Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовой статус парламента





 

Прежде всего, следует обратить внимание на понятие «парламент» и сферу его применения на современном этапе. Необходимо выделить отличия современного парламента от сословно-представительных учреждений, существовавших ранее в зарубежных странах, обратить внимание на то, как зарубежные государства определяют этот орган в текстах своих Конституций. Представляется важным охарактеризовать представительный характер парламента, выделив некоторые принципы концепции народного (национального) представительства. Следует обратить внимание на значение верхних палат парламента как органов, главным образом, территориального представительства, а также на существующие в конституционном праве зарубежных стран исключения. Специфична социалистическая концепция народного представительства и ее отражение в конституционном праве социалистических стран, что также представляет интерес при оценке значения парламентов (Конституция КНР, Конституция Республики Куба, Конституция КНДР). В зависимости от объема конституционной компетенции парламента, следует различать ее виды. Можно выбрать некоторые страны из курса конституционного права зарубежных стран и определить, к какому виду относятся парламенты этих стран с точки зрения их классификации по объему компетенции.

Анализируя законодательную компетенцию парламента, следует иметь в виду именно принятие законов, обратить внимание на выделение понятия закона в формальном и материальном смысле в текстах самих Конституций (ст. 70, 76 Конституции Италии, ст. 34, 38 Конституции Франции).

Необходимо определять значение понятий «функции парламента» и «полномочия парламента», разбираться, с помощью каких полномочий реализуются функции парламента.

Важным представляется анализ различных полномочий парламента.

Следует ориентироваться в вопросах делегированного законодательства, определить возможные функции парламента, анализировать нормы Конституций, регламентирующие осуществление такого законодательства (Конституции Испании, Италии, Германии, Франции).

Одним из важных моментов характеристики полномочий парламента являются его судебные полномочия, хотя при этом необходимо различать процедуру импичмента (парламентского преследования) с другими полномочиями, например, с вынесением вотума недоверия правительству. Некоторыми особенностями в регламентации судебных полномочий парламента обладает законодательство Великобритании или Франции.

Необходимо охарактеризовать парламентское право, определить его место в системе конституционного права.

Структура парламента и организация его палат имеют важное значение. Обычно считают достаточным определить, одно- или двухпалатный парламент существует в конкретном государстве. Но этого явно недостаточно. Необходимо уяснить еще способы формирования палат, возможную взаимосвязь структуры парламента с формой правления, политико-территориальным устройством и политическим режимом государства. Важно выявить взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями. Следует разбираться в двухпалатной системе парламента и оценивать ее значение. Целесообразно обратить внимание на такой способ разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью, как роспуск парламента или его нижней палаты, определив его значение в конституционном праве. Следует разобраться в системах организации руководства парламентами и их палатами, осознавать, почему в двухпалатных парламентах, чаще всего, отсутствует должность председателя парламента.

В связи со структурой парламентов необходимо помнить о различного рода вспомогательных органах парламентов зарубежных стран, уметь оценивать их роль и характеризовать черты, отличающие их от других органов.

Очень серьезным вопросом конституционного права зарубежных стран является статус парламентария. Прежде всего, целесообразно определить это понятие. Надо иметь в виду, что исходным моментом является характер мандата парламентария. Изучающие курс конституционного права зарубежных стран должны четко различать свободный и императивный мандат, выделяя особые черты каждого из них. Поможет в этом анализ Конституций, а также регламентов палат (Конституции КНДР, КНР, Франции, Германии). Необходимо обратить внимание на такие гарантии статуса парламентария, как иммунитет и индемнитет, имеющий два значения. В ряде стран существуют некоторые особенности в распространении иммунитета, где играет роль срок полномочий парламентария (Германия, США). Особый подход к таким гарантиям статуса члена парламента несет в себе социалистическая доктрина. Необходимо ориентироваться во взаимоотношениях между парламентариями и политическими партиями, в которых они состоят, сформировать свое мнение по вопросу неформального воздействия групп давления на парламентариев. Надо иметь в виду, что многие вопросы, относящиеся к организации и деятельности парламентов и статусу парламентариев, регулируются не только Конституциями. Поэтому внимательно следует проанализировать регламенты палат и другие нормативные акты (например, Закон о правовых отношениях членов Германского Бундестага 1977 г.).

Учитывая, что на современном этапе парламент в ряде зарубежных стран считается действующим в сессионном порядке, важно иметь в виду инициаторов созыва сессий парламента и субъектов права их созыва, охарактеризовать принципы дисконтинуитета и континуитета (США, Индия).

Представляется важной характеристика парламентских процедур. Значение имеют различия между сессией и заседанием, различие процедур на пленарных заседаниях палат и в комитетах, варианты голосования, способы сокращения парламентских дебатов. Следует проанализировать и сравнить конституционно-правовое регулирование процедуры заседания парламентов в выбранных двух зарубежных странах (Италии и Великобритании).

Очень важным вопросом является порядок деятельности парламента по созданию законов, то есть законодательный процесс. К сожалению, многие не очень четко различают законодательный процесс и законотворческий процесс, который является более широким понятием. На это следует обратить внимание.

Необходимо уметь определять стадии законодательного процесса и оценивать их значение. Конституции зарубежных стран по-разному регламентируют законодательный процесс, но достаточно конкретно. На примерах Конституций зарубежных стран можно проследить путь законопроекта от первой до последней стадии, выявить особенности законодательного процесса некоторых стран («чрезвычайное законодательное положение» в Германии, «челнок» во Франции). Затруднения часто вызывают понятия «народная инициатива» и «гражданская инициатива». Определив понятия, отличия, значение и конституционное оформление этих институтов в Конституции Италии и Основном Законе Германии, следует определить роль нескольких чтений при обсуждении законопроектов в парламенте.

Нужно обратить внимание на последний этап законодательного процесса – санкционирование, промульгацию и опубликование. Каждый из этих терминов несет в себе определенную смысловую нагрузку. Можно проследить, как Конституции зарубежных стран называют эту стадию законодательного процесса, с какого момента законопроект становится законом. Целесообразно учесть особенности принятия органических, финансовых законов, законов о ратификации международных договоров.

Определяя иные специальные парламентские процедуры, следует отличать выборы от назначений, оценивать контрольные процедуры парламентов. Важно ориентироваться в формах контроля парламентов над правительством. Обратить внимание следует на различия в терминах и понятиях, выявление соотношения между ними. Например, попробовать выявить отличия запроса парламентариев от вопроса правительству, определить соотношение понятий подотчетности, подчиненности и ответственности, охарактеризовать интерпелляцию и последствия ее применения, проанализировать результаты парламентских расследований и т.д.

Вопрос политической ответственности правительства перед парламентом тесно связан с формой правления государства. Следует обратить внимание на формы этой ответственности, между которыми есть различия: вотум недоверия и отказ в доверии. Интересен «конструктивный» вотум недоверия в Германии, предотвращающий в какой-то мере возможный правительственный кризис в стране. Необходимо проанализировать понятие и значение резолюции порицания, порядок ее применения.

Политическую ответственность следует отличать от юридической ответственности должностных лиц. Следует четко понимать, что основанием такой ответственности является правонарушение. Целесообразно выделить три основные модели соответствующих парламентских процедур, проанализировав их по текстам Конституций США, Франции, Германии и определив свои предпочтения.

Изучив материал о вспомогательном аппарате, следует усвоить его понятие, назначение, структуру и функции. Необходимо определять виды помощников парламентариев и отличать статус помощников члена парламента от его консультантов.

Необходимо обратить внимание на характеристику различных органов, учреждений и должностных лиц при парламентах, определив их роль в функционировании парламентов.

Для того, чтобы проверить, насколько изучен материал, можно сравнить некоторые институты конституционного права зарубежных стран с отечественным конституционным правом, сравнить Конституции выбранных стран с Конституцией Российской Федерации, а также схематично изложить вопросы структуры парламентов и их взаимоотношений с другими органами государственной власти.

Дополнительная литература:

1. Маклаков В.В. Парламенты стран-членов Европейского Союза. М.: ИНИОН, 2004.

2. Депутат парламента в зарубежных странах. М.: Ю.Л, 2005.

4. Яценко И.С. Современный парламентаризм и парламентские системы в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовое и сравнительное исследование. – М., 2002.

5. Яценко И.С. Генезис концепций разделения властей, конституционализма и парламентаризма в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. – В книге: Осуществление политической и правовой реформ в Российской Федерации. Вып. 5-й, Москва, 1997 г.

Яценко И.С. Институционализация систем законодательных(представительных) органов власти в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовой и сравнительный анализ. Москва.2012.

Рекомендации к лекции и «круглому столу» № 3 на тему:

Глава государства и Правительство в зарубежных странах:

Date: 2015-06-06; view: 868; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию