Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ВВЕДЕНИЕ. С 77 Основы архитектурной композиции





Стасюк Н.Г.

Киселева Т.Ю.

Орлова И.Г.

Основы

АРХИТЕКТУРНОЙ

Композиции

Учебное пособие

Издание второе

Москва

Архитектура-С 2004


УДК 73/76

ББК 85.11

С 77

Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г.

С 77 Основы архитектурной композиции. Учебное пособие/Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г.— М.: Архитектура-С, 2004, 96 с.

ISBN 5-9647-0006-3

Данное пособие составлено на базе курса «Основы архитектурной композиции», являющегося частью программы довузовской подготовки в МАРХИ. Пособие знакомит с некоторыми понятиями объемно-пространственной композиции, способствует развитию объемно-пространственного виде­ния и архитектурно-образного мышления. В процессе выполнения макетных заданий учащиеся полу­чают первичные композиционные знания, приобретают навыки макетирования.

Представляет интерес для художественных школ, студий и лицеев с архитектурным и дизай­нерским уклоном, а также творческих вузов, имеющих факультеты и отделения довузовской под­готовки.

 

© Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г., 2003

© Архитектура-С, 2003, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение стр. 5
Простые геометрические тела стр. 7
Пластика поверхности стр. 10
Ритм как средство архитектурной композиции стр. 19
Формирование объемных форм с помощью ритмических элементов стр. 33
Архитектурные сооружения стр. 40
Шрифт стр. 54
Усеченные геометрические тела стр. 67
Структура объемной формы стр. 70
Рельеф стр. 77
Пространство стр. 80
Плакат стр. 84
Заключение стр. 93
Список литературы стр. 94

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие составлено для дневных подготовительных курсов МАРХИ на основе дисциплины «Основы архитектурной композиции» (макетирование).

Специфика творческого вуза требует более глубокой довузовской подготовки учащихся по рисунку, черчению и макетирова­нию. Требуется развить у учащегося объемно-пространственное мышление, так необ­ходимое ему в дальнейшей творческой профессии. Вступительные экзамены по композиции и черчению проверяют не только тех­ническое мастерство абитуриентов, но и знания проекционной грамоты, их способ­ности к объемно-пространственному мыш­лению. Поэтому навыки по макетированию, полученные абитуриентами, помогут им при сдаче вступительных экзаменов по рисунку, черчению и композиции и будут необходи­мы на первых курсах.

Процесс обучения студентов в институ­те начинается с изучения на профилирую­щей кафедре «Основы архитектурного про­ектирования» двух дисциплин: Основы ар­хитектурного проектирования (ОАП) и Объемно-пространственная композиция (ОПК). Освоение студентами архитектур­ной графики идет параллельно с освоением навыков макетирования. Все задания по ОПК выполняются в макетах; в проектных заданиях по ОАП, наряду с графическими изображениями, также предусмотрено выполнение макетов. Макетированию отводится все более важное место в творческом учебном процессе. Макет в совокупности с ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные средства, которыми оперирует архитектор; открывает возможность более полного и правиль­ного зрительного восприятия архитектурного замысла. Являясь объемно-пространственным выражением архитектурных идей, макет в то же время как бы объединяет в себе и отдельные особенности ортогональных проекций, позволяя полнее представить вертикальные проекции — фасады и разрезы; горизонтальные — планы. В макете возможно создание объема, про­странства, а также возможна проверка объемно-пространственного решения; взгляд «извне» и при движении зрителя. Эти свойства макета позволяют использо­вать его не только на завершающем этапе проектирования, но и, главным образом, в процессе проектирования. Работа с маке­том непосредственно развивает объемно-пространственное видение и архитектурно-образное мышление. Таким образом, изу­чение макетирования на стадии довузовского обучения дает более полное знаком­ство со средствами выражения творческих архитектурных фантазий, прививает пра­вильный метод работы, дает возможность наглядно представить свои идеи и свобод­нее оперировать объемами и пространст­вом. Работа с объемными элементами и формами помогает усвоить определенные приемы и навыки макетного дела, знакомит со свойствами бумаги и картона как основ­ных материалов, используемых в макетах. Все это важно также для подготовки аби­туриентов к ежегодной архитектурной олимпиаде школьников. На ней ребята по­казывают свои знания и способности в композиции на заданную тему в виде ри­сунков или макетов. Работы, занявшие призовые места на этой олимпиаде, при­равниваются к отличным результатам и засчитываются как вступительный экзамен по композиции.

Далее подробнее ознакомимся с пропе­девтическим курсом «Основы архитектур­ной композиции» (макетирование).

«Пропедевтика» (от греческого — предварительно обучаю) означает введе­ние в какую-либо науку, предваритель­ный вводный курс, систематически изло­женный в сжатой и элементарной форме, предполагающий дальнейшее более глубо­кое изучение.

В процессе выполнения макетных уп­ражнений происходит усвоение начальных теоретических знаний из курса объемно-пространственной композиции. Учебный курс на дневных подготовительных курсах не рассчитан на глубокое изучение этого предмета, систематические и всесторонние знания по ОПК ребята получат в институ­те. Он знакомит с некоторыми понятиями объемно-пространственной композиции. Основное внимание уделяется практичес­ким упражнениям, которые более доступ­ны абитуриентам в силу возраста и подго­товки. Изучаются технические приемы и приобретаются навыки макетирования. Предусматривается взаимосвязь графичес­ких работ существующей на подготовитель­ных курсах программы по черчению и ма­кетных заданий. При выполнении макетов используются знания и навыки, получен­ные при выполнении чертежей, происходит повторение материала и лучшее его запо­минание. Например, в макетах циркульных и криволинейных орнаментов используют­ся сопряжения окружностей. Макетные упражнения помогают понять сочетания тех сложных геометрических фигур, кото­рые встречаются на экзаменационных ра­ботах по черчению.

Для того чтобы выполнить задания по макетированию, потребуются следующие материалы и инструменты:

— циркуль,

— измеритель,

— пластмассовые треугольники 30° и 45°,

— масштабная линейка,

— карандаши Н, 2Н, не мягче, чтобы гри­фель не загрязнял чертеж,

— ластик мягкий, не деформирующий бумагу,

— нож или резак с выдвижным лезвием,

— металлическая линейка, по которой ре­жут бумагу (желательно макетная, так как она имеет специальную резиновую под­кладку на нижней поверхности, чтобы ли­нейка нескользила по бумаге, и выступ сверху, за который удобно еедержать),

— доска для резки бумаги (можно использо­вать линолеум или пластик, наклеенный на доску, чтобы не так быстро тупился нож),

— ножницы,

— клейПВА(этот клей прочный, позволя­ет склеивать бумагу на торец, быстро высыхает, не оставляет следов на бумаге),

— бумага.

Материалом для макетов может служить пластилин, пенопласт, дерево и т. д. Но основным материалом, из которого выпол­няются макеты, является бумага. Наряду с бумагой можно использовать и картон. Разница между изготовлением бумажных и картонных макетов незначительна. Эти ма­териалы наиболее широко применяются студентами при выполнении макетов в про­цессе обучения в институте, так как они легки в обработке, не требуют сложных дополнительных инструментов. Бумага применяется в основном чертежная (ват­ман), белая, плотная. Она хорошо режется и клеится, на белой бумаге хорошо видны светотеневые градации. Бумага для макетов должна быть идеально ровной, листы должны храниться в горизонтальном поло­жении, желательно под прессом.

Если бумага была долгое время скруче­на в рулон, ее надо распрямить. Для этого ее увлажняют водой и натягивают на под­рамник, сгибая края и приклеивая их к торцам подрамника. Когда бумага высох­нет, из нее можно резать макет.

В БАУХАУЗе — институте художествен­но-промышленного обучения в Германии, основанном в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, известный педагог Альберсс предложил использовать для вы­полнения учебных упражнений в качестве материала только бумагу. Его внимание привлекли конструктивные свойства бума­ги, ее работа на сжатие и растяжение. Бу­мага позволяет делать четкие углы, жест­кие конструктивные соединения и в то же время из нее легко получаются криволи­нейные поверхности. Уголок и скобка, со­гнутые из бумаги и поставленные на торец, являются устойчивыми элементами.

В них проявляется свойство бумаги как жесткого материала.

К макетам, выполненным из бумаги, предъявляются определенные требования. Необходимо соблюдать оптимальную меру общих габаритных размеров работ, дикту­емую свойствами устойчивости бумаги, как материала, из которого изготавлива­ются макеты. Следует стремиться к высокои культуре технического исполнения.

В процессе выполнения макетов проис­ходит знакомство абитуриентов с такими понятиями, как композиция, ее виды и средства.

Композиция — это строение (структура) архитектурного произведения, расположе­ние его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т. е. композиция — это единство и целост­ность формы художественного произведе-ния, обусловленное его содержанием.

Существует три вида композиции: объемная, фронтальная, пространственная.

Объемная композиция имеет относительно равномерное развитие по трем ко-

ординатам в пространстве и воспринимает­ся зрителем при движении вокруг нее.

Фронтальная композиция характеризу­ется развитием по двум фронтальным координатам: горизонтальной и вертикаль­ной, с подчиненной глубинной координа­той; воспринимается зрителем при движе­нии вдоль нее или по направлению к ней.

Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующими его.

В силу специфики проведения занятий на подготовительных курсах, задания за­думаны как краткосрочные. На занятиях по макетированию теоретический матери­ал излагается в форме беседы с иллюстративным материалом, объясняются теоре­тические и практические задачи. В ауди­тории выполняются упражнения по образ­цам, на которых изучается метод и техни­ческие приемы исполнения макета. Даль­ше предлагается выполнить самостоятель­ную творческую работу. В ней решается более сложная композиционная задача с использованием уже изученного приема, но по-своему переработанного и допол­ненного. В этих заданиях дается возмож­ность проявить свои способности и вкус в создании целостной композиции, в пони­мании ритма, соразмерности целого и его деталей и т. д.

В курсе макетирования абитуриенты зна­комятся с различными макетными приемами: например, можно собрать композицию из отдельных деталей, соединенных между со­бой при помощи врезок и клея. Но возмож­но сделать плоскостную, объемную и даже пространственную композицию из одного листа бумаги, не разрезая его на отдельные кусочки. Для этого нужно сделать в нем оп­ределенные надрезы и прорези и отогнуть их в разные стороны. При выполнении макетов таким способом надо соблюдать одно усло­вие: нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги. Если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоуголь­ный лист бумаги должен полностью восста­новить свой первоначальный вид.

 








Date: 2015-06-06; view: 512; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию