Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы клинической психологии





Анализ случая

1. Позитивные особенности:

· возможность учёта индивидуальных особенностей случая

· возможность наблюдения в динамике

2. Негативные особенности:

· невозможность перенесения результатов на генеральную совокупность

· использование аргументов ad hoc (аргументы по поводу случая, не имеющие универсального характера)

· методологическая невозможность индукции

 

Примеры анализа случая в клинической психологии:

· случай истерии – Анна О., которую лечили Й. Брейер и З. Фрейд.

· Лев Засецкий – книга А.Р. Лурия «Потерянный и возвращённый мир»: описание случая нарушений ВПФ у больного с черепно-мозговой травмой.

 

Метод срезов – одномоментное измерение на большой выборке.

1. Позитивные особенности:

· возможность обобщения наблюдений

· сопоставление с контрольными и сравнительными данными

2. Негативные особенности:

· анализ ex post facto (объяснение задним числом)

· трудности создания случайных выборок

· ограничения интерпретации корреляций

 

Лонгитюдный метод – длительное исследование

1. Позитивные особенности:

· возможность обобщения наблюдений в динамике

· возможность описания интра- и интериндивидуальных процессов

· минимизация реконструкций

2. Негативные особенности:

· трудности контроля возможных влияний

· усиление эффекта наблюдателя

· высокие финансовые издержки

Искусственный эксперимент

1. Позитивные особенности:

· возможности контроля условий

· возможности соблюдения единообразия

· сенсибилизирующие эксперименты

2. Негативные особенности:

· ограничения возможностей моделирования

· трудности обеспечения экологической валидности

 

Естественный эксперимент

1. близнецовый метод

2. наблюдение разделённых детей

3. исследование «особых» случаев

4. критические жизненные события

5. анализ «закрытых» групп

6. патологический материал

 

Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам (квазиэксперимент).

 

Психодиагностические подходы:

· Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности (например, тест интеллекта Векслера).

· Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных условиях (например, опросник депрессии Бека).

· Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределённости (слабоструктурированности) объектом проекции (например, тест чернильных пятен Роршаха; тематический апперцептивный тест).

Психодиагностический метод

Основные характеристики (требования):

· стандартизация

· валидность

· надёжность

17. Психическая болезнь как социальное явление. Проблема стигматизации людей с психическими расстройствами и пути ее разрешения.

 

Может быть, именно благодаря избирательности нашего восприятия мы считаем какое-то поведение отклоняющимся, нарушенным или нездоровым? Согласно развившейся в 60-е гг. теории стигматизации, отклоняющееся от нормы и необычное поведение в значительной мере объясняется тем, что общество снабжает индивида каким-нибудь ярлыком. Своеобразным клеймом, с точки зрения общества, является пребывание в психиатрическом учреждении (Goffman, 1967). Теория стигматизации (или этикетирования) утверждает, что эта стигматизация приводит к тому, что отклонение закрепляется, и даже, что оно-то в основном и ответственно за необычное поведение. Этот подход опирается на критическую работу психиатра Саса (Szasz, 1960) по традиционной психиатрии и ее чисто медицинскую модель болезни. По Сасу, нормальность поведения в общем и целом не является каким-то чисто медицинско-физиологическим состоянием. Нормы адекватного поведения гораздо больше представляют собой психосоциальные и этические феномены. В соответствии с этим психические расстройства следует рассматривать не как болезнь, а, скорее, как жизненные проблемы, а отклонение от нормы в сущности является неверно сформировавшимся адаптивным поведением (см. также Dörner, 1975). Представители этой теории различают первичную и вторичную девиантность. Первичная девиантность — это то, из-за чего общество снабжает индивида какой-нибудь стигмой, скажем «душевнобольной», «криминальный тип», «алкоголик». Вторичная девиантность вызывается девиантной ролью, которую, по мнению общества, должен играть индивид. С этой точки зрения девиантное поведение создается общественной реакцией на первичную девиантность и представляет собой средство защиты или приспособления индивида к возникающим из этого проблемам.

Горячие дискуссии вызывает исследование Розенбаума (Rosenbaum, 1973), который заставил 8 «псевдопациентов» в 12 психиатрических клиниках симулировать психотические симптомы («слышать голоса»). Уже на основе симптомов, симулированных при приеме в клинику, псевдопациентам в 11 случаях был поставлен диагноз «шизофрения» и один случай был признан маниакально-депрессивным. Из клиники они были выпущены (в среднем через 19 дней) с диагнозом «в ремиссии». На опыте этих псевдопациентов он пришел к выводу, что нельзя различить больных и здоровых, но что клиника создает ситуацию, в которой поведение слишком легко можно ошибочно интерпретировать как болезненное. Также было высказано подозрение, что, наверное, несть числа пациентам, которые содержатся в клиниках неправомерно — на основании ошибочных интерпретаций и ярлыков, навешанных персоналом. Вслед за тем в еще одном исследовании клиницистам было заявлено, что в клинику якобы засланы «псевдопациенты», хотя на самом деле это было не так. В ответ на это персонал действительно выявил 10% таких псевдопациентов. Эти исследования привели к резким контрдоводам со стороны психиатров (см. Spitzer, 1975), которые посчитали заключения, сделанные на основании подобных методов, крайне сомнительными. Хотя эти исследования не предоставляют, как подтверждается реакциями на псевдопациентов, никакого убедительного доказательства в пользу действенности этикетирования, но тем не менее они показывают действенность избирательного восприятия и указывают на недостатки в клинической диагностике.

В общем и целом, до сих пор не удалось убедительно подтвердить эмпирическими исследованиями постулированные теорией этикетирования значительные каузальные эффекты при возникновении девиантности. Из нескольких критических обзоров (см. Gove, 1980) явствует, что такие эффекты нельзя доказать ни для психических заболеваний, ни для алкоголизма, ни для делинквентности. Скорее, можно констатировать нечто противоположное. Таким образом, не роль «отверженного», как постулируется теорией этикетирования, а соответствующее поведение индивида приводит к тому, что навешивается ярлык «отклонение» (девиантность). Хотя Гоув считает (Gove, 1980), что некоторые общественные признаки — принадлежность к низшим слоям общества или какой-то этнической группе — и играют некую роль, однако эта роль сравнительно подчиненная. Как только в лечебном учреждении ставится диагноз психического заболевания и физической недостаточности, а это и есть стигматизация, тут же начинается организованное лечение, а значит, оно дает позитивный эффект. К тому же отклоняющееся от нормы поведение и сниженное чувство собственной ценности наступают задолго до официального этикетирования, а значит, они не являются его следствием, но предшествуют ему.

Некоторое противоречие этим данным можно, пожалуй, увидеть в неоднократно доказанных экспериментально феноменах «самоисполняющихся пророчеств». Согласно этому, установки в отношении позитивных и негативных ожиданий изменяют собственное поведение по отношению к другим. Предубеждения и стереотипы могут на самом деле изменить поведение человека, против которого имеются эти предубеждения. Человек ведет себя в конце концов действительно так, как было «напророчено».

Но даже если подход стигматизации и не объясняет причин отклоняющегося от нормы поведения, он все-таки заставил обратить внимание на значимость социального восприятия при девиантном поведении. В диагностике эти процессы, несомненно, играют роль. Существенный вклад этих теорий состоит также в том, что они вскрыли проблему социальной оценки психопатологических феноменов и диагностических категорий. Одной только стигматизации, разумеется, не достаточно, чтобы вызвать соответствующие изменения поведения. Очевидно, необходима также прямая интеракция участников, которая влияет на поведение другого в смысле «самоисполняющегося пророчества».

 

Проблема профессиональной интеграции хронических больных. 3 группы больных:

1) Хронические психические больные с серьезными нарушениями

2) Хронические больные молодого возраста без профессионального или школьного образования, а также без профессионального опыта социализации

3) Хронические больные взрослые, недолго пребывающие в стационаре, с хорошим образованием и профессиональной активностью.

Стигматизация больных.

Стигма – клеймо стыда, позора или неодобрения, которое ведет к отторжению, дискриминации и изгнанию отдельного человека в целом ряде видов деятельности общества. Мешает гораздо больше социальному функционированию, чем органические или психологические проблемы как таковые.

Теория ярлыков (Т. Шефф): процесс трансформации незначительного отклонения в психическое расстройство посредством механизма наклеивания ярлыков (этикетирования).

18. Предмет и задачи нейропсихологии.

Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга.

Основные направления, соответственно задачи:

- клиническая нейропсихология

Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое неаппаратурное нейропсихологическое исследование - «луриевские методы». Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике

- экспериментальная

Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. (тоже Лурия)

- реабилитационное направление

Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ. Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции).

- нейропсихологическая психодиагностика

Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля латеральности.

Метод - синдромный анализ.

Предмет нейропсихологии – мозговые механизмы протекания психических процессов и психической деятельности при локальных поражениях мозга.

С общетеоретической точки зрения отношение между мозгом как материальным источником психики и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью четырех категорий. Категория функции. Категория отражения. Категория информации. Категория активности.

Направления (отличаются специфичностью методов и тактическими задачами):

Клиническая нейропсихология —изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования — причинно-следственные отношения между повреждением и происшедшими изменениями со стороны психических процессов.

Экспериментальная нейропсихология – экссп. изучение форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, изучает распределение психических функций в их эволюционном контексте.

Реабилитационная нейропсихология. Занимается восстановлением утраченных впф, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах.

Психофизиологическая нейропсихология —исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели (напр, ЭЭГ).

Нейропсихология детского возраста (изучение нейропсихологических синдромов при локальном поражении в детском возрасте)

Нейропсихология нормы и изучение здоровых людей (Е. Д. Хомская)

 

Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы:

-психофизиологическая идентичность, которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь".

-психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Направления в разработке проблемы локализации ВПФ.

1) Узкий локализационизм – прямое соотношение психического и морфологического. Мозг (кора БП) – это совокупность «центров», каждый из которых целиком «заведует» определенной психической функцией. Поражение центра ведет к необратимому нарушению данной функции.

2) Антилокализационизм – мозг и кора БП трактуются как нечто общее (Вюрцбургская школа)

3) Эклектическая концепция – локализовывать можно лишь элементарные сенсорные и моторные функции. Высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно (Гольдштейн, Хэд).

4) Отрицание самой проблемы локализации ВПФ (Гельмгольц, Шеррингтон).

Концепция системной динамической локализации функций А.Р. Лурии.

Всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы. В соответствие с иерархическим строением функции определенные структуры мозга имеют различное значение для обеспечения психических процессов.

Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить физические процессы (факторы).(см.в вопросе 21)

Принципы нейропсихологии

Исторический принцип понимания психических процессов, то есть принцип неразрывной их связи с воздействиями социальной среды. В соответствии с этим принципом, поведение культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества. В филогенезе оба эти процесса представлены как самостоятельные и независимые линии развития, но в онтогенезе они слиты воедино, так как ребенок сразу после рождения находится под определяющим воздействием окружающей его социальной среды.

Принцип иерархической соподчиненности, благодаря которому одна из систем, доминирующая в конкретный период времени в той или иной психической деятельности, осуществляет управление другими системами, а также контролирует это управление на основе прямых и обратных связей.4

Принцип системной локализации функций. Каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга. Различные корковые и подкорковые мозговые структуры принимают свое, «долевое» участие в реализации функции, выполняя роль звена более общей единой функциональной системы.

Принцип динамической локализации функций. Каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные периоды их жизни.

Методы нейропсихологии:

1) Акгеография – сосуды мозга, введение контрастного вещества

2) ЭЭГ – ритмичность электрической активности

3) ПЭГ

4) МРТ

Далее можно говорить все из последующих вопросов

19. Три функциональных блока головного мозга.

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Первый – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.

Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную интероцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно – в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объдинить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» анализаторов и «периферию», или первичные, вторичные и третичные поля. К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии – третичные поля.

Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть ее проекционной. Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими релеядрами таламуса.

Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии, чем первичные. Вторичные корковые поля функционально объединяют разные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражений и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической Деятельности.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область, нижнетеменная область, средневисочная область и зона ТРО. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от клеток II-го слоя к клеткам III-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами.

Третичные поля коры многофункциональны. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической Деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической Деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической Деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга.

В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической Деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно 1 блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической Деятельности. 1 блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической Деятельности (переживание успеха – неуспеха). Стадия формирования целей, программ Деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия Деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической Деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

20. Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте.

На отечественную клиническую психологию детского возраста большое влияние оказали работы Л. С. Выготского, в которых были развиты идеи о первичном дефекте, связанном с повреждением нервной системы, о вторичных дефектах, отражающих нарушение психического развития, об идентичности основных закономерностей развития аномального и здорового ребенка.

Представление о первичном дефекте имеет важное методологическое значение для нейропсихологии детского возраста, поскольку указывает на то, что ведущим патогенетическим фактором, приводящим к тем или иным аномалиям психического развития, всегда выступает нарушение работы нервной системы.

Представление о вторичных следствиях играет ведущую роль в патопсихологии детского возраста, поскольку представляют собой нарушения, возникающие опосредованно, под действием средовых воздействий,

детерминирующих ход процесса аномального социального развития. Ведущим патогенетическим фактором в этом случае выступает измененная функционирование тех или иных психологических механизмов.

Идентичность закономерностей развития аномального и здорового ребенка подразумевает, что основной путь психического развития в норме и патологии связан с появлением психологических новообразований. Новообразования рассматриваются как новый тип строения личности и деятельности, и являются результатом тех психических и социальных изменений, которые происходят на данной возрастной ступени развития. Новообразования, возникающие при патологическом развитии, носят иной характер по сравнению с нормально развивающимися детьми и специфичны для разных вариантов нарушения психического развития. Описание, синдромный анализ таких новообразований является одной из центральных задач клинической психологии детского возраста.

Эти представления нашли свое отражение в работах психологов, дефектологов, посвященных классификации нарушений психического развития детей и подростков. Одним из примеров является патопсихологическая классификация, предложенная В.В.Лебединским, который выделяет шесть вариантов дизонтогенеза (нарушения индивидуального, психического развития ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма), обусловленных тремя основными причинами: отставанием в созревании; поломками в период созревания; асинхрониями созревания.

В нейропсихологической классификации, например, у Ю.В.Микадзе, выделяются: а) нарушения психических функций вследствие органических повреждений мозга (при наличии органических изменений нервной ткани); б) нарушения поздно формирующихся психических функций вследствие резидуальных проявлений поражений мозга (при отсутствии органических изменений нервной ткани, но наличии нарушений в функционировании определенных отделов мозга); в) отклонения в формировании психических

функций вследствие действия биологических и средовых факторов, приводящих к задержкам созревания мозга и психического развития (отсутствие органических и функциональных нарушений в работе мозга, при наличии их обратимого отставания от нормативных показателей).

В зарубежной клинической психологии расстройства детского и подросткового возраста подразделяют на две подгруппы: «нарушения поведения» и «нарушения развития».

Нарушения поведения и развития в действительности сильно пересекаются друг с другом, поэтому с определенной степенью условности и для их различения у детей дошкольного возраста в зарубежной клинической психологии принимаются следующие критерии:

для нарушений поведения характерно совпадение хронологического возраста и возрастного норматива развития;

для нарушений развития характерно несовпадение хронологического возраста и возрастного норматива развития в целом, либо в отдельных сферах развития. (Пере М., Бауман У., 2002).

Использование вышеозначенных критериев обращает наше внимание на важность включения в методологический аппарат клинической психологии детского возраста понятия возрастной норматив развития.

 

21. Симптом, синдром, фактор в нейропсихологии.

«Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, который включает в себя:

1) качественную квалификацию нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений;

2) анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, т. е. установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими расстройствами;

3) изучение состава сохраненных высших психических функций.

Перечислим основные нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический (энергетический) фактор;

2) кинетический фактор;

3) модально-специфический фактор;

4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора);

5) фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности;

6) фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний;

7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций;

8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;

9) фактор межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой фактор; 11) фактор работы глубоких подкорковых структур.

Нейропсихологический симптом – нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, основой которого является нейропсихологический фактор, т. е. определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических симптомов.

Нейропсихологический синдром – слияние ней-ропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромным анализом называется анализ нейро-психологических симптомов, главной целью которого считается нахождение общего фактора, который полностью объясняет появление разных нейропсихологи-ческих симптомов. Синдромный анализ включает в себя следующие этапы: сначала определяются признаки патологии различных психических функций, а затем происходит квалификация симптомов.

Синдром - закономерное сочетание симптомов симптомокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов). Изменение псих. функций при б-ни рассматривают в 2-х планах: дефицитарная симптоматика и продуктивная симптоматика (новообразования не имеющие адаптивного значения - галлюцинации и тп) НП синдром - закономерное сочетание НП симптомов, связанный с выпадением 1 или нескольких факторов. Синдромный анализ - анализ НП симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных НП симптомов. Таки образом синдромный анализ включает в себя как бы ряд этапов:

1. Выявление симптомов нарушения разных психических функций.

2. Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того нейропсихологического фактора, который лежит за этими симптомами. После нахождения причины мы можем сказать, что симптомы объединяются в нейропсихологический синдром. Они закономерно сочетаются в нейропсихологическом синдроме. НП фактор - понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры /уч-ка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Симптом - внешние проявления б-ни. НП симптом - нарушение псих. ф-ции в следствии локал. пораж. гол. мозга (при этом выдел. первичн. нп симп. как наруш. непоср. связ. с наруш. определенного фактора и вторич- возн. как системное следствие первичн. нп по з-нам системной взаимосвязи с перв.; нп синдром- закономерное сочет. нп симптомов, связ. с выпад. 1 или неск. факторов. Фактор - это а) принцип физиолог. деят. опред. м. структуры наруш. кот. привод. к появл. нп синдрома или б) продукт деятельности дифференцированных зон мозга, кот. одновременно является составляющей частью различных псих. процессов. Типы факторов: 1. произвольной регуляции деятельности (мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция); 2. кинетический (движения души и тела); 3. кинестетический (обратная афферентация - предметные движения, кот. ориентированны на св-ва предметов; 4. пространственного анализа и синтеза; 5. зрительный анализ и зрит. память; 6. слухового анализа и синтеза; 7. энергетического обеспечения активности (функциональные состояния - отдельные стволовые структуры); 8. нейродинамика (смена и баланс возб. - торможение); 9. межполушарного взаимодействия

22. Эволюция взглядов на соотношение мозга и психики. Проблема локализации психических функций.

Научная революция XVII века, утвердила принципиально новое объяснение живого тела. Оно было освобождено от влияния души и стало мыслиться как своего рода машина, работающая по общим законам механики. Под таким влиянием появилось 3 основных направления решения психофизиологической проблемы

· Психофизиологический параллелизм. Суть подхода заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

· Психофизиологическая идентичность. Представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь".

· Психофизиологическое взаимодействие. Предполагается, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

 

В современном научном обществе эти направления преобразились в несколько иные:

· Дуалистический подход.Постулирование двух разнокачественных субстанций – духовной и материальной, и возможности взаимодействия между ними. (Шеррингтон, Пенфилд)

· Физикалистский подход развивает идею тождества ментального и физического (радикального физикализма и редукционизма – Дж. Смарт, Д. Армстронг и др.). Естествознание (и прежде всего, физика) по ходу своего развития сможет описать психическое как определенные мозговые процессы. Ставят главной задачей дать полное описание человека в физико-химических терминах. Основной пункт критики – невозможность описать качества «интенциональности», «смысла», «личности» и др. в терминах естествознания).

· Функционалистский подход (Д.Деннет, Д.Люис, Дж.Фодор, Анохин). Психические явления – трактуются как ФС мозга и как функциональные свойства протекающих в нем нейрофизиологических процессов. Функциональные состояния и свойства нередуцируемы к физическим отношениям и свойствам. “Переживание” реальной действительности - это результат взаимодействия мозга с внешней средой. Все события, которые происходят в мозге и приводят к порождению этого субъективного образа, и есть предмет психофизиологии. С данным подходом хорошо согласуется т.н. «эмерджентистский материализм», который отвергает принцип редукции и рассматривает ментальное как эмерджентное (возникающее в развитии) свойство высокоразвитой материальной системы, не сводимое к своей физико-химической основе (Р.Сперри, Д.Хебб). Эмерджентные свойства [emergent properties] - свойства целостности системы, т. е. не присущие составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы.

Функциональный-информационный-коннекционисткий.

Направления в разработке проблемы локализации ВПФ.

1) Узкий локализационизм – прямое соотношение психического и морфологического. Мозг (кора БП) – это совокупность «центров», каждый из которых целиком «заведует» определенной психической функцией. Поражение центра ведет к необратимому нарушению данной функции.

2) Антилокализационизм – мозг и кора БП трактуются как нечто общее (Вюрцбургская школа)

3) Эклектическая концепция – локализовывать можно лишь элементарные сенсорные и моторные функции. Высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно (Гольдштейн, Хэд).

4) Отрицание самой проблемы локализации ВПФ (Гельмгольц, Шеррингтон).

 

Концепция системной динамической локализации функций А.Р. Лурии.

Всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы. В соответствие с иерархическим строением функции определенные структуры мозга имеют различное значение для обеспечения психических процессов.

Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить физические процессы (факторы).(см.в вопросе 21)

23. Зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) и от нехимических агентов. Особенности психологической реабилитации. Новые формы культурной патологии и перспективы развития клинико-психологической помощи.

Зависимость от ПАВ. Согласно МКБ-10, под зависимостью понимается болезненный процесс, закономерно проходящий через последовательные стадии и имеющий свое начало и исход. Принятие психоактивных веществ изменяет химизм головного мозга, влияет на чувства и поведение человека в целом. Может привести к полной деградации личности.

Признаки зависимости от ПАВ:

• Сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к приему вещества.

• Сниженная способность контролировать прием вещества: употребление в больших количествах и дольше, чемнамеревалось

• Безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества.

• Состояние отмены или абстинентный синдром, возникающее, когда прием вещества уменьшается илипрекращается

• Повышение толерантности к эффектам вещества (необходимость повышения дозы)

• Поглощенность употреблением вещества, ради которого происходит полный или частичный отказ от других важных альтернативных форм наслаждения и интересов.

• Продолжающееся употребление вещества вопреки явным признакам вредных последствий.

Человек сам вызывает у себя расстройство!!

Виды ПАВ (психоактивные вещества): Кофеин (кофейные напитки, чай), Никотин (табак), Алкоголь, Химические вещества грибов, Транквилизаторы, Кокаин (кока), Морфин, кодеин и героин (мак и синтетические вещества).

Психические расстройства, связанные с употреблением ПАВ:

- Алкогольное опьянение (интоксикация).

· Нормальное (степени тяжести: легкое, среднее и тяжелое).

· Измененное (тоска, раздражительность, паранойя, дурашливость, возможны демонстративно-шантажный суицид).

· Патологическое (малые дозы, нарушения сознания, страх, агрессия, бред, галлюцинации, амнезия).

- Психозы (галлюциноз, бред ревности, шизофреноподобные состояния)

- Амнестический синдром (человек забывает, что происходило с ним в период употребления психоактивного вещества).

- Деменция - стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых; то же, что слабоумие

- Изменения структуры личности. Зависимость вначале алкоголь служит мотиву общения, после этого он сам по себе может вызывать приятные ощущения, тогда изменение мотивации 1) Сначала употребление алкоголя вызывается другими мотивами 2) Начинаются изменения содержания и структуры мотивов и потребностей 3) Разрушается прежняя иерархия мотивов. Сужается круг интересов. Главным мотивом становится удовлетворение потребности в алкоголе. 4) Алкоголь становится смыслообразующим мотивом. Все проблемы начинают решаться только при помощи выпивки

- Синдром отмены: психологический (тревога…) и физиологический (тремор, сердцебиение, неблагополучие в теле и тд)

Коморбидность - это наличие дополнительной клинической картины, которая уже существует или может появиться самостоятельно, помимо текущего заболевания, и всегда отличается от него.

• СПИД, гепатит В и С, венерические заболевания

• Суицид

• Примерно у 50% наркозависимых есть психическое расстройство:

26% - аффективные рас-ва

28% - антисоциальное РЛ

7% - шизофрения

Самолечение – подобное лечится подобным (т.к. нет инсайта, есть переживания – алкоголь снимает)

 

Эпидемиология

Кокаин, марихуана – 6-22% лиц от 18 до 26 лет.

Мужчины в 3 раза чаще женщин.

Алкоголизм – 13% взрослого населения, клинические формы – 3-8%.

30% пьющего населения потребляет 80% производимого алкоголя.

 

Возможные причины:

Биологические факторы:

Связь с серотонином, дофамином и ГАМК. Генетические исследования: дети алкоголиков заболевают в 4 раза чаще, заболеваемость среди монозиготных близнецов в 2 раза чаще.

Социокультурные факторы

Психоаналитическая теория: «растворение» сурового супер-Эго, оральная фиксация, влечение к смерти, фантазматическая самореализация. Теория научения: снижение тревоги, позитивное подкрепление.

Алкоголизм рассматривается как медиаторная деятельность. Это деятельность выступает в роли посредника для реализации других деятельностей. Например, застолье для общения.

«Омоложение наркомании»

• Число детей и подростков, употребляющих ПАВ с 1994 по 2000 выросло в 15 раз

• 2001 год: первые пробы наркотиков в 9-12 лет!

• 2001 год:

8% молодежи (12-22 г) употребляют ПАВ ежедневно

Школы: 3% наркозависимы

Ср. спец (ПТУ, колледжи, техникумы) 12% наркозависимых

ВУЗЫ: 5% наркозависимых

 

Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ.

Аддиктивное поведение – одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

из здоровья:

Психологические модели аддиктивного поведения:

1. Успокоительная модель (релаксационная)

2. Коммуникативная модель

3. Активизирующая

4. Гедонистическая

5. Конформная

6. Манипулятивная (Демонстрация своей исключительности, завоевание авторитета)

 

Компенсаторная

Зависимость как личностное нарушение (Братусь, Зейгарник)

 

24. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Практическое значение изучения левшества для задач воспитания, школьного обучения, спортивной специализации, профессиональной ориентации.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных проблем естествознания. Первые данные о латерализации функций относятся еще к школе Гиппократа, когда наблюдались и описывались связи между односторонними ранениями головы и контралатеральными конвульсиями. К началу XIX в. накопилось достаточно много фактов о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомические данные, полученные в институте мозга АМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют о том, что уже у некоторых животных (крыс, кошек, обезьян) длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом. У человека эти различия выражены более отчетливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных зон височной области) в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны левого полушария (у правшей) крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр кровеносных сосудов в левом полушарии больше чем в правом. Есть сведения о различиях в организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые связаны с речью.

Еще более убедительны физиологические данные: при регистрации вызванных потенциалов они сначала отмечаются в правом полушарии, а потом постепенно охватывают левое. Предполагают, что это связано с разными способами переработки информации (правое осуществляет ее целостно и одновременно, а левое — аналитически и последовательно). Доказано, что левое полушарие активизируется при выполнении одних задач, а правое — других /4, 12, 44/. С помощью метода вызванных потенциалов, возникающих при звуках человеческой речи у новорожденных, получены данные о том, что у девяти из десяти детей амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем в правом, а при неречевых звуках {шум или музыкальные аккорды) — у всех десяти младенцев амплитуда вызванных потенциалов выше в правом полушарии /38/. Все это убедительно свидетельствует о том, что лево-правая асимметрия характерна для нормы и особенно отчетливо проявляется в условиях психической деятельности.

Клинические наблюдения подтверждают полученные факты: речевые нарушения возникают преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.

Все эти данные (анатомические, физиологические, клинические) убедительно свидетельствуют о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.

Е. Д. Хомская, изучая историю функциональной асимметрии мозга /44/, утверждает, что эта теория прошла несколько этапов в своем развитии. В основе первой классической концепции функциональной асимметрии лежало положение об абсолютной противоположности функций правого и левого полушарий. Считалось, что левое полушарие полностью доминантно по речи и всем психическим процессам, а правому отводилась подчиненная роль в организации психической активности. При этом, по Дж. X. Джексону, сама доминантность понималась как ведущая роль левого полушария.

К середине XIX в. интерес исследователей переместился с изучения левого полушария мозга на правое. Теория функциональной асимметрии, подкрепленная новыми данными, получила название — «концепция относительной доминантности». В ее основе по-прежнему лежала идея противоположности функций левого и правого полушарий и утверждалось представление об относительной доминантности левого полушария по отношению к речевым функциям, а также опосредованным речью психическим процессам (у правшей) и относительной доминантности правого полушария в организации невербальных гностических функций. Для этого подхода характерна идея глобальной асимметрии, предполагающая взаимосвязь между большей активностью одного полушария и доминированием контралатеральной руки, ноги, глаза и т. д.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций /44/. Такому подходу свойственны следующие положения:

— функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют моторные асимметрии (мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т. д.), сенсорные (зрительную, слуховую, тактильную) и психические (асимметрия организации речи и других психических функций). В разных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков;

— каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии;

— функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный — это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций. Результат перерезки комиссур мозга (мозолистого тела), получивший название «Модель расщепленного мозга», характеризуется триадой симптомов /36, 44/:

— аномия, проявляющаяся в нарушении способности давать отчет обо всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие;

— дископия-дисграфия, для которой характерно нарушение письма и конструктивной деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой;

— нарушение координации движений.

Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является однородным органом, а представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные функции в механизмах межполушарного взаимодействия. При частичной перерезке отдельных участков мозолистого тела возникают нарушения только одной модальности /41, 44/. Кроме того, при частичной перерезке мозолистого тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций.

Работы под руководством Э. Г. Симерницкой /34/ показали, что процессы межполушарного взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам).

Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции /36, 41, 44/. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.

25. Предмет и задачи патопсихологии. История патопсихологии

Область клинической психологии, которая возникла на стыке психологии и психиатрии. Термин «патопсихология» - Бехтерев, 1903.

Патопсихология - наука о законах нарушений (изменений) психических процессов и свойств психической деятельности. В отличие от: Психиатрия - изучение и помощь лицам с психическими болезнями. Психопатология - часть медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при отдельных психических болезнях. Патопсихология - психопатология: объект: один, человек с психическими заболеваниями метод: психологический - эксперимент, психиатрический – наблюдение предмет: психопатология - характеристики проявлений, продуктов, результатов психического нарушения; психология - закономерности нарушения психики, приводящие к этим результатам.

 

Предметом патопсихологии является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Определение Б. В. Зейгарник: "патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п. Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник):

- Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного для помощи врачу в постановке диагноза заболевания. Чаще всего - отграничение шизофрении от органических повреждений мозга или психопатии и т.д.

- Проведение экспериментально-психологического обследования с целью психиатрической экспертизы (военной, судебной, трудовой). Сложность такого исследования - больной заинтересован в исходе дела - в постановке диагноза или в признании психически полноценным, и первоначальная установка диктует больному тактику поведения на протяжении всего эксперимента, ведя к диссимуляции или аггравации болезненных нарушений.

- Исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии, оценка эффективности

- Рекомендации по реабилитационному роду деятельности, типу социального окружения на основании обследования динамики изменения психической деятельности выздоравливающего

- Участие психолога в системе психотерапевтических мероприятий.

Date: 2015-06-06; view: 796; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию