Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология исследования и состав испытуемых





 

В этой главе обсуждаются результаты измерений, в которых приняло участие более 2,5 тыс. испытуемых (реципиентов) различных возрастных и профессиональных групп:

1. Школьники старших (10-11-х) классов Москвы и Астрахани, в том числе слушатели ШБУ (школы будущего учителя) при матфаке МПГУ им. В. И. Ленина (1987—1990 гг.) -750 чел., среди которых девушек - 400 чел., юношей - 350 чел.

2. Студенты педагогических вузов (МГЗПИ, МПГУ им. В. И. Ленина) разных факультетов, курсов и форм обучения:

I курс дневного обучения (биохим, деффак — 330 чел.;

II и Ш курсы дневного отделения (биохим) - 320 чел.;

П курс вечернего отделения (истфак, музпед) - 290 чел.;

II и Ш курсы заочного отделения (биохим, музпед, деффак, физмат, ОТД, факультет начальных классов) — 320 чел.

Всего в 1985—1989 гг. - 1260 чел., из них женщин - 990 чел., мужчин - 270 чел.

3. Школьные учителя и преподаватели вуза (МПГУ им. В. И. Ленина) - женщины в количестве 130 чел., обследованных в Москве в 1989—1990 гг. Аспиранты инженерно-экономического профиля (ВНИИОЭНГ, Москва) – 20 мужчин (1989 г.).

4. Инженерно-технические работники среднего звена управления в производственной сфере (мастера, инженеры, руководители подразделений) — всего 350 чел., среди которых 250 женщин и 100 мужчин (Москва, Обнинск, Ухта — в 1988-1990 гг.).

Измерения проводились в процессе соответствующих занятий по психологии: у студентов - нормативные разделы и спецкурсы, у работающих взрослых - при обучении в ИПК, на семинарах и лекциях; у школьников - также в ситуации специального обучения или психологического просвещения.

Среди варьируемых (в принятой терминологии - экспериментальных) переменных, оказывающих влияние на исследуемые мотивационно-смысловые образования, изучены такие, как пол и возраст испытуемого, форма вузовского обучения, род профессиональных занятий (аспирант, учитель, инженер), изучение студентами специального курса психологии и т. д.

Трудоемкая математическая обработка результатов исследования выполнена, в основном, в Вычислительном центре МПГУ им. В. И. Ленина на ЭВМ ЕС-10352. В основе алгоритмов статистического анализа

----------------------------------------------

1В значительной части это эмпирический материал исследования Е. Г. Тимофеевой «Методические приемы и средства формирования эмоционально-ценностных компонентов познавательной деятельности учащихся в процессе использования краеведческого материала на уроках по истории СССР в IX классе»: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1990.

2Сотруднику этого ВЦ — В. Л. Римскому автор выражает свою признательность за квалифицированную работу и профессиональное консультирование.

----------------------------------------------------

 

лежала типовая программа Калифорнийского университета (в интерпретации БГУ, Минск, 1978), по которой вычисляются основные параметры эмпирических распределений (средние значения, асимметрия, эксцесс др.), выявляются корреляционные зависимости (Кендалл, Спирмен), проводится факторный анализ (метод главных компонент, варимакс), используются многие непараметрические критерии (хи-квадрат, Вилкоксона и др.)

При выборе общей стратегии и частных средств математико-статистического анализа мы стремились к максимально целостному описанию полученных эмпирических распределений и их соотношений. Порой может быть важно не только (и не столько) знание среднего значения, но рассмотрение самой формы распределения результатов в конкретной выборке [166].

При обработке и анализе результатов мы, в основном, избегали традиционного выявления трех уровней количественной выраженности измеряемых показателей: высокого, среднего и низкого. Нас интересовали не «типы», а, по возможности, выборка в целом, как некое статистическое «тело», сформированное под влиянием большого количества известных и неизвестных факторов. Мы не анализировали, например, отдельно показатели людей с «высокой» или «низкой» симптоматикой исследуемых психологических переменных, что дает, конечно, очень выразительные результаты и широко распространено в практике дифференциально-психологических работ [например, 111, 126, 131, 149, 150].

Известно, что именно срединные (массовые, типичные) величины труднее всего интерпретировать с точки зрения качественной, содержательной. Понять максимум и минимум всегда проще, чем объяснить основную, непрерывную тенденцию измеряемого психологического показателя. Большинство людей с неизбежностью является «средними», ибо такова логика статистического моделирования. Поэтому мы стремились, по возможности, не потерять этого «большинства», коррелируя и факторизуя, например, не типологические полюса (высокий — низкий), а все распределения (домены) в целом. Нужно подчеркнуть, наконец, что эта проблема непрерывности — дискретности психологического параметра проявляется в любом его измерении, связываясь с широким спектром других психометрических вопросов и соответствующих математико-статистических процедур [166, 179, 184 и др.].

 

Date: 2015-06-06; view: 503; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию