Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Дедуктивные умозаключения (лекция) – 2 ч





 

План:

1. Определение умозаключения, его структура и виды.

2. Непосредственные умозаключения (выводы по логическому квадрату, превращения, обращения, противопоставления предикату).

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова структура умозаключения?

2. Какие бывают виды умозаключений?

3. Какое умозаключение называется дедуктивным?

4. Что значит непосредственное умозаключение? Каковы его виды?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Сделайте вывод путем превращения:

- Любая истина является конкретной.

- В некоторых странах разрешено многоженство.

- Ни одна захватническая война не является справедливой.

- Некоторые материалы не проводят электрический ток.

Пример: (А) Все бабочки имеют крылья (Р).

(Е) Ни одна бабочка не является бескрылой (не - Р)

2. Проверьте, правильно ли произведено превращение:

- Ни один из подсудимых не виноват; значит, все подсудимые невиновны.

- Все необходимое для лечения уже было сделано; значит, нечто необходимое для лечения не было не сделано.

- Некоторые ответы не являются правильными; значит, некоторые ответы являются правильными.

- Некоторые грибы не являются съедобными, значит, некоторые грибы являются несъедобными.

3. Проверьте, правильно ли произведено обращение:

- Все спортсмены - здоровые люди; значит, все здоровыелюди - спортсмены.

- Некоторые школьники - шахматисты; значит, некоторые шахматисты - школьники.

- Ни один пейзажист не является баталистом; значит, ни один баталист не является пейзажистом.

4. Сделайте вывод путем обращения:

- Все студенты юридических вузов изучают логику.

- Некоторые дома оказались разрушенными.

- Все православные - христиане.

- Ни один вегетарианец не ест мяса.

5. Осуществите вывод путем противопоставления предикату следующих суждений:

- Ни один невиновный не должен быть наказан.

- Все млекопитающие - позвоночные животные.

- Некоторые преступления не удается раскрыть.

- Все фрукты содержат витамины.

Пример:

(0) Некоторые школьники не занимаются спортом

(1) Некоторые не занимающиеся спортом являются школьниками

6. Проверьте правильность следующих непосредственных умозаключений по логическому квадрату:

- Если верно, что все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются равносторонними прямоугольниками.

- Если неверно, что ни одно преступление не раскры­вается, то также неверно и то, что все преступ­ления раскрываются.

- Если неверно, что все импрессионисты - французы, то следует признать, что некоторые из них не были французами.

- Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не являются.

 

Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 138-145.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 241-247.

 

Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001.

7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.

 

Date: 2015-06-06; view: 786; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию