) шарьяж

 

16. Докембрийский фундамент, сложенный преимущественно гранитами, гнейсами и кристаллическими сланцами характерен для

а) древних платформ

б) молодых платформ

в) плит

 

17. Складчатый фундамент молодых платформ образовался в

а) PZ

б) MZ

в) KZ

 

18. Значительная часть платформы, в пределах которой фундамент перекрыт осадочным чехлом, называется

а) офиолит

б) щит

в) плита

 

19. Общее количество известных в настоящее время минералов

а) около 2000

б) 2500

в) 3000

 

20. Изменение горных пород любого состава в поверхностных условиях под совокупных воздействием физических, химических и биохимических процессов

а) выветривание

б) разрушение

в) дефляция

 

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Тема 2.1. Методологические и методические основы экономической и социальной географии.

Практическое (семинарское) занятие по данной теме рабочей программой не предусмотрено

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислить основные методы исследования экономической и социальной географии.

2. Что является методологической основной развития географии как науки.

 

Тема 2.2. Экономико-географическое положение – категория динамическая.

Изменение ЭГП России во времени

Практическое (семинарское) занятие № 11.

1. Н.Н. Баранский об экономико-географическом положении.

2. Экономико-географическое положение как категория динамическая.

3. Изменение ЭГП Росси.

4. Потенциальные возможности улучшения экономико-географического положения Российской Федерации.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Обосновать особенности современного экономико-географического положения России.

2. Каковы основные геополитические потери России в сравнении с СССР.

3. Перечислить потенциальные возможности по улучшению ЭГП нашей страны.

Работа предусматривает наличие письменных ответов на поставленные вопросы.

 

Тема 2.3. Природные условия и природные ресурсы России и их оценка

Практическое (семинарское) занятие № 12-13.

1. Определение понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

2. Особенности природных условий России.

3. Природные условия как динамическая категория.

4. Специфика природных ресурсов Российской федерации в зависимости от особенностей геологического строения и приуроченности к крупным формам рельефа.

5. Возобновляемые и неисчерпаемые природные ресурсы потенциальные возможности их использования в условиях России.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить методику географической оценки территориальных сочетаний природных ресурсов.

2. Оценить особенности территориальных сочетаний природных ресурсов, используя методику А.А. Минца.

3. Выполнить первое задание репродуктивной контрольной работы по географии.

 

Тема 2.4. Демографический потенциал территории и его изучение

(на примере России)

Практическое (семинарское) занятие № 14-15.

1. Естественное воспроизводство население России. Рождаемость и смертность населения. Естественный прирост и убыль населения. Русский крест» и проблемы депопуляции населения России.

2. Половозрастная структура населения Российской Федерации.

3. Механическое движение населения – миграции. Внутренние и внешние миграции. Миграционный баланс.

4. Трудовые ресурсы и экономически активное население России.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Построить график динамики изменения численности населения России с 1700 года по настоящее время, предварительно собрав необходимую статистическую информацию. Для удобства при построении графика единичный отрезок по оси абсцисс может быть внемасштабным, т.е. одинаковым для любого промежутка времени, будь то 100, 50 лет или один год. Провести анализ статистической и графической информации.

2. Собрать статистическую информацию о рождаемости и смертности населения на территории России (РСФСР) за последние 50 лет. Построить сопряженный график рождаемости и смертности. Вскрыть причину депопуляции.

3. Используя статистическую информацию построить половозрастную пирамиду населения России.

4. Рассчитать миграционный баланс и построить график миграционного баланса на территории Российской Федерации за последние 15 лет.

5. Выявить разницу между понятиями трудовые ресурсы и экономически активное население (э.а.н.). Осуществить сбор исходной статистической информации и построить графики динамики э.а.н., занятых и безработных на территории России за последние 15 лет.

Работа предусматривает наличие письменного анализа всех представленных графических материалов.

 

Тема 2.5. Территориальная организация общества и территориальная структура хозяйства

Практическое (семинарское) занятие № 16.

1. Территориальная организация общества.

2. Особенности заселения и расселения территории России. Особенности городского и сельского расселения.

3. Территориальная структура хозяйства.

4. Специфика ТСХ Росси.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. На основании анализа карт атласа и рекомендуемой литературы, определить основные элементы территориальной структуры хозяйства (ТСХ) региона, выяснить различия между ними.

2. Сделать вывод о характере преобладающих элементов ТСХ.

3. На картосхему нанести основные элементы ТСХ.

4. Определить тип и рисунок ТСХ.

5. Предложить возможные варианты трансформации ТСХ во времени.

 

Тестовые задания для самостоятельной проверки знаний по разделу 2

1. По площади территория России занимает в мире:

а) I место

б) II место

в) III место.

 

2. После распада СССР Россия потеряла 51 % портов. Единственным незамерзающим портом на севере территории России является:

а) Мурманск

б) Архангельск

в) Тикси

г) Диксон.

 

3. Заселение русскими территории России происходило в направлении:

а) с востока на запад

б) с запада на восток и с севера на юг по рекам

в) с юга на север

 

4. Основным направлением геополитики при Петре I было:

а) западное

б) восточное

в) северное.

 

5. Какое место занимает Россия в геополитической теории Х. Маккиндера?

а) «хартленд»

б) внешний полумесяц

в) внутренний полумесяц.

 

6. Из нижеприведенного списка выберите районы территориальных притязаний

Эстонии и Японии к России

а) часть Карелии: район Печенга-Никель + г. Выборг

б) прибрежная полоса Чудского озера + Ивангород (Ленинградская обл.) + Печорский район Псковской области с г. Печоры

в) Пыталовский район Псковской области (Арбенский район с г. Арбен)

г) о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан + гряда Хабомаи.

 

7. По общей численности населения Россия находится в мире на:

а) I

б) II

в) III

г) VIII месте.

 

8. Численность населения России составляет около:

а) 147 млн. чел.

б) 1 млрд. чел.

в) 250 млн. чел.

г) около 100 млн. чел.

 

9. Наибольшее количество последователей в России имеет:

а) ислам

б) православие

в) буддизм

г) конфуцианство.

 

10. Большая часть населения России сконцентрирована на:

а) севере Европейской зоны России

б) в Москве и Санкт-Петербурге

в) в основной полосе расселения России.

 

11. Основная полоса расселения населения расположена:

а) в центре и на юге Европейской части России и далее на восток вдоль Транссиба

б) в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга

в) в Прибайкалье и Забайкалье.

 

12. Перечислите территории по мере убывания численности населения;

а) Чукотка

б) Центральная Россия

в) Западная Сибирь

г) Европейский Север России.

 

13. Доля городского населения России в сравнении с сельским:

а) более высокая

б) более низкая

в) примерно равная.

 

14. Согласно половозрастной пирамиде в России наблюдается преобладание населения:

а) мужского

б) женского

в) детского.

 

15. Из приведенного списка выделите разновидности внутренних миграций:

а) эмиграция

б) сезонная

в) реэмиграция

г) маятниковая

д) депортация

е) иммиграция.

 

16. Природные ресурсы – это:

а) компоненты природы, используемые в промышленности

б) топливно-энергетическая и сырьевая база страны

в) компоненты природы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности

г) полезные ископаемые.

 

17. Биологические ресурсы относятся к группе:

а) исчерпаемых и невозобновимых

б) исчерпаемых и возобновимых

в) неисчерпаемых

г) комплексных.

 

18. К исчерпаемым невозобновимым можно отнести ресурсы:

а) земельные

б) гидроэнергетические

в) биологические

г) минеральные.

19. Заполните квадратики, обозначенные цифрами (оформление ответа, например, 1-а).

а) дети б) занятые в) инвалиды г) работающие пенсионеры д) население в трудоспособном возрасте е) учащиеся ж) население старше трудоспособного возраста з) занятые в домашнем хозяйстве и) безработные
 
к) экономически активное население

л) трудоспособные

 

20. Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размером их использования называется:

а) ресурсный баланс

б) ресурсообеспеченность

в) коэффициент природного потенциала

г) природопользование.

 

21. В состав топливной промышленности входят:

а) нефтяная промышленность

б) угольная промышленность

в) нефтяная и угольная промышленность

г) нефтяная, угольная, электроэнергетика

д) топливная промышленность и электроэнергетика.

 

22. В состав ТЭК входят:

а) нефтяная промышленность

б) угольная промышленность

в) нефтяная и угольная промышленность

г) нефтяная, угольная, электроэнергетика

д) топливная промышленность и электроэнергетика.

 

23. Распределите различные виды топлива по степени убывания их калорийности:

а) газ

б) бурый уголь

в) нефть

г) каменный уголь.

 

24. Основными продуктами черной металлургии являются:

а) чугун

б) чугун и сталь

в) чугун, сталь, прокат

г) цветные металлы

д) цветные металлы и их сплавы

е) цветные металлы, их сплавы и минеральные удобрения.

 

25. К районам добычи сырья тяготеет производство:

а) меди и алюминия

б) алюминия и никеля

в) никеля и меди.

 

26. К местам дешевой энергии тяготеет производство:

а) алюминия

б) алюминия, меди

в) алюминия, титана.

 

27. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:

а) калийных удобрений

б) серной кислоты

в) пластмасс.

 

28. Из отраслей химической промышленности на потребителя ориентировано производство:

а) калийных удобрений

б) серной кислоты

в) пластмасс.

 

29. Распределите типы электростанций в порядке возрастания их доли в производстве электроэнергии:

а) ТЭС

б) ГЭС

в) АЭС

г) ПЭС.

 

30. Из продукции химической промышленности наибольшее отставание России от экономически развитых стран отмечается в производстве:

а) серной кислоты

б) полимеров

в) минеральных удобрений.

 

Раздел 3. РОССИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР

Тема 3.1. Современное состояние, проблемы и перспективы развития Западного макрорегиона России

Практическое (семинарское) занятие № 17.

1. Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения Западного макрорегиона России.

2. Природные условия и природные ресурсы Западного макрорегиона России.

3. Особенности заселения и расселения населения на территории Западного макрорегиона России.

4. Специализация промышленности и сельского хозяйства макрорегиона.

5. Территориальная структура хозяйства.

6. Специфика межрегионального сотрудничества.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. На основании анализа карт атласа, рекомендуемой литературы, составить визитную карточку Западного макрорегиона России, отразив в ней максимум специфических особенностей макрорегиона.

 

Тема 3.2. Современное состояние, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона России

Практическое (семинарское) занятие № 18.

1. Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения Восточного макрорегиона России.

2. Природные условия и природные ресурсы Восточного макрорегиона России.

3. Особенности заселения и расселения населения на территории Восточного макрорегиона России.

4. Специализация промышленности и сельского хозяйства макрорегиона.

5. Территориальная структура хозяйства.

6. Специфика межрегионального сотрудничества.

 

Задания для самостоятельной работы:

2. На основании анализа карт атласа, рекомендуемой литературы, составить визитную карточку Восточного макрорегиона России, отразив в ней максимум специфических особенностей макрорегиона.

 

Тестовые задания для самостоятельной проверки знаний по разделу 3

1. Значительная часть верующих исповедует ислам в:

а) Туве, Якутии

б) Чечне, Татарстане

в) Карелии, Чечне

г) Калмыкии, Туве.

 

2. Расположите нефтяные базы России в порядке убывания их доли в нефтедобычи:

а) Волго-Уральская

б) Западно-Сибирская

в) Печорская.

 

3. В каких бассейнах из числа перечисленных добывается бурый уголь (вар.1), коксующийся уголь (вар. 2):

а) Подмосковный и Канско-Ачинский

б) Кузбассе и Печорском

в) Кузбассе и Подмосковном

г) Печорском и Канско-Ачинском.

 

4. Поставьте буквы, соответствующие полезным ископаемым, напротив районов добычи (обозначены цифрами):

1. Печорский бассейн; 2. п-ов Ямал; 3. Подмосковный бассейн;

4. КМА; 5. Кольский п-ов; 6. г. Мирный.

а) железная руда

б) каменный уголь

в) апатиты

г) газ

д) алмазы

е) бурый уголь.

 

5. Наиболее крупные запасы гидроэнергии сосредоточены в:

а) Поволжье

б) Западной Сибири

в) Восточной Сибири.

 

6. К лесоизбыточным территориям в России относятся:

а) Европейский Север и Северный Кавказ

б) Северный Кавказ и Восточная Сибирь

в) Восточная Сибирь и Европейский Север.

 

7. Наиболее перспективными районами для развития лесной промышленности является:

а) Западная Сибирь

б) Восточная Сибирь

в) Дальний Восток.

 

8. Для устойчивого поступательного развития экономики необходимо, чтобы темпы развития машиностроения по сравнению с общими темпами развития хозяйства были:

а) выше

б) такие же

в) несколько ниже.

 

9. Установите соответствие производства и главного фактора размещения:

Производства Факторы
Робототехника и ЭВМ Зерноуборочные комбайны. Горно-шахтное оборудование. Автомобилей Трелевочных тракторов Компьютеров а) потребительский б) сырьевой (металл) в) научные центры г) транспортная сеть.  
     

 

10. Распределите отрасли машиностроения по мере увеличения трудоемкости их продукции:

а) автомобилестроение

б) тяжелое машиностроение

в) приборостроение.

 

11. По сравнению с развитыми странами доля сельского хозяйства в структуре АПК России:

а) выше

б) такая же

в) ниже.

 

12. К зерновым культурам относятся:

а) пшеница

б) пшеница и овес

в) пшеница, овес и кукуруза.

 

13. Из отраслей пищевой промышленности на сырье ориентируются:

а) рыбная и кондитерская

б) кондитерская и сахарная

в) сахарная и рыбная.

 

14. В состав транспортного комплекса входят виды транспорта:

а) водный

б) водный и воздушный

в) водный, воздушный и сухопутный.

 

15. Расположите виды транспорта по мере увеличения средней дальности перевозок.

а) железнодорожный

б) автомобильный

в) морской

г) трубопроводный.

 

16. Главным нефтеналивным портом России является:

а) Новороссийск

б) Архангельск

в) Владивосток.

 

17. Черноморскими портами России являются:

а) Одесса и Новороссийск

б) Новороссийск и Туапсе

в) Туапсе и Одесса.

 

18. Главные отрасли специализации Западной Сибири:

а) черная металлургия

б) точное машиностроение

в) угольная

г) нефтехимическая

д) целлюлозно-бумажная

е) нефтяная

ж) алюминиевая

з) медная

и) гидроэнергетика

к) газовая.

 

19. Какие отрасли специализации сложились на Европейском Севере?

а) лесная

б) черная металлургия

в) цветная металлургия

г) горнохимическая

д) топливная

е) рыбная

ж) наукоемкое машиностроение.

 

20. Основное направление транспортировки топлива в России:

а) с запада на восток

б) с севера на юг

в) с востока на запад.

 

21. Самый калорийный, а значит, наиболее качественный уголь добывают в бассейне:

а) Кузбасс

б) Канско-Ачинском

в) Подмосковном.

 

22. Какие факторы позволяют Уралу удерживать звание первой в России металлургической базы?

а) исторически сложившаяся специализация

б) наличие месторождений железной руды

в) наличие месторождений коксующегося угля

г) возможность получать коксующийся уголь из Кузбасса

д) возможность получать недостающую железную руду из КМА.

 

23. Каковы главные признаки транспортного узла?

а) пункты, где сходятся пути сообщения разных видов транспорта

б) пункты, где осуществляется обмен грузами между различными видами транспорта

в) пункты, где сходятся несколько железных дорог

г) крупный город.

 

Какие показатели определяют грузооборот транспорта?

а) количество перевозимых грузов

б) расстояние, на которое они перевозятся

в) быстрота перевозок; г) себестоимость перевозок.

 

24. Расположите в порядке усложнения взаимосвязей элементы отраслевой структуры хозяйства:

а) отрасль

б) предприятие

в) межотраслевой комплекс

г) производственное объединение

д) научно-производственное объединение

е) производственная и непроизводственная сфера хозяйства

ж) народное хозяйство России.

 

25. По сочетанию природных ресурсов определите, о каком экономическом районе России идет речь: руды цветных металлов; каменный и бурый уголь; железная руда; нефть; природный газ; лес; калийные соли. _________________ экономический район.

 

1.3. Список библиографических источников для самостоятельной работы, подготовки к практическим (семинарским) занятиям по темам учебной дисциплины

 

1.3.1. Библиографические источники для подготовки к самостоятельным практическим (семинарским) занятиям по теме 1.1. «Введение в географию. Объект, предмет и основные понятия географической науки»

Date: 2015-06-06; view: 2112; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию