Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 3. Понятие





Цель занятия: Дать понятие признака объекта, определить признаки, образующие понятие. Определить понятие, рассмотреть соотношение имен и понятий. Научить определять объем и содержание понятий. Раскрыть многообразие видов понятий, основания их классификации. Выработать навыки логической характеристики понятий. Ознакомиться с видами логических отношений и их видами. Показать возможность использования кругов Эйлера для схематического изображения отношений между понятиями. Рассмотреть основные операции с понятиями, научить совершать операции ограничения и обобщения, деления и классификации, определения в соответствии с правилами.

Время занятия: 8 часов.

Основные понятия: признак, понятие, содержание и объем понятия, единичные, общие, пустые понятия, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и абсолютные, собирательные понятия, совместимость и несовместимость, равнообъемность, пересечение, подчинение, координация, контрарность, контрадикторность понятий, ограничение, обобщение, деление, классификация, дихотомическое деление, таксономическое и мереологическое деление, реальное и номинальное, явное и неявное определение, индуктивное определение, остенсивное определение.

Вопросы для обсуждения:

Понятие как логическая форма мышления. Виды понятий

Логические отношения между понятиями.

Операции с понятиями.

Тема сообщения:

Понятие и имя. Недоразумения, связанные с употреблением имен.

Задачи и упражнения

Кириллов В.И. Упражнения по логике / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – М.: Проспект, 2009.

Выполнение тестовых заданий по теме, анализ и обсуждение результатов тестирования, выставление оценок.

Литература:

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Электронные ресурсы:

Дегтярев М.Г. Хмелевская С.А. Логика. Учебник для студентов юридических вузов. – М: Издательство Пер Сэ, 2012. ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

Ивин А.А. Логика. 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. ЭБС Юрайт.

http://www.biblio-online.ru/

Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. ЭБ Либэр.

http://liber.rpa-mjust.ru

Светлов В.А. Логика. Учебное пособие. – М: Издательство Логос, 2012. ЭБС IPRbooks.

http://www.iprbookshop.ru/

Светлов В.А. Логика. Экзаменационные ответы для студентов. – Саратов: Издательство Ай Пи Эр Медиа, 2012. ЭБС IPRbooks.

http://www.iprbookshop.ru/

Дополнительная:

Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения: Практикум: Учебное пособие. – М., 2000.

Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1994. Гл. 4-7.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.К. Логика как часть теории познания и научной методологии. – М., 1994. Ч.2. Гл. 15-16, 19-20.

Ивлев Ю.В. Логика: Сб. упражнений: Учебное пособие для вузов. – М.: Дело, 2002.

Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. – М., 1996.

Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991.

Логика: логические основы общения. – М., 1994. Гл. 2.

Светлов В.А. Практическая логика. – СПб, 1997.

Смаллиан Ф. Принцесса или тигр? – М., 1985.

Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса темы необходимо определить, что такое понятие, выучить его определение, рассмотреть, как формируются понятия, в каком отношении находятся понятие и предмет, понятие и имя. Особое внимание следует обратить на содержание и объем понятия как важнейшие его характеристики и на закон их взаимосвязи. Нужно уметь определять объем и содержание понятия, а на этой основе различать виды понятий по объему и содержанию, уметь дать логическую характеристику понятия.

Например, содержание понятия «горная река» образует совокупность следующих признаков: крупный водный поток, текущий в горной местности. Объем – всё множество горных рек в мире. Логическая характеристика понятия «город»: понятие общее, конкретное, положительное, абсолютное, собирательное.

При изучении второго вопроса следует обратить внимание на сравнимость понятий по содержанию и совместимость их по объему, изучить виды совместимости и несовместимости понятий. Необходимо также выработать практические навыки определения логических отношений между понятиями при помощи диаграмм Эйлера.

При помощи кругов Эйлера (круговых схем) могут быть представлены отношения между понятиями, находящимися в различных отношениях. Например, отношения понятий «река в северном полушарии» (А), «река в Европе» (В), «горная река» (С), «река в России» (D), «Волга» (Е) можно представить следующим образом:

 

Понятия здесь находятся (попарно) в отношении подчинения (А и В, В и E, D и E) и пересечения (B и D, A и C, D и C, B и С).

При рассмотрении третьего вопроса нужно выделить основные виды операций с понятиями, выучить их определения. Следует обратить внимание, что ограничение и обобщение понятий предполагают отношения рода и вида, класса и подкласса между объемами исходного и получаемого в результате операции понятий. Если отношения другие (наиболее часто родовидовые отношения путают с отношениями части и целого), то операция будет осуществлена неверно. Например, “университет” - “факультет” - отношение целого и части, “университет” и “государственный университет” - отношение рода и вида. Ограничение правильно только во втором случае.

При рассмотрении операций деления и определения необходимо уметь определить вид, состав и правильность соответствующей операции. Например, деление: “Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные”. Вид: деление логическое, по видоизменяющемуся признаку. Состав: Делимое понятие: «треугольник», члены деления: «остроугольные» и «тупоугольные». Основание деления – размер угла. Деление неправильное: нарушено правило соразмерности, ошибка «неполное деление». Для деления и классификации важно также отличать деление класса на подклассы от деления целого на части.

Определение, например: “Студент - человек, учащийся в университете”. Вид: реальное, явное, через род и видовое отличие. Состав: «Студент» - определяемое, «человек, учащийся в университете» - определяющая часть, «человек» - родовое понятие, остальное – видовое отличие. Определение неправильное, нарушено правило соразмерности. Ошибка: «слишком узкое определение».

Вопросы для самопроверки:

Что такое понятие? Как образуются понятия?

Что такое содержание и объем понятия? Какова их взаимосвязь?

Чем собирательные понятия отличаются от несобирательных?

Какие виды совместимости понятий Вы знаете?

Чем отличаются отношения контрарности и контрадикторности между понятиями?

Какие понятия являются пределом ограничения и обобщения?

Как осуществляется обобщение понятия?

Какое деление является дихотомическим?

Чем различаются реальные и номинальные определения?

Какие ошибки возможны при нарушении правила соразмерности определения?

Date: 2015-06-06; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию