Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Логика как наука
Основные вопросы 1. Предмет и значение логики. 2. Понятие логической формы и логического закона. 3. Логические законы. 4. Мышление и язык. 1. Предмет и значение логики. Термин «логика» (от греч. 1оgos – мысль, разум, закономерность) используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Логика изучает абстрактное мышление, которое активно отражает действительность в опосредованных, обобщенных формах. 1.Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов. 2. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. 3. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам выводится заключение. 2. Понятие логической формы и логического закона. Логической формой является строение мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру следующих суждений: «Некоторые страны – федеративные», «Некоторые слушатели суть первокурсники», «Некоторые правонарушения – преступления». Содержание у данных суждений различно, а форма одна и та же. Формула представленных суждений – «Некоторые S суть Р». Она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть», «суть»), кванторное слово («Некоторые»). Два следующих условных (импликативных) суждения имеют одну и ту же форму: «Если хищение совершено тайно, то оно является кражей»; «Если курсант изучает логику, то он повышает четкость своего мышления». Форма этих суждений – «Если S есть Р, то S есть Р». 3. Логические законы – это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения.Основными логическими законами являются: законы тождества; противоречия; исключенного третьего; достаточного основания.
1. Закон тождества: любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Закон тождества требует однозначности, определенности мысли. Он выражает одно из важнейших требований логического мышления – определенность. При нарушении этого закона возможны следующие ошибки: – подмена понятий. Например, «Старый морской волк – это действительно волк. Все волки живут в лесу»; – двусмысленность, двойственность – логическая ошибка, в основе которой лежит двусмысленность языковых выражений. Например, «Правильно говорят, что язык до Киева доведет. Я купил вчера копченый язык. Теперь смело могу идти в Киев».
2. Закон (не) противоречия: два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истинными, одно из них должно быть ложным. Закон раскрывает те же самые свойства определенности и последовательности, но только выражает их в отрицательной форме. Если по закону тождества требуется, чтобы мысль о не изменяющихся предметах оставалась равной самой себе, то закон противоречия запрещает считать ее той и не той одновременно: «А не может быть не А» (А не есть не А). Согласно этой норме мышления, в рассуждениях не должно быть одновременных утверждений и отрицаний относительно чего бы то ни было. Поэтому закон этот следовало бы назвать законом запрета противоречия, так как иначе может возникнуть обманчивое впечатление, будто в нем речь идет об оперировании противоречащими утверждениями, хотя закон их исключает, не допускает. Логика различает два типа несовместимости мыслей: – формальную несовместимость, которая имеет место между некоторой мыслью и ее формальным отрицанием: «Следственный эксперимент идет» и «Следственный эксперимент не идет», где одна мысль есть непосредственное формальное отрицание («не», «нет») другой; – содержательную (предметную) несовместимость, которая имеет место в связи с несовместимостью самих признаков внутри соответствующих вещей: «Цветок – роза» и «Цветок – ромашка». Логического противоречия не будет если: – утверждается принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицается принадлежность этому же предмету другого признака. Например: «Все свидетели прибыли на судебное заседание» и «Ни один свидетель не дал правдивых показаний», – речь идет о разных предметах. Например: «Гражданин К. совершил кражу» и «Гражданин Н. не совершал кражу»; – утверждается и в то же самое время отрицается относительно одного предмета, но который рассматривается в разное время. Например, нет противоречия в суждениях, в которых утверждается, что подсудимый совершил угон автомобиля без насилия и с насилием, опасным для жизни потерпевшего, если речь идет о преступлениях, совершенных в разное время; – один и тот же предмет рассматривается в разных отношениях. Например, совершение преступления неоднократно может рассматриваться как конструктивный признак конкретного состава преступления либо как обстоятельство, отягчающее наказание.
3. Закон исключенного третьего: два противоречащих высказывания не могут быть одновременно ложными, одно из них должно быть истинным, другое – ложным, третьего не дано. Например: «Решение суда основано на законе» или «Решение суда не основано на законе». Условия, при которых действует закон: – когда из двух противоречащих высказываний об одном и том же единичном предмете, взятом в определенном времени и отношении, одно отрицает то, что утверждается о другом. Например: «И. совершил тайное хищение чужого имущества» или «И. не совершил тайное хищение чужого имущества»; – когда из двух противоречащих суждений одно отрицает то, что утверждается другим, и одновременно утверждает нечто новое. Например: «Если приговор оправдательный, значит, он не обвинительный». В данном высказывании третьего не дано, потому что суд другого решения вынести не может; – когда из двух противоречащих высказываний одно утверждает что-либо относительно целого класса предметов, событий, взятого в определенном времени и отношении, а другое одновременно отрицает это же относительно некоторых предметов, явлений, событий данного класса. Например: «Все статьи гражданского права связаны с собственностью» или «Некоторые статьи гражданского права не связаны с собственностью»; – когда из двух противоречащих суждений одно что-либо отрицает относительно всего класс предметов, явлений или свойств, а другое утверждает то же самое относительно некоторых предметов, явлений, событий того же класса. Например: «Ни одно преступление не является правомерным деянием» или «Некоторые преступления являются правомерными деяниями».
4. Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная, доказанная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Например: «Предварительное решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания для этого». 4. Мышление и язык. Мышление есть функция человеческого мозга. Оно неразрывно связано с языком. Функции естественного языка многочисленны и многогранны: – язык позволяет передавать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения; – языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством познания, быть средством выражения эмоций; – язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка. Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев); знаки-признаки, или знаки-показатели (дым – признак огня, повышенная температура тела – признак болезни); знаки-сигналы (звонок – знак начала или окончания занятия); знаки-символы (дорожные знаки) и др. Для обозначения предметов служат имена. Имена – это своеобразные «логические подлежащие» (их называют субъектными терминами) повествовательных предложений: они обозначают предметы нашей мысли, т.е. то, относительно чего в предложении что-либо утверждается или отрицается. Имена подразделяются на общие и единичные, описательные (сложные) и на неописательные (простые).
|