Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системное изучение геологических объектов как отражение процессов природыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Геологические объекты Представляют собой результаты разнообразных процессов, протекавших на различных стадиях их образования и преобразования, и свойства этих объектов (состав, структурные и текстурные особенности) определяются спецификой проявления этих процессов. Каждый процесс протекает по своим законам, характеризуется специфическим типом связей, взаимодействия вещей, в результате чего он выступает как целостное единство и отличается от других процессов, действующих по другим законам. Иными словам, он представляет собой систему, поскольку система - это целостное множество взаимосвязанных элементов. В соответствии с законом изоморфизма свойства причины воспроизводятся в следствии [5, с. 12), а это означает, что геологические объекты, образующиеся в результате действия определенных процессов, также системны. Системность - это атрибутивное свойство развивающейся материи. Познание представляет собой вид деятельности субъекта, направленный на объективно-истинное отражение из окружающей действительности. Для получения истинного знания метод иссле--дования должен соответствовать характеру изучаемого объекта, а следовательно, он должен быть системным. Системный метод предполагает установление интегративных (эмерджентных) свойств (с7.стемяого. качества), которые, определяют целостность объекта, а также лежащих в основе этих свойств системообразующих связей между элементами, т.е. законов строения целого. Поскольку связи проявляются лишь в движении, и в статических геологических, объектах непосредственно не виден, системность исследования не может быть достигнута при их пассивном наблюдении созерцании, а требует активного, творческого подхода со стороны субъекта. Трудности познавательного процесса, а, следовательно, необходимая степень активности субъекта зависят от характера изучаемых объектов, присущей им степени целостности. В развитии природных процессов отмечаются скачки, перерывы постепенности, что приводит к образованию индивидуальных вещей, объектов с более или менее четко очерченными границами Так, прерывистое поступление терригенного материала в область седиментации приводит к формированию отдельных циклитов в толще флиша, изменение физико-химических условий в солеродном бассейне определяет образование слоев соли разного состава и т.д. В том случае, когда исследователь имеет дело с результатами действия преимущественно одного процесса, выделение самостоятельных объектов, каждый из которых представляет собой относительно целостную систему, обычно не вызывает затруднений. Степень наглядности границ между такими объектами зависит лишь от характера проявления скачков в развитии порождающего их процесса. Чем сильнее и устойчивее связи между элементами, тем нише целостность образуемой ими системы и тем она более индивидуализирована, относительно обособлена от окружающей среды и, следовательно, четче выделяется субъектом в качестве объекта практической или теоретической деятельности. У таких целостных систем, как особи животных и растений, минералы, планеты, звезды, внутренние связи значительно превосходят внешние. Эти объекты весьма наглядны, обычно легко устанавливаются субъектом уже в процессе обыденного познания, и лишь затем научное исследование выявляет законы их строения и функционирования, их происхождение. Однако и такие объекты сами по себе не абсолютно отделены от окружающей среды. Выделяя их, субъект вынужден обрывать их внешние связи. Геологам в своей деятельности приходится оперировать гораздо менее целостными образованиями. Дело в том, что в природе в одном и том же месте одновременно или последовательно протекают различные процессы, каждый из которых действует по своему закону. Скачки в развитии разных процессов не совпадают. На пересечении процессов формируются гетерогенные вещи, явления. Имеющие разную природу свойства или компоненты в них, как правило, тесно переплетены между собой, внешне выступают в некотором единстве. Так, в составе песчаника наряду с обломочными частицами могут присутствовать продукты вулканизма, остатки организмов, а также цементирующее вещество химического происхождения. Свойства ассоциаций осадочных горных пород зависят от характера материала, поступающего в бассейн седиментации (т.е. от характера петрофонда), от тектонического режима, палеогеографической обстановки, определяемой особенностями рельефа, климата, органического мира, а также от характера и степени вторичных изменений пород. Выделение объектов в таких случаях оказывается гораздо более сложной задачей, которая решается неоднозначно. В обыденном, донаучном познании субъект ориентируется главным образом на наиболее наглядные свойства или на те, которые служат утилитарным целям. Границы выделенных таким способом объектов могут иметь различную природу и нередко носят случайный характер. При этом создается лишь хаотическое представление о целом. Для того чтобы получить истинное, системное знание об изучаемой части действительности, иметь представление о реальной разноплановой ее структурированности, недостаточно простой фиксации свойств указанных объектов и видимых отношений между ними. Необходимо исследовать результаты действия конкретных процессов, влияния определенных условие в чистом виде, т.е. при отсутствии других процессов, постоянство других условий. Именно поэтому естествознание в своем развитии неизбежно переходит от познания вещей к познанию процессов, на что специально обращал внимание Ф.Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" [I, с. 303]. Су-
бъехт логическим путем о помощью абстрактного мышления устанавливает конкретные, обусловленные определенными процессами, типы связей, законы строения, и на этой основе выделяет объекты, границы которых отвечают скачкам в развитии того или иного процесса, причем эти границы не обязательно обладают наглядностью, так как могут быть затушеваны действием других процессов. Крупный специалист в области теории систем ученый-биолог Л. фон Берталанфи указывал: "...объект, в частности система, может быть охарактеризован только через свои связи в широком смысле слова, т.е. через взаимодействие составляющих элементов. В этом смысле экосистема или социальная система в той же мэре реальны, как отдельное растение, животное или человек. В самом деле, загрязнение биосферы как проблема нарушения экосистемы или как социальная проблема весьма четко демонстрирует "реальность" обеих (экологической и социальной) систем. Однако взаимодействия (или шире - взаимоотношения) никогда нельзя увидеть или воспринять непосредственно: нашему сознанию они представляются как концептуальные конструкции. То же самое истинно и для объектов повседневного мира человека: они также отнюдь не просто даны нам в ощущениях, чувствах или в непосредственном восприятии, но являются конструкциями, основанными на врожденных или приобретенных в обучении категориях, совокупностью самых различных чувств, предшествующего опыта, обучения, иначе говоря, мыслительных процессов, которые все вместе определяют наше видение или восприятие" [6, с. 34-35]. Изучение геологических процессов достигается путем проведения экспериментов, с помощью которых исследуются, например, затоны механической или химической седиментации, а также путем наблюдений над современными процессами, их результатами (принцип актуализма). Поскольку многие геологические процессы ни непосредственно наблюдать, ни воспроизвести в опыте невозможно, первостепенную роль в их изучении приобретает построение гипотетических моделей, проведение мысленных экспериментов. Исследование геологических процессов позволяет выявить системы (парагенезисы) свойств, обусловленных каждым из них в отдельности. Знание закономерностей изменения таких систем 122 свойств в конкретных условиях позволяет в дальнейшем и в сложной геологической ситуации выделять специализированные ряды геологических объектов, отражающие развитие конкретного процесса (конкретных условий), и, таким образом, исследовать особенности его реализации. Специализация и, следовательно, конкретность исследования является одним из важнейших требований системного метода, причем именно при специализированном изучении гетерогенных объектов в соответствии с конкретным аспектом генезиса, выступающим в качестве целевой установки исследователя, особенно ярко проявляется активность познающего субъекта. Последовательное изучение специфики появления и изменения систем свойств геологических объектов в зависимости от условий, существовавших на разных стадиях их образования и преобразования, представляет собой пример диалектического единства структурно-вещественного и генетического аспектов исследования на основе системного подхода. Такой метод широко применяется в геологии и обеспечивает получение наиболее полной и истинной картины строения геологических объектов посредством исследования истории их образования. В литологии стадиальный анализ включает в себя последовательное изучение специфики процессов выветривания исходных по-род, переноса и отложения осадочного материала, диагенеза,тогда происходит превращение осадков в горные породы и, наконец, процессов катагенеза и метагенеза, преобразующих уже сформиро-вавшиеся породы. Системный подход осуществляется и при проведении фациального анализа, который предусматривает построение и исследование специализированных рядов фаций, отражающих изменение в геологическом прошлом каких-либо конкретных условий (например, палеогеографической обстановки). Он выступает также и в качестве основы формационного анализа, если последний направлен на изучение условий формирования осадочных комплексов (тектонический режим, климат, петрофонд) путем выделения сис-тем свойств, определяемых этими условиями. Развитие геологической науки приводит к углублению знаний о закономерностях эволюции земной коры и Земли в целом. Это обстоятельство, например, позволяет в настоящее время выделять и исследовать лито— динамические комплексы, характеризующие разные стадии формирования (аккреции) или деструкции континентальной торы. Отражение в сознания реальной организованности приводи представляет собой, таким образом, не одноактное действие, процесс, в течение которого вырабатываются и проверяются на практике и на основе этого постоянно совершенствуются теоретические представления об образовании и преобразовании, а следовательно, и о строении геологических объектов. "Противопоставление замкнутой теоретической и эмпирической описательно-классификационной науки реально снимается в практике развитого научного познания, где движение в теоретических, идеальных объектах предполагает обратную связь с эмпирией, а эмпирические исследования ориентируются и направляются движением теоретической мысли" [3, с. 183-184]. На важность обратной связи между научными понятиями и данными опыта или явлениями природы неоднократно указывал В.И.Вернадокий [8, с. 89; 9, с. 117, 145. 146 и др.]. Сложность строения гетерогенных геологических объектов, образующихся в результате пересечения, наложения друг на друга разных процессов, многие из которых по своим масштабам и продолжительности недоступны наблюдению и эксперименту, ставит перед геологией значительно более трудные задачи по сравнению с такими науками, как физика или химия, которые имеют возможность воспроизводить и изучать процессы в относительно чистом виде. Указанные трудности развития геологической науки приводят иногда к отрыву друг от друга структурно-вещественно-го изучения геологических объектов и исследования юс генезиса. Подобная тенденция была особенно характерна для натурфилософии прошлого, когда в условиях низкого уровня практики создавались умозрительные гипотезы, зачастую весьма далекие от реальности. Примером могут служить распространенные в ХУIII веке взгляды нептунистов об осадочном происхождении всех горных пород. С тех пор уровень геологических исследований неизмеримо возрос, однако и сейчас существует множество проблем, которые с помощью тлеющихся средств еще не могут быть решены однозначно. Это является объективной причиной существования гипотез, по-разному трактующих одни и те же вопросы. Примерами могут служить проблемы строения глубинных частей Земли, некоторые вопросы, связанные с условиями образования и преобразование 124 океанической и континентальной коры, проблемы происхождения нефти, а также и ряда других полезных ископаемых, и др. Развитие практики, совершенствование методов исследования приводит к решению одних проблем, но вместе с тем нередко вызывает появление новых. Такая ситуация представляет собой вполне нормальное явление для развивающихся областей знания. Однако у некоторой части геологов она вызывает скептическое отношение к гипотетическим генетическим построениям вообще и обусловливает стремление ориентироваться лишь на данные непосредственных наблюдений или результаты их индуктивного обобщения, суммирования, в том числе и с применением математических методов [10,11]. Однако истина представляет собой не совокупность фактов, а основанную на них и объясняющую их теоретическую систему. Вместе с тем "воспроизвести теоретически предает во всей полноте и конкретности - значит постичь его развитие, его историю" [12, с. 201].Поэтому ученые-естествоиспытатели всегда уделяли много внимания развитию исторического, динамического взгляда на окружающее. Именно так поступал В.И.Вернадокий. На рубеже XIX и XX столетий он создал ге-нетическую минералогию, которая занимается изучением условий образования минералов в. земной коре. Строго говоря, чисто эмпирический подход, т.е. без каких-либо теоретических, генетических предпосылок, вообще невозможен. Уже сама постановка проблемы означает наличие некоторого знания о том, что должно быть изучено. "Диалектический материализм исходит из того, что познание всегда опосредствовано некоторыми исходными посылками видения мира, представле-нияма о бытии", которые "исторически обусловлены, поскольку в них аккумулирован и соответствующим образом обобщен опыт предыдущей познавательной деятельности" [3, с. 92]. Даже простое наблюдение предполагает активность субъекта, который не бесстрастно фиксирует подряд все свойства объекта (таких свойств бесконечное множество), а концентрирует внимание на определенной ах совокупности в зависимости от стоящей перед ним цели. При этом не обязательно подразумевается сугубо практическая, утилитарная цель. Так в качестве цели научного исследования выступает познание сущности изучаемых объектов, причин и условий их возникновения, законов их строения и развития. как указывает А.П.Шептулин [13, с. 102], "воздействие субъекта на объект в процессе его познаная имеет своей целью не создание нового предаете, не превращение его в жизненные средства, а выявление присущих ему необходимых свойстз а связей,раскрытие его реальной сущности". Исследователи, призывающие к чисто эмпирическому, лишенному какях-лисо предпосылок, выделению н изучению объектов, са-ми вынуждены использовать эти предпосылки в виде существующей научной картины мира, но делают они это обычно в столь неявное форме, что данная операция ускользает от их собственного внимания. Так, распространена точка зрения, согласно которой выделение стратиграфических подразделений, формации, а иногда также и фаций, производится чисто эмпирическим путем, без учета каких-либо предварительных соображений об их генезисе. Однако взгляды эти ошибочны. Действительно, выделяя и изучая указанные единицы в толщах осадочных пород, геолог не станет включать в их состав интрузивные магматические образования, даже если они залегают послойно в виде силлов. Ясно, что он руководствуется при этом генетическими соображениями. При выделении формаций обычно указывается, что они соответствуют определенной стадии тектонического развития региона и определенному Климату, тогда как фации отвечают особенностям древнего ландшафта. Однако добиться такого соответствия можно лишь в том случав, если уже при выделении осадочных фаций и формаций учитывать не любые изменения в составе и строении толщ, а именно те, которые связаны с данными условиями. Их необходимо отделить от признаков других условий, повлиявших на особенности отложений, например от свойств, которые возникли в результате последующих метаморфических преобразований. Искусственно отрывая изучение состава и строения геологических тел от исследования их происхождения, отказываясь от полученных преимущественно теоретическим путем, а не путем пряло го наблюдения предпосылок, критериев при выделении и изучения объектов, исследователи фактически склоняются к эмпиризму, несостоятельность которого доказана всем ходом развития науки.
Методологические взгляды В. И.Вернадского и связанная с ними полемика Весьма показательна в методологическом отношении ситуация, возникшая в процессе дискуссии вокруг понятия о естественном теле, введенного в современную науку В.И.Вернадским со ссылкой на И.Канта. Последовательно отстаивая материалистическое мировоззрение, В.И.Вернадский указывает на то, что в естествознании исходам объектом научного знания является научно установленное природное, естественное (т.е. земное, планетное) тело или такое же явление, не зависящее от наблюдателя" [8, с. 70]. Более подробно эти мысли он развивает в другой работе: "Естественным телом в биосфере мы будем называть всякий логически отграниченный от окружающего предает, образовавшийся в результате закономерных природных процессов, в биосфере или вообще в земной коре происходящих. Таким естественным телом будет каждая горная порода (и формы ее нахождения - батолит,шток, пласт и т.д.), будет всякий минерал (и (формы его нахождения), всякий организм, как индивид и как сложная колония, биоценоз (простой и сложный), всякая почва, ил и т.д., клетка, ядро ее, ген, атом, ядро атома, электрон и т.п., капитализм, класс, парламент, семья, община и т.п., планета, звезда и т.п. - миллионы миллионов возможных "естественных тел" [9. с. 114]. Вернадский В.И. отмечает что естественные тела могут быть живыми и косными, а также что "можно выделить множество естественных тел, которые состоят одно- I временно из живого и косного вещества. Таковы, например, почвы, алы и т.п." [там же, с. 116]. Они представляют собой "закономерные косно-живые структуры. Эти сложные природные тела я буду называть биокосными природными телами. Сама биосфера есть сложное планетное биокосное природное тело" [там же, с. 17]. В биогеохимии логическим путем "созданы совершенно новые понят/я - понятия о таких сложных телах, как совокупности организмов живого вещества, связанные вместе в изучаемом эффекте, хотя они существуют раздельно" [там же, с. 145]. "В каждом явления отражается биосфера как целое, так как чрезвычайно характерно для биосферы, что ее жидкие тела в подавляющей массе являются единым огромным водным равновесием. Также связаны и газообразные часта биосферы [уединенных газов нет ] и все живые ее вещества" [там же, с. 147]. Приведенные высказывания В. И.Вернадского свидетельствуют о его последовательно материалистических и вместе с тем диалектических, системных взглядах на природу и общество. Развивая представления о естественных телах, он по существу показал реальную многоплановую структурированность мира. Естественные тела образуются в результате действия различных процессов и представляют собой целостные единства, т.е. системы, составные части (элементы) которых определенным образом связаны между собой, что обусловливает их общий Эффект, иными словами, появление эмерджентного, системного качества, которое отсутствует у отдельно взятых элементов. Поскольку природные процессы пересекаются, накладываются друг на друга, границы естественных тел тоже могут пересекаться. Одни и то же тела могут входить в состав различных тел более высокого порядка. Так, живые или косные тела образуют свои совокупности, но могут также участвовать и в формировании тел,состоящих одновременно и из живого и из косного вещества. Методологические воззрения В.И.Вернадского носят совершенно определенные черты, присущие бурно развивающемуся в настоящее время системному, модельно-целевому подходу к изучению сложных объектов, что уже было отмечено некоторыми учеными [14-16]. Так, И.В.Блауберг и Э.Г.Юдин указывают: "Если в предшествующей науке речь шла почти исключительно о целостности некоторого заранее данного объекта, достаточно ясно отграниченного от своей среды, то для Вернадского целостность биосферы является не постулатом, а предметом и в известном смысле даже результатом исследования. Иначе говоря, в традиционном исследовании целостность рассматривается как нечто безусловно налетное еще до самого исследовани., и задача заключается в том, чтобы выявить специфические связи, делающие эту целостность реальной. Концепция биосферы в этом смысле строится противоположным образом: из детального анализа определенных типов связей делается вывод о целостности объекта, ограниченного этими связями" [14, с. 25-26]. И далее: "Как показывает опыт развития науки, во всякой значительной науч-128 но—теоретической концепции методологические моменты органически сливаются с предметно-содержательными... Для примера Можно сослаться на "Капитал" К.Маркса: здесь нет методологии, отделенной от теории, и именно поэтому методология выступает как орудие непосредственного проникновения в предает исследования... Такой же в сущности характер носят концепция биосферы В.И.Вернадского или генетическая эпистемология Х.Пиаже: в них тоже методологические принципы не рядоположены теоретическим построениям, а как бы просвечиваются (при особом, конечно, взгляде) Через форму последних" [там же, с. 80-81]. Таким образом, как справедливо отмечает Б.И.Смирнов [16], В.И.Вернадский по праву должен считаться одним из зачинателей сис-темного движения в науках о Земле. Вокруг выдвинутого В.И.Вернадским понятия о естественном теле развернулась оживленная дискуссия в геологической литературе, причем, как это часто бывает, разные исследователи акцентируют внимание на различных сторонах, аспектах проблемы и нередко абсолютизируют эти аспекты. Одни участники дискуссии [17,18], вслед за В.И.Вернадским, подчеркивают в этом понятии объективное, независимое от субъекта существование тел, вещей, явлений, реальную структурированность природы. Однако они недостаточно учитывают столь же реальную многоплановость этой структурированности, действие и взаимное пересечение различных процессов и, следовательно, их результатов. Как известно, выделение объекта научного исследования предполагает определение внутренних связей, обеспечивающих его целостность, и отделение их от тех связей, которые по отношению к этой целостности оказываются внешними. Поскольку все явления в одних отношениях связаны между собой, а в других изолированы, то само по себе указание на естественность тел не может служить критерием для их выделения субъектом в качестве объектов своей познавательное или практической деятельности. В зависимости от теоретических предпосылок, определяющих цели исследования, субъект производит эту процедуру по-разному. Выделенные даже в одном и том же месте, но на основе различных критериев, объекты в общем случае не совпадают друг с другом, их границы пересекаются. Так, не совпадет границы литостратиграфических и биостратиграфических подразделений, осадочных и метаморфических фаций и т.п. Каждая граница естественна по отношению к тем связям, пределы действия которых она фиксирует, и искусственна по отношению к связям, которые она пересекает. Познание представляет собой отражение реальной действительности, но это не зеркально, а избирательное, активное отражение. "Чтобы действительно познать предает, составить о нём понятие, необходимо с самого начала учитывать активность су-бъекта, указать ту "систему отсчета", объективную позицию, относительно которой реально существует предмет, и подвергнуть его теоретическому анализу" [19, с. 135]. Именно по этой прп- чине В.И.Вернадокий, отмечая естественность тел, вместе с тем указывает на научное их выделение субъектом, выделение логическим путем и приходит к выводу о том, что существуют миллионы миллионов естественных тел, которые находятся в самых различных отношениях друг к другу, вплоть до взаимного пересечения. Существенно по иному поступают В.И.Драгунов, И.В.Круть и некоторые другие исследователи, которые пытаются представить реальную структурированность мира чрезвычайно упрощенно одно-планово. Они видят вопрос решенным как раз там, где возникает проблема критериев выделения объектов исследования. Так, И.В.Круть [17, с. 93] указывает, что "объективно существующая видовая организация естественных тел сама по себе способствует восприятию этих объектов нами в качестве целостных образов". Иными словами, выделение естественных тел обеспечивается их наглядностью. Однако реальные границы, обусловленные скачками в развитии того или иного процесса, далеко не всегда бывают наглядными, так как могут быть затушеваны в результате действия других процессов. Например, в разрезах отложений складчатых областей особенно наглядны границ, связанные с изменением характера тектонических движении, тогда как границы, обусловленные климатическим фактором, обычно бывают гораздо менее отчетливы. На платформах же чаще наблюдается противоположная картина. Лишь надеждой на наглядность естественных тел можно объяснить утверждение В.И.Драгунова о том, что "преодолеть существующие затруднения в учения о формациях могло путем введения понятия о формациях как естественных индивиду -130 альных телах" [18, с. 34]. Но весь вопрос как раз и заключается в том, чтобы показать, в каком именно отношении индивидуализировано, изолированно то или иное тело и какие связи приходится обрывать при его выделении. В концепции, развиваемой указанным исследователем, важную роль играет понятие о парагенезисе. Он отмечает, что "существует два альтернативных понимания термина парагенезис: либо как сонахождения, либо как сопроисхождения тех или иных объектов" [там же, с. 16], причем сам автор склоняется к первому. Однако парагенезис - это не просто сонахождение объектов, а сонахождение связанных определенным образом элементов в системе, что следует из дальнейшего разъяснения, оделанного на той же странице. Действительно, без указания на характер связи представление о парагенезисе полностью теряет конкретность. Но всякая связь реализуется лишь в движении, в определенных процессах, а следовательно, сонахождение элементов в системе одновременно обозначает я их сопроисхождение в рамках генезиса данной системы. Так что в действительности никакой альтернативы в приведенных трактовках термина "парагенезис" нет. Используя данное понятие, В.И.Драгунов подобно многим другим исследователям выстраивает единый иерархический ряд веществ по типу конструктивного ранга, где тела низшего уровня объединяются в тела более высокого уровня по принципу их сонахождения. Однако он не указывает конкретных системообразующих связей, законов строения индивидуальных тел каждого уровня, без чего выделение этих тел, а следовательно, и уровней теряет всякую определенность, а построения оказываются по существу бессистемными. Положение о том, что каждая горная по-рода представляет собой парагенезис минералов, подобно тому, как минерал выступает в качестве парагенезиса атомов, выдерживается в природе далеко не всегда, поскольку одна и та же порода может включать несколько минеральных параганезисов, обусловленных проявлением разных процессов. Так, обломочный материал и цемент песчаников образуют самостоятельные параге-нетические ассоциации, имеющие нередко различные границы распространения. Более того, разные генерации цемента также пред-ставляют собой парагенетические ассоциации; самостоятельные ассоциации образуют и минералы, отвечающие тем или иным ста- диям метаморфизма пород. Нарушает стройность единого линейного иерархического ряда а наличие конгломератов, компоненты которых (гальки) гораздо чаще представляют собой обломки пород, а не минералы. Вопреки цитируемому им высказыванию П.С.Шатского [18, с. 1З] о том. что геологические?ггслацли представляют собой парагенезы горных пород, и собственному утверждению о существовании дано го формационного уровня организации, который располагаться между уровнями гордых пород и геосфер, указанный исследователь в действительности относит к группе формаций тела двух уровней: парагенераций как ассоциации пород и геофор-мации, которые представляют собой ассоциации парагенераций. Более того, не видно никаких препятствий для выделения и большего числа уровней между горными породами и геосферами.В. И. Драгупов утверждает далее, что Ю.А.Воронин и Э.А.Еганов "пришли к своеобразному противоречию, признав понятия о минерале формализованными, а понятия о горной породе и формации не формализованными" [там же,о.ЗЗ]. На самом деле противоречие здесь отсутствует. Понятие о минерале формализовано (т.е. имеет точный смысл) потому, что оно отражает единство закона строения всех минералов (наличие химических связей между атомами), тогда как единого закона строения всех пород или всех формаций просто не существует. Связи между компонентами горных пород и формаций могут иметь различную природу, причем даже внутри одного и того же тела, если оно оказывается гетерогенным, т.е. имеет в своем составе разные парагенетические ассоциации. Наконец, В. И.Драгунов, как и некоторые другие исследователи, сознательно отказывается от использования генетических предпосылок при выделении естественных тел, ссылаясь на принцип дополнительности Н.Еора. Однако этот принцип не накладывает каких-либо ограничений на использование причинно-следственных связей, знаний о генезисе, основанных на тлеющемся опыте отражения мира [см., например, 3, с. 93]. Представления об однозначной самовыделенности геологических объектов подвергались справедливой критике со стороны исследователей, занимающихся методологическими проблемами геологии, применением системного подхода к изучению геологических явлений [20-23]. По-существу, развивая взгляда, которых 132 придерживался В. И.Вернадский, указанные авторы показала, что выделение геологических объектов имеет относительный характер и зависит от целой исследования. Однако справедливо отвергая концепцию одноплановой структурированности природы, абсолютизацию наглядных границ, некоторые авторы пришли к другой крайности - абсолютизации роли субъекта, т.е. к субъективизму, релятивизму. Прежде всего, в процессе полемики произошла своеобразная подмена понятия, обозначаемого термином "естественное тело". Для В.И.Вернадского главным в этом, понятии было объективное, т.е. независимое от человека существование тел, вещей, явлений, которые субъект выделяет из реальной действительности и делает, таким образом, объектами своей деятельности. Однако В.И.Вернадский не считал естественность, объективность существования достаточным критерием для выделения объектов, поскольку в природе существует бесчисленное множество границ,которые могут пересекаться друг с другом. В.И.Драгунов и И.В. Круть, в отличие от В.И.Вернадского, решили, что естественность тел обеспечивает наглядность их границ и предопределяет однозначное выделение их субъектом. Ошибочность их концепции заключается не в утверждении о естественности тел, а в абсолютизации некоторых из них, обладающих наглядными для человека границами. Однако, анализируя и критикуя эти представления, авторы работы "Методы теоретической геологии" [23], а также и некоторые другие исследователи, неудачно называют отвергаемые или взгляда концепцией естественных тел, или (для краткости) концепцией естественности и, таким образом, смешивают ошибочное представление об однозначной предопределенности выделения объектов природы с истинным положением о существовании естественной, т.е. независимой от субъекта, ее структурированности. Нельзя согласиться с выдвигаемым указанными авторами постулатом равнозначности свойств, используемых субъектом при выделении объектов. Как справедливо отмотал А.А.Ивакин [24, с. 15], здесь "допускается методологическая ошибка,заключающаяся в том, что реальность, по существу, понимается чисто эмпирически, линь как чувственное многообразие некоторых свойств".
В действительности свойства существуют не сами по себе, а принадлежат реальным водам, явлениям природа. В.формировании кагдого геологического объекта ведущим, определяющим бил «Ибо один процесс, либо (в случав гетерогенного объекта) несколько процессов. Свойства, обусловленные каждым процессом, образуют систему, в рамках которой вce свойства изменяются согласованно, причем границы их изменения отвечают скачкам в развитии этого процесса. Свойства вещи, которые связаны с процессом, определяющим ее образование, выступают как ее безотносительно существенные признаки. Без них данная вещь теряет свое качество. "Практическое отношение к предмету служит основой выделения признаков, существенных в том или ином отношении, т.е. относительно существенных признаков. Однако то, что существенно для.наших целей, но всегда существенно для самого предмета. Поэтому выделяются также безотносительно существенные признаки - существенные для предмета безотносительно к тому, в какой связи берется предмет и с какой точки зрения он рассматривается" [25, с. 82]. Конечно, безотносительность признаков не абсолютна. Так, если в формировании гетерогенного объекта (например, метаморфизованной первично осадочной породы) участвовали два ведущих процесса (седиментация и метаморфизм), то в данном объекте будут присутствовать две системы безотносительно существенных признаков, которые существуют независимо от практических целей субъекта. Тем не менее каждым из них относится к результатам какого-то одного конкретного процесса, т.е. в этом смысле она являются относительными. В природе все взаимосвязано, но связи различаются как в качественном, так и в количественном отношении, что позволяет выделять разные типы целостности, например, суммативное целое, механическое целое, неорганическое целое и органическое целое [25, с. 87-89]. Не субъект вносит своими целями структурированность в хаотическую природу, а природа сама структурирована, хотя и в различных аспектах, а субъект фиксирует эту г.:но-гоплановую структурированность в процессе активной целенаправленной деятельности. Именно существование реальной структурированности природы и необходимость ее адекватного отражения в процессе познания не позволяет согласиться с постулатом о равнозначности 134 свойств. Границы, проведенные в соответствии с отдельным наглядными или утилитарными свойствами, могут быть случайными для выделяемых объектов. Они менее важны для науки, нежели такие границы, которые проведены на основании систем свойств, отвечающих определенным модификациям сущности, т.е. отражающих развитие природных процессов, ответственных за формирование данных целостных вещей. Во взаимодействии субъекта и объекта активен не только субъект, но и объект, поскольку именно из объективного мира черпает сознание субъекта свое содержание [5, с. 20]. Относительность выделяемых объектов сама относительна, т.е. в каждом относительном имеется элемент абсолютного, устойчивого. Нельзя ставить вопрос таким образом, что объект либо сам полностью выделен из окружающей среда, либо, наоборот, произвольно выделяется субъектом. В действительности в каждом случае субъект выделяет объекты из единой в своей основе природа, однако делает он это не произвольно, а сообразуясь с разграничительными линиями, намеченными самой природой,поскольку познавательные цели человека в конечном счете обусловлены ее законами. В.Г.Афанасьев (26, с. 28) указывает: "В противоположность идеализму диалектический материализм рассматривает процесс познания целого как процесс отражения объективно существующих целостных образований, систем в сознании человека. Тот или инОЙ предает целостен (речь идет об объективно существующем целом) не в силу устремлений познающего субъекта, а сам пo ce-бе, независимо от его воли и сознания. Целостность не создается человеком в процессе познания, а лишь воспроизводится в ферме чувственных образов, логических категорий. Соответственно этому идеальное, мыслительное целое существует не само по себе, а является отражением объективно существующего целого". Постулат равнозначности свойств не тождествен тезису об активной роли исследователя в процессе познания, как полагают авторы "Методов теоретической геологии". Он фактически означает отрицание реальной структурированности природа и ведет к абсолютизации активности субъекта, т.е. к полному его произволу при выделении объектов. Весьма показательны в этом отношении высказывания некоторых других геологов, отстаивающих аналогичные взгляды. Так, С.в.Васальченко [27, о. 140] утверждает, что "целостность можно отнести к тем качествам, в образовании которых непременно участвует человек", а Э.А.Еганов [2£, с. 6] отметил как отживающую и не отвечающую современному уровню философии "концепцию о естественных (т.е. существующих в природе вне наблюдателя л независимо от него) телах и явлениях". Нетрудно видеть, что приведенные положения противоречат материалистическому принципу отражения. Авторы работы "Методы теоретической геологии" не соглас- чувств, приборов и анализов, тем познаватольным конструкциям, которыми фактически оперируют в своей исследовательской деятельности даже самые последовательные сторонники концепции естественности" [23, с. 53]. Можно согласиться с указанными авторами в том отношении, что модели, понятия, теории, создаваемые в процессе познания, не абсолютно тождественны тем объектам, на основании которых и для объяснения которых они созданы, поскольку субъект в своей теоретической деятельности всегда абстрагируется от каких-то свойств конкретных явлений, чтобы познать их сущность. Вместе с тем познавательные конструкции создаются как раз с той целью, чтобы отразить явления со стороны сущности, а поэтому они должны быть тождественны сущности изучаемых объектов. Утверждать обратное означало бы признать несуверенность человеческого познания, его неспособность к установлению объективное истины, т.е. иными словами -агностицизм. Именно системный подход является тем универсальным методом исследования, который позволяет посредством создания мысленных теоретических конструкций адекватно отражать в познании многоплановую структурированность, системность самой природы. Всякая наука представляет собой не нагромождение фактов, а в большей или меньшей степени системное знание об изучаемой ею части реальной действительности. Однако на ранней, преиму-щественно описательной, стадии развития науки системный под-136 ход реализуется лишь стихийно. Теоретизация исследований требует и одновременно делает возможным сознательное применение этого метода. Последовательное использование системного подхода, органически связывающего изучение состава и строения объектов с исследованием их происхождения и функционирования, позволяет решить многие вечные проблемы специальных наук, вывести их из тех тупиков, в которые их неизбежно заводит эмпиризм, абсолютизирующий нормы обыденного познания. Особенно важно осознание идей системности для развития геологии, имеющей дело преимущественно с гетерогенными объектами, понять которые можно, лишь мысленно разъединяя тесно переплетенные, но имеющие разную природу свойства и объединяя их в системы, обусловленные действием определенных процессов природа. Так, системный образ мышления позволяет разобраться в проблемах, которые возникают в процессе проведения стратиграфических исследований, в связи с реализацией на практике фа-циального и формационного анализов, а также найти рациональное решение и многих других вопросов, являющихся предметами длительных споров между геологами. Значение системного подхода для становления и развития теоретического фундамента науки убедительно показано в работе "Методы теоретической геологии" [23]. Тем более странной оказывается позиция, которую отстаивает один из авторов этой работы С.И.Романовский в другой книге - "Современные идеи теоретической геологии" (23). Указанный исследователь отмечает, что системный подход относится к тем "из идей общего плана, которые заимствованы из других областей знания, но при этом используют не их идеологию а конкретные разработки, а лишь терминологическую оболочку", а поэтому "неконструктивны и в этом смысле бесперспективны для решения конкретных задач литологии" [с. 93]. Можно было бы думать, что речь идет о формальном применении системного метода некоторыми геологами. Действительно, как указывалось выше, бывают случаи, когда системы более высокого уровня рассматривают как совокупности элементов (которые сами являются системами более низкого уровня), но не указывают характера связей между элементами, в результате чего системный подход оказывается нереализованным. Однако С. И. Романовокий разъясняет далее, что геология вообще "не доросла" до применения системного метода исследования и во веяном случае сами геологи без посторонней помогай его использовать не в состоянии. Так, он отвечает, что системный анализ, якобы выросший из идей кибернетики, "требует разработки моделей, учитывающих целостность системы и взаимосвязь ее элементов. Модели эти сложны, для их разработки требуются специальные знания, выходящие за пределы компетенции геолога, и нам лака не известны такие модели, по крайней мере в лито-логя;." [там же]. Представляется, что С.И.Романовский смешивает здесь разные вещи. Прежде всего, системный (целостный) подход не мог вырасти из идей кибернетики, поскольку появился значительно раньше нее. Идеи системности природы существовали еще в античной философии, тогда как кибернетика - детище середины XX в., причем она имеет своим предметом лишь специфический круг связей, реализующихся в процессах управления. Главное же заключается в том, что системность не является чем-то внешним по отношению к геологическим объектам. Она представляет собой неотъемлемое свойство природы, поэтому истинное знание всегда системно. Естественно,что сложность создаваемых моделей, их адекватность действительности зависит от уровня развития науки, но какие-то элементы системности знания появились уже на заре геологии. Так, если исследователь определяет группы свойств, связанных с конкретными геологическими условиями, и на этой основе проводит границы объектов, целостных в отношении данных условий, то он действует в соответствии с принципом системности. Поэтому системный характер млели исследования Дж.Геттона, отделившего осадочные образования от магматических. Несомненно системными были представления Н.А.Головкинского, доказавшего пересечение границ геологических объектов, выделяемых на основе различных критериев, что означает относительность систем. Как было показано выше, идеи системности с успехом применял в своих исследованиях В. П. Вернадский. Наконец, вопреки цитированным выше утверждениям С.II.Романовского, он сам в той же работе действует системно, когда указывает особенности строения (системы признаков) циклитов, связанных с различными режимами седаментогенеза. Правда,в ка 138 честве одного из процессов, обуславливающих цикличность отложений, он называет хроногенный режим, что находится в противоречии с действительностью, поскольку время само по себе причиной цикличности быть не может. Кстати, уже этот пример изобретения неудачного, дезориентирующего читателя Термина не позволяет согласиться с С.И.Романовским, когда он объявляет бесплодными лингвистическими упражнениями любые дискуссии пг проблемам научной терминология. Более того, указанный автор не видит различий между номинальным определением термина я его реальным определением, которое "не просто закрепляет за термином некоторое значение", а "устанавливает определенную связь смыслов определяемого и определяющего терминов" [29, с. 264]. Как указывает далее В.С.Швырев, "выработка реального определения является всегда решением некоторой понятийной, содержательной, а не просто терминологической, формальной задали по упорядочиванию терминологии. В форме уточнения смысла термина здесь решается содержательная задача раскрытия существа дела, построения понятия, обогащения мысленного содержания" [там же], Именно так обстоит дело с анализом системы понятий, с которыми связано употребление терминов "фация" и "формация". Семантический анализ, исследование содержания понятий, направленные на выработку и закрепление за терминами строго определенного смысла, не зависящего от контекста употребления, представляет собой важнейшую черту методологического анализа науки [3.29]. Отражение реально существующей целостности, системности природы осуществляется в идеальной форме в виде теоретической системы. Поэтому любые утверждения о невозможности реализации геологами системного подхода ведут к закреплению за геологией стихийно-эмпирического метода исследования и фактически означают отрицание возможности действительного познания ею своего объекта.
|