Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие как логическая форма мышления





Мышление современного человека носит преимущественно понятийный характер. Наши понятия простираются на весь окружающий нас мир: от ближайших повседневных предметов труда и быта до наиболее удаленных космических тел; от самого поверхностного явления до глубочайших тайн мироздания. Искусство же оперирования понятиями не дается человеку от рождения, а формируется и развивается в практике мышления. Значение логики здесь состоит в том, что она помогает превратить этот процесс из стихийного в сознательный, а следовательно, сделать его более плодотворным.

Составить понятие об объекте означает прежде всего умение отличить его от других сходных с ним объектов. Поэтому образование понятий – это сложный мыслительный процесс, включающий в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Все эти логические приемы тесно связаны между собой и образуют единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но неизменно принимающая одну и ту же форму: понятия.

Понятие – это форма мысли, посредством которой объекты выделяются и обобщаются в класс по их существенным признакам.

П р и з н а к - это характеристика объекта, указывающая на наличие или отсутствие у него того или иного свойства, состояния или отношения. Иначе говоря, признаком называют все то, в чем объекты могут быть сходны или отличны друг от друга.

Понятие всегда выражается в разных словах и словосочетаниях. Слова и словосочетания, выражающие понятия, в логике называют именами, а логику, изучающую их закономерные связи – логикой имен.

Слово – материальный носитель понятия, языковое средство закрепления мысли, ее хранения, а также передачи другим людям. Вне слова нет понятия. При этом единство понятия и слова не означает их полного совпадения, взаимнооднозначного соответствия. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами, в любом языке существуют омонимы и синонимы. Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в мыслительной деятельности. С целью достижения определенности, ясности мыслительного процесса логика исследует формы мышления с точки зрения их структуры. Важнейшими логическими характеристиками понятия, выражающими его сложную структуру, выступают содержание и объем.

Содержание и объем понятия

Содержание понятия – это совокупность существенных, общих признаков, по которым объекты обобщены, выделены понятием в класс.

Объем понятия – это класс (множество) мыслимых в понятии объектов. Например, содержание понятия «студент» – это его признаки: «быть учащимся» и «учиться в высшем учебном заведении», а его объем составляют все, для кого характерны эти признаки. Содержание понятия «право» составляют такие признаки, как: «совокупность норм поведения людей», их «установление государством» и «обеспечение принудительной силой государства». Эти признаки являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений – политики, морали, религии и т.д. Объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.

Каждый отдельный объект, обладающий всеми признаками, включенными в содержание данного понятия, называется элементом объема понятия. Таково, например, римское право, советское право, современное российское право по отношению к праву в целом; каждый студент по отношению к понятию «студент». Графически объем понятия в логике изображается кругом:

где «А» – любое понятие.

 

В системе признаков, образующих содержание понятий выделяют – существенные и несущественные, положительные и отрицательные. Существенными называются признаки, без которых объект утрачивает свое качество, перестает быть самим собой. Так, «быть предусмотренным уголовным кодексом» – существенный признак понятия «преступление», ибо если данное деяние, даже будучи общественно опасным, не предусмотрено уголовным законом, то оно преступлением не является. Положительным называют признак, который говорит о наличии у объектов свойств и отношений. Например: «зеленый», «добрый», «быть свекровью» – это положительные признаки. Отрицательный признак говорит об отсутствии у объектов тех или иных свойств и отношений. В словах и словосочетаниях, выражающих отрицательный признак, как правило, встречаются частицы «не» или «без»: «бездетный», «несправедливый», «неделящийся на 2» и т.д.

Особую значимость имеют в логике родовые признаки – общие и существенные для всей объектной области, к которой относится объект мысли, и видовые признаки, существенные лишь для данного объекта мысли, отличающие его от других объектов той же объективной области. Так, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», который включает в себя и нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.

Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот. Причем в их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объема понятия его содержание увеличивается, т.е. становится богаче, т.к. число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается, т.е. содержание понятия уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Возьмем, например, два понятия «студент» и «студент МГТА». Объем первого понятия больше объема второго, а содержание же второго понятия шире содержания первого, т.к. кроме признака «быть учащимся вуза» здесь добавляется признак «обучаться в МГТА».

Date: 2015-06-06; view: 619; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию