Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неточность вопросов выражается в двусмысленном употребле­нии понятий и вопросительных слов





Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софис­ты. Один из них — софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера отве­та — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно призна­ет, что у него есть или были раньше рога.

: Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?» Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется.

Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Со­фист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качест-

: венные характеристики, как форма и относительная величина объ-

? екта.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определеннос-| ти вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами 8 по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

; В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто имеется в; виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть; выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по воз­расту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда эпоха, век, год, месяц, число; где континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.


Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи»?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возмож­ных ответа:

1) «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;

2) «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;

3) «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи». Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверж­дения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Куре­ние вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

1) «Курение вредно и аморально»;

2) «Курение вредно, но не аморально»;

3) «Курение не вредно, но аморально».

Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утверди­тельным ответом.

Знание логического механизма постановки вопросов и констру­ирования ответов на них служит рациональной основой успешного проведения допросов, освидетельствований, опознания и других су-дебно-следственных действий, продуктивных в социологии и эффек­тивных полемических выступлений в политике.

Объединенную типологию вопросов и ответов см. на рис. 45 и 46.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие виды вопросов и ответов Вы знаете?

2. В чем специфика ли-вопросов и что-вопросов?

3. Какие Вы знаете типы вопросов?

4. Какие виды ответов Вам известны?

ТИПОЛОГИЯ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Вопросы

По существу темы

Отношение к теме

С

Не по существу темы

Семантическая характеристика

Корректные

Некорректные

Познавательная функция

Уточняющие «ли-вопросы»

Восполняющие «что-вопросы»

Простые

Структура

Сложные

Конъюнктивные

Смешанные | Дизъюнктивные

Рис. 45


Ответы

Отношение к вопросу

По существу вопроса

Не по существу вопроса

Семантическая характеристика

Истинные

Область поиска ответов

Прямые

Косвенные

Грамматическая структура

Краткие

Развернутые

Date: 2015-06-06; view: 468; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию