Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 6. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение





Основные вопросы

1. Логическая природа теории аргументации.

2. Специфика доказательства и его логическая структура.

3. Прямой и косвенный способы доказательства.

4. Критика и опровержение.

5. Правила доказательства (аргументации).

 

1. Логическая природа теории аргументации.

Аргументация представляет собой логико-коммуникативный процесс обоснования одних положений с помощью других положений, обоснованность которых не ставится под сомнение.

В аргументации присутствуют два аспекта: логический и коммуникативный.

Представление чисто логической формы аргументации означает, что:

– исходные положения аргументации принимаются как однозначные, исключающие разные толкования;

– исходные положения должны быть явно указаны и не содержать противоречий;

– качества рассматриваемых положений (истинность, вероятность, модальность и т.п.) должны быть строго установлены;

– процедуры обоснования и критерии оценки строго формальны и свободны от контекста (коммуникационного, культурного, предметного и др.).

2. Специфика доказательства и его логическая структура.

Доказательство – логическая процедура обоснования истинности одних утверждений (высказываний) с помощью других утверждений (высказываний), истинность которых считается установленной. В юриспруденции пользуются как термином «доказательство», так и термином «судебное доказательство». Судебное доказательство – это специфическая форма познания истинности при рассмотрении и расследовании уголовных дел. Судебное доказывание не сводится к логическому.

 

Логическое доказательство Судебное доказательство
Мыслительный процесс обоснования одной истины другими Это сложная деятельность, состоящая из мыслительной и практической деятельности. Логическое доказательство составляет лишь одну из его сторон
Протекает по законам и правилам одной логики Осуществляется не только по законам логики, оно подчиняется и юридическим законам
Субъектом выступает любой здравомыслящий человек Субъектом может быть только следователь, прокурор, судья, то есть лицо, производящее дознание
Доказательственными являются все факты действительности Доказательственными являются лишь те факты, которые добыты с соблюдением норм процессуального права

 

Доказательное рассуждение включает три обязательных элемента: тезис доказательства; аргументы; демонстрацию.

1. Тезис доказательства – это суждение, истинность которого требуется установить, обосновать. Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой момент. Если нет тезиса, то и доказывать нечего. Можно сравнить роль тезиса со значением фигуры «короля» в шахматной игре. Этой фигуре подчинен весь процесс игры, с ее «интересами» сообразуется каждое движение других шахматных фигур. Главная цель всех рассуждений – тезис, его подтверждение или опровержение.

2. Аргументы – это те истинные суждения, с помощью которых доказывается истинность тезиса. Быть аргументом для высказывания означает занимать определенное логическое место в структуре доказательства. В качестве аргументов могут быть использованы:

– факт, то есть явление или событие, имеющее место в действительности;

– определения понятий;

– аксиомы, то есть положение не требующее доказательств;

– законы науки как отражение законов объективного мира:

– правовые законы;

– любая истинная мысль, если она связана с тезисом.

3. Демонстрация – это способ логической связи между тезисом и аргументами, санкционирующий переход от утверждения истинности аргументов к утверждению истинности тезиса. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще их цепочка.

3. Прямой и косвенный способы доказательства. Доказательные рассуждения различаются по своему отношению к тезису. Благодаря такому различию можно или подтверждать истинность тезиса, или опровергать, доказывая его ложность.

 

Доказательство
Подтверждение тезиса Опровержение тезиса
прямое косвенное прямое косвенное
       

По способу аргументации доказательства могут быть: 1) прямыми; 2) косвенными.

1.Прямым подтверждением тезиса называется доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается непосредственно аргументами. Например, аргументы:

«(A1) Всякое унижение достоинства личности является общественно опасным.

Поэтому (A2) если мы согласимся с тем, что всякое общественно опасное деяние является преступлением, то (C1) всякое покушение на достоинство личности – преступно.

Но (A3) далеко не всякое покушение на достоинство личности наказуемо с точки зрения норм существующего права.

Поэтому, (A2) если мы согласимся, что всякое общественно опасное деяние является преступлением, то (C2) не всякое преступление наказуемо с точки зрения существующей системы права.»

Прямое подтверждение тезиса осуществляется дедуктивным и индуктивным методами.

2. Косвенное подтверждение тезиса есть доказательство, которое устанавливает истинность доказываемого тезиса, исследуя не сам тезис, а некоторые другие положения, находящиеся с ним в определенных логических отношениях. Эти положения так связаны с доказываемым тезисом, что из установления их ложности необходимо вытекает истинность доказываемого тезиса. Различают два вида косвенного доказательства: апагогическое косвенное доказательство; разделительное косвенное доказательство.

1. Апагогическим называется косвенное обоснование истинности тезиса (Т) путем установления ложности антитезиса. Этапы апагогического доказательства:

– выдвигается антитезис (Р);

– выводится логическое следствие (С) исходя из предполагаемой истинности антитезиса (если Р, то C1, С2….);

– при сопоставлении выведенных следствий с фактами (Ф) делается заключение о ложности одного, нескольких или всех следствий (C1 не соответствует Ф1, C2 не соответствует Ф2, значит, не C1, не C2);

– переход от ложности следствий к ложности допущения имеет форму отрицательного модуса условно-категорического умозаключения:

Если Р. то C1, С2…

Не C1, не C2

Следовательно, не Р

– переход от ложности допущений (Р) к истинности тезиса (Т) имеет форму разделительно-категорического умозаключения:

Т или Р

Не Р

Следовательно, Т

 

2. Косвенное разделительное доказательство иначе можно назвать доказательством, опирающимся на метод исключения альтернатив. Тезис доказательства рассматривается как одна из альтернатив в перечне несовместимых точек зрения на обсуждаемый предмет. Этапы доказательства:

– выявляются альтернативы, образующие строгую дизъюнкцию (А или В или С);

– приводятся аргументы, подтверждающие ложность утверждений А, В, и формулируется отрицание альтернатив (не А, не В);

– на основании ложности членов дизъюнкции делается заключение об истинности тезиса (Т). Рассуждение имеет форму отрицающее-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения:

 

«Преступление мог совершить либо А, либо В, либо С.

Доказано, что не совершали преступление ни А, ни В.

Преступление совершил С.

 

4. Критика и опровержение. Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации. По форме выражения критика бывает неявной и явной.

Неявная критика – это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Например: «Ваши идеи мне представляются сомнительными».

Явная критика – указание на конкретные недостатки, выявлен­ные в аргументации пропонента.

Опровержение – вид доказательного процесса, направленного на уже существующие доказательства для того, чтобы показать их несостоятельность. Задача опровержения – доказать несостоятельность аргументации пропонента (того кто выдвигает и защищает свой тезис), необоснованность или ложность его тезиса. Например, одна из основных задач защиты на судебном процессе – опровергнуть аргументацию стороны обвинения. Для этого надо разрушить предлагаемые ею доказательства вины подсудимого. В соответствии со структурой доказательства опровержение распадается на три вида: критика тезиса; критика аргументов; критика демонстрации.

1. Критика тезиса. Этот вид опровержения направлен на доказательство ложности тезиса уже имеющегося доказательства и представляет собой наиболее сильное средство достижения соответствующей цели. Опровергнуть тезис можно прямым и косвенным способом.

Прямое опровержение тезиса возможно в случае опровержения его фактами или в случае «сведения к абсурду». Последовательность рассуждений:

– временно признается истинность ложного тезиса (допустим);

– выводится следствие из признанного тезиса (тогда следует);

– обнаруживается ложность следствия (это абсурд, так как вывод противоречит фактам);

– из ложности следствий вытекает ложность признанного истинным тезиса.

Косвенное опровержение троится через оказательство антитезиса в следующей последовательности:

– по отношению к опровергаемому тезису формулируется антитезис, то есть противоречащее тезису суждение (А);

– оставляют в стороне тезис оппонента и обосновывают истинность антитезиса (А);

– из истинности антитезиса следует отрицание тезиса (не Т):

 

Т или А

А

Следовательно не Т

 

2. Критика аргументов направлена на выявление несостоятельности доводов (аргументов), используемых оппонентом для обоснования тезиса. Ложность и сомнительность аргументов показаны прямым или косвенным опровержением этих аргументов, а так же через указание на сомнительный источник получения информации (слухи, домыслы и т.д.).

3. Критика демонстрации. Критическому анализу подвергается демонстрация, то есть логическая форма перехода от утверждения истинности аргументов к утверждению истинности тезиса, логическая форма, которая санкционирует перенос истинности аргументов на тезис. Цель этого вида опровержения – показать неправильность формы рассуждения, обнаружить ошибку, нарушение правила логического следования. Критериями правильности в подобном анализе логической формы рассуждения служат те самые виды, модусы и правила умозаключений, которые подробно рассматривались выше.

5. Правила доказательства (аргументации). Правильной называется такая форма рассуждения, следуя которой исходят из истинного знания, не можем получить ложь. Правила можно распределить на группы: правила, относящиеся к тезису; правила, относящиеся к аргументам; правила демонстрации.

1. Правила, относящиеся к тезису.

 

Правила Ошибки
1. Тезис должен быть четким и ясным 1. Выдвижение неясного, неточного тезиса
2. Тезис должен оставаться неизменным в процессе рассуждения 2. Потеря тезиса
  3. Полная подмена тезиса: – доказательство другого тезиса вместо выдвинутого; – аргумент к личности; – переход в другой род, то есть подмена тезиса более сильным или более слабым утверждением; – «логическая диверсия»
  4. Частичная подмена тезиса

2. Правила аргументов. В качестве аргументов можно использовать только такие суждения, истинность которых доказана, приемлемость которых не ставится под сомнение участниками дискуссии.

 

Правила Ошибки
1. Аргументы должны быть истинными 1. «Основное заблуждение», то есть принятие за истину ложного тезиса
2. Аргументы должны обосновываться независимо от тезиса 2. «Предвосхищение основания»
3. Аргументы не должны противоречить друг другу 3. Круг в доказательстве
4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса 4. Выдвижение аргументов, которые противоречат друг другу
  5. Слишком поспешное доказательство
  6. Чрезмерное доказательство

 

3. Правила и ошибки демонстрации. Демонстрация – это конкретный способ логической связи между аргументами и тезисом, который позволяет переходить от утверждения истинности аргументов к утверждению истинности тезиса.

 

Правила Ошибки
1. При дедуктивном способе предполагается точное определение в большей посылке исходного теоретического или эмпирического положения 1. Мнимое следствие. Например: «Не призывай меня бросить курить. Ведь я же не призываю тебя курить вместе со мной»: – аргумент к силе; – жалости; – выгоде; – невежеству; – здравому смыслу; – верности; – состраданию
2. Доказательное значение индуктивного обоснования зависит от устойчивой повторяемости свойств у однородных явлений 2. Поспешное обобщение
3. Аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой лишь в существенных признаках 3. «Дамский аргумент»

Практические задания:

1. Укажите тезис и аргументы, определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов и тезиса в виде схемы: а) я не успел укрыться; внезапно налетела буря; б) с древнейших времен люди селились там, где протекала река. Реки поили свежее водой и кормили рыбой, служили дорогами; реки соединяли людей – по рекам плавали в далекие края, они же служили защитой от врагов; на реках устраивали мельницы и мололи зерно на муку; по рекам сплавляли лес… От рек отводили каналы, вода шла на сухие земли и превращала пустыни в цветущие сады. А недавно для рек нашлась и еще одна важная работа: на реках начали строить гидроэлектростанции; в) известно, что добиться своей цели судебный оратор может двумя путями – рациональными или эмоциональными. Отсюда два крайних типа «образа оратора»: оратор может предстать в образе или страстного, эмоционального борца за истину, или спокойного, беспристрастного исследователя фактов. Примером эмоционального типа оратора является Ф.Н. Плевако. Уделяя первостепенное внимание факторам психологического воздействия, он считал, что логика логикой, а судьи все-таки люди, и доказать – еще не значит убедить. В его судебных речах преобладали не логические формы изложения, подачи и группировки фактов, а изобразительно-выразительные, риторические формы, создающие эмоциональную атмосферу сочувствия вокруг подсудимого. Пафос его речи заметно усиливается в связи с большой значимостью дела. Он смело вовлекал экспрессивно-стилистические краски художественной речи, свободно использовал элементы художественного описания и изображения реальности.

2. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя один из видов дедуктивного умозаключения: а) сделка, совершенная гражданином Прониным, является односторонней; б) этот государство не является ни федерацией, ни конфедерацией; в) Пискарев привлекается к дисциплинарной ответственности; г) Гоголь являлся современником Пушкина.

3. К данным тезисам подберите аргументы, постройте демонстрацию, используя аналогии как форму обоснования: а) преступление совершено Курмановым; б) вполне вероятно, что свидетель Челноков, проходящий по делу Широкова, даст ложные показания; в) вторая фигура ПКС имеет особые правила; г) нынешним летом следует ожидать большой урожай яблок.

4. Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса: а) А.С. Пушкин является автором прекрасных сказок; б) Ручкин виновен в получении взятки; в) дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешехода Растяпкина; г) некоторые московские театры находятся в пределах Садового кольца.

 

Вопросы для повторения

1. Как соотносятся логическое доказательство и судебное доказательство?

2. Какие виды аргументов используются в доказательстве?

3. Что такое прямое подтверждение тезиса и каковы основные способы его осуществления?

4. Какими правилами, относящимися к аргументам, необходимо руководствоваться?

5. Как проявляется логическая сущность паралогизмов и софизмов?

6. Что такое логический парадокс и какова его роль в правовом механизме?

 

Date: 2015-06-06; view: 2247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию