Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и значение логики





Л О Г И К А

 
 


В понятиях и терминах

 

 

 
 

 

 

_________________________________________

 

ОРЕЛ –2004

 

УДК 16

ББК 87.4

Л69

 

Л.В. Шманева

 

Л69 Логика в понятиях и терминах: Учебно-методическое пособие. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2004. - 37 с.

 

Назначение данного пособия состоит в том, чтобы способствовать систематизации фактиче­ского материала по учебной дисциплине "Логика", формированию знаний основных понятий и терминов и представлений о законах правильного мышления.

Пособие "Логика в понятиях и терминах" призвано оказать практическую помощь курсантам, слушателям, студентам очной и заочной форм обучения при подготовке к семинарским занятиям и зачету.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры общих гуманитарных дисциплин 2004 г., протокол №.

 

УДК 16

ББК 87.4

Орловский юридический институт МВД России, 2004 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Логика - это философская наука, изучающая правильные формы человеческого мышления и законы, которым оно подчиняется.

Знание логики, несомненно, повышает культуру мышления, спо­собствует четкости и последовательности рассуждений.

Логическая культура - не врожденное качество. Обрести ее достаточно быстро можно только при условии знакомства с основа­ми логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила, несомненно, оправдавшие себя на практике методы и приемы рассуждения и аргументации. Но главное для юриста - это систематические занятия логикой, целенаправленное применение ее правил и методов в повседневном общении, в учебе, в практической деятельности.

Как учебная дисциплина логика имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при ее изучении.

1. Приступая к изучению этой учебной дисциплины, необходимо, прежде всего, понять сущность мышления, его логических законов и форм. Эти общетеоретические вопросы логики достаточно глубоко раскрыты в ­основной учебной литературе по предмету, а также будут освещены в лекционном курсе по логике.

 

2. Логика - абстрактная наука. Она отличается от других, в том числе Агавовых наук, большей отвлеченностью, абстрактностью своего предмета. Логика изучает не конкретное содержание мыслей, а их структуру, их связи, т.е. то общее, что свойственно любым мыслям независимо от их конкретного содержания. Благодаря отвлечению от конкретного содержания в логике широко используются различные схемы и формулы, в которых выражаются законы и формы мышления. Уяснение специфики, законов и форм мышления, возможности их формализации, умение оперировать формулами, разбираться в схемах - важнейшие задачи в изучении курса.

 

3. Изучение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное - уметь применять логические законы, формы, приемы и операции мышления на практике, в процессе рассуждения.

 

Изучение логики должно быть последовательным. Курс построен таким образом, что каждый его раздел (понятие, суждение, умозаключение, доказательство и опровержение) имеет лишь относительно самостоятельное значение: причем любой предыдущий раздел - основа для изучения последующего, более сложного. Поэтому переходить к новой теме можно лишь в том случае, если рассмотрены все вопросы предыдущей. Не изучив понятия, нельзя уяснить сущность суждения, не выяснив закономерностей суждения, нельзя разобраться в умозаключении.

Цель издания пособия «Логика в понятиях и терминах» — дать широкому читателю доход­чивый, удобный в пользовании справочник, разъясняющий основные, наиболее употребительные понятия и термины совре­менной логики.

Специфика «Логики в понятиях и терминах» наложила определенные ограничения на полноту словника. В результате многие уз­коспециальные понятия либо не вошли в словарь, либо вклю­чены в статьи более общего характера. Главное внимание уделено раскрытию фундаментальных понятий, операций и законов логики, описанию основных разделов современной логики, совершенствованию практических навыков последо­вательного и доказательного мышления.

В состав пособия включен ряд терминов, используе­мых как в логической литературе, так и в философии, педа­гогике, методологии научного познания и т. д.

Термины и понятия, содержащиеся в пособии, располо­жены по разделам курса, приводится наиболее распространенное в современной науке их толкова­ние.

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочей учебной программой преподавания курса "Логика". Оно предназначено для курсантов, слушателей и студентов всех форм обучения Орловского юридического института МВД России. Даны наиболее важные, с точки зрения автора, определения логических понятий.

 

Предмет и значение логики.

 

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ — наука о формах, зако­нах и операциях правильного мышления.

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ - учение о форми­ровании и развитии знаний, об использовании их в прак­тической деятельности. Это учение опирается на общие и специфические законы, на принципы материалистичес­кой диалектики.

ИСТИННОСТЬ МЫСЛИ - адекватное отражение действительности познающим субъектом. Истинность (или ложность) относится лишь к конкретному содержанию мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах действительности,об их свойствах, связях и отношениях.

ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫСЛИ (формальная правиль­ность рассуждения) — соответствие ее связей тем или иным законам и правилам логики. Правильными (или неправильными) могут быть лишь логические действия и операции мышления.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - классы языко­вых выражений, отличающихся друг от друга типом вы­ражаемых ими смыслов, а также типом объекта, кото­рый они обозначают или представляют. Их взаимная за­мена в предложении сохраняет его грамматический ста­тус, т. е. предложение остается при этом предложением. К семантическим категориям относят предложения, а так­же части предложений, которые играют в их составе само­стоятельную роль: дескриптивные и логические термины.

ДЕСКРИПТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ - составляют имена, предикаты, а также функциональные знаки.

Имена — слова или словосочетания, обозначающие какой-либо предмет. Имена делятся на единичные, от­носящиеся лишь к одному предмету, общие, обозна­чающие предметы некоторого класса, состоящегоиздвух и более предметов, а также пустые (мнимые), т.е. – такие, которые обозначают несуществующий в ре­альной действительности предмет. Кроме этого, разли­чают простые имена, состоящие из одного слова, име­на сложные., т.е. такие, которые состоят из двух слов, соединенных знаком «дефис» (-): «город-герой», и опи­сательные, состоящие из двух или более слов, одно из которых является существительным в именительном падеже, а другие могут быть существительным в роди­тельном падеже или иными частями речи: «хмурое утро», «защитник Отечества».

Предикаты — языковые выражения, обозначающие свойства, отношения, образ действия и т. п.

Функциональные знаки — выражения, обозначающие предметные функции, т. е. функции, значениями кото­рых являются предметы.

ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ - термины, относящие­ся к логической форме мысли и не имеющие самостоя­тельного содержания. Они ничего не описывают и ниче­го не обозначают. В русском языке такими терминами являются слова или словосочетания типа «есть», «суть», «не», «неверно, что...», «всякий», «ни один», «и», «или», «если..., то...», «некоторый» и т. п.

ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ (ФОРМА МЫСЛИ) - спо­соб связи составных частей какого-либо определенного содержания конкретной мысли, выраженный специфи­ческим для логики языком символов.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ — в нашем понимании это про­цесс записи с помощью символов логики высказываний некоторого выражения естественного языка. Другими словами, это процесс выявления структуры некоторой мысли.

ЯЗЫК — знаковая система, с помощью которой фик­сируется, хранится, обрабатывается и передается инфор­мация.

ЯЗЫК ЕСТЕСТВЕННЫЙ - язык, возникающий спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (русский, украинский, английский, французский и т. п.).

ЯЗЫК ИСКУССТВЕННЫЙ - язык, который созда­ется человеком для каких-либо определенных целей (язык логики, язык математики, азбука Морзе, эсперанто, раз­личные шифры и т. п.).

ЯЗЫК ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ - искусствен­ный язык, дающий возможность выразить логическую структуру некоторого выражения естественного языка. Он состоит из бесконечного множества переменных — р, q, r, …, р1, q1, r1,..., представляющих высказывания, и особых символов, называемых логическими связками (со­юзами): «» — читается «и», «» — читается «или», «» — читается «или только или», «→» — читается «если..., то...», «ךр» — читается «не-р», «неверно, что...» «≡» — читается «тождественно», «эквивалентно», «тогда и только тогда, когда...». Язык логики высказываний включает также технические знаки — () — скобки и формулы.

Формула — в логике высказываний определяется так:

1. Всякая отдельная переменная есть формула.

2. Если А и В — формулы, то А В, А v В, А v В, А → В, ךА — также формулы.

 

Date: 2015-06-06; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию