Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход от пляски к народно-сценическому танцу





Этот вопрос я начну с рассмотрения термина «хореография». В переводе хорео — танец, графо — пишу. Это слово появилось довольно поздно. В 1700 году его использовал французский учитель танцев Фейе действительно для обозначения введенной им записи танцев. Постепенно потеряв свой прямой смысл, оно стало более широким понятием в искусстве, чья основа — танец.

Хореография теперь — понятие, вмещающее в себя такие составные, как танец и все его разновидности, балет, школа по обучению и т. д. И многие термины образуются от этого слова: хореограф, хореоавтор, хореолог, хореоэтнография, хореографическая школа. При этом слова «танец» и «балет» стали как бы более локальными и разошлись друг с другом в обозначение разных понятий.

Так, слово «балет» определяет спектакль, решенный средствами хореографии. Эти средства могут быть самыми разнообразными: это и пантомимное действо, и спектакль, основанный на классическом танце с использованием пантомимы и характерного танца, и спектакль, язык которого — народный танец, и модерн танец... Но балет — это обязательно спектакль, где в рамках одной, двух и более сцен (актов) развертывается определенное действие на основе законов музыкально-хореографической драматургии.

Танец же, казалось бы, все объединяющий и делающий хореографию самостоятельным видом искусства, все чаще означает более узкое понятие — отдельную сценическую миниатюру, часть спектакля или бытовое исполнение. Будучи наиболее общим понятием, он включает в себя классический танец, народный или народно-сценический танец, бальный танец, танец какой-либо национальности. В свою очередь в узком понимании слово «танец» отличается от пляски тем, что используется профессионалами, как правило, для обозначения исполнения определенных раз и навсегда зафиксированных фигур, элементов, а пляска предполагает импровизированное, свободное исполнение.

Правда, надо сказать, что часто в употреблении слов «танец» или «пляска» сказывается привычка. Так, мы, к примеру, используем выражение половецкая пляска, но можем в то же время сказать — танец половчанок или половцев. Иными словами — плясать значит фантазировать, изобретать, свободно используя знакомые и сочиненные тут же движения; а танцевать — исполнять по-своему, индивидуально, уже существующий, как бы заданный танец.

Поэтому слово «пляска» чаще употребляется для характеристики народных бытовых танцев, а танец — для сценических, хотя и здесь возможны перестановки.

Рассмотрим еще некоторые отличительные черты фольклорного танца, т. е. пляски, от народно-сценического.

Поскольку в основе понятия «фольклорный танец» стоят слова, означающие народное творчество и танец, то, казалось бы, исчерпывается и само понятие — народный танец. Но в практике оно употребляется несколько уже: собственно народный танец или танец с народной первоосновой. Словосочетание «народный танец» в современном понимании включает и более поздние наслоения: обработку фольклорного первоисточника, что несколько расширяет понятие и позволяет родиться новому - «народно-сценический танец».

Собственно фольклорный танец исполнялся в быту, то есть в некоей жизненной ситуации. Поводом для танцевания, как уже говорилось, мог быть любой обряд — трудовой, семейный, календарный или народный посиделки, вечерки, гулянья, устраиваемые на улице, на поляне в лесу, в чьей-либо избе. Именно в этой народной хореографии заложены основы сценического народного танца. Часто считают, что отличительная особенность сценического танца в том, что он рассчитан на зрителя. Это и верно и нет. Верно в том плане, что без зрителя сценическое искусство теряет всякий смысл, но и бытовой ситуации исполнитель имеет своих зрителей (народ, окружающий танцоров).

В отличии от собственно народного сценический танец подчинен условиям его исполнения на сценических подмостках. Это определяет многое: и отсутствие четвертой стены, то есть открытость на зрителя, и законы перспективы, и требование законченности, определенности формы, и временные рамки, и еще многое другое.

Естественно, что в этом случае народный танец как бы остается тем же, но и становится другим, что и закреплено в понятии сценический.

Навыки сценического решения танца приобретались вместе с развитием других видов искусства, в частности театрального. Вместе с музыкой, песней, словом танец вышел и на подмостки представлений, устраиваемых по всему миру бродячими актерами.

Постепенно у мастеров танцевального искусства сложился сценический опыт, позволивший выделить сценический танец в самостоятельный вид театрального искусства, где целое действо, развернутый сюжет раскрывались лишь средствами музыкально-пластической выразительности.

 

Date: 2015-06-06; view: 1518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию