Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример. Полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Общая полезность – это удовлетворение, которое получают от потребеления определенного набора единиц товара или услуги. Предельная полезность – полезность, равная приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги. Предельная полезность – то удовлетворение, которое будет получать потребитель от последующей покупки.

 

Поведение потребителя с позиций теории предельной полезности

 

Теория предельной полезности возникла в последней трети XIX в. Разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У. С. Джевонсом.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в 1844 г. Сам термин «предельная полезность» впервые использовал Ф. ф. Визер.

 

Под предельной полезностью (marginal utility) понимается прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу. По мере того, как количество потребляемого товара увеличивается предельная (дополнительная) полезность уменьшается. В этом заключается закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена), который лежит в основе закона спроса.

Пример.

В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Предельная полезность, таким образом, обратно пропорциональна объему потребления.

 

Приведем пример использования закона убывающей предельной полезности при объяснении выбора потребителя.

Предположим, что имеется товар X по цене – 50 грн, и товар Y – по цене 100 грн. Покупатель пришел в магазин, имея 350 грн. Как распределится его бюджет при покупке данных товаров?

Оценим предельную полезность товаров X и Y в баллах исходя из субъективных представлений. Согласно этой оценке, наибольшее удовлетворение покупателю принесет покупка товара Y. Однако, при покупке учитывается не только предельная полезность, но и цена товара. А цена товара Y в 2 раза превышает цену товара X.

Принятие решения осуществляется исходя из полезности на единицу затраченных средств. В таблице представлены данные по MU на 1 грн. Как видно, максимально удовлетворит потребности покупателя покупка трех единиц товара X и двух единиц товара Y. При других комбинациях суммарная полезность будет меньшей для данного покупателя.

Таблица

Выбор сочетания товаров X и Y, максимизирующего полезность

 

Количество, шт. Товар X (Р = 50 грн.) Товар Y (Р = 100 грн.)
MU MU на 1 грн MU MU на 1 грн
    0,1 0,08 0,06 0,04 0,02   0,09 0,06 0,05 0,03 0,01

 

Таким образом, потребитель стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который бы ему позволил в максимальной степени удовлетворить потребности. Это возможно при условии потребительского равновесия, которое достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны (второй закон Госсена).

В рассмотренном примере потребительское равновесие 3/50 = 6/100.

 

Если цена товара Y снизится вдвое, то на те же 350 грн. потребитель сможет приобрести три единицы товара X и четыре единицы товара Y. Таким образом, при снижении цены количество купленных товаров будет возрастать.

 

Данный подход относится к кардиналистской (количественной) теории (Менгер, Джевонс, Вальрас, Маршал и др.), которая предполагает измерение полезности в т.н. «ютилях». Однако, такая оценка полезности носит субъективный характер (одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности).

 

Нобелевский лауреат П. Самуэльсон и профессор В. Нордхаус дали негативную оценку всем попыткам применить полезность для измерения ценности благ. Они писали: «Полезность есть абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта. Полезность невозможно измерить. Она суть лишь аналитическая конструкция, предназначенная объяснить схему, по которой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между полезными товарами».

 

2. Представители ординалистской теории (Парето, Хикс и др), предложили перейти от абсолютных измерений предельной полезности к относительному анализу потребностей, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей другими комбинациями, или наборам товаров. Инструментом такого анализа являются кривые безразличия, которые изображают альтернативные наборы товаров, которые удовлетворяют одинаковый уровень полезности. С их помощью графически показывается равновесие потребителя.

Пример. Потребитель располагает фиксированныйм денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает товар X и товар Y. Очевидно, что сущетсвуют различные комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Согласно данному подходу считается, что потребитель в равной мере безразличен к комбинациям этих товаров.

Количество товара Х, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления товара Y на единицу,называется предельной нормой замещения товара Y товаром Х.

где MPS – (marginal rate of substitution) – предельная норма замещения

Помимо кривых безразличия в анализе используется бюджетная линия. Если кривые безразличия характеризуют желание потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности, ограниченные размером потребительского бюджета:

I = PxQx + PyQy.

Бюджетная линия представляет собой прямую с отрицательным наклоном, каждая точка которой отображает набор из двух товаров, которые требуют одинаковых затрат на их приобретение.

Кривые безразличия Бюджетная линия Потребительское равновесие

 

Стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, потребитель попадает в положение потребительского равновесия (на графике – точка М). Оно определяется точкой касания бюджетной линии к кривой безразлия, в которой:

 

MPSxy = Px/Py

 

Кривая «цена-потребление» проходит через все точки потреби-тельского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров.

Кривая «доход-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с разными уровнями дохода и показывает соотношение между доходом потребителя и количеством товаров, которые покупаются. На этой основе строятся кривые Энгеля, которые показывают зависимость затрат потребителя на ту или другую группу товаров от уровня его дохода.

Анализ предельной полезности также позволяет осмыслить такую категорию как потребительская рента – это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить и той суммой денег, которую он реально уплатил.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Игровые методы в физическом воспитании | Тема № 1. Основы информатики и информационных технологий

Date: 2015-06-06; view: 2793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию